«Исследования предоставляют ребенку возможность найти ответы на вопросы «как?» и «почему?»».
консультация (подготовительная группа) на тему

Шаталова Елена Анатольевна

Технология исследования ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: воспитатель – ребенок, ребенок – ребенок, дети – родители.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx16.03 КБ

Предварительный просмотр:

                            Консультация для родителей.

«Исследования предоставляют ребенку возможность найти ответы на вопросы «как?» и «почему?»».

Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, время, когда формируется его здоровье и интенсивно проходит процесс развития личности: формирование базиса личностной культуры, нравственных и духовных ценностей, развитие интеллектуальной сферы, творческих способностей и умений, которыми человек будет оперировать на протяжении всей своей жизни.

Развивающаяся педагогика существенно изменила отношение взрослых к детям. В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является исследовательская деятельность.

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология исследования. Исследование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически: без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни.

Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс. Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения. Среди возможных средств развития исследовательской активности дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование. Когда ребенок слышит, видит, делает сам своими руками, то все усваивается прочно и надолго. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений.

Воспитатель – организатор детской продуктивной деятельности, источник информации, консультант, эксперт. Он – основной руководитель исследования, при этом – партнер и помощник ребенка в его саморазвитии.
Технологии исследования необходима соответствующая организация предметно-развивающего пространства группы. В группе помещают книги, различные предметы, энциклопедии, доступные для их понимания. Возможен выход детей в библиотеки, музеи или другие учреждения, интернет, если это необходимо для реализации исследования.
Технология исследования ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: воспитатель – ребенок, ребенок – ребенок, дети – родители.

В ходе реализации исследования у детей развивается самостоятельность, активность, ответственность, чувство доверия друг к другу, интерес к познанию.

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей, воспитателю же необходимо только создать оптимальные условия для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей.
Исследования предоставляют ребенку возможность найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Творчество в экспериментировании обуславливает создание новых проявлений способностей ребенка.

      Известно, что ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Нужно предоставить детям возможность «действовать» с изучаемыми объектами окружающего мира. Специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых явлениях или объектах, а воспитателю – сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников.

     Главное достоинство исследовательской деятельности заключается в том, что она близка дошкольникам (дошкольники – прирожденные исследователи), и дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта,  о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды.

Наши дети в течение пяти лет участвуют лет в конкурсах «Я исследователь».

Темы наших исследований: «Выращивание кристаллов различных веществ», «Почему игрушку назвали Чебурашкой», «Почему окрашиваются жидкости», «Колесо истории – машина», «Почему не тонут корабли», «Добрые слова – волшебные слова», «Секреты зеркала», «Выращивание микробов», «Как с гуся вода», «Что такое плесень»,

После детского сада наши выпускники продолжают исследовательскую деятельность в школе.

Решение задач осуществляется в двух вариантах:

1)     дети проводят эксперимент, не зная его результата. И таким образом приобретают новые знания;

2)     дети вначале предсказывают результат, а затем проверяют, правильно ли они мыслили.

В процессе исследования помимо развития познавательной деятельности,  идет развитие психических процессов - обогащение памяти, речи, активизация мышления, умственных умений, так как давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы; происходит не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций.    

      Кроме того, следует отметить положительное влияние экспериментально-исследовательской деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, формирование трудовых навыков, умение доводить начатое до победного конца.

     Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Поэтому экспериментально - исследовательская деятельность, как никакой другой метод, удовлетворяет возрастным особенностям. В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а впервые три  года – практически единственным способом познания мира.

Нами изучены и проанализированы работы Н.Н.Поддъякова, О.В.Дыбиной, Н.П.Рахмановой, В.В.Щетининой, Н.А,Рыжовой, И.А.Ивановой, С.Н.Николаевой и других, выявлена роль исследовательской деятельности в интеллектуальном развитии дошкольников, определена структура создания развивающей среды для полноценного и методически грамотного проведения исследовательской деятельности с воспитанниками, представлена  программа выполнения работ для его реализации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Что ты делаешь на работе?". Родители должны уметь правильно ответить на вопрос.

Абстрактное понятие "работа" детям ни о чем не говорит. У них нет опыта взрослых. Поэтому вам надо попытаться наглядно изобразить свою работу. Не читайте длинную лекцию, а рвзбейте информацию на неско...

ответ на вопрос родителя об агрессии малышей

ответ на вопрос родителя об агрессии малышей...

Ответы на вопросы родителей

Ответы на часто задаваемые вопросы родителями воспитателю могут стать подсказками во многих непростых ситуациях, неизбежно возникающих в отношениях между родителями и их детьми, независимо от возроста...

Зачем слону хобот?(ответы на вопросы детей)

для родителей и воспитателей...

Звуки [Л], [Л\'], и буква Л. Пересказ русских сказок с опорой на серию сюжетных картин. Закрепление навыка формулирования вопросов детьми и навыка полного ответа на вопросы по сюжетной картинке.

Конспект интегрированного логопедического занятия в подготовительной группе детского сада для детей с нарушением зрения со смешанными речевыми диагнозами. "Звуки [Л], [Л\'], буква Л. Пересказ русс...

Сайты для родителей и их детей, которые помогут вам найти ответы на все интересующие вопросы, сделать жизнь интересной и познавательной

Сайты для родителей и их детей, которые помогут вам найти ответы на все интересующие вопросы, сделать жизнь интересной и познавательной:...

Конструктор "Лего" предоставляет прекрасную возможность учиться ребенку на собственном опыте.

Для развития полноценного конструктивного творчества необходимо, чтобы ребенок имел предварительный замысел и мог его осуществить, умел моделировать. Замысел, реализуемый в постройках, дети черпают из...