Конспект занятия по формированию правильного звукопроизношения и обучению грамоте в подготовительной группе
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Машадаева Наталья Николаевна

Звук Р- Рь. Буква Р

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №98 комбинированного вида»

Конспект занятия по формированию  правильного звукопроизношения и обучению грамоте в подготовительной группе

Тема: «Звуки Р, Р'. Буква Р»

                                                                   Провела:

учитель-логопед I квалификационной категории

Машадаевой Н.Н.

Задачи: 1.Закрепить правильное произношение звуков Р, Р' в слогах, словах, предложениях, связной речи.

2. Продолжить работу над слоговым составом слов (определять слог по счету).

3. Закрепить умение образовывать относительные прилагательные и согласовывать их с существительными.

4. Закрепить умение составлять предложения по данной схеме.

5. Закрепить навыки звуко-слогового анализа слов.

6. Познакомить с буквой Р.

7. Упражнять в подборе родственных слов.

8. Упражнять в образовании сложных слов путем слияния основ.

9. Закрепить навыки чтения .

10. Учить объяснять выражения с переносным значением.

11. Развивать фонематический слух, память, мышление.

Оборудование: разноцветные квадратики для обозначения звуков, наборное полотно, предметные картинки с изображением овощей, схема для характеристики звуков, мяч, схема предложения (таблица), изображение золотой рыбки, наборы для составления звуко-слоговых схем слов, слоги на геометрических фигурах, конверты с буквами (на каждого ребенка), карточки со словами для чтения, рыбки с зашифрованным словосочетанием, подарки для детей.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Дети стоят около своих столов.

  • Первыми сядут на свои места те, у кого на столах лежат квадратики, обозначающие гласные звуки
  • Твердые согласные звуки.
  • Мягкие согласные звуки.
  1. Сообщение темы занятия.
  • Сейчас Даша загадает вам загадку. Послушайте, пожалуйста, ее внимательно. (Ребенок читает  стихотворение «Что растет на нашей грядке?)

«Что растет на нашей грядке?»

Что растет на нашей грядке?

Огурцы, горошек сладкий,

Помидоры и укроп

Для приправы и для проб.

Есть морковка и салат –

Наша грядка просто клад.

Но арбузы не растут тут.

Если слушал ты внимательно,

То запомнил обязательно.

Отвечай-ка по порядку:

Что растет на нашей грядке?

(В. Коркин)

  • Итак, что же растет на грядке? (Дети отвечают на вопрос полными ответами, логопед выставляет на панно соответствующие картинки.)

  • Как одним словом называются все предметы на картинах? (Это овощи)
  • Ребята, какой общий звук слышится в большинстве слов?  (Звук Р)
  • Какое слово лишнее в этом ряду? (В этом ряду лишнее слово «салат».)
  • Почему это слово лишнее? (Это слово лишнее, потому что в нем нет звука Р. Лишняя картинка убирается.)

Игра «Чего не стало?» (развитие зрительной памяти)

  • Ребята, вы уже догадались, с каким звуком мы сегодня будем работать на занятии? Да, сегодня мы продолжим знакомство со звуком Р.
  • Но звуку Р одному было очень грустно и скучно. И тогда он повстречался со своим братцем, который «жил» в таких словах: «ряд», «Марина», «пескарь». Как зовут братца звука Р ? (Звук Р')
  • Молодцы, правильно. Сегодня на занятии мы будем работать с двумя звуками: Р и Р'.
  1. Характеристика звуков Р, Р'.

А) произнесение звуков Р, Р' (хором, индивидуально)

Б) характеристика звуков Р, Р' (самостоятельно, с опорой на схему)

Вывод: сходства и различия звуков Р, Р'.

  1. Речевая зарядка.

-  Дети, кто из вас знает интересные чистоговорки со звуками Р, Р'?

Например: Ра-ра-ра – на столе лежит игра.

  1. Звуки Р, Р' в различных речевых единицах.

А) Игра с мячом «Назови слог».

  • «Слушай и запоминай, сосчитай и называй первый (второй, третий) слог в слове…» (Логопед бросает ребенку мяч и называет слово. Ребенок должен назвать нужный слог.)

Речевой материал:

  • репа, радуга, дружить, пряжа, рябина, розы;
  •  варежки, Марина, дорога, старик, вареники, пирог, сорить;
  •  Маргарита, четыре, гитара, тетерев, кукуруза.
Игра «Слоговое лото»
  • Назови первый слог в слове «грубить» (ГРУ-). Правильно, добавь к этому слогу слог ШИ. Какое слово получится? (Получилось слово ГРУШИ).
Аналогично составляется слово РИТА (РИсунок + ТА)
Б) звуко - слоговой анализ слов

- Составьте звуко – слоговую схему слов ГРУШИ (1 ряд), РИТА (2 ряд).

В) звуки Р, Р' в словах.

Игра « Мы построим дом большой…»

«Мы построим дом большой с крышей,  дверью и  трубой»

  • Ребята, давайте построим для звуков Р и Р' дом. Но чтобы в этом доме могли жить звуки Р и Р', мы должны использовать слова только с этими звуками. (На фланелеграфе крепятся детали дома и картинки, которые предлагаются детям на панно)
  • Из чего мы начнем строить наш дом? (Дом будем строить из кирпича, из дерева.) Правильно. Какой получится дом из кирпича? (Кирпичный дом) А из дерева? (Деревянный дом)
  • Хорошо, стены готовы. Теперь давайте  достроим части дома. Что еще есть у дома? (У дома есть крыша, дверь, рама, крыльцо, перила, труба.)
  • Молодцы. Давайте теперь расставим в доме необходимую мебель и вещи. (Кресло, кровать, табуретка, зеркало, картина, торшер, люстра, ковер, телевизор, радио, шифоньер)

Аналогично вокруг дома прикрепляются картинки - огород с грядками и овощами: горохом, помидорами, картошкой, морковью, репой, редиской.

Затем на фланеграф прикрепляются  домашние животные, которые живут в сарае: корова, баран, кролики.

Вокруг дома сажают фруктовые деревья и кустарники: грушу, смородину, абрикосовое дерево, крыжовник.

В гости приходят дети: Рита и Сережа. Гостей будем угощать вареньем, зефиром, карамелью, пряниками, баранками, мармеладом.

  • Молодцы, посмотрите, какая красивая получилась у нас картина!
  • Давайте попробуем составить по картине предложения, чтобы они подходили к такой схеме. (Логопед вывешивает таблицу.)

Дети составляют предложения типа: «Корова мычит.», «Рита стоит.»

«Дерево растет.»

Анализ предложений: Что означает первое слово? (слова-предметы)

Какое слово в твоем предложении обозначает предмет? Что означает второе слово? (слова-действия) Какое слово обозначает действие?

  1. Физ. минутка.

Дети стоят около своих столов: «Ра-ра-ра – начинается игра»

Игра «Назови одним словом»

На пару возит– паровоз (дети изображают, как едет, пыхтит паровоз)

На пару ходит– пароход (дети изображают, как плывет и гудит пароход)

Лес рубит – лесоруб (дети имитируют действия лесоруба)

Сам варит – самовар (дети изображают толстый кипящий самовар)

  1. Создание игровой ситуации.
  • Ребята, сейчас я загадаю вам загадку. (Загадка о золотой рыбке)

Загадка

Кто в сказке волшебной живет?

Золотом сверкает.

Лишь в море хвостиком махнет –

И все желанья исполняет.

  • Сегодня к нам в гости приплыла золотая рыбка (выставляется картинка с изображением золотой рыбки). Ребята, рыбка попала в беду, она запуталась в сетях. Распутать сети можете только вы с помощью своих знаний. Поможем рыбке?
  1. Знакомство с буквой Р.

- Дети, звуки Р и Р' обозначаются буквой Р. Покажите букву Р на настенной азбуке. (Один ребенок показывает букву на настенной азбуке)

Задание 1.

Игра «Слово рассыпалось»

- Составьте из букв, которые лежат в конвертах, слова (конверты готовятся на каждого ребенка). Прочитай, какое слово у тебя получилось.

После выполнения каждого задания логопед оценивает деятельность детей и убирает одну веревку из сети.

Задание 2.

Игра-соревнование проводится на паласе, играют две команды.

- Каждая команда должна собрать слово, которое спряталось в геометрических фигурах. Чтобы сложить слово, нужно расположить фигуры по величине, начиная с самой маленькой.

«Ра-ра-ра – начинается игра!»

                                                                   

Задание 4.

Следующая игра также проводится по командам.

«Ру-ру-ру – продолжаем мы игру!»

  • Прочитайте слова на карточках и найдите из них родственные к тем, которые вы сейчас сложили.

Карточки: ворота, корова, Марина, коровка, коровий, варит.

Карточки: рыбаки, река, абрикосы, рыбный, рыба, береза.

Задание 5.

- На помощь к нашей золотой рыбке приплыла другая сказочная рыбка.

«Что говорит рыба?»

Эта рыба – непростая,

Постепенно возникая,

Говорит она с тобой!

Труд для разума и взгляда:

Слоги все поставить надо

Друг за другом в четкий строй!

Рыбки выставляются одна за другой на панно. Получается словосочетание.

- Ребята, давайте прочитаем, что у нас получилось.

ЗОЛОТЫЕ РУКИ

- Как вы понимаете выражение «золотые руки»? Давайте составим с этим выражением предложения. ( У моей мамы золотые руки.)

9. Итог. Оценивание деятельности каждого ребенка

- Вот и распутали мы сети, в которые попала золотая рыбка. Теперь она снова сможет плавать в море и исполнять желания. А за то, что вы помогли рыбке, она дарит вам подарки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ занятия по формированию звукопроизношения и обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи «Звук и буква Р».

Конспект фронтально-подгруппового занятия по формированию звукопроизношения и подготовке к обучению грамоте. Второе занятие по этой теме....

Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной группе Воспитатель: Пучкина В. А. МАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин

Конспект занятияпо подготовке детей к обучению грамотев подготовительной группеВоспитатель: Пучкина В. А.МАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин...

Конспект занятий по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе (Тема: «Долгое путешествие»)

Конспект занятий по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе     Тема: «Долгое путешествие» Цель: лексическая работа: учить детей понимать образный смыс...

Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе "Эти удивительные животные"

Цель:  Формировать умение учиться, прививать навыки учебной деятельности, закреплять полученные знания.Задачи:  1. Продолжать расширять представления детей о многообразии животного  мир...

Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе.

Тема: Осень.Цель: формировать  умение  составлять связный рассказ об осени с опорой на мнемотаблицы.Задачи:Обучающие:- Обобщать  представления о признаках осени, её характерных особенно...

Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе "Эти удивительные животные"

Цель:  Формировать умение учиться, прививать навыки учебной деятельности, закреплять полученные знания.Задачи:  1. Продолжать расширять представления детей о многообразии животного...

Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной группе с использованием дидактического материала "Уроки грамоты"

Цель: закрепление имеющихся знаний по подготовке детей к обучению грамоте.Задачи:Образовательные:закреплять понятия «звук», «слово», «буква»;совершенствовать умение...