Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной логопедической группе на тему «Зимнее путешествие»
план-конспект урока (подготовительная группа)

Шенчукова Екатерина Михайловна

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему "Зимнее путешествие"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект занятия23.54 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной логопедической группе на тему «Зимнее путешествие»

Цели:

- упражнять детей в подборе однородных определений и сказуемых к слову;

- в образовании родственных слов к слову снег;

- учить дифференцировать звуки <с> и <з>;

- закреплять умение делить слова на слоги, выполнять звуковой анализ;

- формировать правильную, чёткую речь с помощью чистоговорок;

- продолжать учить пересказывать текст, используя опорные картинки;

- развивать внимание, находчивость, логическое мышление, память, связную речь;

- воспитывать интерес к объектам природы, умение работать в коллективе.

Материалы: значки схемы, мяч, разноцветные квадраты для составления звуковой схемы слова.

Приёмы: словесный, наглядный, игровой, поощрение.

Ход занятия:

- Ребята, я предлагаю вам отгадать загадки:

1. Запорошила дорожки,

    Разукрасила окошки.

    Радость детям подарила

    И на санках прокатила. (Зима).

  1. Снег на полях,

         Лёд на реках,

         Вьюга гуляет,

         Когда это бывает. (Зимой).

Сегодня мы с вами совершим зимнее путешествие, и говорить будем только о зиме.

Задание №1: «Образование однородных определений с использованием схематических картинок».

- А какая зима бывает? (холодная, ранняя, поздняя, снежная, злая, суровая, морозная, тёплая, ветреная, весёлая, нарядная).

Задание №2: «Придумай слово» (воспитатель кидает мяч детям по очереди).

- А что всегда зимой бывает? (снег). Давайте подберем родственные слова к слову снег (снежок, снеговик, снегопад, снеговичок, снегурочка, снегоход и т. д.).

Задание №3: «Что делает?» (подбор однородных сказуемых).

- А что снег делает? (идёт, тает, сверкает, скрипит и т. д.)

- Что ещё может идти? (часы, человек), тает? (мороженое, лёд), летает? (самолёт, птица), падает? (яблоко, камень).

Задание №4:

- Молодцы! А теперь присаживайтесь. Мы с вами на доске видим слово зима, давайте составим схему этого слова (каждый на столе сам) и поделите их на слоги. Дети составляют схему и делят слово на слоги.

Физкультминутка:

Шёл медведь к своей берлоге

Да споткнулся на пороге.

«Видно очень мало сил

Я на зиму накопил», -

Так подумал и пошёл

Он на поиск диких пчёл.

Все медведи сладкоежки,

Любят есть медок без спешки.

А наевшись, без тревоги

До весны сопят в берлоге.

Задание №5: «Пересказ текста»

Сейчас я прочитаю вам текст о зиме, а внимательно слушайте, потом перескажете.

Пальчиковая гимнастика:

Мы зимой в снежки играем (3 р.)

По сугробам мы шагаем (3р.)

И на лыжах мы бежим (3 р.)

На коньках по льду летим (3 р.)

И снегурку лепим мы (3 р.)

Гостью Зиму любим мы (3 р.)

Задание №6: «Закончи предложение».

Зимой бывает снегопад, а летом (листопад).

Зимой бывает снег, а летом (дождь).

Зимой снег падает, а весной (тает).

Зимой катаются на санках, а летом (на велосипеде).

Зимой лес спит, а весной (просыпается).

Зимой бывает холодно, а летом (жарко).

Зимой деревья белые, а осенью (жёлтые).

Зимой растут сугробы, а летом растут (растения).

Зимой насекомые прячутся, а весной (вылезают).

- Вот и заканчивается наше зимнее путешествие. Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались? Что вам больше всего понравилось? Как вы считаете, хорошо вы потрудились?

- Все вы сегодня молодцы и за это вас ждёт сюрприз от Зимушки-зимы: наклейки снежинки.

Конспект индивидуального логопедического занятия

Тема: Звук  [Л].

Этап: Постановка звука [Л].

Цели:

1. Коррекционно-образовательные:

  • формирование правильного произношения звука [Л];
  • уточнение акустического и произносительного образа звука [Л];
  • закрепление представлений о механизме организации звука [Л].

2. Коррекционно-развивающие:

  • развитие мелкой моторики (шнуровка);
  • выполнение артикуляционных упражнений в полном объёме (артикуляционная гимнастика);
  • развитие плавного длительного выдоха (упражнение «Мыльный пузырь»);
  • развитие фонематических представлений (игра «Хлоп-топ»);
  • закрепление звука в изолированном виде, в слогах, словах;
  • развитие силы голоса и интонационной выразительности речи (игра на подражание).

3. Коррекционно-воспитательные:

  • воспитание навыков сотрудничества и взаимодействия;
  • формирование положительного отношения к занятиям.

Оборудование: картинка с изображением клоуна, шнуровка, картинки с артикуляционными упражнениями,  мыльные пузыри, артикуляционная схема, зеркало.

Ход занятия:

Этапы занятия

Содержание

1. Организационный момент

«- Здравствуй! Послушай, пожалуйста, загадку:

Любит всех смешить чудак

Попадает он впросак,

Много разных шуток знает 

В цирке часто выступает».

2. Сообщение темы

«- Правильно, это клоун и сегодня он пришёл к нам в гости, что бы сделать наше занятие весёлым. Сегодня мы с тобой продолжим работу со  звуком [Л]. Будем стараться произносить его правильно и красиво».

3. Развитие мелкой моторики посредством шнуровки

«- С нашим клоуном случилась не приятность. Он так спешил к нам на занятие, что не заметил, как у него оторвалась пуговица. Давай поможем нашему клоуну её пришить».  

4.Артикуляционная гимнастика

«- Давай представим, что наш рот это цирк. И теперь мы будем показывать, что есть в нашем цирке: клоун который всем улыбается – давай сделаем улыбочку – молодец. В цирке выступают слоны – давай сделаем хоботок. Ещё у нас есть буфет, где дают вкусное варенье – давай оближем губки. После варенья надо почистить зубки. Ещё в цирке есть гимнасты, они выступают на качелях – давай покажем качели. В цирке выступают различные животные, давай покажем выступление со змеёй».

5. Развитие длительного и плавного выдоха

«- Посмотри, клоун принёс с собой волшебную коробочку, давай посмотрим, что в ней лежит? Правильно, это мыльные пузыри. Ты любишь надувать мыльные пузыри? Давай по пробуем. Только есть одно условие: вдох мы делаем носом, выдох ртом и следим, чтобы щёки не надувались».

6. Постановка звука  

Используемый приём:

От сохранного звука: «Теперь давай вспомним, как мы гудели на прошлом занятии - губы растянуты, при длительном произнесении звука [А], проталкиваем кончик языка между верхними и нижними резцами, удерживаем его в этом положении». 

(Фиксируем внимание ребёнка на положении губ и языка).

7.Произнесение изолированного звука

«Ты наверное знаешь, что клоуны часто гастролируют. А как ты думаешь, на чём они отправляются в путешествие?  Правильно на самолёте. Давай вспомним, как гудит самолёт когда он взлетает». (Логопед показывает картинку самолёта и имитирует его взлёт).

«А когда он летит высоко в небе – как мы будем гудеть? Правильно – тихо. Молодец!»

8. Анализ артикуляции

«Теперь я предлагаю посмотреть схему, на которой изображено нужное  положение органов артикуляции. Скажи, когда мы произносим звук [Л] в каком положении находятся губы? (приоткрыты). А где находится язычок? (язычок между передними зубами). Моторчик работает или нет? (работает)».

9. Развитие фонематического слуха (игра «Хлоп-топ»)

«Мне кажется, нам  пора разомнутся? Сейчас я буду произносить различные слова, ты будешь хлопать в ладоши когда услышишь слова со звуком [Л], если в слове этого звука нет – ты топаешь ногами. Например: в слове «слон» – есть звук [Л]? Значит, что мы делаем? А в слове мяч?».

машина, полка, шкаф, лопата, стул, мышь, пила, кошка, мел, лента, мишка.

10. Закрепление звука в слогах

«Повторяй за мной: 

ла – ла –ла; лэ – лэ – лэ; лы – лы – лы; ло – ло – ло, ла – ло - лэ »

11. Закрепление звука в словах

«Посмотри, нашему клоуну прислали конверт. Интересно, что там лежит. Давай посмотрим? Да это же загадка. Чтоб её разгадать надо назвать все предметы и подумать какая картинка лишняя и почему».  

12. Домашнее задание

1. Повторить артикуляционную гимнастику

2. Вспомнить пять животных, в названии которых есть звук [Л]

3. Раскрасить загадки.

13. Итог

«Скажи, над каким звукам мы сегодня работали? Кто приходил к нам в гости? Что больше всего тебе понравилось? Какое задание было для тебя трудным?

14. Оценка

«Ты очень хорошо занималась, старательно выполняла все задания. Молодец!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятий по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе (Тема: «Долгое путешествие»)

Конспект занятий по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе     Тема: «Долгое путешествие» Цель: лексическая работа: учить детей понимать образный смыс...

Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе "Эти удивительные животные"

Цель:  Формировать умение учиться, прививать навыки учебной деятельности, закреплять полученные знания.Задачи:  1. Продолжать расширять представления детей о многообразии животного  мир...

Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе.

Тема: Осень.Цель: формировать  умение  составлять связный рассказ об осени с опорой на мнемотаблицы.Задачи:Обучающие:- Обобщать  представления о признаках осени, её характерных особенно...

Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотаблиц в старшей логопедической группе по теме «Пересказ рассказа Е. И. Чарушина «Ёж»

Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотаблиц в старшей логопедической группе по теме «Пересказ рассказа Е. И. Чарушина «Ёж»...

Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной к школе группе

Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной к школе группе.Тема: «Как человек себе помогал. Рассказывание о предметах»Программные задачи: Углублять и расширять ...

Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе "Эти удивительные животные"

Цель:  Формировать умение учиться, прививать навыки учебной деятельности, закреплять полученные знания.Задачи:  1. Продолжать расширять представления детей о многообразии животного...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной логопедической группе на тему: «Перелетные птицы».

Представляю конспект интегрированного занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной логопедической  группе на тему: "Перелетные птицы", который может быть исользован пе...