ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТЕ « Традиционные и современные подходы к организации и проведению занятий по развитию речи»
учебно-методический материал

Малькова Анна Владимировна

Данный материал можно  использовать на консультации для педагогов дошкольного образовательного учреждения. Актуальность данной разработки заключается в современном подходе к проблеме развития речи детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete.docx17.53 КБ

Предварительный просмотр:

                                   

                   ВЫСТУПЛЕНИЕ  НА ПЕДСОВЕТЕ

     На тему: « Традиционные и современные подходы к

  организации и проведению занятий по развитию

   речи»

Подготовила воспитатель: Малькова Анна Владимировна

                                                 

Уважаемые коллеги! Хочу представить Вам материал, используемый на консультации для педагогов дошкольного образовательного учреждения. Актуальность данной разработки заключается в современном подходе к проблеме развития речи детей дошкольного возраста. Вы можете ознакомиться с нетрадиционными методами обучения дошкольников, которые можно применять в образовательной деятельности. Проектная деятельность и мнемоника - вот основные формы, широко применяемые педагогами для успешного развития речи ребенка. Прочитав эту статью, Вы пополните свои теоретические знания по указанной теме. Цель: создание информационного пространства для обмена педагогическим опытом и повышения профессиональной компетентности и мастерства педагогов ДОУ по развитию речи детей. Задачи:  обновить научно - методический уровень компетенции педагогов;  расширить опыт педагогов по созданию условий в ДОУ для речевого развития дошкольников;  побуждать педагогов к практической деятельности по овладению технологий проектирования и моделирования. В настоящее время перед педагогами образовательных учреждений стоит важнейшая задача: развитие коммуникативных навыков детей. Анализируя опыт педагогов, я пришла к выводу, что традиционные методы не всегда эффективны в работе с дошколятами. В соответствии с ФГОС подразумевает широкое применение интеграции в разнообразных образовательных областях.

Интегрированный метод обучения является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена основной проблемой. Например, на занятиях художественно-эстетического цикла – с образами домашних животных в произведениях писателей, поэтов, с передачей этих образов в народно-прикладном искусстве и творчестве художников- иллюстраторов. Вариативность использования интегрированного метода довольно многообразна.  Полная интеграция (экологическое воспитание с художественной литературой, ИЗО, музыкальным воспитанием, физ. развитием)  Частичная интеграция (интеграция художественной литературы и изодеятельности)  Интеграция на основе единого проекта, в основе которого лежит проблема. Интегрированный метод включает в себя проектную деятельность. Исследовательская деятельность интересна, сложна и невозможна без развития речи. Задачи исследовательской деятельности в старшем дошкольном возрасте – это:

 формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;  развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;  формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;  развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности. Работая над проектом дети получают знания, расширяют свой кругозор, пополняют пассивный и активный словари, учатся общению со взрослыми и сверстниками. Очень часто для запоминания незнакомых слов, текстов, разучивания стихотворений педагоги в своей практике используют мнемонику. Мнемоника, или мнемотехника - это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников, так как наглядный материал усваивается лучше вербального

Особенности методики – применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например для обозначения диких животных используется елка, обозначения домашних – дом. Работа по развитию связной речи детей ведется по следующим направлениям: обогащение словарного запаса, обучение составлению пересказа и придумыванию рассказов, разучивание стихотворений, отгадывание загадок. Актуальность использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что:  во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с ОВЗ характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;  во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;

 в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания. Работу по формированию речи у дошкольников проводится комплексно, по следующим направлениям: - коррекция звукопроизношения; - формирование навыков звукового анализа и синтеза слов и представлений о структурных единицах языковой системы (звук – слово – предложение – текст); - формирование лексико-грамматических категорий; - формирование связной речи; При нормальном ходе речевого развития дошкольник спонтанно усваивает многие словообразовательные модели, одновременно существующие в языке и работающие в рамках определенной лексической темы. Многим детям требуется специальное обучение, а затем длительные тренировочные упражнения по усвоению навыков словообразования. Облегчить этот процесс, разнообразить его и сделать более интересным для ребенка поможет метод наглядного моделирования. Он позволяет ребенку осознать звучание слова, поупражняться в употреблении грамматических форм, также он способствует расширению словарного запаса, формированию языкового чутья. Каждый педагог в своей деятельности преследует цель – научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Необходимо отметить, что связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, т.к. она выступает в виде средства получения знаний и средства контроля над этими знаниями. В современных психологических и методологических исследованиях отмечается, что умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения в ребенка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально. Пересказ – более легкий вид монологической речи, т.к. он придерживается авторской позиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы. Это в какой-то мере отраженная речь с известной долей самостоятельности. Картинно-графический план выступает здесь как средство мнемотехники. С помощью картиннографического плана, представленного как в виде пиктограмм, так и в виде предметных картинок дети пересказывают тексты, учат загадки и т.д. При составлении различных по сложности рассказов усиливается роль и значения моделирования и композиционного оформления сюжета, самостоятельного отбора лексики, синтаксических конструкций, выразительных средств языка. Дети испытывают трудности в построении сюжета, тут им на помощь приходит картинно-графический план. Он служит моделью рассказа, и ребенку, при наличии наглядной опоры остается самостоятельно подобрать лексический материал, построить предложения. Прежде, чем дать детям задание составить рассказ по серии картин, необходимо подготовительная работа: рассмотреть внимательно все картинки серии, отметить, что главное на каждой из них, определить сюжетную линию и т.д. Часто при составлении рассказа дети упускают диалоги героев, слова-признаки, характеризующие и описывающие персонажей. В картинно-графическом плане акцентируется внимание дошкольников именно на это. Если необходимо передать настроение героя – использую пиктограммы. Пиктограммы выставляются при рассматривании каждой картинки из серии, чтобы акцентировать внимание детей на определенном признаке или действии героя. Для рассказа по сюжетной картинке картинно-графический план просто необходим. Ребенку трудно “сконструировать ситуацию”, изображенную на картине, придумать развитие событий и грамотно закончить свой рассказ, т.е. оформить речевым материалом схему построения высказывания: зачин – развитие событий – итог. Существует несколько видов занятий с картинным материалом. Остановлюсь на обучении рассказыванию по отдельной сюжетной картинке с придумыванием детьми предшествующих событий. Например, картинка: «Зимние забавы». При составлении повествовательного рассказа по этой картинке я раздаю детям карточки с фрагментами картинки и предлагаю им составить предложения. Затем выставляется большая картинка, дети находят на ней свои фрагменты. Предваряя появление картинно-графического плана, проводится беседа по содержанию картины, по ходу беседы выставляются опорные карточки-символы и фрагменты картины. Таким образом, составляя свой рассказ, дети комбинируют в рассказе свои знания и изображенные на картине действия. Использование наглядного моделирования в системе коррекционной работы дает положительный результат, что подтверждается данными диагностики уровня речевого развития детей

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на МО музыкальных руководителей «Традиционные и современные подходы к слушанию музыки в детском саду»

Консультация для музыкальных руководителей "Традиционные и современные подходы к слушанию музыки в детском саду"...

Выступление на пед.совете "Современные подходы в работе с детьми по изучению ОБЖ"

Выступление на пед.совете "Современные подходы в работе с детьми по изучению ОБЖ"...

«Традиционные и современные подходы к слушанию музыки в детском саду»

Музыка всегда занимала особое место в эстетическом и художественном воспитании, а так же в формирование гармоничной и всесторонне развитой личности. Психологи, педагоги, выдающиеся композиторы отмечаю...

Статья: «Традиционные и современные подходы к формированию взаимоотношений у старших дошкольников, как средство реализации целевых ориентиров ФГОС ДО»

В статье размещён авторский опыт работы по формированию взаимоотношений  у старших дошкольников. Раскрыты методы, используемые педагогом для внедрения современных образовательных технологий в обр...

Выступление на педсовете на тему: «Современные подходы к гражданско-патриотическому воспитанию в ДОУ»

Понимая важность данного вопроса, одним из важнейших направлений в ДОУ становится работа по гражданско-патриотическому воспитанию, эта задача входит в годовой план....

Выступление на педагогическом совете «Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в свете ФГОС»

Совершенствование работы в детском саду по формированию у дошкольников трудовых навыков.Развитие профессиональных качеств педагогов по образовательной области «Труд».Система...

ПЕДСОВЕТ по теме: «Современные подходы к гражданско-патриотическому образованию в ДОО»

ПЕДСОВЕТпо теме:«Современные подходы к гражданско-патриотическому  образованию в ДОО»...