Главные вкладки

    Конспект занятий по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе (Тема: «Долгое путешествие»)
    план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

    Конспект занятий по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе

         

    Тема: «Долгое путешествие»

     

    Цель: лексическая работа: учить детей понимать образный смысл загадок, формирование грамматического строя речи: развивать умение строить сложные предложения, соединяя части предложения с помощью союза, воспитание З.К.Р.,  развивать умение выделять звуки в середине, в конце и в начале слова

    развитие связанной речи: учить детей строить высказывания типа рассуждений для этого

    -обучать их целостным связным рассуждениям, состоящим из тезиса, доказательство и выводов

    -формировать умение вычленять существенные признаки предметов для доказательства выдвинутых тезисов;

    -обучать умению использовать различные языковые средства для связи смысловых частей (потому что, так как, поэтому, значит, следовательно);

    -Обучать употреблению при доказательстве слов во-первых, во-вторых , развивать умение детей составлять короткие творческие рассказы, развитее социальных навыков: развитие умения четко и ясно выражать свое мнение внимательно выслушивать своих собеседников

     

    Материалы для заниятия

    1.     Игровые карты с изображением перелетных птиц

    2.     иллюстрации с изображением перелетных птиц

    3.     Карточки с двумя полосками

    4.     Фишки (синего, красного, зеленого цвета) на каждого ребенка             по-несколько штук

    5.     Слово-карточка на каждого ребенка

    6.     Картинки с изображением птиц для определения звука –с- (снегирь, сорока, свиристель, скворец, соловей, клест, стриж)

    7.     Картинки с изображением птиц для звукового анализа (сова, синица, грач)

    8.     Фланелеграф

    9.     Магниты-фишки для демонстрационного материала

     

     

     

    Ход занятия

    В.: «Травка зеленеет, солнышко блестит, ласточка с весною в сени к нам летит».

    В.: Ребята, какие приметы весны описаны в этих строках,

    Д.: (травка зеленеет, солнышко блестит, ласточка летит)

    В.: Правильно, одна из примет, это возвращение перелетных птиц.

    С их прилетом было связано много народных примет.

    Послушайте:

    «Грач на дворе - весна на горе», «Грач зиму расклевал»

    Что означают эти приметы?

    Д.: С прилетом грачей началось активное таяние снегов. Зима окончательно уступила место весне

    В.: Послушайте еще одну примету «Трясогузка, хвостом лед разбивает»

    Д.: Трясогузка прилетает из теплых краев в наши места рано, когда лед на реке начинает трескаться, ломаться, ее даже зовут птицей – ледоломкой

    В.: Из каких двух слов составлено слово ледоход (лед ходит)

    Поэтому и разговор сегодня у нас пойдет о перелетных птицах.

    Предлагаю сыграть в игру «словарное лото»

    У меня на столе карточки с изображением перелетных птиц, нужно выйти, взять карточку, прочитать название птицы, и определить звук -с- в слове (в начале, в середине, в конце слова) Дети определяю звук -с- в словах

     

    В.: А сейчас ребята, посмотрите внимательно на картинку кого вы видите на этой картинке.

    Д.: Это сова

    В.: Ребята, нужно сделать звуковой анализ слова «сова»

    Дети выходят к мольберту и делают звуковой анализ слова, делят слово на слоги, находят ударный слог.

    Потом появляется картинка с изображением птиц: синица и грач и делают звуковой анализ слова

    В.: А сейчас ребята, у вас на столах лежат карточки, на которых написаны слова, лежат фишки, нужно сделать каждому звуковой анализ своего слова которое написано на карточке и разделить это слово на слоги и найти ударный слог

     

    Физминутка: Деревья

     

    IIч. Высказывания типа рассуждений

     

    В.: Буквы вы знаете хорошо, умеете находить место звука в слове делать звуковой анализ слова, делить слова на слоги. А теперь я хочу задать вам несколько вопросов, только ответить на них должны точно и полно, а главное - обосновать свой ответ.

     

    Например, на вопрос, почему весной становится теплее, я отвечу так: «Весной на Землю попадает гораздо больше солнечных лучей, чем зимой. Поэтому весной температура воздуха повышается, становится теплее». А можно еще сказать так: «Весной становится гораздо теплее чем зимой». Теперь я это высказывание должна доказать «Это происходит потому, что весной на Землю попадает гораздо больше солнечных лучей, чем зимой».

    В.: Попробуйте и вы так же ответить на мои вопросы:

    1. Почему весной дни становятся длиннее?

    2. Почему зимой прекращается рост растений, а весной возобновляется, растения словно оживают?

    3. Почему зимой идет снег, а летом дождь?

    4. Почему перелетные птицы улетают от нас осенью?

    5. Почему они возвращаются к нам весной?

     

    В ответах детей учитываем обоснованность, что бы дети применяли такие слова: как, потому что, поэтому и др.

     

    IIIч. Творческое рассказывание.

     

    В.: И так, мы много говорили о перелетных птицах, что перелетные птицы совершают столь долгое и опасное путешествие, они возвращаются на родину, где родились, на родину их тянет зов природы, им родные края дороже вечного лета жарких стран, где они проводят зиму. А сейчас я предлагаю вам поиграть. Каждый из вас должен представить себя птицей. Придумайте, какой птицей вы будете: ласточкой, стрижом, соловьем, грачом

    А теперь представьте, что вы вместе с другими птицами совершаете перелет, возвращаясь весной на родину, в родные края и составить рассказ о том, что им пришлось испытать, пережить, увидеть во время этого долго перелета.

    Можно предложить детям план в виде перечня вопросов:

     

    План

    1. Откуда вы летите
    2. У вас большая стая? Кто летел рядом с тобой?
    3. Что вы могли увидеть внизу, на Земле? Мимо каких мест вы пролетали?
    4. Что интересного произошло во время перелета? А может быть, птицам встретилась какая-то опасность?
    5. Что вы делали когда перелет закончился?

    Во время рассказа буду следить за тем, что бы высказывания детей были выстроены грамматически правильно, поощряю использование образных выражений

     

    Окончание занятия

     

    А теперь ребята, наше занятие подошло к концу, а свои рассказы о перелетных птицах, вы можете запечатлеть в своих рисунках

     

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект занятий по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе

    Тема: «Долгое путешествие»

    Цель: лексическая работа: учить детей понимать образный смысл загадок, формирование грамматического строя речи: развивать умение строить сложные предложения, соединяя части предложения с помощью союза, воспитание З.К.Р.,  развивать умение выделять звуки в середине, в конце и в начале слова

    развитие связанной речи: учить детей строить высказывания типа рассуждений для этого

    -обучать их целостным связным рассуждениям, состоящим из тезиса, доказательство и выводов

    -формировать умение вычленять существенные признаки предметов для доказательства выдвинутых тезисов;

    -обучать умению использовать различные языковые средства для связи смысловых частей (потому что, так как, поэтому, значит, следовательно);

    -Обучать употреблению при доказательстве слов во-первых, во-вторых , развивать умение детей составлять короткие творческие рассказы, развитее социальных навыков: развитие умения четко и ясно выражать свое мнение внимательно выслушивать своих собеседников

    Материалы для заниятия

    1. Игровые карты с изображением перелетных птиц
    2. иллюстрации с изображением перелетных птиц
    3. Карточки с двумя полосками
    4. Фишки (синего, красного, зеленого цвета) на каждого ребенка             по-несколько штук
    5. Слово-карточка на каждого ребенка
    6. Картинки с изображением птиц для определения звука –с- (снегирь, сорока, свиристель, скворец, соловей, клест, стриж)
    7. Картинки с изображением птиц для звукового анализа (сова, синица, грач)
    8. Фланелеграф
    9. Магниты-фишки для демонстрационного материала

    Ход занятия

    В.: «Травка зеленеет, солнышко блестит, ласточка с весною в сени к нам летит».

    В.: Ребята, какие приметы весны описаны в этих строках,

    Д.: (травка зеленеет, солнышко блестит, ласточка летит)

    В.: Правильно, одна из примет, это возвращение перелетных птиц.

    С их прилетом было связано много народных примет.

    Послушайте:

    «Грач на дворе - весна на горе», «Грач зиму расклевал»

    Что означают эти приметы?

    Д.: С прилетом грачей началось активное таяние снегов. Зима окончательно уступила место весне

    В.: Послушайте еще одну примету «Трясогузка, хвостом лед разбивает»

    Д.: Трясогузка прилетает из теплых краев в наши места рано, когда лед на реке начинает трескаться, ломаться, ее даже зовут птицей – ледоломкой

    В.: Из каких двух слов составлено слово ледоход (лед ходит)

    Поэтому и разговор сегодня у нас пойдет о перелетных птицах.

    Предлагаю сыграть в игру «словарное лото»

    У меня на столе карточки с изображением перелетных птиц, нужно выйти, взять карточку, прочитать название птицы, и определить звук -с- в слове (в начале, в середине, в конце слова) Дети определяю звук -с- в словах

    В.: А сейчас ребята, посмотрите внимательно на картинку кого вы видите на этой картинке.

    Д.: Это сова

    В.: Ребята, нужно сделать звуковой анализ слова «сова»

    Дети выходят к мольберту и делают звуковой анализ слова, делят слово на слоги, находят ударный слог.

    Потом появляется картинка с изображением птиц: синица и грач и делают звуковой анализ слова

    В.: А сейчас ребята, у вас на столах лежат карточки, на которых написаны слова, лежат фишки, нужно сделать каждому звуковой анализ своего слова которое написано на карточке и разделить это слово на слоги и найти ударный слог

    Физминутка: Деревья

    IIч. Высказывания типа рассуждений

    В.: Буквы вы знаете хорошо, умеете находить место звука в слове делать звуковой анализ слова, делить слова на слоги. А теперь я хочу задать вам несколько вопросов, только ответить на них должны точно и полно, а главное - обосновать свой ответ.

    Например, на вопрос, почему весной становится теплее, я отвечу так: «Весной на Землю попадает гораздо больше солнечных лучей, чем зимой. Поэтому весной температура воздуха повышается, становится теплее». А можно еще сказать так: «Весной становится гораздо теплее чем зимой». Теперь я это высказывание должна доказать «Это происходит потому, что весной на Землю попадает гораздо больше солнечных лучей, чем зимой».

    В.: Попробуйте и вы так же ответить на мои вопросы:

    1. Почему весной дни становятся длиннее?

    2. Почему зимой прекращается рост растений, а весной возобновляется, растения словно оживают?

    3. Почему зимой идет снег, а летом дождь?

    4. Почему перелетные птицы улетают от нас осенью?

    5. Почему они возвращаются к нам весной?

    В ответах детей учитываем обоснованность, что бы дети применяли такие слова: как, потому что, поэтому и др.

    IIIч. Творческое рассказывание.

    В.: И так, мы много говорили о перелетных птицах, что перелетные птицы совершают столь долгое и опасное путешествие, они возвращаются на родину, где родились, на родину их тянет зов природы, им родные края дороже вечного лета жарких стран, где они проводят зиму. А сейчас я предлагаю вам поиграть. Каждый из вас должен представить себя птицей. Придумайте, какой птицей вы будете: ласточкой, стрижом, соловьем, грачом

    А теперь представьте, что вы вместе с другими птицами совершаете перелет, возвращаясь весной на родину, в родные края и составить рассказ о том, что им пришлось испытать, пережить, увидеть во время этого долго перелета.

    Можно предложить детям план в виде перечня вопросов:

    План

    1. Откуда вы летите
    2. У вас большая стая? Кто летел рядом с тобой?
    3. Что вы могли увидеть внизу, на Земле? Мимо каких мест вы пролетали?
    4. Что интересного произошло во время перелета? А может быть, птицам встретилась какая-то опасность?
    5. Что вы делали когда перелет закончился?

    Во время рассказа буду следить за тем, что бы высказывания детей были выстроены грамматически правильно, поощряю использование образных выражений

    Окончание занятия

    А теперь ребята, наше занятие подошло к концу, а свои рассказы о перелетных птицах, вы можете запечатлеть в своих рисунках


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект НОД по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе "Путешествие в страну знаний"

    - закрепить у детей понятия: звук и буква. Знать их отличия. - развивать связную речь. - воспитывать умение слушать товарища....

    Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе "Эти удивительные животные"

    Цель:  Формировать умение учиться, прививать навыки учебной деятельности, закреплять полученные знания.Задачи:  1. Продолжать расширять представления детей о многообразии животного  мир...

    Конспект открытого итогового занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Путешествие за солнечными лучиками».

    -Закрепить  представления о весне и ее приметах;-уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Весна», «Птицы», «Дикие животные»;-совершенствовать навыки составления описательного рассказ...

    Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе.

    Тема: Осень.Цель: формировать  умение  составлять связный рассказ об осени с опорой на мнемотаблицы.Задачи:Обучающие:- Обобщать  представления о признаках осени, её характерных особенно...

    Конспект итогового занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе

    Обобщение знаний детей по обучению грамоте и развитию речи....

    Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной к школе группе

    Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной к школе группе.Тема: «Как человек себе помогал. Рассказывание о предметах»Программные задачи: Углублять и расширять ...

    Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе "Эти удивительные животные"

    Цель:  Формировать умение учиться, прививать навыки учебной деятельности, закреплять полученные знания.Задачи:  1. Продолжать расширять представления детей о многообразии животного...