Использование педагогом в образовательном процессе современных образовательных технологий 2021-2022 учебный год.
статья

Былинкина Елена Александровна

Система деятельности по использованию в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование современных образовательных технологий.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в настоящий момент являются неотъемлемой частью современного дошкольного образования. Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Использование информационных технологий позволяет сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, открывает новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога.

В своей работе я применяю следующие формы информационно-коммуникативных технологий:
 В подготовке к НОД  при поиске материала регулярно использую ресурсы интернета, где представлено множество педагогических технологий, опытов работы воспитателей, разнообразнейших  наглядных,  и видеоматериалов.

Для повышения эффективности совместной организованной деятельности с детьми я создаю презентационные материалы с помощью программы PowerPoint или использую презентации из Интернет-ресурсов, подбираю познавательные мультфильмы. Это позволяет за незначительное время, отведённое для организованной образовательной деятельности, охватить материал шире, представить его интереснее и актуальнее.  Движение, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребёнка и способствует  повышению у них интереса к изучаемому материалу.  Например, дидактическое упражнение  «Что перепутал художник?», «Посчитай»,  «Угадай, что за птица?», «Четвёртый лишний» и др.  С помощью компьютерных программ становится возможным моделирование различных жизненных ситуаций, которые бы в условиях детского сада не удалось воссоздать.

Интернет дает возможность создать библиотеку электронных ресурсов: мультимедийные презентации разной тематики,  физкультминутки, дидактические, раздаточные материалы для детей, картотеки игр, наблюдений, прогулок, сюжетные картинки по составлению рассказов, готовые раскраски, лабиринты для развития мелкой моторики, методические материалы по образовательной деятельности, мультфильмы к праздничным событиям и проектам.

         При выступлении на педсоветах, семинарах я дополняю свои доклады мультимедийным сопровождением в виде презентации.

Использую презентации, для повышения педагогической компетентности родителей при проведении родительских собраний. Использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий, которые позволяют управлять снимками включаю в презентации - отчеты. Страничка группы в социальной сети имеет информационно – познавательную функцию. Её наличие позволяет обмениваться фото и видео материалами различных мероприятий. Имею свой личный мини - сайт, размещенный в Социальной сети работников образования  http://nsportal.ru/elena-bylinkina. Сеть Интернет предоставляет мне возможность повысить своё педагогическое мастерство через участие в вебинарах, различных творческих конкурсах. Важным аспектом работы является участие в дистанционных конкурсах В процессе образовательной деятельности оформляю документацию группы, готовлю материал для оформления родительского уголка с помощью программы Microsoft Office Word.  

Используя информационно-коммуникационные технологии, не забываю о здоровье сберегающих технологиях, требованиях Сан Пина.

В  образовательной деятельности с детьми  дошкольного возраста  я использую  здоровье сберегающие технологии, направленные на сохранение  и укрепление физического и психического здоровья:  

Цель здоровье сберегающих образовательных технологий обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Важно понимать, что Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов (из Устава ВОЗ).

В своей работе я применяю  следующие  виды здоровье сберегающих технологий;

технологии сохранения и стимулирования здоровья детей: 

Подвижные  игры  как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности  Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. Подвижные игры помогают детям получить необходимую физическую нагрузку, а также обеспечить эмоциональную разрядку, снять накопившееся нервное напряжение.

         С целью предупреждения утомления на занятиях, связанных с длительным сидением в однообразной позе, требующих сосредоточенного внимания и поддержания умственной работоспособности детей на хорошем уровне,  провожу  физкультминутки.

Пальчиковая гимнастика  является  важной частью работы по
развитию мелкой моторики. Благодаря пальчиковым играм ребенок получает
разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и
способность сосредотачиваться. Работу по развитию движений пальцев и кистей рук провожу систематически по 2-5 минут ежедневно.

В зависимости от характера деятельности в физкультминутки включаю гимнастику для глаз, главной задачей гимнастики для глаз является формирование правильного представления о том, что о зрении необходимо заботиться.

Дыхательную  гимнастику.  Развивает ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка, укрепляет защитные силы организма при помощи упражнений таких, как «Надуваем воздушный шар» (имитация надувания воздушного шара), «Подуй на ленточки» (дуем перед собой на привязанные к палочке ленточки).

Бодрящая гимнастика.   Пробуждение детей после дневного сна требует особого подхода. Многое зависит от характера и длительности сна детей, последовательности их пробуждения. Важно постепенно включать их в активную деятельность, переводя от состояния торможения к бодрствованию. Эффективным приемом  становится бодрящая гимнастика. После выполнения бодрящей гимнастики дети встают,  выполняют различные движения: ходьбу по кругу, на носках и пятках, парами, медленный бег и т.д. На массажных ковриках выполняют задания: пройти, потоптаться, перепрыгнуть и т.д. 

После проведения бодрящей гимнастики проводится умывание. Все это способствует активному включению детского организма в рабочий ритм и дает возможность детям укрепить здоровье.

Релаксация – глубокое мышечное расслабление, сопровождающее снятие психического напряжения под спокойную классическую музыку. Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом. После дневного сна и перед отдыхом детей применяю упражнения «Морская звезда», «Черепашки».

Технология обучения здоровому образу жизни.

Одним из важнейших компонентов укрепления и оздоровления детского организма, а также организации двигательного режима ребёнка, направленного на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей, является утренняя гимнастика

Игровой самомассаж - способствует формированию осознанного отношения детей к своему здоровью и развитию навыков собственного оздоровления.  Методика самосассажа помогает детям понять физиологические основы работы органов и частей тела своего организма. Важно отметить, самомассаж проводится с учётом психо – эмоционального состояния детей.

Занятия из серии «Азбука здоровья»

В образовательной деятельности провожу  циклы бесед: о необходимости соблюдения режима дня, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем. Дети приобретают навыки культуры и здорового образа жизни, знания правил безопасного поведения и разумных действий в непредвиденных ситуациях.

Коррекционные технологии.

Музыкотерапия -  обладает сильным психологическим воздействием на детей. Она влияет на состояние нервной системы. Я использую музыку в качестве вспомогательного средства для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя, для сопровождения образовательной деятельности, также перед сном, чтобы помочь, с трудом засыпающим детям успокоиться и расслабиться. 

Сказкотерапия – совместно или индивидуально составляем сказку, которая отражает трудности, возникшие перед ребенком, а затем вместе находим пути их решения или обсуждаем поучительные народные сказки.

         Технология валеологического просвещения родителей.  Провожу индивидуальные беседы, даю рекомендации, памятки, оформляю папки – передвижки по вопросам здоровье сбережения. Применение здоровье сберегающих технологий способствовало повышению результативности  образовательного процесса, формированию у дошкольников основ валеологического сознания, потребности заботиться о своем здоровье, улучшению соматических показателей здоровья детей.

Метод проектов как педагогическая технология

Основной целью проектного метода в ДОУ развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.  В ходе реализации проектов осуществляется поддержка  детской инициативы, развивается познавательный интерес к различным областям знаний,    творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. Проектный метод позволяет установить партнёрские отношения между родителями и воспитателями.

В течение учебного года в старшей группе были реализованы следующие проекты:

  1. Познавательно – творческий проект «Посёлок мой – Российская глубинка».
  2. Творческий проект «Наряды осени».
  3. Информационный творческий проект «Символ Нового 2022 года – Тигр».
  4. Исследовательский проект «История снеговика».
  5.  Познавательно – игровой «Школа пешеходных наук».
  6. Познавательно- творческий «Пасхальные истории».
  7. Практико – ориентированный проект «Остров добрых дел».
  8. Познавательно – творческий проект «Сказки дедушки Корнея».

В результате проектной деятельности у детей старшего дошкольного возраста формируется положительная мотивация к процессу познания. Развиваются навыки в проектно – исследовательской деятельности. Дети стали  более активными, расширился круг задаваемых ими вопросов. Высказывают свои предположения, идеи для решения проблемы. Активно помогают в поиске материала, подготовке презентации (участие в празднике, оформление выставки, создание мини – музея, изготовление подарков).

Технология исследовательской деятельности.

Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

Характерной чертой этой технологии является реализация педагогом модели "обучение через открытие". Работа с детьми  была направлена на создание условий для исследовательской  деятельности в ходе ознакомления их с явлениями и объектами окружающего мира.

Особое внимание уделяется опытнической деятельности, где ребёнок находится в позиции исследователя и совместно с воспитателем находит решение проблемно – поисковых ситуаций.   При организации экспериментально-исследовательской деятельности использовала следующие методы и приемы:

- эвристические беседы; постановка и решение вопросов проблемного характера; наблюдения;

- моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);

- опыты;

- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;

- "погружение" в краски, звуки, запахи и образы природы;

- подражание голосам и звукам природы;

- использование художественного слова;

- дидактические игры, игровые обучающие и творческие развивающие ситуации;

- трудовые поручения, действия.

На протяжении всего учебного года проводились НОД и опыты эксперименты по темам.

Экспериментирование с водой: «Как вода отражает предметы», «Лёд - вода», «Жидкое - твёрдое». «Как растения пьют воду?», «Испарение». «Солнце высушивает предметы», «Радуга».

Экспериментирование с воздухом: «В воде есть воздух», «Парусные гонки».

«Поймаем воздух», «Упрямый воздух»

Экспериментирование с магнитом: «Притягивает – не притягивает?», «Как достать скрепку из воды?»

         В свободное время дети самостоятельно повторяют опыты, применяя при этом, полученные в организованной образовательной деятельности знания и умения. Большую радость, удивление и даже восторг испытывают дети от своих маленьких и больших открытий.

Участвовали в конкурсе детских исследовательских работ и проектов «Я исследователь». С проектом «История снеговика».

Применение технологии исследовательской деятельности способствуют развитию у детей познавательно-исследовательской активности. У детей сформировалось умение получать сведения о новом объекте в процессе его исследования. Они пытаются анализировать, делают выводы, объясняют закономерности в природе. У детей возросла познавательная активность и интерес к окружающему  миру.

Большую помощь в организации  образовательной деятельности мне оказывают игровые технологии. Игровые образовательные технологии позволяют моим воспитанникам легче воспринимать информативный материал, увлекая их во время НОД. Знания, полученные таким образом, хорошо усваиваются детьми.

В практической деятельности я использую следующие игровые технологии:

- игровые ситуации (во время НОД и в режимные моменты);

- сюрпризные моменты (во время НОД и в режимные моменты);

- элемент присутствия любимой игрушки в режимные моменты и во время НОД. Игровые моменты проникают во все виды деятельности детей, широко использую различные развивающие, творческие, подвижные игры. В своей практике я использую игры – задания для рабочего настроя. «Настроение», «Что слышно?», игра с клубком «Подари комплимент другу», «Делай как я!». Все они ценны тем, что за короткий отрезок времени позволяют настроить воспитанников на общее дело и создать игровую атмосферу.

Во время образовательной деятельности организую, игры в парах «Составь изображение из геометрических фигур», «Что я загадал?», «Строители». Деление на пары происходит как по желанию, так и на использовании специальных приёмов (разрезные, парные картинки, по цвету волос, по цвету одежды и др.).  Объединение в микрогруппы способствуют тому, что дети учатся взаимодействовать не только на основе дружеских предпочтений, но и по случайному принципу. Включение коммуникативных игр и упражнений в образовательный процесс   как первого этапа реализации социо-игровых подходов оказывает положительное влияние на развитие детского коллектива и каждого ребенка в отдельности. В процессе игры дети учатся проявлять заботу, внимание, сочувствие к сверстникам, выполнять элементарные правила, слышать и слушать другого.

Приведу несколько примеров использования коммуникативных игр в работе с детьми 5-6  лет.  «Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем», «Клеевой ручеёк», «Магазин игрушек», «Радио»,  и др.

В повседневной жизни, в играх дети естественным образом делятся на группы, где происходит не только личностное, но и деловое общение, которое даёт возможность детям развиваться во всех отношениях. Системное использование социо-игровой технологии, как в НОД, так и при организации совместной, самостоятельной деятельности детей,  дает возможность:

научиться эффективно, общаться;

сделать образовательный процесс более увлекательным;

способствовать развитию у детей активной позиции, самостоятельности, творчества;

воспитать в дошкольниках желание узнавать новое.

Особое внимание уделяю технологии личностно-ориентированного подхода, так как считаю ее эффективной для развития социализации и индивидуализации ребенка.  Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы образования и воспитания личности ребенка, обеспечение ему комфортных условий в учреждении, в котором он находится, бесконфликтных и безопасных условий его развития, реализации имеющихся природных потенциалов. Личность ребёнка в этой технологии не только субъект, но субъект приоритетный.

Способы взаимодействия предполагают умение встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения и не игнорировать его чувства и эмоции (переход от монолога к диалогу). Взгляд на ребенка как на партнера. В образовательной деятельности делаю акцент на личностно - ориентированный подход в общении. Планирую  совместную деятельность с детьми так, чтобы она была направлена не на выяснение того, что знает ребёнок, а на то, насколько развиты его “сила ума”, наклонности и способности рассуждать, критически мыслить, находить правильное решение, применять знания на практике.

Считаю, что каждый ребёнок уникален в своей индивидуальности и имеет право развиваться в собственном темпе, по своей образовательной траектории. Применяю дидактический материал, различающийся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам выполнения заданий.

Результат использования технологии - становление ребёнка как личности. Это предполагает решение следующих задач: развитие доверия ребенка к миру; чувства радости (психологическое здоровье); формирование начал личности (базис личностной культуры); развитие индивидуальности ребенка.

Технология Утренний и вечерний круг.

От того как начнется день будет зависеть настроение ребенка и желание посещать детский сад, поэтому технология «Утренний круг» заняла важное место в моей работе.

«Утренний круг»– это начало дня, когда дети собираются все вместе для того, чтобы порадоваться предстоящему дню, поделиться впечатлениями, узнать новости (Что интересного будет сегодня?), обсудить совместные планы, проблемы, договориться о правилах и т.п.
Расположение детей и взрослых по кругу позволяет всем видеть друг друга, устанавливать прямой контакт глазами, что способствует созданию атмосферы доверия, открытости, равноправия и непринужденности. Занимая место в круге, ребёнок имеет право сесть рядом с тем, с кем хочется, с кем ему комфортно и безопасно.

Доброжелательная атмосфера круга способствует формированию у детей навыков свободного ведения беседы, они не боятся задавать вопросы или высказывать свою точку зрения, они учатся активному слушанию, внимательно сосредотачиваются на том, что педагог хочет им сказать

Во время проведения «Круга»  провожу работу по освоению воспитанниками содержания не только социально-коммуникативной образовательной области, но и остальных образовательных областей: речевого, познавательного, художественно-эстетического развития.

Ежедневно, в конце дня после того, как дети выполнили задуманное – реализовали свой план в каком – либо центре активности, с детьми проводится итоговой «Вечерний круг»

Задача итогового сбора – организовать процесс рефлексии; продемонстрировать общие итоги работы за день, обсудить что получилось, что не получилось, наметить последующие шаги. И еще одна не менее важная задача – заразить энтузиазмом и вселить в детей чувство уверенности, что они тоже смогут сделать хорошо, если захотят.

Таким образом, данная технология предоставляет большие возможности для развития личности ребёнка, поддержки инициативы, саморегуляции, а  также развитие коммуникативных и когнитивных способностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование педагогом – психологом в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик.

Использование педагогом – психологом в образовательном процессе современных   образовательных технологий и методик....

консультация для педагогов"Использование в образовательном процессе современных образовательных технологий."

консультация для педагогов"Использование в образовательном процессе современных образовательных технологий."...

Справка об использование педагогом в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик

Справка об использование педагогом в образовательном  процессе современных образовательных технологий и методик...