"Психологический аспект познавательно-исследовательской деятельности в дошкольном возрасте".
статья

Левошко Екатерина Викторовна

Влияние познавательно-исследовательской деятельности на слабовидящих дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологический аспект познавательно-исследовательской деятельности в дошкольном возрасте.

   Много лет, работая с детьми с нарушениями зрения, мы знаем, что у наших детей снижено не только зрительное восприятие, но и имеются вторичные отклонения, связанные с отклонением познавательных процессов (восприятия, воображения, наглядно – образного мышления). С изменениями в физическом развитии, в том числе и двигательных функций: нарушается быстрота, точность, координация, темп движений. Многие дети с нарушением зрения имеют низкий уровень развития осязательной  чувствительности и моторики пальцев и кистей рук. Происходит это потому, что дети с частичной потерей зрения полностью полагаются на визуальную ориентировку и не осознают роли осязания как средства замещения недостаточности зрительной информации. Из–за отсутствия или резкого снижения зрения дети не могут по подражанию овладеть различными предметно – практическими действиями, как это происходит у нормально видящих детей. Вследствие малой двигательной активности мышц рук детей с нарушением зрения (особенно у тотально слепых) оказываются вялыми или слишком напряженными. Всё это сдерживает развитие тактильной чувствительности и моторики рук.

   Примерно 90% всей информации ребенок получает через зрение. Но это не означает, что для слабовидящих детей или детей с глубокими нарушениями зрения  эти впечатления утрачены. Большую их часть, можно восполнить другими анализаторами, которые могут отражать ту же сторону предмета, те же его качества, что и зрение. Осязание, например,  как и зрение позволяет выяснить форму, протяженность, величину предмета, свойства и качество материала из которого он сделан, установить пропорциональные отношения. Восприятие осуществляется на основе взаимодействия различных видов чувствительности: тактильной, двигательной и температурной. Но снижение тактильной чувствительности и зрительного восприятия отрицательно сказывается на формировании  предметных представлений и развитие предметно-практической деятельности детей с нарушениями зрения.

   Таким образом, опытная деятельность не только знакомит слабовидящих дошкольников с различными свойствами веществ, дает возможность получить элементарные знания об основных физических и химических явлениях, но и помогает, через предметно практическую деятельность, развивать моторную координацию и получать недостающую из-за зрительного дефекта информацию об окружающем мире.

А так же учит:

- самостоятельно выделять и ставить проблему, которую необходимо решать.

- доказывать возможные решения и делать выводы.

- применять выводы к новым данным, делать обобщения.

   Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.

Говоря о познавательной деятельности, мы имеем в виду активность ребенка, впрямую направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.

   Проблема детского экспериментирования имеет свои физиологические аспекты. В лаборатории известного физиолога И.П.Павлова осуществился один незапланированный эксперимент. Изучая условные рефлексы ребёнка, экспериментаторы зажигали перед ним лампочку и давали засахаренную клюкву. Выяснилось, что у детей условные рефлексы вырабатывались значительно медленнее, чем у животных. Это озадачило исследователей, изменив методику, они вместо клюквы стали давать какой-нибудь новый предмет, который ребёнок мог обследовать. Тут человеческий детёныш показал всю силу своего интеллекта, рефлексы образовывались практически мгновенно. Из таких неожиданных наблюдений был сделан вывод, что у детей реакция на новизну, на новый предмет сильнее, чем на пищу.

   Эта деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как будто бесцельное (процессуальное) экспериментирование, с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия.

   Опыт — воспроизведение какого-нибудь явления экспериментальным путем, создание чего-нибудь нового в определенных условиях с целью исследования испытания. Эксперимент — то же, что и опыт.

   Человек познает окружающий мир через исследование или опыт. Именно опыт помогает ребенку приобрести необходимые знания о жизни.

Давайте вспомним первые годы малыша. Потрогал горячее — больно, теперь он не возьмет этот предмет, даже если он будет холодным, потому что приобрел свой опыт. Проводя простую манипуляцию с предметами и наблюдая, он познает окружающий мир, развивая интеллект.

   Так, пятилетний малыш выходит гулять. Вокруг много интересного. Но самое привлекательное – большущая лужа в самой середине двора, в которой весело отражается весеннее солнышко. А что если кинуть в лужу камешек? Испугается солнышко или нет? От камушков по воде расходятся по воде круги. Лужа морщится. От маленького камушка – немножко. От большого - по воде расходятся широкие круги. Надо бы еще камушков, но их почему-то не оказывается под рукой. Зато в воду летит большая глыба почерневшего апрельского снега.

   Глыба плюхается с тяжелым звуком и начинает смешно оседать – подтаивает. По поверхности плывут темные пятна крупных льдинок, какой – то мусор… Видно, прятался внутри глыбы. А это что такое? Старый пузырек из-под гуаши. На донышке - немного краски. Ну-ка, пузырек, отправляйся в лужу! В воде причудливым рисунком возникают призрачные красновато–бурые полосы. Возьмем палку, слегка помешаем ею водную муть: волны меняют направление, цветные полоски закручиваются спирально. Что дальше?..

   Примерно такую картину наблюдал однажды весной Николай Николаевич Поддъяков – замечательный психолог, академик РАО, руководитель Лаборатории умственного воспитания Института дошкольного воспитания, руководимого А.В. Запорожцем.

   Что делал малыш? Баловался? Отнюдь нет. По мнению Н.Н. Поддъякова занимался наисерьёзнейшим делом – экспериментировал. Никто не ставил перед ребенком никакой специальной задачи, никто не организовывал его деятельность. Действия его были вызваны исключительно природным любопытством – качеством, которому человек обязан своим появлением в процессе эволюции в качестве Человека.

   Подобную деятельность Н.Н. Поддъяков назвал «бескорыстным экспериментированием» и считал её показателем умственной активности ребенка. Без нее, полагал ученый, невозможно нормальное интеллектуальное и творческое развитие детей.

   В период дошкольного детства «островок» познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.

К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни.

   Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?)

   Путей развития потенциала личности существует много, но собственно удовлетворение познавательных потребностей, бесспорно, один из самых эффективных.

Важно создавать условия по организации самостоятельной поисковой исследовательской деятельности детей.

    Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.  

Непосредственный контакт ребёнка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытнической деятельности учили детей наблюдать, размышлять, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.

   Внутренне стремление к определённости во многом тормозит в нас изначальное стремление к свершению открытий. Находиться постоянно в «свободном полёте» поиска психологически трудно. Это требует постоянного внутреннего напряжения и вызывает большое сопротивление извне. Внешняя среда зачастую подавляет в развивающейся личности изначальное вопрошание к миру; она скорее предъявляет чёткие системы нормативов, незыблемых знаний, требуя от развивающегося человека их безапелляционного принятия. Сомнение в предъявляемых знаниях, критическое отношение к тем или иным нормативам – являются нежелательными.

   Исследовательская активность проявляется в целом ряде различных форм деятельности и поведения человека (наблюдение, путешествие, вопросно-ответные формы деятельности и т.д.). Однако наиболее ярко она выступает в самостоятельных активных творческих действиях и преобразованиях обследуемого предмета, явления, ситуации.

Экспериментирование для детей является ведущим способом познания мира. Главное достоинство этого метода заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

   Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности, обогащая память ребенка, активизируя мыслительные процессы, стимулируя развитие речи, становится стимулом личностного развития дошкольника.

Это метод, который позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картинку мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимосвязей, закономерностей и т.д.

   Экспериментирование вызывает интерес к исследованию предметов окружающего мира, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.)

Он стимулирует познавательную активность, любознательность, активирует восприятие научных знаний о предметах и явлениях природы, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе и т. д.

В ходе экспериментально – познавательной деятельности необходимо создавать такие ситуации, которые ребёнок разрешает посредством опыта и, анализируя, самостоятельно делает вывод, умозаключение.

Предлагаемая ребёнку деятельность должна быть для него осмысленной, только в этом случае она будет оказывать на него развивающее воздействие (по Л.С. Выгодскому, А.Н. Леонтьеву, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконину, А.В. Запорожцу)

   Для успешной работы необходимо:

- подобрать необходимое оборудование и материалы для детской лаборатории ( наборы для опытов с водой, воздухом, светом, магнитом, песком, коллекции, наборы картинок, схемы, модели и т.д.); познакомить с правилами работы;

- работать малыми группами по 6 – 8 человек;

- не ограничивать детей из гигиенических соображений (прольёшь, уронишь…)

- соблюдать системность деятельности;

- использовать игру, как «ведущую деятельность – деятельность, которая на данном этапе психического развития оказывает наибольшее влияние на развитие личности ребёнка» (Н.А. Леонтьев). В игре ребёнок, совершает игровые действия, которые передают различные свойства окружающего мира. Например: метод маленьких человечков, где своими действиями ребёнок моделирует различные состояния веществ.

   При организации работы с детьми важно учитывать следующие моменты.

В процессе совместной деятельности знакомить детей с  терминологией, обозначающей физические явления и свойства веществ (испарение, твёрдое вещество, магнетический и т. д.), которую дошкольники без особых трудностей понимают, запоминают и употребляют в речи.

   Использовать пары слов, антонимы, т.к. именно через них передаётся система изменений, происходящих с предметами и явлениями (была жидкой – стала твёрдой и т.п.).

   Исследования осуществлять в наглядно – образной и наглядно-действенной форме, в процессе деятельности изображать, зарисовывать наблюдаемые физические процессы.

   Каждый ребёнок по-своему познаёт окружающий мир, то есть по-своему воспринимает, перерабатывает и оперирует поступающей к нему информацией. Эксперимент, самостоятельно проводимый ребёнком, позволяет ему создать модель естественно - научного явления и обобщить полученные действенным путём результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о значимости физических явлений для человека и самого себя.

   В последнее время говорят о сенсорном и чувственном "голоде", "голоде " к прикосновениям. Экспериментирование позволяет удовлетворить этот "голод". Коллективные переживания, совместное обсуждение, поиск и нахождение ответов раскрывают перед детьми возможности познавательного и эмоционально окрашенного общения и показывают его привлекательность!

   В заключение хочется процитировать слова В. А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательский проект для детей дошкольного возраста "Большое космическое путешествие" подготовительная к школе группа

Познавательно-исследовательский проект для детей дошкольного возраста "Большое космическое путешествие" подготовительная к школе группа...

"Река времени" - как одна из современных технологий развития познавательно - исследовательских навыков у детей дошкольного возраста

Технологию построения игр-путешествий по карте и «по реке времени», можно изучить только в работах Коротковой Н. А.Дидактическое пособие (панно) «река времени» – это длин...

Психологический аспект познавательно-исследовательской деятельности в дошкольном возрасте

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации....

Психологические особенности развития познавательно - исследовательской, экспериментальной деятельности детей раннего возраста

В статье разобраны психологические особенности развития познавательно - исследовательской, экспериментальной деятельности детей раннего возраста.Данные материалы разработаны для Методического объедине...