Конспект НОД по формированию звукопроизношения и обучению грамоте " Звуки < А > < О> < У> < И> - гласные. Буквы А,О,У, И."
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Копцева Елена Николаевна

Практический материал для учителя-логопеда из опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sots._set.docx41.14 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  НОД

по формированию звукопроизношения и обучению грамоте

в подготовительной логогруппе

Тема:    Звуки  < А >  < О>  < У>  <  И> - гласные.  Буквы А,О,У, И.

Лексическая  тема « Устное народное творчество».

Цели:  Закрепить  слухо – произносительную дифференциацию звуков  < А >  < О>  < У>  <  И>

Формировать фонематическое представление ребенка о гласных звуках. Формировать навык звукового анализа и синтеза слогов с данными звуками. Развивать  фонематическое восприятие, память, логическое мышление.

                                                               Ход  НОД.

1. Оргмомент.   Сядут на места те дети, чьи имена начинаются на звук   < А >;   < О>;  < У>;  <  И>.

2.  Логопед вносит куклу би-ба-бо

- В гости к нам пришла Бабушка Загадушка.  Она припасла для вас много загадок.

Попробуйте отгадать загадки про звуки и буквы, с которыми мы  будем  сегодня играть .

1). Это буква  высока и стройна,

  Очень похожа на арку она.   (А)

2). Не по тропе, а около, катилась  и окала.  (О)

3). Я нашёл сучок в лесу,
     Он похож на букву ...    (У)

4) На калитку посмотри - чем она не буква  ?

    Между двух прямых досок одна легла наискосок  (И)

 По мере отгадывания  выставляются буквы.

3. Д/у «Отгадай звук по артикуляции».

Делают вывод, что звуки< А >;   < О>;  < У>;  <  И>  отличаются по артикуляции.

4. Логопед предлагает детям  произнести  звуки .

- Как они произносятся?  (Их можно тянуть, петь. Воздух не встречает препятствий, звуки  произносятся свободно)

- Какие это звуки?  (Гласные)

- Что  вы еще знаете о гласных звуках?   (Они образуют слог. Сколько гласных звуков, столько и слогов)

5.Бабушка -Загадушка:    -отгадайте, какой слог я загадала   с буквой  А;  О ; У; И.

Детям показывают карточку со схемой слога

 Дети образуют слоги с знакомыми согласными   П,Т,К,Х  , называют их,  по мере угадывания карточка переворачивается, слог демонстрируется, дети читают :   УХ , ТА,  ПИ. (Заготовлены разные варианты слогов, чтобы дети «угадали»)

6.Логопед :  -А теперь вы сами выложите схему слогов, которые вы называли  ( с помощью наборов )

ОХ,   ХИ ,  КА .

7. ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА.

Звуки с буквами пришли,

Чтоб порядок навести.

Внимание, девочки!

Внимание, мальчики!

Приготовьте ваши ручки,

Разомните пальчики.

Пальчиковая игра «Улитка»

Улитка в домике  сидит, рожки высунув, молчит.(Одна из рук - "цветочек". Она стоит                                                на столе, опираясь на локоть. Пальцы полусогнуты, растопырены. Ладошка - 
чашечка цветка. Вторая рука - улитка. Большой, средний и безымянный пальцы соприкасаются кончиками. Указательный и мизинец вытянуты вперёд (рога улит 

Вот улиточка ползёт            ("Улитка" раскачивается из стороны в сторону).

Потихонечку вперёд.            (Ползёт вперёд по столу).

На цветочек заползёт,          ("Улитка" заползает на "цветочек").

Лепесточки погрызёт.         ("Улитка" поочерёдно обхватывает пальцы «цветочка» 

Рожки в голову втянула,  Рука ("улитка") сворачивается в кулак ("втягивает рожки")

В домик спряталась, заснула.

Логоритмика «Аист, аист длинноногий…»

8.Бабушка – Загадушка:   -Молодцы! Слоги вы отгадали, а теперь отгадайте слова.

а)Сер, но не волк, длинноух, но не заяц, с копытами, но не лошадь  (Ослик)

Какой первый звук  в слове-отгадке?  Назовите еще слова на этот звук.

б) Что у елки вместо листьев?  (Иголки)  Какой звук первый? Где еще слышится звук И

в) Этот летний месяц жаркий
Дарит всем свои подарки -
Сливы, яблоки и груши.
Фрукты варим, фрукты сушим.
Он последний месяц лета,
Где-то рядом, близко где-то
Бродит осень золотая.
Что за месяц? Кто-то знает?    (Август)

г) Может плавать и нырять,
В небе высоко летать.
Мне скажи через минутку.
Что за птица? Знаешь? - (утка)

Дети называют первый звук  и определяют  позицию других гласных  звуков.

9.Д/и «Отгадай, что у Ани, Оли, Иры, Ули в сундучке

Отгадки: апельсин, иголки, овощи, уточка  открываются с помощью анимации.          

10.Бабушка- Загадушка приготовила загадки в тетрадках. Там  спрятаны гласные буквы. Нужно дописать недостающие элементы и тогда вы отгадаете букву.

        

 Подведение итогов.  Оценка деятельности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ занятия по формированию звукопроизношения и обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи «Звук и буква Р».

Конспект фронтально-подгруппового занятия по формированию звукопроизношения и подготовке к обучению грамоте. Второе занятие по этой теме....

Формирование звукопроизношения и обучение грамоте (подг. гр.). Конспект занятия по теме: "Звук и буква - А -".

Формирование звукопроизношения и обучение грамоте (подг. гр.). Конспект занятия по теме: "Звук и буква - А -"....

Презентация к занятию по формированию звукопроизношения и обучению грамоте в старшей логопедической группе " Звук и буква В"

Материал рекомендован для логопеда, при проведении фронтального занятия по формированию звукопроизношения и обучению грамоте в старшей группе...

Конспект открытого занятия по формированию звукопроизношения и обучению грамоте с детьми старшего дошкольного возраста "Звук и буква Ц".

Тема: «Звук и буква Ц». Цель: познакомить с согласным твердым звуком [Ц], его условным обозначением, буквой Ц, с её печатным написанием.Задачи:1.     способствоват...

Презентация к занятию по формированию звукопроизношения и обучения грамоте "Звуки < Б> - < БЬ> и буква Б

Материал презентации направлен  на  уточнение характеристик данного звука. различения его  на слух и в произношении в слогах. словах: способствует запоминанию, развитию фонематиче...

Конспект НОД по формированию навыков звукопроизношения и обучению грамоте "Звук и буква А"

quot;Материал рекомендован для логопеда   при проведении фронтального занятия по формированию звукопроизношения и обучению грамоте в старшей группе, связан с лексической темой  "С...

Конспект НОД по формированию навыков звукопроизношения и обучению грамоте "Звуки "З" -"С"

Игровые задания на дифференциацию звуков способствуют активизации и заинтересованности детей....