Занятие по формированию звукопроизношения у детей 6 - 7 летнего возраста в группе компенсирующей направленности
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

ЗВУКИ  Б, БЬ

ФРОНТАЛЬНОЕ  ЗАНЯТИЕ  II  ПЕРИОДА  ОБУЧЕНИЯ

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                  Занятие  по формированию звукопроизношения  у  детей  с  ОНР  6 – 7 летнего  возраста  

                                                                        группы  компенсирующей  направленности  

Ф.И.О.: Кондрашина  Ирина  Валерьевна

Тема: Звуки  Б, БЬ

Режим проведения:  фронтальное занятие  II  периода  обучения

Речевой статус: дети с диагнозом  «общее недоразвитие  речи  III уровня»

Количество детей: 8 человек.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Цель занятия: формирование  правильного  звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи III уровня

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • уточнить  артикуляционные  и  акустические  признаки  звуков  Б,БЬ
  • упражнять  в  дифференциации  звуков  Б, БЬ  по  твёрдости - мягкости
  • упражнять  в  выделении  звуков  Б,БЬ  из  начала,  середины  слова
  • упражнять  в  преобразовании  слов  и  звуковых  заменах  на  лексическом  материале  звуков  Б,БЬ
  • формировать  навык  деления  слов  на  слоги  на  лексическом  материале  звуков  Б,БЬ
  • упражнять  в  синтезе  слогов  в  двусложное  слово на лексическом  материале звуков  Б, БЬ
  • формировать  навык  звукового  анализа,  синтеза  слов  со  звуками  Б.БЬ
  • упражнять  в  синтезе  заданных  слов  в  предложение  на  лексическом  материале  звуков  Б,БЬ

Коррекционно-развивающие:

  • активизировать речевую деятельность воспитанников
  • упражнять  в  чётком  произнесении  звуков  Б,БЬ  в  словах,  предложениях,  чистоговорках
  • совершенствовать  фонетико-фонематический слух,  вербальную  память,  словесно – логическое  мышление,  внимание,  диалогическую  речь  воспитанников
  • активизировать,  уточнить,  расширить  представления  и  словарь  детей  по  теме  «Цирк» («Профессии»)  

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать положительное  отношение  к  процессу  познания,  навык сотрудничества,  самоорганизации  на занятии

Предварительная работа:

  • беседа  о  цирке
  • разучивание логоритмических,  мимических упражнений для  динамической  паузы  «Акробаты»,  «Рыжий  клоун»

Оборудование: наборы  для  звукового  анализа,  лексический  материал,  наборное  полотно,  предметные  картинки,  фигуры  

            (изображения)  двух  клоунов (в  синем и зелёном  костюмах),  клоунские  носы  и  колпачки.      

         

     Этап  занятия

        в  минутах

               Цели  этапа 

   

       Содержание  деятельности  педагога

   

   Содержание  деятельности  детей,

       игр  и  игровых  упражнений

I  Организационный  

    момент

  -  4 минуты

Цель: введение  в  тему  занятия,   создание  положительного  настроя,

активизация  словаря

1.  Учитель-логопед предлагает  детям посетить  цирк. Входным  билетом  послужит  название  цирковой  профессии

2.  Учитель-логопед  в  роли  ведущего    

«открывает» представление

3.  «Знакомство»  с  клоунами (Бом, Бим)

Выделение  начального звука  из  имён  клоунов,  уточнение его  артикуляционных  и акустических признаков (согласный  звонкий, твёрдый;  согласный звонкий,  мягкий )

Постановка  проблемы: определить, кто из  клоунов  Бом, а  кто - Бим

     

Воспитанники  поочерёдно  называют  цирковых  артистов  и  садятся  на  свои  места

В  цирке  новая  программа:

Учат  клоунов  читать,

Ведь  неграмотным  сегодня

Очень  трудно  выступать!

Опираясь  на  предыдущий  опыт,  дети  соотносят  синий  и  зелёный  цвета  костюмов с  твёрдым  и  мягким  звуком Б  и  определяют  имена  клоунов

II Основная  часть

 -  21 минута

Цель: упражнять детей  в дифференциации звуков  по  твёрдости-мягкости

-  в  слогах

-  в  словах

                                                           Цель: упражнять  детей в  выделении

звука  Б(Бь) из начала,  середины  слова

Цель: упражнять  детей  в  звуковых  заменах,  в  преобразовании  слов

 

Цель: упражнять  детей в делении слов на  слоги (части)

Цель:  снять статическое напряжение  с  помощью  логоритмических  и  мимических  упражнений

Цель:  упражнять  детей  в  синтезе   заданных  слогов в  двусложное  слово

Цель: формировать  навык  звукового  анализа и  синтеза

Цель: упражнять  детей в  чётком  проговаривании  звуков  Б, Бь  в  чистоговорках

Цель: упражнять  детей  в  синтезе  заданных  слов  в  предложение

1.  Учитель-логопед  продолжает  «вести  цирковую  программу»  и  предлагает вместе  с  клоунами  поиграть в  игру  «Скажи  наоборот»

   

   

2.  Учитель –логопед  предлагает  детям  разложить  предметы  (картинки)  в  две корзины – для  Бома  и  для  Бима

3. Учитель-логопед  предлагает  поиграть  воспитанникам  в  игру  «Куда  «спрятался» звук  в  слове?»

4. Учитель-логопед  предлагает  детям «превратиться»  вместе  с  клоунами  в  жонглёров  и  поиграть  словами – заменить  в  словах  первый  звук  на  звук  Б

5. От  имени  клоунов  педагог  предлагает  воспитанникам  поучаствовать  в  показе  фокусов.

Игра  «Превращения»

6. С  помощью  игры  «Перетягивание  каната»   (команда  Бома  и  команда  Бима)  педагог  предлагает  определить,  какое  слово  длиннее?

 

7. Динамическая  пауза

8. Учитель-логопед  посвящает  детей  в  непредвиденные  обстоятельства  цирковой   программы  с  последующей  игрой  «Собери  словечко»

9. Учитель-логопед  обращает  внимание  воспитанников  на  последнее  слово  «Бобик»,

предлагая  догадаться,  кому  принадлежит эта  кличка.  Составление  звуко - слоговой  схемы  

слова «Бобик»

10.  «Школа  юных  дикторов»  Бома  и  Бима  открывает  двери  для  всех  желающих!

11.  Учитель-логопед  предлагает  детям  «подружить  слова  в  предложении»,  чтобы  узнать,  что  делают  клоуны,  когда  представление  заканчивается

Дети  воспроизводят  слоговые  ряды

с  чётким  проговариванием  звуков

Б, Бь:

ба-ба-ба  -  …(бя-бя-бя)

бё-бё-бё  - …(бо-бо-бо)  и  далее

На  арене  Бом  и  Бим:

- Мы  детей  повеселим,

Только  пусть  помогут  дети

Разделить  предметы  эти…

Работа  с  картинками  из корзин :  букет,  бинокль,  буквы,  бинт,  кабан  и далее

Дети  выделяют  звук  из  начала,  середины  слова

Как  не  просто  удержать  

В  воздухе  предметов  пять,

Но,  зато,  умеем  с  вами мы    жонглировать  словами

Воспитанники  воспроизводят  слова  с  чётким  проговариванием  звука  Б:

сок -  …(бок)

ваза -  …(база)

дудка -  …

Таня - …

плеск -  …

клин -  …

майка -  …

С  помощью  замены  гласных  звуков  дети  последовательно  преобразуют  слово  БАК  в  слово  БУК:

 БАК  >  БОК  >  БЫК  >  БУК

Дети  проговаривают  слова  по  частям  с  имитацией перетягивания  каната:

ба-нан  -  ка-би-на

бу-тон  -  бант

бу-сы  -  бо-ты

ка-би-нет – би-дон

Воспитанники  на  свободном  пространстве  учебной  комнаты  выполняют  движения  с  проговариванием  стихотворного  материала:

«Акробаты»

Аты-баты,  аты–баты!

Мы  сегодня  акробаты!

Будем  в  цирке  выступать -

Настроенье  повышать!

«Рыжий  клоун»

Рыжий  клоун  строил  рожи…

На  кого  они  похожи?

Сделал  страшную…,  смешную …,

Сделал  добрую … и  злую…,

Под  конец  он  рассмеялся,

И … собою  оказался.

Бом  и  Бим  спешили  к  вам:

Слова  сложили  в  чемодан,

Но,  споткнувшись,  вот  беда,

Вдруг  рассыпали  слова:

нан – ба        ка – бул      ва – бук

тон – ба        лет – би      бик – Бо

«Бобик» - слово  не  простое,

«Бобик» - слово  озорное,

Пёс  лохматый – во  дворе,

Звуки  -  в  схеме на  столе

Продолжаем  представленье,

Громко  всем  на  удивленье

Будем  чисто  говорить,

А  не  зрителей  смешить!  

Проговаривание  чистоговорок  с  чётким  произнесением  звуков  Б,Бь:

У  зайки  Бубы  заболели  зубы

У  дуба  будка  бульдога  Бульки

Бом,  бить,  бубен,  в

Бим,  любить,  бублики,    очень

Бом,  ходить,  библиотека,  в

Бим,  писать,  буквы,  альбом,  в  

Бом,  бегать,  Бобик,  за

III. Заключительный  

      этап

     - 5 минуты

Цель: подведение  итогов  занятия

12.  Учитель - логопед  объявляет  о  том,  что  представление  заканчивается.  Воспитанникам  предлагается  подумать  и  ответить,  с  какими  звуками  помогли  им  познакомиться  клоуны  Бом  и  Бим;  научились  ли  дети  пользоваться  этими  звуками?  Что  понравилось  больше  всего? Какие  слова  на  звуки  Б,  БЬ  запомнились? Последний  номер  программы  -  разучивание  считалки  и  сюрприз  от  клоунов

Положительные  оценочные  комментарии  деятельности  воспитанников

В  процессе  многократного  повторения,  дети  рассчитываются  с  помощью  считалки.  Выбывающий  из  круга  ребёнок  получает  по  выбору  клоунский  нос  или  колпачок,  с  которым  покидает  занятие,  чтобы  продолжить  игру  в  групповой  комнате.

Мы  сегодня  в  цирк  ходили,

Клоуны  нас  веселили,

Бим – Бом,  Бим – Бом,

Выходи  из  круга  вон!