Использование метода интеллект-карт в образовательном процессе ДОУ.
статья на тему

Пупкова Наталья Михайловна

Использование метода интеллект-карт в образовательном процессе ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл intellekt_karta.docx16.72 КБ

Предварительный просмотр:

Использование метода интеллект-карт в образовательном процессе ДОУ.

В сфере дошкольного образования происходят активные инновационные процессы, к которым относятся многочисленные организационные и содержательные преобразования: расширенное обновление дошкольных образовательных программ, реализация федерального государственного общеобразовательного стандарта (ФГОС) .

Век информационных технологий  заставляет все больше задумываться о том, как помочь детям охватить объем информации, обрушивающийся на них, увидеть взаимосвязь событий и явлений вокруг себя, понять, что у всего есть причина и следствие. Мы должны не просто научить их думать, но еще и понимать и анализировать. Принято считать, что информация хранится в памяти в нескольких видах, в том числе в вербальном (речевом, визуальном (наглядном) и кинетическом (двигательном). По мнению многих педагогов именно интеллект- карта направлена на решение этих задач.

Интеллект- карта- это способ изображения процесса общего системного решения с помощью схем. Другими словами, интеллект- карта – это графический способ обработки информации с помощью тем и подтем. По своей структуре она похожа на паучка,  на рисунок клетки с отростками, дерево с кроной и корневой системой, переплетение трещин, пучок водорослей, прожилки на листе или обломок коралла, иными словами, на естественный процесс роста и развития, запечатленный в плоском двухмерном виде.

Творческий педагог стремится сам проектировать образовательный процесс, учитывая и уровень развития детей группы, и индивидуальные особенности воспитанников, и возрастные особенности детей,  и собственные интересы, и возможности ДОУ, и тенденции образовательной системы города, страны.

Мыслительную карту (от англ. Mind Map) — переводится, как карта ума, умственная карта, ментальная карта или интеллект-карта) придумал американский специалист по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления Т. Бьюзен в 60—70-х гг. XX в. Его интересовала мысль о создании метода, объединяющего характеристики восприятия и переработки информации, свойственные двум полушариям мозга. С помощью мыслительных карт можно распределить известную информацию и понять, чего не хватает, обнаружить сильные и слабые стороны наших представлений о предмете, увидеть, как встраивается новое содержание в старые рамки, какие компоненты модели связаны, а между какими связь еще не установлена.

При линейном способе мышления мы шаг за шагом, постепенно и последовательно переходим от одного аспекта явления к другому, теряя при этом возникающие ассоциации. Если же человек попытается сразу сформулировать все возникающие ассоциации, то ему могут сказать, что его мышление нелогично (хотя на самом деле оно именно так и происходит) .

Эффективность использования данного метода в учебном процессе связана с устройством человеческого мозга, отвечающего за обработку информации. Обработка информации в мозге человека сводится к её обработке правым и левым полушарием одновременно. Левое полушарие отвечает за логику, слова, числа, последовательность, анализ, упорядоченность. Правое полушарие - за ритм, восприятие цветов, воображение, представление образов, размеры, пространственные соотношения. Обучающиеся, усваивая информацию, используют преимущественно левополушарные ментальные (логические) способности. Это блокирует способность головного мозга видеть целостную картину, способность ассоциативного мышления.

Как нарисовать интеллект-карту?

Этапы создания интеллект-карты.

  1. Определение объекта изучения.
  2. В центре листа бумаги фиксируется центральная идея. Для дошкольников лучше использовать картинку.
  3. От центрального образа отходят ветви первого уровня. Каждая ветвь (признак) имеет свой цвет.
  4. От главных идей идут подидеи, их должно быть не более 5-7. Любая подидея взаимосвязана с другой подидеей.
  5. Реконструкция.

Все довольно просто. Конечно, у интеллект-карт очень много секретов, но главное - вырабатывать собственный стиль, чтобы их создание было органично именно вашему стилю мышления.

Рисовать карты лучше руками и на бумаге (больше возможностей для полета фантазии,

Использование технологии интеллект-карт даёт для воспитателей огромные возможности в педагогической деятельности:

- задействовать оба полушария головного мозга;

- повышать работоспособность;

- запоминание информации при быстром и полном обзоре темы;

- конспектирование или составление аннотаций письменных текстов;

- создание конспектов занятий, докладов, выступлений;

- написание рефератов, научных работ, статей, аналитических обзоров,

- разработка проектов, презентаций ;

- осуществлять контроль собственной интеллектуальной деятельности;

- улучшать все виды памяти;

- развивать мышление, интеллект, речь, познавательную активность;

- формировать орфографические и пунктуационные навыки;

- обогащать словарный запас;

- повышать результативность;

- планирование ;

- управление временем: план на день, неделю, месяц, год…

- разработка сложных проектов;

Мозговой штурм

- генерация новых идей, творчество;

- коллективное решение сложных задач.

Принятие решений

- четкое видение всех "за" и "против";

- более взвешенное и продуманное решение.

 Можно сказать без преувеличения, что технология  интеллект-карт вызывает большой интерес.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Использование метода интеллект-карт в образовательном процессе детского сада»

Мастер-класс предназначен для старших воспитателей и методистов....

Обобщение педагогического опыта по теме" Использование метода интеллект-карт в образовательном процессе детского сада"

Глобальные преобразования, происходящие во всех сферах нашего общества – социальной, политической, культурной, - не могли не затронуть и систему образования, определяющую интеллектуальный потенц...

«Использование метода интеллект – карт в образовательном процессе детского сада»

Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей,  активизируется мышление.Сост...

Статья "Использование метода интеллект - карт в образовательном процессе".

Внедрение в образовательную деятельность современных педагогических технологий....

Использование метода интеллект-карт в работе с детьми старшего дошкольного возраста в процессе изучения правил дорожного движения.

Интеллект-карты – это уникальный и простой метод запоминания информации, который обеспечивает высокую познавательную активность детей в разных видах деятельности, и способствует взаимодействию д...

Использование метода интеллект-карт в работе с детьми старшего дошкольного возраста в процессе изучения правил дорожного движения.

Интеллект-карты – это уникальный и простой метод запоминания информации, который обеспечивает высокую познавательную активность детей в разных видах деятельности, и способствует взаимодействию д...

Проект «Использование метода интеллект-карт в образовательном процессе ДОУ»

Интеллект - карты – это не только уникальный и простой метод запоминания информации. Интеллект - карта - это технология изображения информации в графическом виде, наглядный способ представления ...