Творческий проект "Развитие музыкально-творческих способностей дошкольника средствами игрового фольклора"
проект по музыке (старшая, подготовительная группа) на тему

Гришанова Наталья Анатольевна

Творческий проект.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_proekt.doc66.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Управление образованием администрации Ижморского муниципального района

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Ижморский детский сад №2  общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому направлению развития воспитанников.

Творческий проект

«Развитие музыкально–творческих способностей дошкольника средствами игрового фольклора»

                                                                     Автор проекта : муз. руководитель

                                                                           МБДОУ Ижморский д/с №2.

                                                                                           первой квалификационной категории
                                                                                  Гришанова Наталья Анатольевна
                                                                       

2015г.

Тип  проекта: творческий

Возраст: 5-7 лет

Продолжительность  проектной  деятельности:

сентябрь 2015г. – май 2016 г. (9 мес.), долгосрочный

Участники  проекта: дети, педагоги, родители

Образовательная  область: художественно – эстетическое развитие

Актуальность  проекта:

Изучение  фольклора  представляет  интерес  в  условиях  современности. Ребёнку  доступно  и  понятно  народное  творчество. Фольклор  обладает  огромной  художественной  и  воспитательной  ценностью : формирует  художественный  вкус ребёнка, обогащает  речь  эпитетами, поэтическими  оборотами. Таким  образом, фольклор  становится близким  детям, способствует  пробуждению  любви  к  родной  природе, национальному  искусству, развитию  интереса  к  истории  народа, его  быта.

Цель  проекта: заинтересовать и приобщить детей и взрослых к народным праздникам,  традициям, обычаям.

Задачи  проекта:

  • развивать интерес детей к народному творчеству, познакомить с народными играми, традициями, обычаями.
  • обучать игре на ударных народных инструментах,   разучивать  народные песни,  потешки,  знакомить с народными играми.
  • формировать у детей потребность получать  новые знания о фольклоре.
  • воспитывать  любовь  к  народному  творчеству через игру.

Продукты  проекта:

  •  для  детей: участие в фольклорных праздниках  («Масленица», «Рождественские святки», «Троица святая»).
  • для  педагогов: презентация проекта «Развитие музыкально-творческих способностей дошкольника средствами игрового фольклора».
  • для  родителей: просмотр и участие в фольклорных праздниках вместе с детьми,  фотоотчёт о  проведенных  мероприятиях.

Изготовление атрибутов к народному костюму совместно с родителями. Изготовление шумовых инструментов совместно с родителями.

Предполагаемый  результат  проекта:

  • для детей: знания о народных  праздниках, традициях, обычаях
  • для родителей: активно вовлечены в  совместную с детьми познавательно – творческую деятельность в образовательном процессе ДОУ
  • для педагогов: реализация основной цели проекта.

Иногда мы наблюдаем, что современный образовательный процесс бывает настолько заорганизован, что для игры у ребенка остается недостаточно времени. 
А ребенок должен играть. И прав тот педагог, кому близко высказывание»: 
«Ребенок до десятилетнего возраста требует забав, и требование его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий его мир, прежде всего - и легче всего в игре.» Это говорит о том, что он хорошо знает и правильно организует воспитательно-образовательный  процесс.
Работая с детьми, я заметила, что тот ребенок, который хорошо владеет речью - умеет реализовать себя в любом виде деятельности. Поэтому, для себя лично, я вывела такое правило: «Если моя речь, речь педагога, будет образной, красочной, насыщенной сравнениями, эпитетами, метафорами, а это чаще всего мы черпаем с истоков устного народного творчества, то я решу сразу два взаимосвязанных подхода: от объекта к слову и от слова к объекту!». И я пришла к выводу: «Что детский фольклор имеет большое значение в развитии ребенка, как в образовательном процессе, так и в воспитательном».
Все мы обращаем внимание на то, что введение в словарь ребенка давно исчезнувших обозначений и названий, заучивание вместе с детьми не всегда понятных по смыслу текстов, организация фольклорных праздников часто выглядят искусственно, не востребуются детьми в самостоятельной деятельности. Поэтому у педагогов часто возникает вопрос: нужно ли ребенку, родившемуся в двадцать первом столетии, возвращаться назад, в «преданья старины глубокой»?
Проведя анализ своей работы по использованию детского фольклора, я решила, что детский фольклор необходим в работе воспитателя, так как он отражает в играх, песнях, сказках, игрушках жизнь и деятельность людей многих поколений. А это позволяет им стать, по сути, образцами норм поведения, отношений, языковой, художественной и музыкальной культуры.
В работе с детьми я использую следующие виды фольклора:

  • Пестушки - песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.
  • Потешки - игры взрослого с ребенком(с его пальчиками, ручками).
  • Заклички - обращения к явлениям природы(к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).
  • Приговорки - обращения к насекомым, птицам, животным.
  • Считалки - коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.
  • Скороговорки и частоговорки - незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.
  • Дразнилки - веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны внешности ребенка, в особенностях его поведения.
  • Прибаутки, шутки, перевертыши - забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.

В своей работе детский фольклор я использую в разных видах деятельности:
- в обучении правильному произношению;
- в приобщении детей к русской национальной культуре;
- в непосредственно образовательной деятельности;
- в беседах;
- в наблюдениях
- в народных подвижных играх;
- в играх на развитие мелкой моторики;
- в театрализованной деятельности;
- в инсценировках.

Я хотела бы остановиться на использовании детского фольклора в играх с детьми, так как игра является основным видом деятельности детей. Игры дают мне возможность сделать процесс воспитания детей интересным, радостным. Дети в игре обретают хороший настрой, бодрость, радость от общения со сверстниками, а это усиливает их способности в дальнейшем радоваться жизни, приводит к укреплению здоровья и лучшему духовному развитию.К.Д. Ушинский считал народные игры материалом наиболее доступным, понятным для малышей благодаря близости их образов и сюжетов детскому воображению, благодаря самостоятельности и активности, заложенных в них.

В основе большинства игр — народные тексты. Они особенно удобны для распевного выразительного произношения (интонирования). Мелодическое и ритмическое начало позволяет выполнять движение по содержанию текста в нужном ритме и темпе. Одновременно у детей совершенствуются двигательные навыки: прыжки, пружинный и дробный топающий шаг, галоп, шаг с высоким подъемом ног, легкий стремительный бег. Игры дают возможность сделать процесс воспитания детей интересным, радостным.

         Главная особенность игры — её самодеятельный характер, именно здесь, как нигде раскрывается и реализуется творческий потенциал ребенка.

Самые любимые игры для детей - это подвижные игры. Игры, в основе которых часто бывают простейшие попевочки - это народные подвижные игры. Дети в таких играх показывают быстроту движений, ловкость, сообразительность. Так, например, в игре «Чижик» ( см. приложение 1) мы используем попевку:

По дубочку постучишь,

Прилетает сизый чиж.

У чижа, у чижика

Хохолочек рыженький.

Чижик по морю летал,

Одной ножкой всё махал.

Чиж, чиж, прилетай,

Себе пару выбирай!

Дети любят играть в такие игры, так как в них они самореализовываются, показывают себя. А для меня такие игры ценны еще и тем, что позволяют развивать речь детей.

Следующий вид игр, в которых я использую детский фольклор - игры на развитие мелкой моторики. В таких играх выполняем такие движения:

Самомассаж.

Шевеление пальчиков.

Поочередное пригибание пальцев к ладони сначала с помощью, а затем - и без помощи другой руки.

Разведение пальцев и их сведение.

Хлопки.

Сжимание пальцев в кулак и разжимание.

Помахивание кистями - сверху вниз.

Помахивание кистями к себе и от себя.

Вращение кистей - «фонарики».

Вместе с движениями произносим слова: (см. приложение 2)

Скок-скоп, поскок,

Молодой дроздок.

По водичку пошёл,

Молодичку нашёл.

Молодиченька,

Невеличенька.

Сама с вершок,

Голова с горшок.

Помимо потешек, прибауток, развивающих мелкую моторику и руку детей, я учу их на материале фольклора с помощью игры и разнообразным выразительным движениям. Например, дети с удовольствием показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, как музыканты играют на музыкальных инструментах и т. д. Свой показ дети сопровождают выразительными пантомическими движениями, яркой мимикой и жестами. Так, при проговаривании и обыгрывании игры «Ворота»: (см. приложение 3)

Тра-та-та, тра-та-та,

Отворяйтесь ворота.

Как из этих из ворот

Вышел маленький народ.

Таня бабушка такая…..

Ваня дедушка такой…..

Петя зайчик вот какой….

Маша кошечка такая….

И т.д.

Дети, проходя через инсценированные ворота, стараются показать и мимикой и жестами предложенного ведущим персонажа. В дальнейшем роль ведущего может исполнять каждый ребёнок.

Планируя игры, детский фольклор подбираю разнообразный не только по жанрам, но и по тематике(это и времена года, и птицы, и животные, и трудовые процессы).

Детский фольклор использую и для развития навыков выразительной речи детей. Тут-то в помощь мне приходят скороговорки:

Веники, веники,

Веники по мелики.

На печи валялися,

С печки оборвалися.

Кум Гаврила, кум Гаврила,

Я Гавриле говорила,

Веретёна не точены,

В бане веники мочёны.

Огромное значение в народных играх отдается Хороводным играм. (см. приложение 4)  Изначально хоровод был языческим обрядом, совмещавшем в себе пение, танец и игру. Его цель была славить духов природы, задабривать их, чтобы обеспечить благополучие и процветание людей. Постепенно первоначальный смысл стерся, но хороводы остались. Играть в русские народны хороводные игры с детьми можно начинать очень рано – буквально с двух лет.

Хороводная игра «Пузырь». Эта игра очень веселая и динамичная. Дети играют в нее с удовольствием. Ребята берутся за руки, образуют круг. Перед началом игры хоровод сходится как можно ближе к центру. Пузырь сдут. Далее «надувают» пузырь, т.е. расходятся в стороны, стараясь сделать хоровод максимально большим. Хоровод-пузырь «надувается»  до тех пор, пока кто-то из участников хоровода не выдержав напряжения, не отпустит руки. Значит, пузырь  «лопнул». Игра сопровождается следующим текстом:

Надувайся, пузырь,

Надувайся велик!

Раздувайся, держись,

Да не рвись!

Свой опыт, полученный в играх, дети реализуют в театрализованной деятельности, где используем с детьми инсценировки разных видов. Например, дети в игре проговаривая прибаутки, потешки передают их содержание с помощью пластических движений тела, жеста и лишь показывают то, о чем идет речь. Такая инсценировка - это целая живая картина. Одна из таких игр «Кострома» (см. приложение 5)

«Кострома, Кострома,

Государыня моя.

У Костромушки кисель с молоком,

У Костромушки блины с творогом.

Такие инсценировки мы разыгрываем по подгруппам: одна группа играет спектакль, другая - зрители, а потом наоборот. Дети смотрят, подмечая удачные моменты в игре товарищей. Бывают и промахи в показе. В таких случаях, учу детей доброжелательно относится друг к другу.

И, наконец, итогом всей работы для детей становятся празднования календарных праздников.

         Русские календарные праздники — уникальная возможность для детей ежегодно погружаться в мир одних и тех же народных песен, танцев, обрядов. Праздники помогают дошкольникам без труда овладеть большим репертуаром народных песен, и благодаря этому из года в год улучшается качество их исполнения, а значит, дети получают огромное удовольствие от встречи с прекрасным самобытным народным искусством. Осенние праздники — праздник урожая, праздник хлеба, Покров.

         Зимние праздники – Святки, Колядки, Масленица. Кричат заклички солнышку и птичкам, а зиму прогоняют. Обрядовая еда — блины, включение в общее действо, оно особенно важно для маленьких детей. Так же очень важно каждое своё действие озвучить музыкально и тут нам на помощь приходят народные музыкальные инструменты.

 Начинать обучать игре на народных музыкальных инструментах надо как можно раньше.

         В народной педагогике в качестве первых музыкальных инструментов для детей использовались звучащие игрушки свистульки, жужжалки, погремки.

         Кроме того, существовал ряд так называемых инструментов «одного дня» — свистули из акаций и одуванчиков, дудки из тростника, соломы, бересты, которые дети делали сами.

         Дети постарше осваивали игру на балалайке, гуслях, рожке свирели, гармонях. В качестве музыкальных инструментов успехом использовались и предметы быта — коса, стиральная доска, ухват, печная заслонка, самоварная труба, расческа.

Фольклорный кружок «Ладушки»

Цель: Формирование у детей дошкольного возраста исполнительских навыков в области пения через приобщение дошкольников к миру народной песни, устного творчества и обрядовым традициям и праздникам.

Задачи:

  • Организация деятельности голосового аппарата, укрепление голосовых связок.
  • Совершенствование певческих способностей детей дошкольного возраста, формирование правильного дыхания, дикции, артикуляции в пении.
  • Развитие у дошкольников творческого начала, поощрение самостоятельности, инициативы и импровизационных способностей в пении.
  • Формирование основ традиционной отечественной музыкальной культуры.
  • Воспитание гражданственности и эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира через пение.

Я хотела бы обратить внимание на то, что детский фольклор помогает в работе не только воспитателям. Логопеды могут использовать фольклор в установлении контакта с детьми, создании благоприятных условий для обучения детей чистой и выразительной речи.

Игры с народным словом нужны и музыкальным руководителям, т. к. они помогают развивать у детей чувство ритма, выразительность движений, творческие способности.

А игры родителей и детей с использованием потешек, прибауток, приговорок и других жанров сделают их ближе духовно, что необычайно важно и для детей, и для их родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие музыкальных способностей дошкольников средствами музыкального фольклора

Данная статья является результатом моего педагогического исследования  по теме "Развитие музыкальных способностей дошкольников средствами музыкального фольклора" Работа будет интересна педагогам,...

Развитие познавательно-творческих способностей дошкольников средствами игровой технологии В.Воскобовича «Сказки фиолетового леса».

Организованная Образовательная Деятельность «День рождения Дольки»—-стимулировать у дошкольников желание и готовность познавать свойства, отношения, зависимости через сенсомоторные действия с пр...

«Развитие музыкальных способностей дошкольников средствами музыкального фольклора»

Развитие музыкальных способностей дошкольников средствами музыкального фольклора...

План самообразования "Развитие музыкально-творческих способностей дошкольников средствами музыкального фольклора".

Значение различных форм русского фольклора в музыкальном воспитании дошкольников трудно переоценить. Включение музыкального фольклора в программу положительно отражается на них.Дети узнают много новог...

План самообразования "Развитие музыкально-творческих способностей дошкольников средствами музыкального фольклора"

Значение различных форм русского фольклора в музыкальном воспитании дошкольников трудно переоценить. Включение музыкального фольклора в программу положительно отражается на них.Дети узнают много новог...