Конспект НОД по формированию навыков звукопроизношения и обучению грамоте "Звук и буква А"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Копцева Елена Николаевна

"Материал рекомендован для логопеда   при проведении фронтального занятия по формированию звукопроизношения и обучению грамоте в старшей группе, связан с лексической темой  "Семья"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_zvuk_a.docx243.44 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование звукопроизношения и обучение грамоте в старшей логопедической группе.

Тема: Звук и буква А

Цель: познакомить со звуком и буквой А.

Задачи: коррекционно-образовательные –  познакомить детей со звуком [а], его характеристикой, дать понятие о местонахождении звука в слове (начало слова);
- познакомить с буквой А, закрепить ее зрительный образ;
-  активизировать  словарь по лексической теме «Семья», активизировать слова- действия.

- коррекционно-развивающие – развитие четкости произнесения звука [а]; выделение звука [а] в ударной позиции в начале  слова; развивать силу голоса и речевое дыхания. Развивать  слуховое внимания, слуховое восприятия и  память; развивать мелкую  моторику;

- коррекционно-воспитательная –воспитание положительного отношения к учебно-игровой деятельности.

Ход НОД.

1 Оргмомент. Игра «Золотые ворота» Вспомните, с каким звуком мы познакомились? Назовите слово на звук «У», чтобы пройти в золотые ворота.

Садятся на места.

2. Сообщение темы занятия.
- Ребята, сегодня мы отправимся в гости в одну семью. ( рассматриваем иллюстрацию) Кто живет в этой семье?   Кто чем занимается?

Обыграем ситуацию: мама ушла по делам, а папа дома с малышом. Как он будет его укладывать спать? Дети предлагают варианты колыбельных песен, лог. выбирает самую простую А-а-а, а-а-а. какой звук звучит?

Еще у них есть питомец -  попугай по имени Арчи. Он  умеет разговаривать, но слова чем-то похожи.  
Послушайте и подумайте. Какой первый звук во всех этих словах?

адрес, астра,  арка, антенна, арбуз, акробат.
- Правильно, слышится звук [а].

Давайте его произнесем перед зеркалом.

2.Уточнение артикуляции.

Л.: - В каком положении рот (открыт или закрыт) губы сомкнуты или разомкнуты, язык, горлышко (молчит или работает)

— губки в спокойном состоянии; напоминают большой круг

— ротик открыт широко;

— язычок спокойно лежит во рту;

— горлышко «работает».

Л.: Произнесите звук А. У всех работает горлышко? Положите руку на горлышко, следите за тем, чтобы оно работало!

.

Звук [а] – гласный, его можно петь, потому что воздух свободно проходит и не встречает преграды. Звук [а] живет в красном домике. Звук [а] обозначается красным кружком, потому что он гласный.

3..Игра  на развитие фонематического слуха.

Всем внимание! Раз – два,
Начинается игра.

Игра “Поймай звук”
(дети хлопают, если в слоговой дорожке услышат звук ,,а”: ау, оа, ио,..)

На материале слов: автобус, Африка, обруч, дом, аист, дым, стол, армия, арбуз,банка, ананас.

4.Физкультминутка «Аист».

Дети повторяют за «аистом» все движения, а потом еще раз вместе рассказывают все стихотворение.

- Аист, аист, длинноногий,

Укажи домой дорогу.

Аист отвечает:

- Топай правою ногой,

Топай левою ногой.

Снова – правою ногой,

Снова – левою ногой,

После – правою ногой,

После – левою ногой,

Вот тогда придешь домой.

Ребята, какое слово в этом стихотворении начиналось на звук «а»? (Аист).

Пальчиковая игра «Семья»

5Работа по карточкам. Обведи картинки, названия которых начинаются  на зв. «а»

        https://clipart-best.com/img/stork/stork-clip-art-35.png

           https://c7.hotpng.com/preview/933/501/223/gateway-arch-islamic-arches-clip-art-stone-arch.jpg

     https://c7.hotpng.com/preview/973/66/350/duck-american-pekin-mallard-clip-art-duck.jpg

     https://yt3.ggpht.com/a/AATXAJwDo9J_ubwx59SPG_X7PDCU5c4OCCrUC7wf4BzIBw=s900-c-k-c0x00ffffff-no-rj

6.Знакомство с буквой А.

Л.: посмотрите,  это буква А. ребята, запомните, звук А на письме обозначается буквой А.

Высока и стройна буква А.

Очень похожа на арку она.

На что еще похожа буква А? (На ракету, крышу дома...)

Л.: Давайте попробуем сделать букву А из наших пальчиков.

Буква А из пальчиков: указательный и средний пальцы правой руки опущены вниз, остальные — сжаты в кулак, а указательный палец левой руки образует «поясок».

Л.: Так, а теперь давайте напишем букву А пальцем в воздухе, на столе.

Итог.

- С каким звуком сегодня познакомились?

- Какой это звук?

- Придумайте слова с этим звуком.

https://2.bp.blogspot.com/-mWJs59SEJTY/WANKJ0d448I/AAAAAAAAAnY/T_Eq4qyxYSkg3E2p4Y5Vz1QjQysKNX5TQCEw/s1600/%25D0%25A1%25D0%25BB%25D0%25B0%25D0%25B9%25D0%25B42%2B%25282%2529.JPG

https://2.bp.blogspot.com/-mWJs59SEJTY/WANKJ0d448I/AAAAAAAAAnY/T_Eq4qyxYSkg3E2p4Y5Vz1QjQysKNX5TQCEw/s1600/%25D0%25A1%25D0%25BB%25D0%25B0%25D0%25B9%25D0%25B42%2B%25282%2529.JPG

https://2.bp.blogspot.com/-mWJs59SEJTY/WANKJ0d448I/AAAAAAAAAnY/T_Eq4qyxYSkg3E2p4Y5Vz1QjQysKNX5TQCEw/s1600/%25D0%25A1%25D0%25BB%25D0%25B0%25D0%25B9%25D0%25B42%2B%25282%2529.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Содержание коррекционной работы по формированию навыков звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в основной общеобразовательной программе ДОУ»

Данный опыт работы может быть использован педагогами работающими с детьми старшего дошкольного возраста с недостатками звукопроизношения....

Конспект занятия по формированию правильного звукопроизношения и обучению грамоте. Тема: Звуки К, Кь и буква К.

Коррекционно-образовательные.  Закрепить характеристику звуков К, Кь, познакомить с буквой К. формировать умение определять первый звук в слове, учить читать, формировать навыки работы над предло...

Конспект занятия по формированию правильного звукопроизношения и обучению элементам грамоты в подготовительной к школе группе для детей с ОНР «В цирке»

Итоговое логопедическое занятие по формированию правильного звукопроизношению и обучению элементам грамоты в подготовительной к школе группе с общим недоразвитием речи....

Конспект НОД по формированию навыков звукопроизношения и обучению грамоте на тему: Звуки <М> - < МЬ>. Буква М.

Материал подобран  в соответствии с лексической темой  "Организм  человека. Части тела" Может быть полезен  как  логопедам, так и воспитателям....

Конспект занятия по формированию навыков звукопроизношения у детей с ОНР "Дифференциация звуков "Л-В" в предложениях"

В занятии использованы: авторское пособие "Сказка на руке" (варежки для уточнения артикуляторных признаков звука); артикуляционная гимнастика в нетрадиционной форме ее проведения . Задания п...

Конспект НОД по формированию навыков звукопроизношения и обучению грамоте "Звуки "З" -"С"

Игровые задания на дифференциацию звуков способствуют активизации и заинтересованности детей....