Конспект НОД по грамоте с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: Буква "Я".Чтение слогов,слов,предложений.
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Гущина Елена Владимировна

Конспект НОД по грамоте с детьми старшего дошкольного возраста будет полезен воспитателям ДОУ. Содержание конспекта наполнено загадками,игровыми упражнениями, самостоятельной деятельностью детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по грамоте с детьми старшего дошкольного возраста.

Тема: Буква «Я». Чтение слогов, слов, предложений.

Цель: Познакомить с гласной буквой «Я» и ее условным обозначением - красный квадрат.

Учить писать букву «Я».

Учить читать слоги: МА - МЯ, ЛА - ЛЯ, НА - НЯ, РА - РЯ.

Познакомить детей с согласными: МЬ, ЛЬ, НЬ, РЬ и их условным обозначением - зеленый квадрат.

Учить читать слова и предложения.

Учить отгадывать загадки. Развивать внимание, логическое мышление. Понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки.

Учить записывать предложение схематически, определять порядок следования слов в предложении.

Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Формировать навык самоконтроля и самооценки.

Содержание НОД:

1.Знакомимся с буквой «Я» и читаем слоги.

Задание: Буква «Я» написана в левом уголке, а в правом - ее шуточное изображение.

Послушайте стихотворение И. Блюмкина.

                                Дядя Яша, тра-ля-ля,

                                Стал похож на букву Я.

                                Он ужасно растолстел,

                                 Потому, что много ел.

Задание детям:

Написать букву «Я» в слоговом домике сначала по точкам, а затем самостоятельно.

Прочитать слоги в слоговых домиках (ЛА – ЛЯ, МА – МЯ, НА – НЯ, РА – РЯ).

Одинаково ли произносятся согласные в слогах? (Нет, в слогах МА, ЛА, НА, РА согласные произносятся как звуки М, Л, Н, в слогах МЯ, ЛЯ, НЯ, РЯ – как МЬ, ЛЬ, НЬ, РЬ.)

Звучание согласной зависит от того, какая гласная написана после нее: если «  А», то согласная звучит твердо, если «Я» – то мягко. Мягкие согласные в схеме слова будем обозначать зеленым квадратом.

Задания детям:

Прочитать слова: Мал, Мял.

Закрасить в прямоугольнике квадраты условными обозначениями (мал – синий квадрат, красный квадрат, синий квадрат; мял – зеленый квадрат, красный квадрат, синий квадрат). Уточнить, почему так записали (в слове мал первый звук – М, потому что после него написана буква «А»; в слове мял – МЬ, потому что после него написана буква «Я».)

Дети работают в тетрадях.

2. Игра «Загадки и отгадки».

Отгадать загадки. Найти отгадки и написать букву, с которой начинаются слова – отгадки.

Бегает среди камней-

Не угонишься за ней.

Ухватил за хвост, но – ах! –

Удрала, а хвост в руках. (Ящерица.)

Может и разбиться,

Может и свариться.

Если хочешь, в птицу,

Может превратиться. (Яйцо.)

Круглое, румяное,

Я расту на ветке;

Любят меня взрослые,

И маленькие детки. (Яблоко.)

Дети пишут в тетрадях.

Какую букву написали под каждой картинкой? (Я)

3. Физкультминутка.

Дети выполняют движения под текст стихотворения.

Руки подняли и помахали –

Это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут – покажем:

Крылья сложили назад.

4. Игровое упражнение «Как зовут девочку».

Задания детям:

Определить, какая буква пишется первой в названии нарисованных картинок, и написать ее под каждой из них. Прочитать имя девочки (Яна).

Дети работают в тетрадях.

5. Учимся читать и записывать предложение.

Задания детям:

Прочитать предложение МАМА ЯНУ МЫЛОМ МЫЛА и записать его в виде схемы. Напомнить детям, что слова мы обозначаем прямоугольниками и у первого прямоугольника левая сторона чуть выше и обозначает начало предложения.

Сколько нарисовали прямоугольников? (4.)

Почему? (Потому, что в предложении 4 слова.)

Какое слово первое? (Мама.)

Второе? (Яну.)

Третье? (Мылом.)

Четвертое? (Мыла.)

6. Самоконтроль и самооценка выполненной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: ”Хлеб”

Технологии: информационно-коммуникативные, метод моделирования, игровые методы, обучение в сотрудничестве.ПрезентацияХод занятия:Слайд 1 – Деревенский домик,Рядом огород, поле и множество золотых коло...

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста , тема: прощай осень

Цель: Расширять представления детей о характерных признаках осени Задачи: Закреплять знания одеревьях  и их особенностях осенью. Воспитывать интерес и бережное отношение к природе; обогощать...

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста , тема: "Сохрани здоровье смолоду"

Цель: Закрепить расширить знания о здоровье и о здоровом образе жизни.Задачи: Прививать навыки самостоятельно следить за своим здоровьем, знать несложные приемы самооздоровления, прививать любовь к фи...

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Тема: игра- викторина Что? Где? Когда?

Цель: закрепить знания детей о живой природе через эмоциональное отношение; развивать быстроту реакции, сообразительность, нахочивость, логическое мышление....

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Тема: "Белоствольная красавица"

Цель: Воспитание к родной природе, бережного отношения к ней. Задачи: Расширить и уточнить представления детей о русской березе-как о символе России; развивать сообразительность, интерес к исслед...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: «Реклама для трех поросят»

Формирование элементарных экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста  посредством детской художественной литературы....

Конспект НОД «Обучение грамоте» в группе старшего дошкольного возраста Тема: «Знакомство с буквой Ф ф»

Цель занятия:  Знакомство с  буквой Фф.Коррекционно – образовательные задачи: автоматизация и актуализация словаря по теме «Посуда». Совершенствование навыка определения ме...