Главные вкладки

    Использование музыкального фольклора в формировании музыкально-творческих способностей дошкольников
    консультация на тему

    фаляхова венера мунировна

    Районный семинар музыкальных руководителей"Использование регионального компонента в музыкальном воспитании дошкольников МБДОУ "Детский сад№2

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл doklad_rmo.docx18.7 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБДОУ Абсалямовский детский сад «Светлячок»   Ютазинского  муниципального района  Республики Татарстан

                           

                        Доклад  на тему:

    «Музыкальный фольклор- как средство развития музыкально-творческих способностей дошкольников»

                                                  Музыкальный руководитель

                                          первой  квалификационной категории

                                          Фаляхова В.М.

    Одной из главных задач во всестороннем развитии личности дошкольника является эстетическое развитие дошкольника на основе русского и татарского  народного музыкального фольклора.

    Обращение к музыкальному фольклору в воспитании дошкольников открывает широкие возможности педагогическому творчеству, поиску инновационных методов обучения и воспитании

    Главная задача музыкального воспитания дошкольников средствами музыкального фольклора – повернуться лицом к народной музыке, начиная с самого раннего возраста, когда закладываются основные понятия у ребенка, формируется речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки. Музыкальный фольклор несет в себе нравственность, эстетику, элементы народной мудрости. Эту задачу по развитию личности ребенка помогают решить и музыкальные занятия, а также проведение праздников и развлечений. При знакомстве с прибаутками, календарным, потешным, игровым фольклором, обогащается внутренний мир ребенка

    Значительную роль в воспитании дошкольника играет приобщение его к народной песенной культуре. Народное творчество Н. В. Гоголь образно назвал «звучащей историей», «звонкими живыми летописями». Поэтому главной задачей своей деятельности вижу обогатить детей знаниями о народном музыкальном фольклоре. Наблюдая за ребёнком во время творческой деятельности, можно судить о разнообразии способностей ребенка, так как творческая деятельность способна оказать преобразующее влияние на личность ребенка.

    Анализ методической литературы и практики музыкального воспитания дошкольников выявил ряд противоречий между:

    • Потенциальными возможностями детей в проявлении музыкальных способностей и невозможностью реализации их на практике;

    • Между культурой быта в семье и прививаемой в ДОУ традиционной народной культурой.

    Эти противоречия помогли определить проблему, состоящую в:

    • поиске путей оказания помощи дошкольникам в развитии музыкальных способностей.

    Развитие музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста будет успешным, если:

    • выделено рабочее определение понятия «музыкальные способности»;

    • определены компоненты, критерии, показатели и уровни музыкальных способностей старших дошкольников;

    • включение в содержание музыкального воспитания фольклорного материала будет способствовать развитию музыкально-творческих способностей дошкольников.

    Цель:

    • Приобщение детей старшего дошкольного возраста к музыкальной народной  культуре

    Задачи:

    • Воспитание устойчивого интереса и любви к народному искусству;

    • Освоение народного творчества через овладение навыками хорового народного пения, исполнительства народных танцев, хороводов;

    • Развивать и совершенствовать музыкальные навыки и умения, проявлять свои творческие способности;

    В ходе работы использую следующие методы:

    • Анализ методической литературы;

    • Индивидуальные занятия;

    • Наблюдения;

    • Анализ продуктов детской деятельности.

    Анализ наблюдения за развитием певческих навыков позволяет выявить ряд недостатков:

    • Напряжение в пении:

    • Неправильную певческую установку;

    • Зажатость, не эмоциональность исполнения.

    Работая с детьми по устранению недостатков по развитию певческих навыков, я использую метод соревнования между рядами. Каждый ряд старается спеть лучше, выполняя правила пения. Это повышает интерес детей к пению.

    Большое внимание уделяю дикции. Одним из сложных навыков для детей является чистота интонирования. Дети с фальшивым пением прислушиваются к пению детей с чистой интонацией голоса.

    Работая над ритмическим рисунком песни, использую хлопки в ритме мелодии, шумовые музыкальные инструменты.

    Условия активизации певческих навыков:

    • Ребенок должен понимать, чего нужно добиться, выполняя задание;

    • Знать, чего он достиг, выполняя то или иное упражнение;

    • Повторение упражнения должно быть направлено на устранение недостатков.

    В методике обучения пению необходим индивидуальный подход к ребенку. Стремиться к тому, чтобы дети со средними музыкальными данными приобретали правильные навыки.

    В своей работе я использую распевки с элементами игры; игры на развитие правильного звукообразования; песенки-игры для развития певческих навыков; народные попевки, упражнения для развития дыхания, дикции и голоса.

    В результате у детей наблюдается правильное формирование певческих навыков, что сказывается положительно на качестве пения и благотворно влияет на развитие музыкальных способностей детей.

    Для более успешной работы в развитии музыкально – творческих способностей детей средствами музыкального фольклора необходимо привлекать родителей: нужно проводить больше бесед с родителями и чаще привлекать для проведения совместных мероприятий.

    Развитию творческих способностей дошкольников также способствуют педагогические условия:

    • Методическая музыкальная литература, программы по музыкальному воспитанию. Основным условием в реализации программ является введение ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой.

    • Успеху педагогического процесса способствует организация уютного обучающего пространства, где воссозданы элементы народного быта, насыщение его подлинными предметами, традиционными игрушками. Мы его назвали «Татарский музей». Сейчас в музее много подлинных предметов татарского быта, изделия народных промыслов, рукоделия.

    • Приобщение детей к традиционной культуре осуществляется посредством проведения специально разработанных комплексных музыкально- фольклорных занятий. Наряду с изучением народно-обрядовой культуры Татарстана  и России  проводится вокально-хоровая работа.

    • В своей работе использую народные игры с пением и движением. Эти игры развивают интерес к пению, память, чувство ритма, умение правильно передавать мелодию. В народных играх дети учатся общаться, приобщаются к народным традициям.

    • Планирование работы осуществляется на основе народного календаря. Итог этой работы – проведение народных праздников. При подготовке и проведении народных праздников происходит преображение робких детей в эмоциональных, инициативных.

    Таким образом, задача приобщения дошкольника к народной культуре является актуальной темой. Дети становятся активными участниками праздников и развлечений, посвященных народным праздникам; принимают участие в концертах для родителей и для детей младших групп.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Музыкальный фольклор - как средство развития творческих способностей дошкольников

    Детский фольклор — это произведения самих детей, усвоенные традицией; произведения традиционного фольклора взрослых, перешедшие в детский репертуар; произведения, созданные взрослыми специально для де...

    Музыкальный фольклор - как средство развития творческих способностей дошкольников.

    Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности...

    Консультация на тему: "Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей дошкольников"

    В наше время с особой остротой стоит задача формирования духовного мира человека третьего тысячелетия, возрождение и расцвета культурных традиций народов. Занятия, в которых используется фольклор, име...

    Консультация для педагогов «Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей дошкольников»

    Консультация на тему: «Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей дошкольников»...

    Консультация для воспитателей «Музыкальный фольклор — как средство развития творческих способностей дошкольников »

    В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность подстерегающая наше общество сегодня - не в экономических реформах, не в смене политической систе...

    Консультация на тему «Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей дошкольников»

     Русский народный фольклор - это кладезь народной мудрости! Пословицы, поговорки, загадки, считалки, дразнилки, небылицы, заклички, русские народные песни, календарные песни, кол...