Музыкотерапия
статья (подготовительная группа)

Елена Викторовна Лобанова

Музыкотерапия - метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки.Музыка для современных малышей не просто наслаждение, а порой и лекарство, которое действует почти всегда положительно.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад №102»

Статья для дошкольного возраста

«Музыкотерапия»

                                                                                               

                                                                                                   

                                                                                                                               

                                                                                                                           Лобанова Е.В.,

музыкальный руководитель

первой квалификационной категории

                                                                                                                             

                                                                                                                     

Оренбург 2022 год

           Музыка для ребенка - мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, и прежде всего музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. А связующим звеном между миром музыки и миром детства выступает педагог, основной задачей которого является заинтересовать ребенка различными видами музыкальной деятельности, выявить склонности и потребности, чтобы наиболее полно раскрыть все возможности ребенка.

          Что для малыша означает музыка? У ребенка может быть много разных причин любить ее, о которых он, в силу своего возраста, даже не догадывается, но мы, взрослые, просто обязаны донести до них всю пользу этой универсальной  терапии. Все  дети  по-разному  реагируют  на  музыку,  но  абсолютно  все  к  ней  не  равнодушны.

Не секрет, что музыка влияет на психику, физиологию, настроение, волю слушателя. Музыкальное произведение оказывает возбуждающее или успокаивающее воздействие. Оно может вызвать как положительные, так и отрицательные эмоции.

Хочется сказать о важности  воздействия  музыки на детей всех возрастных групп и роли её в развитии мышления, воображения, внимания, памяти, воли, эмоциональной сферы, нравственно-эстетических потребностей, познавательных способностей.

Музыка отражает страницы истории. Знакомясь с музыкальными произведениями, ребенок получает ответы на многие интересующие его вопросы. То есть музыка несет информативный характер, что существенно повышает знания малыша об окружающем мире.

Музыка волнует маленького слушателя, вызывает ответные реакции, знакомит с жизненными явлениями, рождает ассоциации. Кроме того, музыка объединяет детей в единые переживания, становится средством общения между ними.

Музыка - это искусство, а любое искусство воспитывает, развивает личность ребенка, позволяет разбираться в жизни.

Психика ребёнка и музыка - эти два понятия не так уж далеки друг от друга, как кажется на первый взгляд. Музыка и психология имеют общий объект - человека. Музыка оказывает влияние на развитие и функционирование механизмов обучения, памяти, восприятия, поведения, эмоций, интеллекта, языка.

Музыка для современных малышей не просто наслаждение, а порой и лекарство, которое действует почти всегда положительно. И это музыка: красивая, берущая за душу, веселая, народная, просто, правильно подобранная для каждого занятия.

          Музыкотерапия - метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки.

           Музыкотерапия строится на подборе необходимых мелодий и звуков, с помощью которых можно оказывать положительное воздействие на человеческий организм. Это способствует общему оздоровлению, улучшению самочувствия, поднятию настроения, повышению работоспособности. Во многих странах мира наибольшее  распространение музыкотерапия получила  как лечебная педагогика, лечебно-воспитательный метод.

Какую музыку должны слушать  дети?

Детям  возбудимым, беспокойным полезны мелодии в медленном темпе. Такими бывают обычно вторые части классических сонат, инструментальных концертов. Это может быть,  к примеру: 2-я часть "Маленькой ночной серенады" Моцарта, "Зима" из "Времен года" Вивальди, колыбельные песни.  Причем мелодия со словами влияет на детей сильнее, чем мелодия без слов. А живое пение - сильнее записанного на диск или кассету инструментального исполнения. А для детей  с синдромом угнетения (не  активным, малоподвижным) полезны произведения в быстром темпе Моцарта, Шуберта, Гайдна.

  В детском саду и дома музыка необходима детям в течение всего дня. Это не значит, что она должна звучать непрерывно и громко. Музыка должна прослушиваться, детьми дозировано, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей.

 Обращайте внимание на то, какая  музыка   ребёнку  по  душе?    Лучше новый  день  начинать  с  музыки - утром  взбодриться, перед   дневным  сном - спеть  спокойную  песенку  или  дать послушать   расслабляющую  мелодию , а  на  ночь  любимую музыкальную сказку, колыбельную, их (колыбельные песенки) дети очень любят.

  По  мнению  медиков,   слуховой  аппарат  детей  природой  приспособлен  только  для  рассеянного  звука. Ни в коем случае нельзя давать маленьким детям слушать музыку через наушники. От направленного звука незрелый мозг может получить акустическую травму.

   Музыкотерапия противопоказана:

* Детям  с предрасположенностью к судорогам.

* Детям в тяжелом состоянии, которое сопровождается интоксикацией организма.

* Больным отитом.

* Детям, у которых резко нарастает внутричерепное давление.

 Список произведений классической музыки для регуляции психоэмоционального состояния детей:

Для уменьшения чувства тревоги и неуверенности - "Мазурка" Шопен, "Вальсы" Штрауса

- Для уменьшения раздражительности -  музыка  Баха, "Лунная соната" Бетховена. "Детский альбом" П.И. Чайковского.

Для общего успокоения - "Симфония №6" Бетховена, часть 2, "Колыбельная" Брамса, "Аве Мария" Шуберта.

Для уменьшения злобности, зависти к успехам других людей - "Итальянский концерт" Баха, "Симфония" Гайдна.

Для повышения концентрации внимания, сосредоточенности - "Времена года" Чайковского, "Лунный свет" Дебюсси, "Симфония № 5" Мендельсона.

Для уменьшения синдрома угнетения, повышения аппетита, ритмичного дыхания - Моцарт, Шуберт, Гайдн, вальсы из балетов Чайковского. Музыку  Моцарта  можно  и   полезно  слушать  всем  ребятам  и  взрослым!

Сейчас  у родителей большой выбор - они могут покупать  CD-диски с классической музыкой в традиционном исполнении.  Диски так и называются: "Малыш в лесу", "Малыш у моря", "Малыш у реки"…  очень  приятное лекарство. Даже в интернете можно послушать любое, полюбившиеся вами произведение, да ещё со сменой красивых иллюстраций. Детям это очень нравится и мамам полезно! Хочется сказать: «Дорогие  мамы, слушайте музыку вместе с  ребенком, наслаждайтесь ей и расслабляйтесь,  ведь  и мамам просто необходим хороший отдых!»

Пусть  музыка  будет  с вами  везде и всегда, как во время уборки, так и в машине, играйте с ребенком в музыкальные игры, заинтересуйте его разными ритмами и новыми звуками и, конечно же, танцуйте с ним под весёлый зажигательный танец , но и не забывайте спеть  колыбельную на ночь. И помните - ребенок запоминает только то, что ему интересно. Пусть ваш ребенок будет раскованным, добрым и спокойно пойдет в школу, а мы в детском саду сделаем для этого все возможное.

Исходя из всего вышесказанного можно сделать вывод, что музыка имеет очень важное значение в развитии ребенка как личности. С самых первых дней жизни она помогает всесторонне развиваться малышу: учиться разговаривать, формировать восприятие окружающего мира, тренировать память и внимание, развивать воображение и мышление, строить взаимоотношения в коллективе.

Список использованной литературы

Периодическая литература:

1. Давыдова  Н. Основы музыкального воспитания /Н. Давыдова//

Дошкольное воспитание. - 1994. - №6. - С. 89

2. Радынова О. Функции музыкального руководителя и воспитателя/

О. Радынова// Дошкольное воспитание. - 1994. - №11. - С. 52

3. Школяр Л. Ребенок в музыке и музыка в ребенке/Л. Школяр//Дошкольное воспитание. - 1992. - С. 39

Учебная литература:

4. Выродова И. И вот так! Музыкальное развитие /И. Выродова. - М.: Карапуз. - 2004. - 10 с.

5. Куприна Н. Экология музыкально-звуковой сферы современного ребенка/ Н. Куприна. - Academia. - 2007. - 448 с.

6. Малахова Л.В. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста/ Л.В. Малахова. - М.:Феникс. - 2008. - 144 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Музыкотерапия в детском саду и дома".

Музыкотерапия - одно из перспективных направлений в жизни дошкольного образовательного учреждения. Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности. Различают...

Музыкотерапия

Музыкотерапия– это психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека, где музыка используется как лечебное средство....

Проект«Развитие речи у детей раннего возраста с элементами музыкотерапии в рамках Службы ранней помощи»

Ранняя стимуляция речевого развития у детей актуальна в настоящее время и соответствует общим приоритетам развития образования в Российской Федерации.С каждым годом все большее значение приобретает пр...

Музыкотерапия и ее влияние на человека (консультация для воспитателей)

Консультация для воспитателей по теме  "Музыкотерапия и ее влияние на человека"...

статья " Музыкальному руководителю о музыкотерапии"

Эта статья адресована музыкальным руководителям качестве рекомендаций. Статья вошла в сборник международной  научно - практической конференции, посвящённой проблемам психолого - медико - педагоги...

МУЗЫКОТЕРАПИЯ. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МУЗЫКОТЕРАПИИ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ

После проведения исследования, хочется  поделиться некоторыми рекомендациями по использованию музыкальной терапии как в совместной деятельности педагогов и родителей с детьми, так и отдельн...

Музыкотерапия как метод психологической коррекции. Музыкотерапия в детском саду

Музыкотерапия как метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств детей и взрослых...