Занятие по формированию звукопроизношения у детей 6 - 7 летнего возраста в группе компенсирующей направленности
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
ЗВУКИ Б, БЬ
ФРОНТАЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ II ПЕРИОДА ОБУЧЕНИЯ
Скачать:
Предварительный просмотр:
Занятие по формированию звукопроизношения у детей с ОНР 6 – 7 летнего возраста
группы компенсирующей направленности
Ф.И.О.: Кондрашина Ирина Валерьевна
Тема: Звуки Б, БЬ
Режим проведения: фронтальное занятие II периода обучения
Речевой статус: дети с диагнозом «общее недоразвитие речи III уровня»
Количество детей: 8 человек.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Цель занятия: формирование правильного звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи III уровня
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- уточнить артикуляционные и акустические признаки звуков Б,БЬ
- упражнять в дифференциации звуков Б, БЬ по твёрдости - мягкости
- упражнять в выделении звуков Б,БЬ из начала, середины слова
- упражнять в преобразовании слов и звуковых заменах на лексическом материале звуков Б,БЬ
- формировать навык деления слов на слоги на лексическом материале звуков Б,БЬ
- упражнять в синтезе слогов в двусложное слово на лексическом материале звуков Б, БЬ
- формировать навык звукового анализа, синтеза слов со звуками Б.БЬ
- упражнять в синтезе заданных слов в предложение на лексическом материале звуков Б,БЬ
Коррекционно-развивающие:
- активизировать речевую деятельность воспитанников
- упражнять в чётком произнесении звуков Б,БЬ в словах, предложениях, чистоговорках
- совершенствовать фонетико-фонематический слух, вербальную память, словесно – логическое мышление, внимание, диалогическую речь воспитанников
- активизировать, уточнить, расширить представления и словарь детей по теме «Цирк» («Профессии»)
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать положительное отношение к процессу познания, навык сотрудничества, самоорганизации на занятии
Предварительная работа:
- беседа о цирке
- разучивание логоритмических, мимических упражнений для динамической паузы «Акробаты», «Рыжий клоун»
Оборудование: наборы для звукового анализа, лексический материал, наборное полотно, предметные картинки, фигуры
(изображения) двух клоунов (в синем и зелёном костюмах), клоунские носы и колпачки.
Этап занятия в минутах | Цели этапа
| Содержание деятельности педагога
| Содержание деятельности детей, игр и игровых упражнений |
I Организационный момент - 4 минуты | Цель: введение в тему занятия, создание положительного настроя, активизация словаря | 1. Учитель-логопед предлагает детям посетить цирк. Входным билетом послужит название цирковой профессии 2. Учитель-логопед в роли ведущего «открывает» представление 3. «Знакомство» с клоунами (Бом, Бим) Выделение начального звука из имён клоунов, уточнение его артикуляционных и акустических признаков (согласный звонкий, твёрдый; согласный звонкий, мягкий ) Постановка проблемы: определить, кто из клоунов Бом, а кто - Бим
| Воспитанники поочерёдно называют цирковых артистов и садятся на свои места В цирке новая программа: Учат клоунов читать, Ведь неграмотным сегодня Очень трудно выступать! Опираясь на предыдущий опыт, дети соотносят синий и зелёный цвета костюмов с твёрдым и мягким звуком Б и определяют имена клоунов |
II Основная часть - 21 минута | Цель: упражнять детей в дифференциации звуков по твёрдости-мягкости - в слогах - в словах Цель: упражнять детей в выделении звука Б(Бь) из начала, середины слова Цель: упражнять детей в звуковых заменах, в преобразовании слов
Цель: упражнять детей в делении слов на слоги (части) Цель: снять статическое напряжение с помощью логоритмических и мимических упражнений Цель: упражнять детей в синтезе заданных слогов в двусложное слово Цель: формировать навык звукового анализа и синтеза Цель: упражнять детей в чётком проговаривании звуков Б, Бь в чистоговорках Цель: упражнять детей в синтезе заданных слов в предложение | 1. Учитель-логопед продолжает «вести цирковую программу» и предлагает вместе с клоунами поиграть в игру «Скажи наоборот»
2. Учитель –логопед предлагает детям разложить предметы (картинки) в две корзины – для Бома и для Бима 3. Учитель-логопед предлагает поиграть воспитанникам в игру «Куда «спрятался» звук в слове?» 4. Учитель-логопед предлагает детям «превратиться» вместе с клоунами в жонглёров и поиграть словами – заменить в словах первый звук на звук Б 5. От имени клоунов педагог предлагает воспитанникам поучаствовать в показе фокусов. Игра «Превращения» 6. С помощью игры «Перетягивание каната» (команда Бома и команда Бима) педагог предлагает определить, какое слово длиннее?
7. Динамическая пауза 8. Учитель-логопед посвящает детей в непредвиденные обстоятельства цирковой программы с последующей игрой «Собери словечко» 9. Учитель-логопед обращает внимание воспитанников на последнее слово «Бобик», предлагая догадаться, кому принадлежит эта кличка. Составление звуко - слоговой схемы слова «Бобик» 10. «Школа юных дикторов» Бома и Бима открывает двери для всех желающих! 11. Учитель-логопед предлагает детям «подружить слова в предложении», чтобы узнать, что делают клоуны, когда представление заканчивается | Дети воспроизводят слоговые ряды с чётким проговариванием звуков Б, Бь: ба-ба-ба - …(бя-бя-бя) бё-бё-бё - …(бо-бо-бо) и далее На арене Бом и Бим: - Мы детей повеселим, Только пусть помогут дети Разделить предметы эти… Работа с картинками из корзин : букет, бинокль, буквы, бинт, кабан и далее Дети выделяют звук из начала, середины слова Как не просто удержать В воздухе предметов пять, Но, зато, умеем с вами мы жонглировать словами Воспитанники воспроизводят слова с чётким проговариванием звука Б: сок - …(бок) ваза - …(база) дудка - … Таня - … плеск - … клин - … майка - … С помощью замены гласных звуков дети последовательно преобразуют слово БАК в слово БУК: БАК > БОК > БЫК > БУК Дети проговаривают слова по частям с имитацией перетягивания каната: ба-нан - ка-би-на бу-тон - бант бу-сы - бо-ты ка-би-нет – би-дон Воспитанники на свободном пространстве учебной комнаты выполняют движения с проговариванием стихотворного материала: «Акробаты» Аты-баты, аты–баты! Мы сегодня акробаты! Будем в цирке выступать - Настроенье повышать! «Рыжий клоун» Рыжий клоун строил рожи… На кого они похожи? Сделал страшную…, смешную …, Сделал добрую … и злую…, Под конец он рассмеялся, И … собою оказался. Бом и Бим спешили к вам: Слова сложили в чемодан, Но, споткнувшись, вот беда, Вдруг рассыпали слова: нан – ба ка – бул ва – бук тон – ба лет – би бик – Бо «Бобик» - слово не простое, «Бобик» - слово озорное, Пёс лохматый – во дворе, Звуки - в схеме на столе Продолжаем представленье, Громко всем на удивленье Будем чисто говорить, А не зрителей смешить! Проговаривание чистоговорок с чётким произнесением звуков Б,Бь: У зайки Бубы заболели зубы У дуба будка бульдога Бульки Бом, бить, бубен, в Бим, любить, бублики, очень Бом, ходить, библиотека, в Бим, писать, буквы, альбом, в Бом, бегать, Бобик, за |
III. Заключительный этап - 5 минуты | Цель: подведение итогов занятия | 12. Учитель - логопед объявляет о том, что представление заканчивается. Воспитанникам предлагается подумать и ответить, с какими звуками помогли им познакомиться клоуны Бом и Бим; научились ли дети пользоваться этими звуками? Что понравилось больше всего? Какие слова на звуки Б, БЬ запомнились? Последний номер программы - разучивание считалки и сюрприз от клоунов Положительные оценочные комментарии деятельности воспитанников | В процессе многократного повторения, дети рассчитываются с помощью считалки. Выбывающий из круга ребёнок получает по выбору клоунский нос или колпачок, с которым покидает занятие, чтобы продолжить игру в групповой комнате. Мы сегодня в цирк ходили, Клоуны нас веселили, Бим – Бом, Бим – Бом, Выходи из круга вон! |