Конспект НОД по формированию навыков звукопроизношения и обучению грамоте "Звук и буква А"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
"Материал рекомендован для логопеда при проведении фронтального занятия по формированию звукопроизношения и обучению грамоте в старшей группе, связан с лексической темой "Семья"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_zvuk_a.docx | 243.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование звукопроизношения и обучение грамоте в старшей логопедической группе.
Тема: Звук и буква А
Цель: познакомить со звуком и буквой А.
Задачи: коррекционно-образовательные – познакомить детей со звуком [а], его характеристикой, дать понятие о местонахождении звука в слове (начало слова);
- познакомить с буквой А, закрепить ее зрительный образ;
- активизировать словарь по лексической теме «Семья», активизировать слова- действия.
- коррекционно-развивающие – развитие четкости произнесения звука [а]; выделение звука [а] в ударной позиции в начале слова; развивать силу голоса и речевое дыхания. Развивать слуховое внимания, слуховое восприятия и память; развивать мелкую моторику;
- коррекционно-воспитательная –воспитание положительного отношения к учебно-игровой деятельности.
Ход НОД.
1 Оргмомент. Игра «Золотые ворота» Вспомните, с каким звуком мы познакомились? Назовите слово на звук «У», чтобы пройти в золотые ворота.
Садятся на места.
2. Сообщение темы занятия.
- Ребята, сегодня мы отправимся в гости в одну семью. ( рассматриваем иллюстрацию) Кто живет в этой семье? Кто чем занимается?
Обыграем ситуацию: мама ушла по делам, а папа дома с малышом. Как он будет его укладывать спать? Дети предлагают варианты колыбельных песен, лог. выбирает самую простую А-а-а, а-а-а. какой звук звучит?
Еще у них есть питомец - попугай по имени Арчи. Он умеет разговаривать, но слова чем-то похожи.
Послушайте и подумайте. Какой первый звук во всех этих словах?
адрес, астра, арка, антенна, арбуз, акробат.
- Правильно, слышится звук [а].
Давайте его произнесем перед зеркалом.
2.Уточнение артикуляции.
Л.: - В каком положении рот (открыт или закрыт) губы сомкнуты или разомкнуты, язык, горлышко (молчит или работает)
— губки в спокойном состоянии; напоминают большой круг
— ротик открыт широко;
— язычок спокойно лежит во рту;
— горлышко «работает».
Л.: Произнесите звук А. У всех работает горлышко? Положите руку на горлышко, следите за тем, чтобы оно работало!
.
Звук [а] – гласный, его можно петь, потому что воздух свободно проходит и не встречает преграды. Звук [а] живет в красном домике. Звук [а] обозначается красным кружком, потому что он гласный.
3..Игра на развитие фонематического слуха.
Всем внимание! Раз – два,
Начинается игра.
Игра “Поймай звук”
(дети хлопают, если в слоговой дорожке услышат звук ,,а”: ау, оа, ио,..)
На материале слов: автобус, Африка, обруч, дом, аист, дым, стол, армия, арбуз,банка, ананас.
4.Физкультминутка «Аист».
Дети повторяют за «аистом» все движения, а потом еще раз вместе рассказывают все стихотворение.
- Аист, аист, длинноногий,
Укажи домой дорогу.
Аист отвечает:
- Топай правою ногой,
Топай левою ногой.
Снова – правою ногой,
Снова – левою ногой,
После – правою ногой,
После – левою ногой,
Вот тогда придешь домой.
Ребята, какое слово в этом стихотворении начиналось на звук «а»? (Аист).
Пальчиковая игра «Семья»
5Работа по карточкам. Обведи картинки, названия которых начинаются на зв. «а»
|
|
|
|
6.Знакомство с буквой А.
Л.: посмотрите, это буква А. ребята, запомните, звук А на письме обозначается буквой А.
Высока и стройна буква А.
Очень похожа на арку она.
На что еще похожа буква А? (На ракету, крышу дома...)
Л.: Давайте попробуем сделать букву А из наших пальчиков.
Буква А из пальчиков: указательный и средний пальцы правой руки опущены вниз, остальные — сжаты в кулак, а указательный палец левой руки образует «поясок».
Л.: Так, а теперь давайте напишем букву А пальцем в воздухе, на столе.
Итог.
- С каким звуком сегодня познакомились?
- Какой это звук?
- Придумайте слова с этим звуком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Содержание коррекционной работы по формированию навыков звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в основной общеобразовательной программе ДОУ»
Данный опыт работы может быть использован педагогами работающими с детьми старшего дошкольного возраста с недостатками звукопроизношения....
Конспект занятия по формированию правильного звукопроизношения и обучению грамоте. Тема: Звуки К, Кь и буква К.
Коррекционно-образовательные. Закрепить характеристику звуков К, Кь, познакомить с буквой К. формировать умение определять первый звук в слове, учить читать, формировать навыки работы над предло...
Конспект занятия по формированию правильного звукопроизношения и обучению элементам грамоты в подготовительной к школе группе для детей с ОНР «В цирке»
Итоговое логопедическое занятие по формированию правильного звукопроизношению и обучению элементам грамоты в подготовительной к школе группе с общим недоразвитием речи....
Конспект НОД по формированию навыков звукопроизношения и обучению грамоте на тему: Звуки <М> - < МЬ>. Буква М.
Материал подобран в соответствии с лексической темой "Организм человека. Части тела" Может быть полезен как логопедам, так и воспитателям....
Конспект занятия по формированию навыков звукопроизношения у детей с ОНР "Дифференциация звуков "Л-В" в предложениях"
В занятии использованы: авторское пособие "Сказка на руке" (варежки для уточнения артикуляторных признаков звука); артикуляционная гимнастика в нетрадиционной форме ее проведения . Задания п...
Конспект занятия по формированию правильного звукопроизношения и обучению грамоте в подготовительной группе
Звук Р- Рь. Буква Р...
Конспект НОД по формированию навыков звукопроизношения и обучению грамоте "Звуки "З" -"С"
Игровые задания на дифференциацию звуков способствуют активизации и заинтересованности детей....