Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
статья

Елена Несмеева

В статье рассматривается вопрос патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patrioticheskoe_vospitanie_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx20.91 КБ

Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

Любовь к Отчизне и любовь к людям— это два быстрых потока, которые, сливаясь, образуют могучую реку патриотизма.

В. А. Сухомлинский

Взгляды, суждения, активная жизненная позиция, личный пример – самые эффективные факторы воспитания. Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показывать их с привлекательной стороны. Но никакие знания воспитателя не дадут эффекта, если сам он не будет любить свою страну, свой город, свой народ. В воспитании все должно основываться на личности воспитателя. То есть, чтобы дать ребёнку знания, сам воспитатель должен много знать и уметь, сам должен любить свою страну, свой город, свой народ, иметь огромный багаж знаний и широкую эрудицию. В работе можно использовать разнообразные методы и приёмы, но нужно учитывать психологические особенности дошкольника: эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубина и обострённость первых чувств, незнание истории, непонимание социальных явлений и др.

Задача патриотического воспитания сегодня очень актуальна. Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю.

С какого возраста начинать формирование патриотического воспитания?

Процесс формирования самосознания ребенка начинает формироваться в дошкольном возрасте, а потому важнейшей задачей развития ребенка дошкольного возраста, его гражданского воспитания выступает задача освоения родной культуры, воспитание гражданина своей страны.

В дошкольном возрасте формируются основные качества человека, закладывается фундамент будущего человека. Для дошкольного периода характерны: наибольшие обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Поэтому все, что усвоено в этот период – знания, умения, навыки – являются особенно прочными. Особенно важно заложить в восприимчивую душу ребенка человеческие ценности, зародить интерес к истории России.

Необходимо учитывать, что на каждой возрастной ступени дети приобретают не только определённые знания, но и важные нравственные качества:

  • основы гражданственности,
  • любовь к Родине,
  • бережное отношение к её природе, историческому и культурному наследию,
  • уважение к старшим и сверстникам,
  • уважение к культуре и традициям других народов.

Приобщаем играя.

Детей трудно научить чему-либо, если они не хотят этому учиться. Тем более сложно научить их любить. Любить Родину. Гордиться ей. Чувствовать себя частью своего народа. Этому нельзя научить, но это можно дать. Примером, игрой, сравнением. Дети дошкольного возраста еще не имеют понятия о гражданском долге, о нравственности. Они только учатся разделять «плохое» от «хорошего». Этим понятиям им еще предстоит учиться. Но они способны на инстинктивном уровне тянуться к доброму, к светлому.

Патриотическое воспитание маленького ребенка начинается с любви к тому, что есть вокруг него – к семье, товарищам в детском саду, к своему городу или поселку, к своей улице. С этого и стоит начинать воспитание будущих патриотов. С уважения к труду, к различным профессиям. Дети плохо воспринимают беседу, если она не подкреплена практикой. Они должны слышать и видеть.

Формы патриотического воспитания в ДОУ: беседа, труд.

Начиная со средней группы, педагог проводит с воспитанниками тематические беседы. Дети гораздо лучше воспринимают информацию, если она дается в непринужденном контексте. Поэтому педагоги беседуют постоянно во время пребывания в детском саду.

Продуктивная деятельность.

Известна и доказана связь мышления с деятельностью рук. Потому изобразительная прикладная деятельность становится одной из важнейших форм патриотического воспитания. Гжель, Хохлома, русские народные узоры – их воспроизведение закрепляет знания о русских народных промыслах, полученные в ходе беседы.

Праздники и мероприятия (музыкальная деятельность).

Календарные или народные праздники всегда проходят весело и познавательно. В ходе подготовки идет закрепление информации, полученной на занятиях, происходит знакомство с элементами народного творчества.

Экскурсии и прогулки.

Наглядная форма патриотического воспитания. Экскурсия чаще всего проводится с целью закрепление цикла тематических бесед. Это может быть поход в музей после беседы об истории и быте родного края. Экскурсия по памятным местам с целью знакомства с родным городом. Посещение Вечного огня, мемориальных досок и других монументов, посвященных павшим героям ВОВ, в преддверии Дня Победы — 9 мая. Дети очень эмоционально реагируют на все, что видят, если экскурсии предшествовала беседа.

Помимо этого, мы можем выделить и другие формы патриотического воспитания дошкольников, такие как: игры (фольклорные, тематические, дидактические), чтение сказок, литературы по тематике, а также совместная работа с родителями.

Патриотическое воспитание – это непрерывный, сложный процесс.

Он не может ограничиваться праздниками к Дню Победы и Дню России. О любви к своей Родине, уважительному отношению к своему народу, о культуре, природе и символах России нужно говорить не время от времени, а проводить непрерывную и систематическую работу с детьми по развитию и укреплению патриотических чувств. Разные направления патриотического воспитания помогут воспитать грамотных, культурных и высоконравственных юных россиян.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Патриотическое воспитание в детском саду.»

Подготовила воспитатель группы детей раннего возраста МДОУ №30 «Родничок» г. Серпухова Короленко Любовь Валерьевна «Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраст...

Педагогический проект по патриотическому воспитанию дошкольников «Значение устного – народного творчества в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»

Для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития познавательно активной личности, роста ее духовного потенциала. Вот почему важно в жизнь ребенка включать знакомство с разнообразными фор...

«Русские педагоги о патриотическом воспитании детей дошкольного возраста» Педагогическая гостиная «Взаимодействие с семьями воспитанников по патриотическому воспитанию»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Веселоярский детский сад «Сказка»        «Русские педагоги о патриотическо...

Самообразование по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». (Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка)

(Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка) « С любовью к родному краю, родной культуре, роднойречи начинается ...

Особенности планирования работы нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Центр краеведения и нравственно-патриотического воспитания с детьми в младшей группе

Представлен опыт, система и последовательность информационной базы для нравственно - патриотического центра в средней группе...

Консультация.Тема: «Социально-значимые акции как эффективный инструмент патриотического воспитания дошкольников» (в рамках реализации годовой задачи по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста)

laquo;Социально-значимые акции как эффективный инструмент патриотического воспитания дошкольников»Патриотическое воспитание подрастающего поколения одна из самых актуальных задач нашего вр...