План работы по самообразованию на 2021-2022 уч.г.
методическая разработка (старшая группа)

Барбукова Маргарита Викторовна

Развитие мелкой моторики детей 5-6 лет посредством нетрадиционных техник рисования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu.docx24.77 КБ
Файл samoobr_barbukova2021.docx30.04 КБ

Предварительный просмотр:

План работы по самообразованию на 2021-2022гг

Месяц

Работа с детьми

Взаимодействие с семьями воспитанников

Взаимодействие с педагогами ДОУ

Дата

проведения

Сентябрь

«Бабочки» - монотипия; «Осенний букет» - кляксография; «Воздушные шары» - смешивание цветов; «Компот и варенье» - оттиск

Анкетирование родителей на тему: «Определение интереса ребенка к изобразительной деятельности».

Октябрь

«Волшебный лес» - печатание растениями, «Пестрый котенок» - пуантилизм; «Красная смородина» - пуантилизм и печатание листьями; «Подводный мир» - рисование мыльными пузырями

Помощь в приобретении материалов: бумага различной фактуры и цвета, ножницы, краски и т. д.

«Использование нетрадиционной техники рисования в работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи» - консультация.

Ноябрь

«Разноцветные рыбки» - коллаж; «Унылая пора! Очей очарованье» - рисование ладошками, пальцами; «Рисуем по шаблону»; «Невидимый зверек» - рисование свечкой

Консультация для родителей «Значение рисования нетрадиционными способами.

Консультация - «Необычное рисование на пене для бритья».

Декабрь

«Снегири на ветках» - рисование тычком кисти; «Зимние узоры» - монотипия; «Письмо для деда мороза» - техника на выбор ребенка; «В лесу родилась елочка» - рисование нитью

Оформление папки-передвижки для родителей: «Рисование нетрадиционными способами».

Консультация - «Необычное рисование пеной для бритья».

Январь

«Волшебница зима» - набрызг; «Сказочный зимний лес» - оттиск; «Семья снеговиков» - оттиск тканью

Семинар-практикум для родителей «Использование нетрадиционных техник и материалов в совместном творчестве с детьми».

Консультация - «Техника «батик» при помощи клея ПВА».

Февраль

«Музыкальный рисунок» - выбор техники по желанию; «Разноцветное небо» - рисование по мокрой бумаге; «Соленое море» - рисование солью; «Красивые картинки из разноцветной нитки» - ниткография

Памятка для родителей «Учите рисовать в нетрадиционной технике».

Знакомство с техникой «Диатипия» - мастер-класс.

Март

«Подарок маме» - выбор техники по желанию; «Превращение ладошки» - отпечаток от ладони; «Пейзаж у озера» - монотипия; «Весенняя фантазия» - оттиск стеклом»; «Весеннее дерево» - кляксография, пуантилизм

Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста».

Консультация «Рисование мыльными пузырями».

Апрель

«Планеты» - коллаж; «Космические дали» - коллаж, набрызг; «Праздничная верба» - пастель

Буклет «Виды нетрадиционного рисования».

Рекомендации по изготовлению холодного фарфора в домашних условиях.

Май

«Праздничный салют» - восковые мелки+акварель; «Одуванчики – пушистое чудо природы» - набрызг многослойный; «Вот и лето пришло» - техника по выбору детей

Выставки детских рисунков, проведение итогового занятия для родителей.

Консультация «Рисование манной краской, солью», «Аппликация ватой».



Предварительный просмотр:

Работа начата – 01 сентября 2021 года.

Предполагается закончить – 30 мая 2022 года.

Цель:

расширение общепедагогических знаний, совершенствовании методов обучения и воспитания, углубление знаний в области конкретной методики предмета (ИЗО);

повышение общекультурного уровня.

Задачи:

- продолжать изучать учебную, методическую и другую литературу по вопросу развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования,

- учиться моделировать на основе изученных приемов и методов,

- изготовить соответствующий дидактический материал,

- обобщить результаты работы на педсовете,

- провести открытое мероприятие для анализа со стороны коллег.

Режим работы: 1 НОД в неделю во второй половине дня.

Продолжительность НОД:  в старшей группе 30 минут

Предполагаемый результат:

дети познакомятся с пальчиковой гуашью и её свойствами;

научатся видеть необычное в обычном предмете;

разовьют мелкую моторику рук,

повысят свой словарный запас.

Формы работы:

индивидуальные,

коллективные.

Форма самообразования: индивидуальная.

Практический выход: семинар-практикум.

Форма отчета по проделанной работе: презентация по теме.





Работа с детьми

-Подготовить конспекты занятий, подобрать и провести игры по теме, индивидуальные и групповые занятия

-учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности;

-развивать творческие способности, фантазию, воображение;

-помочь ребенку проявить свои художественные способности, применяя технику нетрадиционного рисования;

-формировать речь детей под влиянием движения рук, повышать словарный запас.

Работа с родителями

Индивидуальные беседы, анкетирование, привлечение к совместной деятельности

- приобщать к миру прекрасного;

- развивать активный интерес к нетрадиционным техникам рисования;

-привлекать к совместной работе с детьми;

Оформление информационного наглядного материала, размещение информации на стендах, результаты анкетирования родителей

Самореализация

Показ открытого мероприятия, выступление с опытом работы на педсовете, презентация

- изучать методическую литературу,

- разработать  конспекты занятий, мероприятий

 Актуальность

           Рисование нетрадиционными техниками - важнейшее дело эстетического воспитания. Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции.

           Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором  гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Проблемой развития нетрадиционных техник рисования занимались Р. Г. Казакова, Т. И. Сайганова, Е. М. Седова, В. Ю. Слепцова, Т. В. Смагина, О. В. Недорезова, В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова и другие. За время пребывания в группе дети успевают изучить различные технологии изображения такие как: тычок жесткой полусухой кистью, рисование пальчиками, оттиск пробкой, восковые мелки + акварель, монотипия предметная, кляксография обычная, кляксография с трубочкой, кляксография с ниточкой, набрызг, тычкование, монотипия пейзажная.

        «Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия».

        «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А. Сухомлинский.

        Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.

        Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

        Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

        Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнение соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательного интереса ребенка (использование предметов, которые окружают малыша каждый день в новом ракурсе - можно рисовать собственной ладошкой, пальчиками, использовать вместо кисточки колосок или листик березы). Происходит развитие наглядно - образного, и словесно - логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной деятельности детей. (Чем я еще могу рисовать? Что я могу этим материалом нарисовать) За счет использования различных изобразительных материалов, новых технических приемов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением (как при правильном держании кисти или карандаша, создаются условия для развития общей моторной неловкости, развития мелкой моторики. Ведь вместо традиционных: кисти и карандаша ребенок использует для создания изображения собственные ладошки, различные печатки, трафареты, технику " кляксография". Созданию сложного симметричного изображения способствует техника " монотипия".

Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально - положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима.

Методы: наглядный, словесный, практический.

Принципы: От  простого  к  сложному,  где  предусмотрен  переход  от  простых  занятий  к сложным.

Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.

Принцип  индивидуализации  обеспечивает  вовлечение  каждого  ребенка  в воспитательный процесс.

Принцип  развивающего  обучения  заключается  в  правильном  определении ведущих целей обучения: познавательной, развивающей, воспитательной. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Детей учат думать, рассуждать, делается акцент на возможности и необходимости вариативных путей  решения  задач;  стимулируют  к  творческим  поискам  и  находкам,  развивают наблюдательность.

Литература:

Воробьева И. Развитие интереса к действиям с красками. // Дошкольное воспитание. 2009. № 5- 74 с.

Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники / Под ред. Р.Г. Казаковой – М.: ТЦ Сфера, 2004.- 128 с.

Казакова Т.Г. Актуальные проблемы развития детской художественно – изобразительной одаренности. М.: 1995.

Комарова Т.С. Дети в мире творчества. М.: 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию на 2021 – 2022 учебный год Тема: «Формирование патриотических чувств посредством изобра

Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Усть – Юганская средняя общеобразовательная школа»    План работы по самообразовани...

План работы по самообразованию на 2021 – 2022 учебный год

laquo;Использование ИКТ  в образовательном процессе ДОУ для формирования у дошкольников познавательной активности»...

План работы по самообразованию на 2021-2022 учебный год

laquo;Информационно-компьютерные  технологии в дошкольном образовании»....

План работы по самообразованию на 2021-2022 уч. год Воспитателя группы раннего возраста (1-3 года) Крошкиной Л.В. Тема: «Воспитание духовно-нравственных качеств детей раннего возраста посредством русских народных сказок»

Цель: Повышение профессионального уровня  в вопросе духовно – нравственного воспитания детей раннего возраста посредством русских народных сказок....

Индивидуальный план работы по самообразованию на 2021-2022 года

При заучивании с детьми стихотворений, мы, педагоги, зачастую сталкиваемся с такими трудностями как: потеря, искажение смысла стихотворения, изменение порядка слов, что нарушает художественную ф...

План работы по самообразованию на 2021-2022 уч. год воспитателя старшей группы Магомедовой Л.Н. на тему: «Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста»

Развитие графомоторных навыков детей 5-6 лет в регулярной практической деятельности за счет совершенствования у них графических умений....

План работы по самообразованию на 2021-2022 уч.г.: “Метеоплощадка как средство формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста”.

Цель: Создание условий для обучения детей основам экологии; формирование экологических знаний и представлений через взаимодействие детей и взрослых в пространстве метеоплощадки.Задачи:- организовать о...