ПЕДСОВЕТ по теме: «Современные подходы к гражданско-патриотическому образованию в ДОО»
учебно-методический материал

Гуракова Елена Сергеевна

ПЕДСОВЕТ

по теме:

«Современные подходы

к гражданско-патриотическому  образованию в ДОО»

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЕДСОВЕТ

по теме:

«Современные подходы

к гражданско-патриотическому  образованию в ДОО»

форма проведения – «устный журнал»

Цель:

- повысить теоретический и практический уровень знания педагогов о  современных подходах к гражданско-патриотическому образованию в ДОО;

- проанализировать уровень организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию;

- активизировать деятельность педагогов

Подготовка к педсовету:

1. Анкетирование воспитателей «Воспитание патриотизма»

2. Анализ работы воспитателя по патриотическому воспитанию дошкольников

3. Анкетирование родителей «Патриотическое воспитание ребенка» (подготовить итоговые таблицы)

4. Смотр центров краеведения и патриотического воспитания в ДОУ "Уголок России - Отчий дом"

7. Вопросы для обсуждения:  

  • Какие признаки или высказывания, на ваш взгляд присущи нравственно - патриотическому воспитанию
  • Что включает в себя понятие «патриотизм»
  • Основные направления работы по патриотическому воспитанию
  • Принципы педагогической деятельности по воспитанию гражданственности
  • Основные источники, средства патриотического воспитания в ДОУ
  • Продолжите фразу: «Я считаю, что нравственно - патриотическое воспитание, нужно ….»
  • Продолжите фразу: «Я горжусь своей страной, потому что …»

8. Домашнее задание:

  • поделиться одной из своих "находок" в области организации взаимодействия с детьми по теме педсовета (любые интересные, на Ваш взгляд, формы и методы работы)
  • презентация дидактической игры по патриотическому воспитанию
  • подготовить одно или два высказывания известных педагогов прошлого и современности  в форме цветного листочка (не более 8 – 10 см) на тему нравственно-патриотического воспитания дошкольников (будем помещать их на "Дерево мудрости")
  • качественно подготовить свои сообщения из опыта работы, использовать ИКТ

Ход проведения:

Старший воспитатель

- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня мы будем обсуждать проблему патриотического воспитания подрастающего поколения как одну из наиболее актуальных проблем сегодня. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности.

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья россиян. Концепция дошкольного воспитания поставила  перед педагогами дошкольных учреждений задачи формирования человека здорового физически, духовно, богатого нравственного, творческого, думающего.

Обращение в образовании к нравственно-патриотическому воспитанию обосновывается существованием ряда проблем: снижение познавательного интереса и уважения у современной молодежи к прошлому и настоящему своей Родины, к обычаям и традициям своего народа, низкий уровень знаний об истории, культурном наследии своего Отечества, представления о русской культуре.

Организация работы ДОУ по патриотическому воспитанию дошкольников остается одним из актуальных направлений деятельности современного ДОУ.

Сегодня мы постараемся рассмотреть и обсудить современные подходы к гражданско-патриотическому образованию в ДОО. И наша сегодняшняя работа, я надеюсь, окажет вам помощь в работе с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию.

Педсовет наш я предлагаю провести в форме устного журнала.

  •  Первая страница «ОБСТАНОВКА КОМФОРТА»

Психологический тренинг "Поиск сокровищ"

Цель: Создание обстановки эмоционального комфорта.

Педагогам, для того чтобы они почувствовали себя свободно, раскованно, поняли, какой по стилю и темпу будет работа, предлагается психологический тренинг "Поиск сокровищ".

Методика проведения. Участникам предлагаются карточки с перечнем "сокровищ".

Задание: Нужно найти среди собравшихся соответствующего каждому пункту списка человека.

Для этого вы должны подходить к своим коллегам и опрашивать их.

На эту работу отводится 5-7 минут.

Список "сокровищ": найдите человека

  1. чей день рождения наиболее близок к сегодняшней дате;
  2. с необычным хобби или увлечением;
  3. кто живет ближе всех к детскому саду;
  4. который любит ту же еду, что и вы;
  5. который родился дальше всех от этих мест;
  6. у которого, столько же колец на руках, сколько и у вас;
  7. у кого такой же цвет глаз как у вас
  8. у кого есть дома домашние животные
  9. кто любит кофе
  10. у кого один ребенок
  11. который любит сладкое
  12. у кого есть часы на руке
  13. у кого самый маленький размер обуви
  14. того, кто любит что-то коллекционировать
  15. того, кто любит заниматься рукоделием (шить, вышивать, вязать…)
  16. того, у кого послание от старшего воспитателя

После того как все участники нашли свои «сокровища» ведущий задает вопросы: "Кто нашел человека, который живет ближе всех к детскому саду?" и т. п. по списку (выборочно, самые сложные).

- В конце зачитывается послание старшего воспитателя.

"Мы далеко не всегда ценим то, что имеем, а когда теряем, горько жалеем об этом. Многие люди готовы пройти до края земли в поисках сокровищ, в поисках чего-то великого, но часто, как и эти великие завоеватели, они разбивают то сокровище, что имеют у себя в руках, понятия не имея о ценности тех вещей, которыми обладают. Вам повезло, вы уже обладаете величайшими сокровищами, так давайте будем ценить самое дорогое, что есть в нашем коллективе, дружбу, уважение и взаимопонимание"!

Старший воспитатель:

- Каждому из вас, для того чтобы узнать какую-то особенность, необходимо было подойти к друг другу, посмотреть на него, пообщаться с ним.

 Таким образом, чем больше мы общаемся друг с другом, тем больше мы узнаем друг о друге. А иногда общение нам облегчает жизнь, разрешает различные жизненные ситуации.

- Мне бы хотелось, чтобы сегодня каждый из нас был готов к восприятию, хотел видеть и слышать своих коллег, а соответственно узнавал что-то для себя новое, а может даже и полезное.

  • Вторая страница «ИНФОРМАЦИОННАЯ»

Нынешние дети растут в эпоху, разительно отличающуюся от времени их родителей: другие ценности, идеалы, правила. Изменилось отношение людей к Родине.

Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры в обществе, особенно среди молодежи, явилось резкое падение роли и значения патриотизма, как одной из ценностей нашего народа и его героической истории.

Современные дети мало знают о родном селе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Становится все более очевидным, что именно высокая патриотическая идея и есть тот каркас, то основание, на котором только и может выстраиваться духовность нашего общества, его будущее в лице подрастающего поколения.

Основой новой Концепции образования является федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС).  В нем определены основные принципы дошкольного образования, среди них «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; учет этнокультурной ситуации развития детей».  

В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей.

Президент Российской Федерации В.В. Путин обращает особое внимание на воспитание патриотов нашей страны: «Мы должны строить свое будущее и будущее своих детей. И такой фундамент – это патриотизм…»

- Что включает в себя понятие «патриотизм»?

«…Это уважение к своей Родине и традициям, духовным и ценностям наших народов. Это ответственность за свою страну и ее будущее».

Патриотизм – это сложное чувство, возникающее еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируются в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране.

Воспитание патриотизма невозможно без формирования знаний традиций своей Родины, своего края.

- Скажите, пожалуйста, с чего для вас начинается Родина?

Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, о Родине, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.

Дошкольный возраст - основа для формирования чувства любви к Родине, Отечеству, своей малой Родине, семье, благодатное время для того, чтобы заложить основы для чувства долга, ответственности перед Родиной, гордости за свою малую родину, осознания принадлежности к большой стране и чувству гордости за нее.

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство любви к Родине - это патриотизм. Патриотизм – это и преданность своему Отечеству, и стремление сделать все возможное, чтобы сохранить культурную самобытность каждого народа, входящего в состав России.

Формирование начал патриотизма невозможно без формирования уважения к культуре других народов, терпимости, доброжелательного отношения к другому человеку независимо от национальности и цвета кожи. Безусловно, все эти нравственные качества должны закладываться в семье и под влиянием педагогов. Все начитается с семьи. Без любви к семье, Родине ребенок не сможет стать достойным членом общества.

Если рассматривать патриотизм через понятие «отношение», можно выделить несколько направлений:

1)        отношение к природе родного края, родной страны;

2)        отношение к людям, которые живут в родной стране;

3)        отношение к моральным ценностям, традициям, обычаям, культуре;

4)        отношение к государственному устройству.

Каждое из этих направлений может стать содержанием образовательно-воспитательной деятельности с детьми, и каждое внесет свой вклад в социализацию личности ребенка при условии учета особенностей развития детей.

ВЫВОД: Говоря о воспитании гражданственности и патриотизма, мы должны в первую очередь заботиться о том, чтобы маленький человек стал Человеком с большой буквы, чтобы он мог отличать плохое от хорошего, чтобы его стремления и желания были направлены на созидание, самоопределение и развитие в себе тех качеств и ценностей, благодаря которым мы твердо скажем, что он - патриот своей Родины.

И поэтому задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, селу формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес кдоступным ребенку явлениям общественной жизни.

Что такое патриотическое воспитание?

Патриотическое воспитание – это процесс освоения, наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек.

В программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, составленной согласно ФГОС, уделено большое внимание воспитанию у ребенка таких качеств, как патриотизм, уважение к традиционным ценностям.

Содержание работы «Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание» по возрастным группам чётко прописано в Программе «От рождения до школы»: везде присутствует основной аспект: Образ Я, семья, детский сад, Родная страна, но с усложнениями согласно возрасту.

Патриотическое   воспитание   должно  носить комплексный характер, пронизывать все виды детской деятельности, осуществляться в повседневной жизни. От взрослого во многом зависит, чем интересуется ребенок, о чем он спрашивает. Поэтому особенно важна активная позиция воспитателя и родителей, их желание и умение сформировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, помочь им осознать себя неотъемлемой частью своей малой родины, гражданином России.

- Назовите основные источники, средства патриотического воспитания в ДОУ:

1. Создание условий в группе.

2. Правильный отбор объектов.

3. Пример взрослых.

4. Развивающие виды деятельности.

 5. Досуговая деятельность.

6. Использование всех видов фольклора.

7. Знакомство с народной декоративной росписью.

8. Дополнительное образование.        

9. Взаимодействие с семьями воспитанников.

Какие средства относятся к патриотическому воспитанию?

- устное народное творчество,

- декоративно-прикладное искусство,

- музыка,

- художественная литература;

- игра, самостоятельная игровая деятельность

Условиями для наиболее эффективного решения задач патриотического воспитания являются:

- комплексный подход;

- знание педагогом истории и культуры своего народа;

- правильно подобранный материал (по принципу доступности и понятности);

- тематическое построение материалов;

- совместная работа детского сада и семьи.

- Назовите основные направления в работе по патриотическому воспитанию:

1.направление. Воспитание на боевых традициях народа.

2.направление. Историко-краеведческая работа.

3.направление. Формирование правовых знаний.

4.направление. Воспитание на культурных традициях народа

Нравственно-патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин

- Как вы думаете, почему?

- особенности дошкольного возраста,

- многоаспектность понятия «патриотизм» в современном мире,

- отсутствие концепции, теоретических и методических разработок (характерной особенностью многих исследований является обращение лишь к отдельным аспектам проблемы).

При построении системной работы по патриотическому воспитанию за основу необходимо взять следующие документы:

- Конституция Российской Федерации

 - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

 - Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России»

  • Третья страница «СТРАНИЦА МУДРЫХ МЫСЛЕЙ» 

Народная мудрость гласит: «Три несчастья есть у человека: смерть, старость и плохие дети. Старость неотвратима. Смерть неумолима. Перед этими несчастьями никто не может закрыть двери своего дома. А от плохих детей дом можно уберечь, как и от беды».

Воспитывая ребенка, все члены семьи надеются вырастить из него достойного человека. Каждый хочет гордиться своим ребенком, чтобы он вырос созидателем, а не прожигателем жизни.

Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

Давайте, выясним, знаем ли мы, что такое нравственность, мораль, доброта и другие нравственные понятия.

Мудрые мысли

На столе лежат карточки с пословицами, поговорками, афоризмами, высказываниями великих людей, разделенные пополам.

Задание: надо собрать каждое высказывание (играет музыка).

  • «Воспитание - лучший припас к старости» (Аристотель)
  •  «Любовь к родителям - основа всех добродетелей» (Цицерон)
  • «Нет места милее родного дома» (Цицерон)
  •  «Своя земля и в кулачке родная»
  • «Уважай отца и мать - будет в жизни благодать»
  • «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому. Родители - пример тому» (Себастьян  Брант)
  •  «Кто людям добра желает, тот сам его добывает»
  • Четвертая страница «ШКОЛА ПРАКТИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА» - выступления из опыта работы педагогов

  • Пятая страница «РЕКЛАМНОЕ АГЕНСТВО» - презентация пособий по патриотическому воспитанию.

  • Шестая страница «РЕЗУЛЬТАТИВНАЯ»
  • Восьмая страница «СУНДУЧОК ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАХОДОК»

Большое значение в нравственном воспитании детей имеет художественная литература. И одним из ведущих методов является инсценировка литературных произведений.

Я предлагаю Вам принять участие в инсценировке рассказа А. Глебова «Бабушкина сказочка».

(методом жеребьевки выбираются участники)

Бабушкина сказочка

Педагог. Тихим летним вечером сидели на крылечке бабушка Настя и внучка Катя. И вот какую сказку рассказала Бабушка.

Бабушка. Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику.

Любовь. Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней во всю отпущенную мне Богом жизнь.

Бабушка. Подумал волшебник и сказал…

Волшебник. Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют и роса ещё не просохнет…

Бабушка. Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в установленное место к трем соснам, что стояли на краю леса… Пришла и видит: стоят у сосен пять прекрасных девушек, одна другой краше.

Волшебник: Вот, выбирай. Одну зовут Радость, другую – удача, третью – Красота, четвертую – Печаль, пятую – Доброта.

Любовь. Они все прекрасны. Не знаю, кого выбрать…

Волшебник. Твоя правда. Они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю жизнь.

Бабушка. Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой: у одной, как небо – синие, у другой -, как изумруд, - зеленые, у третей, как яхонт, - серые, у четвертой, как темный бархат, - черные, у пятой, как незабудки, - голубые.

     Задумалась Любовь. Потом подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку…

Бабушка. Вот и вся сказка. Ну, а ты, внучка, кого бы выбрала себе в подружки?

Ведущий. И Катя задумалась…

Катя. Да, пожалуй, доброты нам часто не хватает.

Бабушка. Людям нужно стать добрее!

- Так же одной из форм работы с детьми по познанию самого себя в мире людей являются   «Уроки доброты».

Это беседы на нравственные темы: «Жил-был я». «Уважай отца и мать – будет в жизни благодать», «Где добрые люди, там беды не будет», «Доброе дело делай смело», «Что мы Родиной зовем?», «Дом, в котором мы живем», включающие в себя чтение и обсуждение с детьми подобранного в соответствии с темой занятия небольшого литературного произведения, игры, ситуативные задачи, рассматривание дидактического материала.

И почти каждое занятие предполагает использование в практической части различных видов художественной деятельности рисования, аппликации, лепки. Продуктивная деятельность развивает мелкую моторику рук, способствует формированию эстетического вкуса, расширяет представления детей об окружающем мире и его свойствах.

         Восьмая страница «АНАЛИТИЧЕСКАЯ» -  формулировка и принятие решения педсовета.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач современного дошкольного образовательного учреждения.

Продолжите фразу: «Я считаю, что нравственно-патриотическое воспитание нужно …»

… решать сегодня всем, кто имеет отношение к детям. То, что заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

Успехов в патриотическом воспитании могут добиться только те педагоги, которые смогут добиться взаимодействия с детьми «от сердца», быть искренними и глубоко убеждёнными не только в правильности своих позиций, но и верить в целительную силу, осознавать духовное богатство своего народа. Педагоги, которые смогут увлечь своих воспитанников своими мыслями, и чувствами, вдохновить их своими идеалами и убеждениями.

Воспитывать патриотизм нужно с раннего детства. В настоящее время предлагается много путей и способов, но нельзя забывать о том, что патриотизм формируется у каждого ребёнка индивидуально. Он связан с духовным миром человека, его личными переживаниями. И задача педагогов, родителей сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми.

Начиная работу по патриотическому воспитанию, педагог сам должен знать природные, культурные, социальные, экономические особенности региона, где живёт. Он должен продумать, о чём рассказывать детям, особо выделив характерное только для данной местности, доступно показывать связь родного города или села со всей страной.

В заключение хочется повторить слова  «У человека, который не знает своего прошлого - нет будущего».

Наши дети – это наше счастье,

Детский смех пусть льется, как река,

Наши дети – это наше завтра,

Гордость и надежда – на века!

Проект решения:

На основе выше изложенного, предложено:

•        Совершенствовать и разнообразить формы и методы работы по данному направлению.

Ответственные – все педагоги. Срок - постоянно

•        При планировании и организации воспитательно-образовательного процесса:

- продолжить проводить мероприятия по гражданско-патриотическому воспитанию

- использовать в работе с воспитанниками разнообразные педагогические, информационные технологии, мультимедиа, а также документальные, художественно-исторические фильмы

- приглашать для участия в мероприятиях ветеранов ВОВ, тружеников тыла, а также родителей воспитанников

Ответственные – все педагоги. Срок - постоянно

•        Повышать профессиональную компетентность по проблеме патриотического воспитания через ознакомление с культурой, историей родного края

Ответственные – все педагоги. Срок - постоянно

•        Провести анализ  календарного и перспективного планирования воспитательно-образовательной работы по патриотическому воспитанию с детьми дошкольного возраста.

Ответственные – все педагоги. Срок - постоянно

  • Продолжать пополнять средовое пространство для организации педагогического процесса (наличие уголков, их содержание в соответствии с программными и возрастными требованиями).

Ответственные: педагоги групп

Срок: постоянно

  • Повышать педагогическую культуру родителей по проблеме патриотического воспитания, используя активные формы работы (проектная деятельность, досуговые мероприятия, совместные экскурсии и т.д.)

Ответственные: педагоги групп

Срок: постоянно

  • Оформить накопительную папку из опыта работы групп по нравственно-патриотическому воспитанию

Ответственные: старший воспитатель

Срок: постоянно        

  • Подобрать музыкальные произведения для слушания и разучивания для возрастных групп ДОУ

Ответственные: музыкальный руководитель

Срок: август

  • Разработать и провести квест-игру для детей всех возрастов

Ответственные:

воспитатели:

Срок: июнь - август


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

выступление на педсовете на тему:"Современные здоровье сберегающие технологии, используемые в детском саду"

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. до семи лет человек проходит огромный путь развития, неповтооряемый на протяжении последующей жизни....

Педсовет на тему: «Современный воспитатель. Какой он?»

Современный воспитатель. Какой он?1.Вступительное слово заведующей ДОУ по теме педсовета.2.Выступление старшего воспитателя.3.Деловая игра по проблеме....

Выступление на педсовете. Тема: « Современные требования к проведению занятий по обучению грамоте с детьми старшего дошкольного возраста».

Выступление на педсовете.Тема: « Современные требования к проведению занятий по обучению грамоте с детьми старшего дошкольного     возраста»....

Педсовет на тему: «Современные дети в современном детском саду»

Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что современный ребенок не такой, каким был его сверстник несколько десятилетий назад  и не потому, что изменилась природа самого ребенка или закономерн...

Выступление на педсовете на тему: «Современные подходы к гражданско-патриотическому воспитанию в ДОУ»

Понимая важность данного вопроса, одним из важнейших направлений в ДОУ становится работа по гражданско-патриотическому воспитанию, эта задача входит в годовой план....

Выступление на педсовете на тему "Современные технологии, формы и методы гражданско-патриотического воспитания в ДОУ"

В настоящее время одной из главных задач воспитания подрастающего поколения   является направление  гражданско-патриотического воспитания. Педагогам необходимо  использовать разные...