«Развитие музыкальных способностей дошкольников средствами музыкального фольклора»
учебно-методический материал (старшая группа) на тему

Скворцова Елена Васильевна

Развитие музыкальных способностей дошкольников средствами музыкального фольклора

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.ped_.opytmoy-gotovyy.docx95.07 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Скворцова Елена Васильевна

Тема «Развитие музыкальных способностей дошкольников средствами музыкального фольклора»

Актуальность и перспективность опыта

        Отточенное веками, сохранившееся в сотнях поколений народное творчество  является одной из высших духовных ценностей русского народа. В художественно-эстетическом образовании и воспитании дошкольников значительную роль играет приобщение к народному музыкальному творчеству, к народной музыкальной  культуре. Народное музыкальное творчество Н.В. Гоголь образно называл «звучащей историей», «звонкими живыми летописями».

         Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа не случайно. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому, очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения.

         Основой при формировании эстетического сознания дошкольников должны стать художественные ценности традиционной национальной культуры народа, источником и фундаментом которого является фольклор.

          На современном этапе главная задача музыкального воспитания дошкольников средствами музыкального фольклора – повернуться лицом к народной музыке, когда ещё только закладываются основные понятия у ребёнка, формируются речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки.

     Еще несколько десятилетий назад жизнь малыша с самого раннего детства сопровождалась песней. Сначала это были пестушки, потешки, колыбельные, которые ему, пели мама и бабушка. Затем вместе с товарищами во время игр он выкрикивал-напевал заклички, дразнилки, приговорки. Подрастая, ребенок приобщался к труду, и в его жизнь входили взрослые песни — трудовые, обрядовые, лирические, шуточные.

Но с течением времени жизненный уклад людей кардинально изменился, и, как результат, прервалась цепочка непосредственной передачи песенного наследия народа.

      «Все начинается с детства». Нам всем хорошо известны эти слова В. А. Сухомлинского. С детского сада и нужно развивать ребенка эмоционально. Одним из самых мощных средств воздействия на духовную сферу человека является музыка. В младшем возрасте серьезные музыкальные произведения для понимания ребенка часто недоступны, а пение народных песен всегда вызывает у детей положительные реакции: радость от коллективного исполнения, чувство единения с товарищами, наполнение особой энергией всего существа ребенка.

«Запоют дети — запоетнарод», - писал К.Д Ушинский.

Детский музыкальный фольклор – это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. Детский музыкальный фольклор несёт в себе огромный воспитательный заряд. Вся ценность его заключается в том, что с его помощью мы легко устанавливаем с ребёнком эмоциональный контакт, эмоциональное общение.

Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приёмов).

Целостность педагогического процесса в нашем ДОУ осуществляется реализацией программы «От рождения до школы» под редакцией  Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой , которая предусматривает: воспитание интереса к музыке, эмоциональную отзывчивость, знакомство с музыкальными жанрами, развитие эстетического восприятия, музыкальной культуры, певческого голоса, навыков движения под музыку. Но для  приобщения ребенка к своей национальной культуре  необходимо  создать  такие  условия,  которые  дают возможность  и  педагогам,  и  детям  погрузиться  в  мир  народного  быта,  народной  культуры  в  целом.

Изучив ряд парциальных программ, основанных на русском фольклоре, я остановила свой выбор на программе М. В. Хазовой «Горенка». По проблеме приобщения детей дошкольного возраста к мордовской народной культуре средствами музыкального фольклора за основу мною взят региональный модуль программы «Мы в Мордовии живём» О.В. Бурляевой, Л.П. Карпушиной .

Цель: привлечение детей дошкольного возраста к народной культуре, воспитание на народных традициях и обрядах.

Задачи:

  • Знакомить детей с разнообразными формами русского и мордовского  музыкального  фольклора.
  • Формировать исполнительские навыки  в области пения, музыкально-ритмических движений.
  • Развивать воображение, эмоциональность, творчество ребенка.
  • Воспитывать чувство национальной гордости за свой народ, его культурное наследие, воспитывать внимательное отношение к слову, культуру речи.
  • Воспитывать доброе, уважительное отношение к старшим.
  • Усваивать язык своего народа, нравы, обычаи через фольклор, календарные, обрядовые и семейно-бытовые праздники.

 Свою работу я условно разделяю на несколько направлений:

  • Слушание  русской  и  мордовской народной музыки, песен.
  • Знакомство с народными  музыкальными играми и хороводами.
  • Знакомство с народными музыкальными инструментами.
  • Знакомство с традициями и обрядами русского, мордовского, татарского  народа.

Новизна темы заключается в осуществлении   художественно-эстетического цикла через интеграцию художественно - творческой деятельности детей, как одной из форм взаимосвязи, взаимопроникновения различных направлений по приобщению детей к  народной культуре.   Создана система в формировании  ритмических и инструментальных импровизаций, танцевальных композиций,  несложных игровых миниатюр,  инсценировок Внедрён метод проекта.  Коллективные творческие проекты дети демонстрируют на народных праздниках, концертах.

          Приобщение к  национальным  культурным ценностям  происходит в процессе ознакомления с образцами песенного народного творчества (на примере попевок, закличек, народных песен, хороводов, традиционных народных игр); устного народного творчества (на примере потешек, прибауток, пословиц, поговорок, народных сказок); с традиционными русскими ремеслами (Гжель, Хохлома, дымковская игрушка, городецкая роспись) на занятиях по музыке, развитию речи , театрализованной игре.

В течении трёх лет  были поставлены музыкально-театрализованные представления по народным сказкам: «Гуси-лебеди», «Теремок», «Колобок»; мордовские народные сказки «Как собака друга искала», «Скрипочка». В процессе игры ребенок познает новые музыкальные образы, приобретает умения и навыки, развивает свою фантазию. Причем развитие способностей происходит как бы само собою, в занимательной и увлекательной игровой форме, что лишает воспитательный процесс назидательности.

               Музыкальные занятия проходят в интересной, увлекательной форме, каждый ребенок принимает непосредственное участие во всех видах деятельности, предложенных на занятии. Содержание и форму проведения каждого занятия тщательно продумываю, стремлюсь, чтобы занятие максимально решало поставленные задачи: образовательные, воспитательные и развивающие.

                Так, работа по обучению пению занимает значительное место в системе работы. На музыкальных занятиях навыки пения прививаю детям постепенно, по известному принципу – от простого к сложному.

                 Хочу отметить, что дошкольникам свойственно наглядно – образное мышление. Поэтому при ознакомлении с народной культурой необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, но и «живые» наглядные предметы и материалы: национальные костюмы, предметы быта.

              В связи с этим возникла необходимость создания «Комнаты национальной культуры». Освободив в МДОУ небольшое помещение, соорудили в нём русскую печь, поставили кровать с подзорами, накрыли её одеялом из лоскутков, сделали деревянные лавки, постелили самотканые половики, развесили национальные костюмы.

                 Благодаря совместной работе педагогов и родителей появились предметы русского быта: чугунок, ухват, кочерга, пряха, гребень, народные игрушки, национальные костюмы.

             Знакомить с фольклором начинаю детей с младшей группы. Большинство малышей к моменту прихода в детский сад уже имеют небольшой багаж впечатлений, связанных с народным музыкальным фольклором: слышали колыбельную песню мамы;  весёлое подпевание плясовой мелодии. Эти первые впечатления я стараюсь закрепить и расширить с первого дня пребывания ребёнка в детском саду, давая понятные и близкие им народные песни, потешки, попевки, пляски, мелодии, которые так богаты жизнелюбием, добрым юмором, оптимизмом и неиссякаемой энергией русского народа.

Это такие песенки, как: “Петушок”, “Ладушки”, “Зайка”, “Солнышко”, “Сорока – сорока” и т.д.. Они для детей просты по мелодии и понятны по содержанию, отражают окружающий мир ребёнка. По тексту песни очень лаконичны, построены на повторе одной музыкальной фразы, не требуют быстрого темпа, исполняются не торопливо, с хорошей дикцией. Звукоподражания используются для создания яркого образа и вызывают эмоциональный отклик у ребёнка

            Работая с малышами над музыкально-ритмическими движениями,  я постоянно обращаюсь к русским народным мелодиям, например: “Из-под дуба”,“Ах вы сени”, “Как у наших у ворот”, “Пойду ль выйду ль я”, “Ах ты берёза”, “Я на горку шла”, “Я рассею своё горе”,  используя элементы программы «Топ, хлоп, малыши» (авторы А. Буренина, Т. Сауко).

              Постепенно, в зависимости от возраста детей, расширяю репертуар народных песен и мелодий, усложняю его.

           В более старшем возрасте  стараюсь  уделить больше внимания региональному фольклорному материалу.    

              Дети с удовольствием исполняют русские хороводные песни  «Во поле берёза стояла», «На горе – то калина», «Ходит Ваня»; мордовские народные песни «Авкаймолянмонвирев», «Луганясакелунясь»

            Подбирая репертуар для исполнения, для инсценирования, останавливаю свой выбор на песнях, доступных детям по содержанию, интересных по сюжету; слежу за тем, чтобы диапазон этих песен соответствовал возрасту детей. Большой интерес дети проявляют к песням, которые можно инсценировать: «Как у наших у ворот», «Ой, вставала я ранёшенько», «Валенки», «Где был, Иванушка?» и т. д. На основе имеющихся у детей музыкально – двигательных навыков, я разучиваю с ними русские пляски «Кадриль») Пляска тесно связана с народной музыкой. Пляска, как и песня, отражает лучшие черты  национального характера.

             Сначала учу ребят выразительно исполнять элементы движений русской пляски: простой хороводный шаг, шаг на всей ступне, шаг с притопом на месте, приставной боковой шаг, полуприсядка, также постепенно начинаю знакомить с отдельными элементами мордовского танца. Для детей средней группы самые простые элементы: «лебёдушка», «вертушок», которые использую в мордовском танце «Мордовские матрёшки». Одним из распространённых движений являются хлопки в ладоши.

             В старшей группе знакомлю с более сложными движениями русской пляски :припадание, «ковырялочка», «гармошка», «веревочка» и др.; с более сложными элементами мордовского танца, такими  как «замочек», «солнышко», кружения, повороты, которые являются основой мордовского танца.

            Детям очень нравятся такие русские народные танцы, как: «Кадриль», танец

«матрешек», танец «Яблочко», мордовские танцы «Кштема», «Мордовские матрёшки».

             С целью развития у детей чувства ритма использую игру  на детских музыкальных инструментах: ложках, колокольчиках, свистульках. Эти инструменты впоследствии использую в плясовых песнях и играх на праздниках и развлечениях.

             Вся работа с детьми строится на обрядах - потому что для ребенка это прежде всего встреча со сказкой. Дети с огромным удовольствием принимают участие в календарных и обрядовых праздниках, потому что в них нет определенных строгих рамок, они спонтанны и основываются на знакомом фольклорном материале.

             Встречаем и провожаем Масленицу, зазываем весну, закликаем птиц, приносим веточки вербы и ждем, пока они распустятся. На Пасху красим яйца, устраиваем конкурс на самое красивое яичко к Христову дню. Прощаясь с осенью, провожаем ее песнями, играми, хороводами , устраиваем Покровскую Ярмарку.

            Игра, игры - хороводы составляют часть каждого занятия  по национальной культуре и подбираются согласно его тематике. Любимыми играми детей стали: «Золотые ворота»,  Гори- гори ясно»,« Жмурки», « Каравай»,  « Баба яга» и т.д., мордовские игры «Горшки», «Солнышко и жаворонушки». , и т.д.

 « Заря – заряница», «Золотые ворота»,  Гори- гори ясно»,« Жмурки», « Каравай»,  « Баба яга» и т.д.

          Ежегодно наш детский сад принимает  участие в  концерте в рамках республиканского фестиваля народного творчества «Шумбрат, Мордовия!»; в праздничных программах, посвящённых « Дню села», «Дню Матери», «Дню пожилого человека»; торжественных митингах, посвящённых празднованию Великой Победы, детских праздниках, посвящённых «Дню Защиты Детей».

          С огромной радостью дети примеряют костюмы, предназначенные для выступления. Костюм помогает ребёнку войти в образ, и тогда  действие становится более выразительным.

        Отдельные элементы народных костюмов предлагаю детям на музыкальных занятиях и вечерах развлечений (платочки, косыночки, ленточки, кокошники, фартуки и т. д.)

Используя народные костюмы на народных праздниках и развлечениях, я приобщаю детей к  народному искусству, воспитываю в них национальную гордость. Большую пользу приносят детям и выступления взрослых в детском саду. Пляшет русскую Дед Мороз, плавно движется в русском танце Василиса Премудрая, лихо отплясывает Петрушка, роль которых играют воспитатели.

Неформальный подход к работе с родителями помогает найти в них единомышленников, они становятся активными участниками в работе по приобщению детей к истокам народной  культуры. Ежегодно являются участниками выставок « Осенняя фантазия », « Город мастеров», помогают своим детям в изготовлении атрибутов, творческих заданий: «Сочини сказку», «Придумай колыбельную песню», «Изобрети свой инструмент».

Родители участвовали в праздниках и развлечениях: готовили угощение к развлечениям , пекли блины на Масленицу .

 В процессе совместной работы специалистов ДОУ, родителей, через различные формы приобщения к истокам русской ,мордовской, татарской  народной культуры, у детей формируются эмоциональная  причастность  к наследию прошлого, приобретается совокупность культурных ценностей, что способствует развитию духовности -интегрированного свойства личности, которое проявит себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно-патриотических позиций.

Хорошими помощниками в моей работе являются технические средства обучения –магнитофон, ноутбук. На занятиях и в часы досуга дети слушают в грамзаписи различные мелодии, песни,  народные сказки. С большой радостью дети прослушивают магнитофонные записи, в которых сами принимают участие. Я записываю мелодии, которые дети исполняют на детских музыкальных инструментах, песни, инсценировки. Снимая на видеокамеру фольклорные мероприятия, я имею возможность детям показать их выступления по ноутбуку. Дети оценивают свои выступления. Используя ТСО для приобщения детей к  народному творчеству, я продолжаю развивать в них чувство любви к родному искусству.

Свою работу  с детьми по развитию музыкальных способностей средствами музыкального фольклора строила по следующим принципам:

  • От общего к частному (в формировании духовно- нравственных установок). Дети более эмоционально отзывчивы на воздействия героев сказок, эпоса; могут ощущать их положительную или отрицательную позицию, т. е. находиться в действии.
  • Интегрированный подход (тесная связь с музыкой, театром, изодеятельностью, игрой, трудом, литературой, ознакомлением с окружающим).
  • Программно-действенный подход, т.е. связь с окружающим миром, с основами искусства.
  • Игровой принцип, - данный принцип соответствует возрастным психологическим особенностям детей, моделирует ситуации общения, позволяет чувствовать себя раскованно: говорить, смеяться, двигаться.
  • Принцип вариативности содержания предусматривает широкие возможности для творческого подхода, включение в материал новых модулей, например, «Двигательно-ритмический». Количество                                                                                                                    тем может меняться в зависимости от возраста  детей, условий, развивающей среды, желаний.

Наличие теоретической базы опыта.

  1. Мы в Мордовии живём : примерный региональный  модуль  программы дошкольного образования / под ред. О.В. Бурляевой , Л.П. Карпушиной, Е.Н. Киркиной. -  Саранск, 2011
  2. Т.Н. Сауко , А.И. Буренина . Топ-хлоп, малыши: программа музыкально-ритмического воспитания детей 2-3 лет. - СПб., 2001.
  3. Н.Ф. Сорокина ,Л.Г.  Миланович  «Театр- творчество - дети». Программа развития творческих способностей средствами театрального искусства. - М.: МИПКРО, 1995.
  4. Т.И. Суворова   Танцевальная ритмика для детей. Авторская программа - Музыкальная палитра, Санкт-Петербург , 2011.
  5. М.В. Хазова  «Горенка». Программа комплексного изучения музыкального фольклора. - М.: «Владос», 1999.
  6. О.Л. Князева, М.Д. Маханева  Приобщение детей к истокам русской  народной культуры Санкт-Петербург; «Детство-Пресс»,2000

Ведущая педагогическая идея   заключается в   формировании  устойчивого интереса и любви к народному искусству,приобщению детей к лучшим национальным традициям.

Чтобы реализовать идею, мною разработана программа «Народный фольклор».

Цель программы:

 Обогащение духовной культуры детей, формирование устойчивого интереса и любви к народному искусству.

Задачи программы:

  • Дать общее представление о содержании и объёме понятия «детский фольклор», о его классификации, основных жанрах, их функциях, и художественном своеобразии.
  • Приобщать детей к лучшим национальным традициям, знакомить с музыкальным фольклором.
  • Развивать кругозор, интерес к народному слову, его истории.
  • Развивать познавательный интерес, любознательность к народной культуре.
  • Способствовать развитию музыкально-творческих способностей дошкольников
  • Воспитывать чувство национальной гордости за свой народ, его культурное наследие, воспитывать внимательное отношение к слову, культуру речи.
  • Воспитать человека-патриота, носителя традиций и чаяний своего народа.
  • Воспитывать доброе, уважительное отношение к старшим.
  • Усваивать язык своего народа, нравы, обычаи через фольклор, календарные, обрядовые и семейно-бытовые праздники.

Оптимальность и эффективность средств.

       При работе с детьми использую следующие принципы организации воспитательного процесса: наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, связь теории с практикой обучения и жизнью. В работе с детьми использую следующие методы: наглядный, словесный, практический. Знакомя детей с жителями республики и их традициями, организовываю в форме беседы на темы: «Народы Республики Мордовии», «Жители Мордовии» и др. Воспитывая чувство гордости за свою малую родину, за мордовский народ, знакомлю детей с именами знаменитых земляков, уроженцев родного посёлка. Углубляя представления о родном крае, детям даю элементарные сведения о республике, объясняю, почему республика называется Мордовия, связывая название с мордовским народом.

Результативность работы подтверждается наличием заметной положительной динамики.

Графический анализ

мониторинга по освоению программы «Народный фольклор»

за 2010-2013 уч. год

  • Создана система поэтапного, последовательного музыкального развития ребенка средствами фольклора.
  • Разработаны эффективные методы и приемы развития песенного творчества на фольклорном материале.
  • Обогатилось методическое обеспечение по данной теме.
  • Разработаны сценарии народных праздников, конспекты занятий по ознакомлению детей с  русским, мордовским песенным фольклором, картотека хороводов и подвижных игр.
  • Повысился интерес дошкольников к народной культуре и традициям.

Наши воспитанники  активные участники концертов в ДК, на праздничных мероприятиях поселка. Ежегодно наш детский сад принимает  участие в  концерте в рамках республиканского фестиваля народного творчества «Шумбрат, Мордовия!»; в праздничных программах, посвящённых « Дню села», «Дню Матери», «Дню пожилого человека»; торжественных митингах, посвящённых празднованию Великой Победы, районных мероприятиях, посвящённых  Дню Защиты Детей.

Возможность тиражирования

В целях обмена опытом с коллегами, я провожу открытые занятия, театрализованные представления, выступаю на семинарах, заседаниях педагогического совета; завершила работу над проектом «Ты единой России частица», где обобщающим этапом было открытое мероприятие на методическом объединении педагогов ДОУ Лямбирского муниципального района «Это ты - Родина моя!»

В 2012 году мой опыт работы на тему «Развитие музыкальных способностей дошкольников средствами музыкального фольклора» был представлен в отделе национального вещания «Сияжар» ГТРК-Мордовия.

Мои работы:  

  • «Это ты - Родина моя»,
  • «Покровская ярмарка».

опубликованы  в методическом пособии «Детям о Мордовии» /авт.-сост. О. В. Бурляева , Е. Н. Киркина.  -  Саранск , 2013,

Для родителей провожу индивидуальные консультации, беседы на родительских собраниях.

Приложения, наглядно иллюстрирующие основные формы и приёмы работы с детьми

- «Ты единой России частица». Развлечение для детей старшего дошкольного возраста с использованием регионального компонента

- «В хороводе были мы». Конспект  открытой НОД с использованием народного фольклора в старшей группе .

- «Ярмарка». Сценарий фольклорного развлечения для детей старшего дошкольного возраста.

-  «Мы чтим традиции наши». Презентация опыта работы по патриотическому воспитанию дошкольников.

- Презентация «Взаимодействие музыкального руководителя ДОУ с родителями в контексте ФГТ».

- Представление собственного инновационного педагогического опыта

В международной педагогической олимпиадеhttp://pedolimp.ru/konkurs .php

моя конкурсная работа  «Земля моя, тобою я живу» стала лауреатом  XXI конкурса  «Мой край, моя Родина» (дошкольный возраст).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие музыкальных способностей дошкольников средствами музыкального фольклора

Данная статья является результатом моего педагогического исследования  по теме "Развитие музыкальных способностей дошкольников средствами музыкального фольклора" Работа будет интересна педагогам,...

План самообразования "Развитие музыкально-творческих способностей дошкольников средствами музыкального фольклора".

Значение различных форм русского фольклора в музыкальном воспитании дошкольников трудно переоценить. Включение музыкального фольклора в программу положительно отражается на них.Дети узнают много новог...

Развитие творческих способностей дошкольников средствами музыкального фальклора

   Русское народное творчество – это животворящий неиссякаемый источник песен, прибауток, сказок, былин, пословиц и поговорок, в которых отражается жизнь народа, его быт, уклад,...

План самообразования "Развитие музыкально-творческих способностей дошкольников средствами музыкального фольклора"

Значение различных форм русского фольклора в музыкальном воспитании дошкольников трудно переоценить. Включение музыкального фольклора в программу положительно отражается на них.Дети узнают много новог...

Статья На тему: Развитие музыкальных способностей дошкольников средствами музыкального фольклора.

Из копилки опыта музыкального руководителя ГБДОУ Детский сад №51 комбинированного вида Московского района г.Санкт-Петербурга.Статья На тему: Развитие музыкальных способностей дошкольников средствами м...