Конспект открытого занятия по формированию звукопроизношения и обучению грамоте с детьми старшего дошкольного возраста "Звук и буква Ц".
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Поплавская Надежда Александровна

Тема: «Звук и буква Ц».

 

Цель:

познакомить с согласным твердым звуком [Ц], его условным обозначением, буквой Ц, с её печатным написанием.

Задачи:

1.     способствовать развитию фонематического восприятия посредством определения наличия или отсутствия заданного звука в слове, различения с  близкозвучащими звуками;

2.     способствовать умению производить звукобуквенный  анализ слов, слогов;

3.     учить читать прямые слоги: ЦА, ЦО, ЦУ, ЦЕ, ЦИ, ЦЫ;

4.     Способствовать формированию правильной и четкой артикуляции звука [ Ц] изолированно, в слогах, словах, стихотворных строчках .

 

Оборудование:

мольберт, магниты, буквы разрезной азбуки, символы для  согласного  звука  [Ц], индивидуальные тетради на каждого ребёнка «От А до Я» Е.В.Колесниковой, простые карандаши, наборы букв для  слов: огурец, заяц (на каждого ребенка), предметные картинки, магнитола, диск «Логопедические распевки» Т.С. Овчинниковой,  шуточное изображение   буквы Ц , «Рабочая клетка» для объяснения написания печатной буквы Ц, штампики для оценки задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_i_bukva_ts.docx19.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение №14 «Сказка»

города Дубны Московской области

Конспект открытого занятия

 по формированию звукопроизношения и обучению грамоте

 с детьми старшего дошкольного возраста      

Учитель-логопед: Поплавская Н.А.

май, 2017г.

Тема: «Звук и буква Ц».

Цель:

познакомить с согласным твердым звуком [Ц], его условным обозначением, буквой Ц, с её печатным написанием.

Задачи:

  1. способствовать развитию фонематического восприятия посредством определения наличия или отсутствия заданного звука в слове, различения с  близкозвучащими звуками;
  2. способствовать умению производить звукобуквенный  анализ слов, слогов;
  3. учить читать прямые слоги: ЦА, ЦО, ЦУ, ЦЕ, ЦИ, ЦЫ;
  4. Способствовать формированию правильной и четкой артикуляции звука [ Ц] изолированно, в слогах, словах, стихотворных строчках .

Оборудование:

мольберт, магниты, буквы разрезной азбуки, символы для  согласного  звука  [Ц], индивидуальные тетради на каждого ребёнка «От А до Я» Е.В.Колесниковой, простые карандаши, наборы букв для  слов: огурец, заяц (на каждого ребенка), предметные картинки, магнитола, диск «Логопедические распевки» Т.С. Овчинниковой,  шуточное изображение   буквы Ц , «Рабочая клетка» для объяснения написания печатной буквы Ц, штампики для оценки задания.

      1.Оргмомент.

- Послушайте, повторите точно: ца-ца-цо,  цо-цо-цы,  цы-цы-цэ,  ац-ац-оц,  иц-иц-уц,   цу-цу –цо,  оц-оц-уц, ыц-ыц- иц.

- На что по звучанию похож звук [Ц]?

(  На пение сверчка, на цокот копыт, ….  .)

2.Уточнение артикуляции звука  [Ц], соотнесение звука со схематическим изображением.

- Чтобы правильно произнести звук [Ц], нужно улыбнуться широко, кончиком языка быстро провести сверху вниз по нижним зубкам.

- Какой звук [Ц]? (Согласный, только твёрдый, глухой.)

Его мы будем обозначать синим квадратом.

3.Игра «Поймай звук».

- Послушайте слова, поднимите схему звука , когда услышите звук  [Ц]:

цапля, цепь, цветы, тень, цыпленок, утенок, Тима,  цель, тюльпан, яйцо.

- В тетрадях  найдите задание под цифрой 1, обведите в кружок простым карандашом картинки только со звуком [Ц]. Какая здесь лишняя картинка? Объясните, почему?

4.Знакомство с буквой  Ц,  её печатание.

- Молотком работал Петя

 Целых тир часа  подряд.

 Сколотил из трёх дощечек

Букву Ц и очень  рад!

- Сколько Пете понадобилось дощечек, чтобы сколотить букву Ц?

- В верхнем правом углу тетради раскрасьте дощатую букву Ц, убедитесь, что она состоит из трёх элементов.

-Молодцы!  А вот так пишется буква Ц.  (Показ на доске.) Лапка-царапка находится справа.

- В тетрадях, в задании 2: букву ц  напечатайте по прерывистой линии, а затем перед каждой  гласной буквой, приготовьтесь чётко прочитать слоги.

-Почему будем  печатать её синим карандашом?

-Прочтем слоги, что нужно помнить про букву Ц? (Она даёт только твердый  и глухой согласный звук. Читаем хором. Затем 2-3ребенка -  по желанию.)

 5.Физминутка.

( Дети стоят на одной ноге (левой),   правая -  отведена в сторону навесу.)

- Очень трудно так стоять,

Ножку на пол не пускать

И не падать, не качаться,

За соседа не держаться.

-Какую букву мы сейчас изобразили?

6.«Собери словечко»

- Возьмите наборы букв, разложите буквы  в правильном порядке, чтобы получились слова. ( У каждого одно из слов: огурец или заяц.) Помогут вам вот эти картинки.  (Заяц, огурец.)

- Кто соберет слово из первого набора букв на  доске?

-Кто сможет собрать второе слово?

(Выходят по желанию.)

- Напечатайте слова  под картинками.

(Проверка и оценка выполненных заданий.)

  1. Музыкальная физминутка  с движением «Кольцо».

  1. Прослушивание  отрывка  стихотворения «Веселые стихи» Леонида Дьяконова, чтение и четкое произнесение строчек стихотворения со звуком [Ц].

- Послушайте отрывок стихотворения «Веселые стихи» Леонида Дьяконова, какие строчки этого  стихотворения написаны в 3 задании тетради.

Букв немало мы узнали.

Добрались до буквы Ц.

Есть слова, где Ц – в начале,

Где - в середине, где в  конце.

Цапля ходит по болоту,

Ждут в гнезде её птенцы.

Цирк откроется в субботу,

Уж приехали борцы.

- Прочитайте строчки стихотворения.

- Произнесем их четко.

9. Итог.

- С какой буквой познакомились на занятии?

- Что вы запомнили о звуке [Ц]?

-Назовите слова со звуком [Ц].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения, построенного в соответствии с современными требованиями развивающего обучения.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе с использованием здоровьесберегающего  сопровождения   в соответствии с  современными требованиями раз...

Выступление на педсовете. Тема: « Современные требования к проведению занятий по обучению грамоте с детьми старшего дошкольного возраста».

Выступление на педсовете.Тема: « Современные требования к проведению занятий по обучению грамоте с детьми старшего дошкольного     возраста»....

КОНСПЕКТ занятия по формированию звукопроизношения и обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи «Звук и буква Р».

Конспект фронтально-подгруппового занятия по формированию звукопроизношения и подготовке к обучению грамоте. Второе занятие по этой теме....

Конспект НОД по грамоте с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: Буква "Я".Чтение слогов,слов,предложений.

Конспект НОД по грамоте с детьми старшего дошкольного возраста будет полезен воспитателям ДОУ. Содержание конспекта наполнено загадками,игровыми упражнениями, самостоятельной деятельностью детей....

Конспект занятия по обучению грамоте с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Тема: «Звук П»

Конспект предназначен для знакомства детей с тяжелыми нарушениями речи со звуком П, формирования фонематических представлений....