Статья " Инклюзия предоставляет шансы"
статья

Сычева Ольга Борисовна

Возможность получения образования всеми детьми, независимо от ограничений возможностей их здоровья, законодательно закреплено в Законе "Об образовании в РФ" от 29 декабря 2012 года.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Статья «Инклюзия предоставляет шансы»

Инклюзия — процесс включения каждого ребенка в социальную жизнь. Она снижает степень изоляции на всех этапах образовательного пути и касается не только тех, кто имеет личные особенности и потребности. Инклюзия охватывает всех детей, как нормотипичных, так и с инвалидностью и, конечно же, педагогов.

Часто взрослые, вооруженные лучшими намерениями, пытаются сделать детскую среду стерильной, «эксклюзивной», оградить здоровых детей от того, чтобы они видели чье-то несовершенство. Но жизнь всегда берет свое. Иногда условно здоровый ребенок способен так встряхнуть детский коллектив, что мало не покажется.

Невозможно убрать из среды всех неудобных или сложных детей. Лучше признать, что детский сад — это мини-модель общества.

Хотим мы или нет, наше общество многолико и разнородно. Нас окружают люди разных характеров, психотипов, национальностей, говорящие на разных языках и с разными культурными ценностями. Везде идут интеграционные процессы. И хоть иногда и хочется сделать «два шага назад», сопротивляться им очень сложно.

Инклюзивность — антипод сегрегации. Именно в инклюзивной среде возникают естественные условия для формирования социальных навыков и человеческих качеств, которые незаменимы для наших детей в их взрослой жизни. Закончив обучаться, каждый ребенок, попадая в общество, реализует свой проект или бизнес. Обучение нормотипичных детей и детей с особенностями вместе помогает в будущем человеку учитывать потребности разных групп общества.

Как помочь «особенному ребёнку» адаптироваться среди людей? Помочь такому ребенку — значить вырастить из него эмоционально благополучного «обучаемого» человека. Как помочь типично развивающемуся ребенку адаптироваться к особенностям детей с ОВЗ - а это  значит вырастить из него толерантного человека ?

В современном мире инклюзия признана более развитой, гуманной и эффективной системой образования не только детей с особыми образовательными потребностями, но и здоровых детей.

В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.

 Создание инклюзивных детских садов гарантирует повышение доступности и качества образовательных услуг для всех категорий детей раннего и дошкольного возраста, а также их семей.

Организация инклюзивной практики строится на следующих принципах:

• принцип индивидуального подхода предполагает всестороннее изучение воспитанников и разработку соответствующих мер педагогического воздействия с учётом выявленных особенностей ребёнка;

• принцип поддержки самостоятельной активности ребёнка;

• принцип социального взаимодействия предполагает создание условий для понимания и принятия всех участников образовательного процесса;

• принцип междисциплинарного подхода;

• принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания;

• принцип партнёрского взаимодействия с семьёй;

• принцип динамического развития образовательной модели детского сада.

Основная цель образовательного учреждения в процессе становления инклюзивной практики — обеспечение условий для совместного воспитания и образования нормально развивающихся детей и детей с ОВЗ.

Сегодня мы находимся только в начале пути становления инклюзивного воспитания и образования, качество которого зависит от нас. Каждый из нас может внести свой вклад: поменять свое отношение к детям с ОВЗ, постараться создать доступную и доброжелательную атмосферу, чтобы ребенок с инвалидностью почувствовал себя полноценным и принятым обществом, чтобы его способности и потребности учитывались и были оценены. Поэтому необходимо с самого детства закладывать здоровое отношение к людям с ОВЗ, формировать у детей понимание, что каждый человек индивидуален, у каждого свои особенности и способности. Всем известно, что в дошкольном возрасте формирование системы ценностей и норм личности происходит более эффективно, поэтому именно в этом возрасте установить гармоничные, добрые отношения между детьми с ОВЗ и здоровыми детьми будет сравнительно легко

Так же для гармоничного развития детей с ОВЗ и здоровых детей необходимо всестороннее взаимодействие дошкольного учреждения и семьи с целью укрепления психического и физического здоровья детей, их полноценного развития, коррекции трудностей их поведения. Процесс взаимодействия родителей и педагогов обеспечивает наиболее благоприятные условия для полноценного развития детей.

Совместная работа педагогов и родителей - неотъемлемая часть педагогического процесса.

К детям с ограниченными возможностями отношение особенное, и чаще всего негативное. Хотя каждый ребенок очень талантлив. Мониторинг рассматриваемой ситуации показал, что, взрослые и педагоги не знакомы с «Декларацией принципов толерантности», плохо осведомлены с положениями «Конвенции о правах ребенка».

В связи с этим важно проводить в садах мероприятия, информирующие о «Декларации принципов толерантности», о «Конвенции о правах ребенка», о людях с инвалидностью, об их ограниченных возможностях здоровья и безграничных талантах.

Такие мероприятия направлены на формирование толерантного отношения к детям-инвалидам и ставят перед собой следующие задачи:

-изменение общественного мнения и неадекватных социальных представлений у воспитателей общеобразовательных школ, их родителей и воспитателей по отношению к детям-инвалидам;

-формирование основ эмпатийного поведения как со стороны обычных сверстников, их родителей, и со стороны семьи, воспитывающей ребенка-инвалида, самого ребенка-инвалида;

-нейтрализация иждивенческих настроений и стилей поведения детей-инвалидов, их семей;

-повышение уровня профессиональной компетентности у воспитателей в области технологий и методик интегрированного обучения

Также необходимо воспитывать у сверстников не только толерантное и уважительное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья, но и:

• изменение общественного мнения и неадекватных социальных представлений у учеников общеобразовательных школ, их родителей и учителей по отношению к детям-инвалидам

• формирование основ эмпатийного поведения как со стороны обычных сверстников, их родителей, и со стороны семьи, воспитывающей ребенка-инвалида, самого ученика-инвалида;

• нейтрализация иждивенческих настроений и стилей поведения детей-инвалидов, их семей;

• повышение уровня профессиональной компетентности у педагогов ДОУ

Среди преимуществ интеграционной системы для личности и когнитивного развития как детей с ограниченными возможностями здоровья, так и детей без подобных ограничений отмечаются:

• преимущества социального характера: развитие самостоятельности всех детей через предоставление помощи;

• обогащение социального (коммуникативного и нравственного) опыта детей;

• развитие толерантности, терпения, умение проявлять сочувствие и гуманность; преимущества психологического характера

• исключение формирования чувства превосходства или развития комплекса неполноценности; преимущества медицинского характера:

• подражание «здоровому» типу поведения как поведенческой норме конкретного социума;

• рассмотрение развития каждого ребенка как уникального процесса (отказ от сравнивания детей друг с другом)

• активизация когнитивного развития через социальные акты коммуникации и имитации

Совместное обучение и развитие нормотипичных детей и детей с особыми потребностями необходимо, в первую очередь, для того, чтобы решить проблемы с социальной адаптацией последних. В детском сообществе воспитывается толерантность и равноправное отношение к детям-инвалидам. В ситуации, когда инклюзивным становится именно дошкольное образование, этот путь наиболее эффективен, ведь дети дошкольного возраста не имеют опасных предубеждений насчёт сверстников, которые волею судьбы являются не такими, как все. Дети с типичным развитием учатся толерантности, умению сострадать, помогать, поддерживать. А воспитатели и специалисты лучше понимают потребности и особенности детей, получают новый опыт, овладевают различными педагогическими методиками.
Поэтому преимущества есть для всех. Успешное пребывания в инклюзивных группах является прекрасным началом для дальнейшего образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Инклюзия и коррекция - два пути развития современного образования

Постановление Правительства РФ от 17 марта 2011 г. № 175 “О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2015 годы” , подробно освещает политику государства по созданию у...

Коррекционно-образовательная работа с детьми дошкольного возраста, имеющими расстройство аутистического спектра в условиях ППМС ЦДК "Шанс"

По данным Института коррекционной педагогики РАО, при своевременной правильной коррекционной работе 60% аутичных детей получают возможность учиться по программе массовой школы, 30% — по программе спец...

«Исследования предоставляют ребенку возможность найти ответы на вопросы «как?» и «почему?»».

Технология исследования ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: воспитатель – ребенок, ребенок – ребенок, дети – родители....

Научно-методическая статья по теме "Инклюзия в физической культуре и спорте"

Сегодня во многих учреждениях, осуществляющих обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья, разработаны программы, нацеленные на обеспечение условий их успешной социальной реабилитации. Однако ...

статья "Инклюзия на занятиях по развитию речи"

Эта статья из опыта работы по инклюзивному обучению...