План работы по самообразованию на 2021-2022 уч.г.: “Метеоплощадка как средство формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста”.
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа)

Короткова Елена Витальевна

Цель: Создание условий для обучения детей основам экологии; формирование экологических знаний и представлений через взаимодействие детей и взрослых в пространстве метеоплощадки.

Задачи:

- организовать опытно-исследовательскую деятельность детей в пространстве метеоплощадки для систематических наблюдений за погодой;

- развивать экологическое мышление в процессе проведения элементарных опытов, через различные виды деятельности;

- расширить представления детей о разных аспектах взаимодействия человека с природой;

- расширить представления о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира;

- знакомить с измерительными приборами, формировать умение использовать их для определения состояния погоды и ее прогнозирования;

- воспитывать представления о необходимости бережного и созидательного отношения к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya_na_2021-22_uch.g.docx27.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение Беласовский детский сад

План работы по самообразованию на 2021-2022 уч.г.:

“Метеоплощадка как средство формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста”.

                                       Воспитатель:

                                                              Короткова Елена Витальевна

Беласовка

2021 год

Направление: информационно-исследовательский

Группа: старшая

Воспитатель: Короткова Елена Витальевна

Дата начала работы над темой: сентябрь 2021г.

Окончание работы: май 2022г.

Форма самообразования: индивидуальная.

Актуальность

         Современная напряженная экологическая обстановка требует новых подходов к проблемам экологического воспитания. Детский сад ориентируется на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности. Дошкольный возраст важен для развития познавательной потребности, которая находит отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на открытие нового, ранее неизведанного.
        Дети дошкольного возраста интересуются различными вопросами, связанными с определением характера погоды, с сезонными изменениями, происходящими в природе, климатическими условиями Нижегородской области. Задача создать условия для самостоятельного нахождения ответов на вопросы воспитанников, что способствует развитию познавательной активности детей. И ориентируясь на возникшую проблему, изучив литературу, я столкнулась с проблемой, что в программах по экологии представлены только формы, методы и приемы работы с детьми, кроме прогнозирования погоды. Я как педагог начала искать новые средства экологического воспитания, которые помогли бы в обучении детей основам экологии. У дошкольников недостаточно сформированы знания о погоде, недостаточно условий для практики организации наблюдений за явлениями погоды с использованием измерительных приборов.
        Для того, чтобы процесс наблюдения за явлениями погоды сделать интересным, мы оборудовали на территории дошкольного учреждения метеорологическую площадку. Все дети детского сада во время прогулки смогут воспользоваться оборудованием для наблюдений, приборами для фиксации состояния погоды и состояния окружающей среды. С  установкой метеоплощадки на территории ДОУ появится возможность на прогулке погрузить детей в мир исследований и открытий, сделать выводы, основанные на наблюдениях и экспериментах.

Цель: Создание условий для обучения детей основам экологии; формирование экологических знаний и представлений через взаимодействие детей и взрослых в пространстве метеоплощадки.

Задачи:

- организовать опытно-исследовательскую деятельность детей в пространстве метеоплощадки для систематических наблюдений за погодой;

- развивать экологическое мышление в процессе проведения элементарных опытов, через различные виды деятельности;

- расширить представления детей о разных аспектах взаимодействия человека с природой;

- расширить представления о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира;

- знакомить с измерительными приборами, формировать умение использовать их для определения состояния погоды и ее прогнозирования;

- воспитывать представления о необходимости бережного и созидательного отношения к природе.

Ожидаемые результаты:

У меня, как воспитателя сформируюся основы педагогического мастерства, профессиональизма и творчества:

  • умение анализировать научно-методическую литературу, повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков;
  • овладение инновационными педагогическими технологиями воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста (проектная деятельность);
  • умение активизировать творческие способности и пропагандировать свои достижения, применять полученные знания на практике;
  • пополнение копилки профессиональных  достижений.

У детей сформируется:

  • творческие способности, коммуникативные навыки, умение экспериментировать, синтезировать полученные знания;
  • социальные навыки в процессе групповых взаимодействий, опыт исследовательско-творческой деятельности;
  • повысится степень самостоятельности, иниативности и познаватеьной мотивированности.

У родителей воспитанников:

  • появится интерес к совместному проведению исследования, подготовке к предстоящему творчеству и изготовлению конечного продукта.

Обоснование необходимости метеоплощадки:

        Использование метеоплощадки как средство формирования экологических представлений актуален:

Во-первых, в пространстве метеоплощадки традиционный процесс наблюдения за явлениями природы и погоды становится более интересным и познавательным. Это обусловлено тем, что стремление экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире является естественным состоянием ребенка.

Во-вторых, образовательная деятельность на метеоплощадке, которые дошкольники воспринимают как игру в метеорологов, помогают знакомить их с элементарными метеорологическими приборами и способами их применения в практической деятельности.

В-третьих, в ходе организованной деятельности в пространстве метеоплощадки у детей развиваются не только исследовательские умения, но и коммуникативные навыки, нравственная и эмоциональная сферы.

Перспективный план самообразования

Раздел

Изучение методической литературы

Месяц

Сентябрь - май

Литература

  1. Роговая Е. П., Хорхордина Т. В.Метеоплощадка в детском саду.
  2. Вострухина Т.В., КондрыкинскаяЛ.А. Знакомим с окружающим миром детей 3-5 лет. – М.: ТЦ СФЕРА, 2015.
  3. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. –М.: ТЦ СФЕРА, 2015.
  4. Михайлова З.А., Бабаева Т.И., Кларина Л.М., Серова З.А. Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников. Методический комплект программы «Детство». – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.5.
  5. Нищева Н.В. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. –СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.
  6. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. –СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.
  7. Ермолаев С.Д. "Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ». –СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
  8. Рыжова Л.В. Методика детского экспериментирования. –СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.

Работа с детьми

Месяц

Название мероприятия

Задачи мероприятия

Форма проведения

Сентябрь

«Что такое погода?»

Знакомить с погодными явлениями

Беседа, загадки,

дидактические игры

«Прогноз погоды»,

Октябрь

О профессии метеоролога

Цель: дать представления о профессии метеоролога и о работе метеорологической станции.

Познавательное занятие

Знакомство с метеобудкой и ее содержанием.

Познакомить детей с назначением метеорологической будкой, строением термометра и упражнять детей в снятии показаний температуры воздуха.

Совместное обследование метеобудки.

Практическое снятие показаний термометра.

Октябрь

«Взаимосвязь погоды и основных явлений природы»

Знакомство детей с природными явлениями.

Занятие и презентация

Ноябрь

«Что такое компас?»

Формировать представление о

частях света, познакомить с компасом

Экскурсия на лесную полянку

«Что такое ветер? Знакомство с «Ветряным рукавом и флюгером».

Цель: ознакомление с прибором    метеоплощадки-флюгером и ветряным рукавом, совершенствование навыков экспериментирования.

Путешествие по плану

экологической тропы на

территории детского

сада

Совместная работа по измерению скорости ветра.

Декабрь

«Какими бывают термометры?»

Цель: ознакомление с термометром и видами термометров, совершенствовать навыки экспериментирования.

Занятие

Январь

Рассматривание облаков.

Познакомить детей с разными видами облаков: перистыми облаками, перисто-кучевыми.

Наблюдение за формой и движением облаков.

 Знакомство с прибором  «Ловец облаков».

Цель: Формирование у дошкольников элементарных экологических представлений о  неживой природе , мыслительных операций через поисково-познавательную деятельность.

Беседа

Облака

Обучать работе с компасом, ф/у

определять количество облаков.

Занятие на метеоплощадке

Февраль

Знакомство с барометром

Познакомить детей с профессией гидрометеоролога, с одним из приборов помогающим ему в работе –барометром

беседа

Март

Знакомство с солнечными часами.

Ф/у определять время с помощью  солнечных  часов.

Наблюдение за тенью,

определение времени.

Апрель

Май

Сентябрь-Май

Знакомство с дождемером

Цель: Познакомить детей с таким природным явлением как дождь, дать элементарные представление о круговороте воды в природе.

Практическая работа на площадке метеостанции

« Пернатые синоптики»

Цель: познакомить детей как по поведению птиц можно предсказать погоду : перед морозом вороны и галки садятся на снег, перед оттепелью на верхушки деревьев.

Презентация

«Приметы о погоде по животным»

Познакомить  детей  с  животными  – предсказателями погоды.

Беседа

« Насекомые – предсказатели погоды»

Задачи: познакомить детей, как насекомые могут предсказать погоду: « паук плетет паутину- к ясной погоде», «муравьи закрывают ходы в муравейник- к дождю».

Презентация и беседа

Работа на метеоплощадке

Закреплять знания о метеоприборах, вырабатывать навыки использования этих

приборов.

КАРТОТЕКА

Ежедневные наблюдения на метеоплощадке,

фиксация результатов

наблюдений

Работа с родителями

Месяц

Название мероприятия

Сентябрь

Разработка консультаций для родителей по экологическому воспитанию дошкольников

Октябрь

Оформление в родительских уголках рубрики «Как воспитать маленького исследователя»

Ноябрь

Метеостанция в ДОУ консультация

Декабрь

Буклет «Метеоплощадка -  как часть развивающей среды ДОУ»

Январь

Из чего можно изготовить метеоплощадку своими руками

Советы для родителей

Февраль

«Прогнозирование погоды как метод экологического воспитания дошкольников»Консультация для родителей по экологическому воспитанию

Март

Консультация «Как влияет погода на поведение детей»

Апрель

Создание родителями картотеки «Народные приметы о погоде»

Цели: Выяснить возможность предсказания погоды по народным приметами возможность применения теории вероятности к предсказанию прогноза погоды.

Ноябрь-Май

Привлечение родителей к изготовлению метеорологических приборов.

Цели: Формирование у детей представлений о метеорологических приборах и их значение в жизни человека


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Дошкольное экологическое воспитание закладывает основы духовного развития личности ребенка, основанной на любви к природе, нормы и правила поведения в окружающей среде, этические принципы отношения к ...

Конспект совместной деятельности по формированию экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Помощники Лесовичка»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 43 Пушкинского района Санкт-Петербурга         Конспект совместной деятельнос...

Педагогический опыт : « Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью художественно- творческой деятельности.»

Педагогический опыт  :« Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью художественно- творческой деятельности.»...

Формирование экологический представлений у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность.

Экологическое воспитание подрастающего поколения по своей сути – это вопрос будущего. Будущей возможности любоваться красотами природы, наслаждаться чистой водой и воздухом, общаться с животными...

Проект по самообразованию педагога на тему: «Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста в опытно-эксперементальной деятельности»

Опыт – единственно верный путьспрашивать природу и слышатьответ в ее лаборатории".Д. И. Менделеев"Природа - источник здоровья.Берегите эти земли, эти воды,Даже малую былиночку любя.Бер...

ВВЫСТУПЛЕНИЕ НА СЕМИНАРЕ – ПРАКТИКУМЕ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОСТ» Тема: «Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»

Так как  огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности, то логично повышать экологическую культуру детей через игровую деятельность. Она является э...