Выступление на педсовете. Тема: « Современные требования к проведению занятий по обучению грамоте с детьми старшего дошкольного возраста».
методическая разработка по обучению грамоте по теме

Выступление на педсовете.

Тема: « Современные требования к проведению занятий по обучению грамоте с детьми старшего дошкольного     возраста».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete.docx23.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                                                                                     детский сад №3 «Ладушки»

Выступление на педсовете.

Тема: « Современные требования к проведению занятий                по обучению грамоте с детьми старшего дошкольного     возраста».

                                                                                               Воспитатель: Кудрявцева Е. В.

г. о. Коломна

14. 02. 2013.

 Методика проведения фронтальных занятий предполагает комплексный подход в сочетании с наглядными и игровыми приёмами. В ходе занятия реализуется основной принцип – принцип соблюдения триединой задачи: воспитание, развитие, обучение. Основным методом организации фронтальных занятий является комплексно – игровой, который даёт возможность добиться положительного результата в работе с детьми. Материал легче усваиваются в рамках сюжета сказки, путешествия, приключения, игры или одной лексической темы. Дети постигают понятие «звук», «слог», «слово», «предложен3ие», «предлог», «буква», закрепляют правильное произношение звуков в пословицах и поговорках, участвуют в сочинении сказок, стихов, чистоговорок.  В занятия по подготовке детей  к обучению грамоте вводятся задания на развитие языкового анализа и синтеза, лексико – грамматические задания, физминутки, голосовые и дыхательные упражнения, имитация движений и действий, творческие задания, словотворчество, игры и упражнения на развитие познавательных процессов, стихи и диалоги. Рассмотрим организацию сюжетно – тематических фронтальных занятий:                                                                             1. Организационный момент.                                                                                                         Цель организационного момента: сообщение темы занятия, создание положительного настроя на обучение, пробуждение интереса к познанию новых звуков, а также коррекция психофизических функций. Основная задача педагога – включить детей в работу с первых минут занятия. Оргмоменты проводятся в разных вариантах, но в любом случае полезно включать релаксационные, мимические и имитирующие упражнения. Психогимнастика способствует раскрепощению детей, проявлению своего «Я», развитию воображения, преодолению двигательной неловкости. Обычно применяют игрушки, плоскостные игрушки.                              Например, в занятии  « Наши друзья – Домовой и Домовёнок» (звуки Д, ДЬ) тема сообщается следующим образом: «Сегодня к нам пришли  озорной Домовёнок и дедушка Домовой. Где они могут жить? Какой первый звук вы услышали в словах «Дом», «Домовёнок»? Сегодня мы с ними будем изучать звуки «Д» и «Дь». Игровая форма сообщения темы не только побуждает интерес к занятию, но и достигается главное для этого этапа – направляется внимание детей к изучаемому звуку, к восприятию новых и повторению пройденных звуков. Недопустимо говорить детям следующее, например:       « Сегодня наше занятие посвящено теме…» или « Тема нашего занятия…».                                                                                                                                                                               2. Повторение пройденного материала.                                                                                                                                                                                    Повторение проводится в игровой форме, например игра с мячом.                                                               3. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам.                                       На данном этапе реализуются следующие задачи:                                                                                                       *Уточнение артикуляции – положение губ, языка и зубов при произнесении изучаемого звука;                                                                                                                         * Показывается «профиль» звука на рисунке;                                                                                              *уточняются акустические признаки звуков: спит или не спит голосок ( глухие и звонкие звуки ), поётся или не поётся звук ( гласные и согласные звуки );                                                                                  * находится образное сравнение  звука ( р – рычание тигра, ль – весенняя капель);                                                                                                                                                                              * звуки обозначаются цветными символами ;                                                        *определяется их место в звукобуквенном городе: на синей улице живут согласные твёрдые звуки, на зелёной улице – согласные мягкие звуки, на     красной улице – гласные звуки.

4. Произношение звуков в слоговых сочетаниях.

Основной задачей является развитие слухоречевой памяти и фонематического восприятия, мимики и просодических компонентов речи (ритма, ударения, интонации). Произношение слоговых рядов обычно сочетается с развитием интонационной выразительности и мимики.        Произношение звуков в словах.

На этом решаются следующие задачи:                                                                                                             *развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;                                   *уточнение и расширение лексического запаса;                                                                                        *овладение грамматическими категориями словоизменения и словообразования, постижение смысла и многозначности слов;                                                                                                                         *развитие слухового внимания и зрительной памяти;                                                                                     * овладение простыми и сложными видами слого – звукового анализа и синтеза.                                                                                                                                    Для решения этой задачи важен принцип подбора речевого и наглядного материала. Первый критерий подбора определяется темой и сюжетом занятия. Второй – поставленной задачей.                                                                             В работе по обогащению словаря и развитию фонематического восприятия обязательно выставляются предметы, игрушки, картинки.                                                                                              Использование на одном занятии слов, включающих одну или несколько родовых групп (  птицы, звери, посуда…) способствует развитию логической памяти. А применение слов, насыщенных одним изучаемым звуком ( в начале, в середине, в конце ) развивает звуковое чутьё.  Параллельно ведётся работа над усвоением грамматических категорий языка. Вопросы ставятся таким образом, чтобы дети смогли повторить слово в разных падежах, в единственном и множественном числе, в настоящем и прошедшем времени, с разными приставками.         Развитию слухового внимания способствуют словесные игры: «Звук потерялся», а также задания по восстановлению слов с переставленными звуками, угадывание слов по первому или последнему звуку, слогу и восстановление пропущенных слогов.                                                                                                                          Зрительная память и внимание хорошо развивается в играх « Что изменилось?», «Кто спрятался?», «Кто улетел?».                                                                                                                                                    Языковый анализ и синтез – это сложная мыслительная работа., которая ведётся на каждом занятии. Задания вводятся в разные части занятия – там, где вызовет наибольший интерес у детей. Иногда эти задания даются в середине занятия или упражнения по звукобуквенному анализу и синтезу даются в заключительной части. Особый интерес вызывают задания, в которых собираются рассыпанные  звуки. Составление схем чередуются с подбором слов к схеме. На более поздних этапах дети отгадывают кроссворды и ребусы. При этом важно научить детей самостоятельно задавать вопросы о звуках, слогах и словах                                                                         .5. Физминутка.                                                                                                                                                    Физминутка тесно связана с темой занятия и является переходным моментом к следующей части занятия.                                                                                                                                                                  Основные задачи физминутки заключаются:                                                                                                                * в снятии усталости напряжения;                                                                                                                                  *в внесении эмоционального заряда;                                                                                                                           *в совершенствовании общей моторики;                                                                                                                         *в выработке чётких координированных движений во взаимосвязи с речью.                                          Музыка и ритмические движения хорошо снимают усталость и благотворно влияют на настроение детей. Желательно музыку для физминутки связывать с темой занятия                                                            .                                                           6. Работа над предложением. На данном этапе решаются следующие задачи:                                                                                                                                               * установление лексико – грамматических отношений между членами предложения;                                                                                                                                        * актуализация накопленного словаря;                                                                                             * формирование связности и чёткости высказывания;                                                                                                   * работа над предложением, как средством развития мыслительных процессов, в частности – умозаключений;                                                                  *анализ и синтез словесного состава предложения как средства предупреждения дисграфии.                                                                                    Приёмы работы над предложением разнообразны, но в любом случае необходимо помнить, что задания должны соответствовать основному правилу – от простого к сложному. На начальном этапе это ответы на заданные вопросы с опорой на картинки. Затем задания усложняются: детям предлагаются задания на восстановление деформированного текста предложения. Развитию мышления способствуют задания, в которых детей просят составить предложения из набора слов, связанных ситуативной цепочкой (заяц, куст, сидеть, под). Созданию оживлённой и творческой обстановки способствуют задания¸ в которых  нужно исправить смысловые ошибки ( наступила зима¸ распустились почки на деревьях). « Дайте быстро мне ответ, так бывает или нет?». Этот же принцип используется в исправлении « полезных»  советов: « Гладьте бельё сковородкой»… Дать самостоятельные умозаключения помогают такие вопросы: « то вы будете делать, если…». Обязательным условием на этом этапе является логическая и игровая связь с сюжетом занятия.                                                                                            7. Закрепление пройденного материала.                                                                     В конце занятия педагог даёт детям задание на закрепление пройденного материала. Одним из видов закрепления  и проверки усвоенных знаний является самостоятельная работа.                                                                                     8. Итог. Подводится итог занятия. Воспитатель спрашивает детей что они нового узнали на занятии, в какие игры играли и т. д.

В конце занятия детей может ожидать сюрприз.

Главное: занятие от начала до конца должно быть добрым!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на тему: «Сказка о веселых человечках-звуках» (с элементами фонетической ритмики)

Конспект занятия, предлагаемый Вашему вниманию, содержит сказочный сюжет, который поможет детям понять характеристику звуков.Упражнения фонетической ритмики разнообразят занятие.  p1010388.jpg...

Конспект занятия по обучению грамоте с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения, построенного в соответствии с современными требованиями развивающего обучения.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе с использованием здоровьесберегающего  сопровождения   в соответствии с  современными требованиями раз...

Конспект открытого занятия по формированию звукопроизношения и обучению грамоте с детьми старшего дошкольного возраста "Звук и буква Ц".

Тема: «Звук и буква Ц». Цель: познакомить с согласным твердым звуком [Ц], его условным обозначением, буквой Ц, с её печатным написанием.Задачи:1.     способствоват...

Конспект занятия по обучению грамоте с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Тема: «Звук П»

Конспект предназначен для знакомства детей с тяжелыми нарушениями речи со звуком П, формирования фонематических представлений....

Доклад по выступлению на ГМО. Тема: «Пальчиковые игры как средство развития моторной сферы у детей старшего дошкольного возраста при обучении английского языка».

В настоящее время, в современных условиях развития и функционирования системы дошкольного воспитания и образования очень остро стоит первостепенная задача совершенствования и повышения эффективности в...

Выступление на педсовете Тема: «От звуковой культуры речи до обучения грамоте»

Одним из важных направлений работы воспитателя ДО является подготовка дошкольников к обучению грамоте. Актуальность этой работы определяется требованиями преемственности и перспективности в...