Статья "Использование метода интеллект - карт в образовательном процессе".
статья (старшая, подготовительная группа)

Пасынкова Ольга Николаевна

Внедрение в образовательную деятельность современных педагогических технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon intelekt_-_karty.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование метода интеллект – карт

в образовательном процессе в детском саду

Пасынкова Ольга Николаевна

воспитатель

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №3»

Г. Североуральск

Глобальные преобразования, происходящие во всех сферах нашего общества - социальной, политической, культурной, не могли не затронуть и систему образования, определяющую интеллектуальный потенциал страны в будущем и являющуюся условием ее процветания и развития.

В настоящее время возникла необходимость обратить пристальное внимание специальному, целенаправленному развитию интеллектуальных функций, обучению детей дошкольного и младшего школьного возраста технике и технологии мыслительных действий, процессам познавательного поиска. Образовательное учреждение не должно быть простым источником воспитания и обучения. Оно должно быть ориентировано на развитие личности ребенка, формирование ключевых компетентностей, определяющих современное качество образования. Поскольку на смену знаниевому подходу приходит системно-деятельностный подход, то нужно думать, как не просто дать знания ребенку, а научить его добывать и применять их, обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. Поиск формы такого обучения привел к мысли, что обучение детей должно быть и словесным, и наглядным, и практическим. Таким требованиям отвечает метод использования интеллект – карт.

 Основная идея опыта.  

Использование в образовательном процессе детского сада интеллект – карт позволит сделать наблюдаемыми ход мышления воспитанников, что позволит обеспечение формирования информационной компетентности и успешно подготовить к обучению в школе.

Теоретическая база опыта. 

Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей, активизируется мышление.

Рисование интеллект-карты - необычный вид деятельности, имеющий много общего с игровой, но это эффективный способ работы с информацией, причем универсальный: составлять интеллект-карты можно по самым разным темам. Сам процесс создания интеллект-карты стимулирует творчество обучающихся, потому что в ее создании активно участвуют и правое, и левое полушарие мозга, чего не происходит при работе с готовыми схемами. Важно отметить, что интеллект-карта является, прежде всего, техникой мышления, а не способом фиксации результата, т.е. самое главное - это процесс получения нового знания. Составление интеллект-карты можно назвать визуализацией мышления.

Мной была подобрана и изучена научно-метолическая литература по теме

Асмолов, А. Г. «Как проектировать универсальные учебные», Бьюзен, Т. «Интелект – карты. Практическое пособие.»

Данные авторы ориентируют педагогов на поиск наиболее эффективных, новых форм работы обучения дошкольников.

ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА

с Законом «Об образовании детей в РФ» здоровье детей относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Поэтому перед каждым педагогом возникают вопросы:

- Как возможно наиболее эффективно организовать воспитательно-образовательный процесс без ущерба здоровью дошкольников?

Ответить на эти вопросы мне помогло внедрение в образовательный процесс метод интеллект - карт. При проведении исследования выяснилось, что изучаемый материал запоминается эффективнее если после часа работы над интеллект- картой вы, будете возвращаться к ней через определенные промежутки времени:

  • 10-30 минут;
  • сутки;
  • неделю;
  • месяц;
  • 3 месяца;
  • 6 месяцев.

Вывод, интеллект-карта является частью долгосрочной памяти.

         Метод использования интеллект карт вооружает воспитателя решать важные проблемы и их профессиональную и социальную деятельность инновационным способом, и направляет на:

  • повышение мотиваций, качества знаний, воспитанников, конкурентоспособность их в образовательном процессе;
  • развитию коммуникативных и творческих способностей в процессе их учебно-познавательной деятельности;
  • корректирует знания;
  • активизируется самостоятельная деятельность воспитанников;
  • выявляет причины затруднений;
  • изучает личность.

Интеллект - карты характеризуются следующие основные свойства:

  •  наглядность – вся проблема (идея) с её многочисленными сторонами и гранями оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом;
  •  привлекательность – интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно;
  •  запоминаемость – благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается;
  •  своевременность - интеллект-карта наводит на мысли о новых, более современных идеях, позволяет эффективно и результативно решать проблемы по мере их поступления или прогнозировать их;
  •  творчество – интеллект-карта дает толчок для развития творческой среды, помогает найти различные пути решения задач;
  •  возможность пересмотра – интеллект-карта позволяет, если необходимо вставить в неё недостающую информацию и понять, все ли хватает.

Интеллект- карты – это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации решения творческих задач, инструмент развития памяти и мышления, то для более эффективного применения данного метода обучения я советую обучающимся следовать трём принципам:

 «Принимай» – сначала необходимо изучить все стороны интеллект- карт, правила и по их созданию, проанализировать объект с целью выделения их связи, рассуждений и следствия.

«Применяй» – начни применять их, составь как можно больше интеллект- карт в разных областях: обучение, запоминание, презентации, мозговой штурм, принятие решений.  

«Приспосабливай» – пропусти эту технологию через себя, адаптируй под себя, выбери свой стиль и совершенствуй свои умения и навыки

Интеллект- карты можно составлять как индивидуально, так и коллективно: группой, командой, семьёй и по разным тема и поводам.

Составление интеллект - карты

        Интеллект-карта должна соответствовать определенным требованиям, иначе она будет похожа на текст с картинками и слегка структурированным.

Составление интеллект - карты требует соблюдения определённых правил:

1. Интеллект- карты удобнее создавать на бумаге формата А4 (не большой, не маленький).

  • Располагают лист горизонтально, лучше использовать белую бумагу.
  • От центрального образа рисуем «отростки» первого уровня, которые и будут раскрывать главную идею.
  • Детализируем отростки - каждый состоит из нескольких веточек, они ведут к ассоциации с ключевыми понятиями.
  • Наводим красоту: подрисовываем картинки, используем разные цвета ветви должны быть изогнутыми, похожими на ветви дерева.

2. Слова использовать лучше одно на каждую линию. Это расширяет возможности ассоциаций, идей, мыслей. Слова подбираются так чтоб увидев их можно вспомнить всю картину целиком. Буквы лучше использовать печатные: так их проще читать, а трехмерные привлекают внимание.

3.  Линии смысловых и логических связей изображаются в виде ветвей: чем ближе линия к центральному образу - тем она толще. Длина линии равна длине слова или размеру картинки. За счет стрелок показываем значимость, последовательность и связи одного блока информации с другой, а также указываем взаимосвязи

4. Стиль карты необходимо вырабатывать свой собственный. Они могут быть нестандартными и с юмором. Главное, чтоб интеллект- карта нравилась самому автору.        

5. Использовать картинки везде, где только можно, динамичные и трехмерные картинки- лучше запоминаются. Общепринятые или собственные символы привлекают внимание, говорящие картинки вызывают эмоции и лучше запоминается. Главная же идея должна быть объемной и содержать не более 3 цветов

6. Применение кодирования: используют для выделения информации, рисуют красным или зеленым, использовать можно как общепринятые, так и придумывать свои.

 7. Структура интеллект - карты может быть

Радиальная: Ближе к центру – располагаем более важные понятия. Дальше от центра – менее важные понятия.

Понятная: из карты должен быть очевиден порядок следования информации, важность, приоритетность того или иного блока информации, для этого лучше использовать выделение, например, ореол или использование другого цвета.

Создание целостного, информации должна быть понятной последовательной.

8. Разнообразие интеллект - карты предполагает использование различных по виду картинок, размеры шрифта, цвета, линий, потому что однообразие неинтересно и не привлекает внимание

9. Использовать разнообразные цвета и текстовыделитель 

Разросшиеся ветви заключаем в контуры для лучшего выделения и запоминания, необходимо соблюдать целостность восприятия и соотношение цветов (если на карте будет располагаться 20-30 цветов то нарушиться целостное восприятие).

Интеллект- карты можно рисовать не только от руки, но и создавать при помощи следующей компьютерной программы:

http://www.mind-map.ru/

http://www.syntone.ru/library/article_other/content/399.html?current_book_page=1

http://conceptdraw.fileburst.com/Full/CDMindMap

Систематическое применение интеллект- карт позволяет развивать следующие познавательные действия:

  •  формулировка и самостоятельная постановка цели.
  •  умение выделять и искать нужную информацию при этом применять различные методы в поиске нужной информации
  •  переводить чувственные формы в модель знаково- символическую и преобразовывать ее с целью выявления общих законов (кодировка, замещение, декодирование).
  •  умение структурировать знания.
  •  умение ставить и формулировать проблемы, а также создание алгоритма деятельности
  •  установление причинно- следственных связей
  •  анализирует и синтезирует слабые места (можно восполнить эти недостающие элементы.)

Практическое применение интеллект – карт.

  •  запоминание и хранение в памяти материала, все приобретенные знания легко восстанавливаются за счет визуального прочтения.;
  •  чем больше создаешь карт, тем меньше времени будет уходить на составление и подготовку;
  •  использовать в детских садах для написания, докладов, для составления календарно- тематического планирования, на занятиях;
  •   может служить наглядным пособием на занятиях, выступлениях на конференциях
  •  можно использовать в различных сферах жизни, в любой профессии, она помогает выстраивать свою деятельность
  •  помогает созданию собственных наработок с источниками информации;
  •  формирует у воспитанников единую картину мира и развивается культура мышления.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия / А. Г. Асмолов – М.: Просвящение, 2010. – 151 с.

2. Бьюзен, Т. Интелект – карты. Практическое руководство / Т. Бьюзен – Минск.: Попурри, 2010. – 352 с.

3. Бьюзен, Т. Супермышление / Т. Бьюзен – Минск.: Попурри, 2003. – 11 с.

4. Лурия, А. Р. Лекция по общения психологии / А. Р. Лурия – СПБ: Питер, 2007. – 211 с.

5. Берщадский, М. Е. Метод интеллект – карт / М. Е. Берщадский [Электронный ресурс] : Педагогическая библиотека – Режим доступа : http://bershadskiy.ru/index/metod_intellekt_kart/0-32 – Загл. с экрана.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод интеллект-карт в образовательном процессе ДОО

Цели создания карт могут быть самые различные: запоминание сложного материала, передача информации, прояснение для себя какого-то вопроса. Их можно использовать в большом количестве разнообразных ситу...

Использование метода интеллект-карт в образовательном процессе ДОУ.

Использование метода интеллект-карт в образовательном процессе ДОУ....

Мастер-класс «Использование метода интеллект-карт в образовательном процессе детского сада»

Мастер-класс предназначен для старших воспитателей и методистов....

Обобщение педагогического опыта по теме" Использование метода интеллект-карт в образовательном процессе детского сада"

Глобальные преобразования, происходящие во всех сферах нашего общества – социальной, политической, культурной, - не могли не затронуть и систему образования, определяющую интеллектуальный потенц...

«Использование метода интеллект – карт в образовательном процессе детского сада»

Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей,  активизируется мышление.Сост...