Педагогический опыт "Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью художественно-творческой деятельности"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Махрова Нина Ивановна

«Я хочу, чтобы у него не было другого учителя,

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            кроме самой природы…».

Жан Жак Руссо

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped._opyt_mahrovoy_n.i.docx26.71 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический опыт  :

« Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью художественно- творческой деятельности.»

Жан Жак Руссо, отмечая роль рисования в общем развитии ребенка. Он говорил: «Я хочу, чтобы у него не было другого учителя, кроме самой природы…».

Актуальность и перспективность опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Экологическое образование сегодня стало неотъемлемой составной частью содержания дошкольного, начального, среднего, специального и высшего образования. В качестве социальных предпосылок развития экологического образования выступили проблемы, связанные с взаимодействием человека с окружающей средой, осознание угрозы экологической катастрофы. Нравственной предпосылкой стало понимание необходимости гармонизации взаимоотношений человека с природой, выработки новой экологической этики.

Современные дошкольники оторваны от живой природы и ее ритмов, они живут в мире техники, насыщенной высокими скоростями изменений. Эта ситуация обостряет проблему экологического образования ребенка и усложняет воспитательную практику. Президент России подписал указ, в соответствии с которым 2017 год в России объявлен годом экологии. Цель данного решения – привлечь внимание к проблемным вопросам, существующим в экологической сфере, и улучшить состояние экологической безопасности страны.

Дети, особенно если они проживают в крупном городе, редко имеют возможность тесного общения с природой. Взаимодействие с природой это важный компонент экологического и эстетического развития ребенка. Но даже если у взрослых есть возможность вывозить ребенка на природу, то они не всегда верно организовывают деятельность детей, поддерживающую интерес к познанию и пробуждению эмоций. А ведь очень важно показывать красоту каждого листочка и цветка. Сегодня взрослые должны помочь дошкольнику испытать восторженные чувства при виде капелек росы, радуги в солнечный день и других природных явлений. Положительные эмоциональные переживания формируют основу экологического сознания ребенка.

В связи с этим, актуальным требованием общества является формирование экологически ориентированной личности, способной жить в гармонии с собой и окружающим миром людей и природы. Для этого необходимо осуществлять экологическое воспитание подрастающего поколения, формировать у детей экологическое сознание, являющееся ядром экологической культуры и включающее в себя эмоционально-эстетическое восприятие окружающего мира, знания экологического характера, мышление, нормы поведения, установки, в рамках которых вырабатываются экологическое мировосприятие и мировоззрение, по-новому рассматривающие место человека в мире природы.

Перспективность опыта заключается в том, что формирование экологического сознания невозможно без привития детям любви и бережного отношения к природе с самого раннего возраста, что предполагает осознание себя, как части природы, воспитание уважительного отношения ко всем, без исключения, видам, вне зависимости от имеющихся симпатий и антипатий, понимание взаимосвязи и взаимозависимости всего в природе, формирование эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, понимания его неповторимости и красоты.

Экологическое воспитание помимо воспитания гуманного отношения к природе , формирования системы экологических знаний и представлений, предполагает также развитие эстетических чувств , определяющих и обусловливающих прежде всего заинтересованное отношение к природе.

В настоящее время природа стала осознаваться как эстетическая ценность, неотторжимая от процесса становления духовного мира человека, его эстетических чувств и этических критериев, а эстетическая деятельность стала пониматься как средство регуляции отношений между человеком и природой, так как она способствует развитию восприимчивости, эмпатии , обогащению сенсорного опыта, а, следовательно, может выступать эффективным средством экологического воспитания, поскольку эстетическое переживание способствует эстетическому и этическому, нравственному развитию. Оно обеспечивает трансформацию экологического знания в экологические убеждения.

Без развитой способности эстетически-нравственного восприятия невозможно целостное освоение и сущностное познание природных объектов, явлений. Отсутствие способности эстетического видения природных объектов сказывается на неполноценности экологического сознания личности.

Учебно-воспитательный процесс в образовательных учреждениях очень часто в основном направлен на развитие рациональной сферы деятельности детей, строится чаще всего на логических, а не на эмоциональных приемах, значительно меньше ориентирован на организацию эмоционально-нравственного отношения обучаемых к предмету изучения, обеспечивающегося прежде всего эмоциональной насыщенностью процесса обучения. Подобная ситуация наблюдается и в экологическом воспитании.

Дошкольный возраст – период, когда закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру.

Учитывая возрастные особенности дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, сострадание, сопереживание, помогающие ребенку войти «в жизнь другого живого существа изнутри» (В. Сухомлинский), почувствовать чужую боль как свою собственную, можно утверждать, что применение художественно-эстетических средств в формировании у детей гуманного отношения к природе особенно эффективно. Это связано с тем, что чувства сострадания, сопереживания, успешно стимулирующиеся, проявляющиеся и развивающиеся в процессе различных видов художественно-эстетической деятельности, определяют действенное отношение детей к природе.

В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний с использованием различных видов художественно-эстетической деятельности наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое, что стимулируется и подкрепляется художественно-эстетическими средствами.

Условия формирования, возникновения и становления  ведущей идеи опыта.

Главное условие развития  творческих способностей средствами природы - это пробуждение у детей эмоционального отношения к ней. Эмоциональное отношение к природе помогает сделать человека выше, богаче, внимательнее. Природа является одним из факторов, влияющих на развитие и формирование творческих способностей. Она неисчерпаемый источник впечатлений и эмоционального воздействия на человека.

В жизни людей природа занимает значительное место, способствует формированию и развитию творческих навыков.

Большая роль в развитии творческих способностей дошкольников средствами природы принадлежит педагогическому коллективу детского сада. Наиболее эффективная последовательность работы такова:

  • непосредственное восприятие природы;
  • организованное наблюдение над природой во время прогулок и экскурсий.

В работе по развитию творческих способностей средствами природы с детьми старшего  дошкольного возраста воспитатель должен хорошо знать особенности этого возраста. У детей этого возраста наблюдается большое стремление к самостоятельности, творчеству. Они все хотят увидеть, все открыть сами. Этот интерес побуждает детей к активной деятельности. Но ее направление по отношению к природе может быть различным.

Теоретическая база опыта

Проблемой формирования экологических представлений    с помощью художественно-творческой деятельности  вызывает интерес у специалистов различных отраслей: воспитателей, педагогов, психологов. Ведь способность воспринимать прекрасное в окружающей действительности и в искусстве - важное условие духовной жизни человека.

Особенностями восприятия детьми прекрасного, в частности природы, занимались такие специалисты по дошкольному воспитанию, как Д. Лазуткина, Р. Орлова, А. Суровцева, Е. Тихеева, Л. Шлегер, В. Шмидт, а также деятели общей психологии, педагогики, физиологии - П. Блонский, К. Корнилов С. Шацкий.

В настоящее время высокая социальная значимость темы заставляет по-иному взглянуть на вопросы воспитания и обучения в детском саду, на актуальность и необходимость составления развивающих занятий по развитию творческих способностей у детей.

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.

Развитие творческих способностей - целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности .

Ведущими методами при формировании экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью художественно – творческой деятельности  являются показ, наблюдение, объяснение, анализ, пример взрослого.

Показ как метод воспитания используется при первичном знакомстве с предметом окружающей действительности. Воспитателю важно определить объект показа и создать условия для того, чтобы внимание детей было сосредоточено на том, что им показывают, предлагают послушать.

При использовании этих методов очень важно, чтобы воспитатель умел показывать детям свои чувства, свое отношение, владел способами выражения чувств.

Следующие методы  связаны с формированием навыков художественной деятельности. В качестве ведущих требуются практические методы: показ, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций. В рамках настоящего исследования мы укажем общий принцип отбора методов - находить такие методы и приемы, которые бы поддерживали у детей желание создавать «произведения искусства» собственными руками (лепить, рисовать, мастерить, украшать), участвовать в художественной деятельности разных видов. Полезны творческие задания.

Творческие задания и всякое проявление творчества обязательно должны сочетаться с обучением навыкам художественной выразительности. Если ребенок не владеет навыками рисования, он не сможет создать что-то творческое при всей условности понимания данного термина применительно к дошкольникам. Потому и нужны методы прямого обучения: показ, упражнение, обследование предметов, описание. В этих случаях обучение становится одним из факторов, стимулирующих творчество, а творческие задания придают обучению развивающий характер.

Творческое развитие детей в дошкольном учреждении осуществляется в разных формах в зависимости от принципа руководства их деятельностью, способа объединения дошкольников, вида деятельности.

Воспитатель управляет процессом развития детей. Дети и сами любят художественную деятельность, и часто по собственной инициативе занимаются ею. Нельзя сказать, что самостоятельная художественная деятельность полностью осуществляется без руководства взрослого. Просто характер этого руководства опосредованный, косвенный. Воспитатель заботится о накоплении ребенком опыта, впечатлений, которые потом отразятся в самостоятельном рисовании, лепке, рассказах, музыкальной деятельности; обучает изобразительным способам и приемам.

Самостоятельная художественная деятельность потому и самостоятельная, что возникает по инициативе детей для удовлетворения их индивидуальных потребностей: сделать подарок маме, «написать письмо» бабушке, смастерить игрушку для игры и др. Очень часто такая деятельность носит синтетический характер, т.е. дети соединяют разное содержание, разные материалы, разные способы работы. Задача педагога - не нарушая замысла ребенка, помочь ему, если возникнет такая необходимость. Но главное - создать условия для самостоятельной деятельности: дети должны знать, где взять необходимые материалы, где именно можно, не мешая другим, рисовать, строить, музицировать и т.п. Воспитатель развивает самостоятельность детей, используя подсказку, привлечение внимания к предмету, объекту, вопросы, предложения, оценку результатов и уровня самостоятельности, выдумки, фантазии . Самостоятельная деятельность может носить индивидуальный характер, а иногда дети объединяются по два, три человека и, обсудив свой замысел, вместе готовят концерт, мастерят элементы костюмов, рисуют декорации, изготавливают атрибуты для игры, организуют театрализованную игру и т.д. Самостоятельная художественная деятельность тесно связана с той работой, которую целенаправленно и в разных формах проводит воспитатель. Это могут быть организованные занятия по развитию речи, изобразительной деятельности, музыке.

Воспитатель организует экскурсии в природу, к памятникам, в музей, на празднично украшенную улицу и т.д. Задача педагога - продумать содержание экскурсии с учетом законов детского восприятия, воспитательных задач. Следует заранее определить и изучить место проведения экскурсии, способ размещения детей вокруг объекта наблюдения, поскольку очень важно не только сообщить дошкольникам новые знания, но и вызвать у них эстетические чувства. Одна из форм детской деятельности, способствующих развитию творческих способностей - театрализованные игры и игры-драматизации. Эти игры проходят под руководством воспитателя. Значительное место в педагогическом процессе дошкольного учреждения и в жизни детей занимают праздники и развлечения. Содержание развлечений разнообразно. Это могут быть тематические литературные и музыкальные вечера, викторины. Полезны для творческого развития развлечения, сочетающие разные виды искусств. Подбирается разнообразный материал - и литературный, и музыкальный, и изобразительный на одну тему. Дети читают стихи, поют песни, водят хороводы и т.д.

Итак, творческое развитие детей дошкольного возраста может быть организовано в разных формах. В основе методики развития творческой деятельности детей дошкольного возраста лежит совместная деятельность педагога и ребенка по развитию у него творческих способностей и восприятию художественных ценностей, к продуктивной деятельности, осознанного отношения к социальной, природной, предметной среде. Творческое восприятие жизненных явлений всегда индивидуально и избирательно. В основе его лежит эмоциональный отклик на прекрасное. Ребенок всегда откликается на красивое в природе, предметном мире, искусстве, на добрые чувства людей. Большое значение при этом имеют личный опыт малыша, его побуждения, стремления, переживания.

В дошкольном детстве широко применяются игровые методические приемы. Ребенок успешнее усваивает творческую деятельность, если воспитатель создает игровые ситуации, если художественный материал представлен в увлекательной форме, если между детьми возникают игровые соревнования. Важнейшее значение игры заключается в том, что она является такой формой организации жизни детей, при которой складываются определенные взаимоотношения между ними. Незатейливые игры в природе доставляют много радости детям и в то же время развивают их наблюдательность, воображение фантазию, обостряют восприятие прекрасного. В целом лишь комплекс всевозможных методов может обеспечить полноценное развитие ребенка.

Поэтому при анализе творческой деятельности ребенка мы должны иметь в виду то же, что лежит в основе характеристики моральной сферы у ребенка, именно, что творческая сфера есть форма жизни, определяемая особой обстановкой. Она захватывает и чувства и интеллект и активность, и это значит, что мы имеем здесь дело с целостной сферой, с особым типом миропонимания. Детство, можно сказать, насыщенно переживаниями, порывами к развитию творчества, оно как бы окрашено радостью, восторгами, доходящими до экстаза.

Анализ результативности.

Таким образом, если природа предстанет перед детьми в живом показе и не менее живом рассказе, то они лучше усвоят материал, охватят его не только умом, но и воображением, образной памятью. Использование художественно-эстетических средств в экологическом воспитании помогает формировать у дошкольников неравнодушное, бережное отношение к природе, приобрести эмоционально-окрашенные, личностно-значимые знания об окружающем мире, т. е. способствует становлению экологического сознания и формированию экологической культуры.

Очень важно, чтобы произведения искусства, с которыми знакомится ребенок, были доступны ему не только по тематике, содержанию, но и по форме изложения.

Творческое развитие занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, поскольку за ним стоит не только развитие творческих качеств человека, но и всей личности в целом.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

Анализ научной и методической литературы и проведенные исследования позволяют сделать следующие выводы:  что уровень развития творческих способностей детей одинаково невысок. Это связано с тем, что работа по формированию у детей познавательного интереса к природе должна проводиться систематически и не только в детском саду, но и дома, родителями.

Необходимо  систематически и целенаправленно влиять на творческое развитие детей.

Использование данного опыта показала, что эффективное осуществление развития творческих способностей подрастающего поколения и формирование всесторонне и гармонически развитой личности в настоящее время невозможно без комплексного подхода.

Комплексный подход не только важнейшее условие всестороннего развития личности, но и основа построения системы воспитательной работы.

Благотворное влияние природы необходимо соединить со систематическим, глубоко продуманным педагогическим влиянием. Под влиянием природы, творческого отношения к ее явлениям у детей развивается художественное мышление, формируются эстетические суждения, т.е. воспитываются вкус, манеры, привычки, мировоззрение.

Таким образом, важным путем развития творчества является организованное, целеустремленное восприятие природы, которое помогает углубить впечатления.

Адресные рекомендации по использованию опыта.

Идея опыта подразумевает работу с дошкольниками старшего дошкольного возраста.

Разработанная система занятий, методические приемы по развитию у дошкольников творческих способностей к окружающему миру дали положительные результаты, что свидетельствует о возможности использования их в детском саду.

С педагогическим опытом « Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью художественно-творческой деятельности.» воспитателя структурного подразделения «Детский сад № 50 комбинированного вида» МБДОУ« Детский сад « Радуга» комбинированного вида» Рузаевского муниципального района Махровой Нины Ивановны  можно ознакомиться по ссылке: ………….."http://nsportal.ru/n-v-igonina" 

Заведующая структурным подразделением

«Детский сад №50 комбинированного вида»________Т.В. Хвостова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт : « Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью художественно- творческой деятельности.»

Педагогический опыт  :« Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью художественно- творческой деятельности.»...

Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр и упражнений

Формирование пространственных представлений является важной предпосылкой для социальной адаптации ребенка и его дальнейшего обучения в школе. Недостаточно сформированные у ребенка пространственные пре...

Развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр.

Окружающий нас мир существует во времени. Время, как и пространство, является универсальной, базисной категорией в познании ребенком окружающих его людей и вещей. С момента рождения он ориентируется в...

Конспект ООД по познавательному развитию (математика) Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью развивающих игр В.В. Воскобовича

Развитие интеллектуальных способностей детей в процессе разрешения специально организованных проблемных ситуаций с использованием логико-математических игр В.В.Воскобовича....

Педагогический познавательно-исследовательский проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста Тема: «Формирование инициативности у детей старшего дошкольного возраста с помощью экспериментально-исследовательской деятельности»

Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее...