Звуки [Л], [Л'], и буква Л. Пересказ русских сказок с опорой на серию сюжетных картин. Закрепление навыка формулирования вопросов детьми и навыка полного ответа на вопросы по сюжетной картинке.
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа) по теме

Шатова Марина Михайловна

Конспект интегрированного логопедического занятия в подготовительной группе детского сада для детей с нарушением зрения со смешанными речевыми диагнозами. "Звуки [Л], [Л'], буква Л. Пересказ русских народных сказок в цепочке с опорой на серию сюжетных картин. Закрепление навыка формулирования вопросов детьми и навыка полного ответа на вопросы по сюжетной картинке".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_skazkam.docx30.59 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа №851 г. Москва

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе со смешанными речевыми диагнозами по теме: «Звуки [Л], [Л”] и буква Л. Пересказ русских народных сказок с опорой на серию сюжетных картинок. Закрепление навыка формулирования вопросов детьми и навыка полного ответа на вопросы по сюжетной картинке».

Детский сад для детей с нарушением зрения.

Учитель – логопед       Шатова М.М.                                                        2016 год

Цель:

  1. Продолжать знакомить со звуками [Л], [Л’] и буквой Л.
  2. Учить детей выделять звуки [Л], [Л’] в словах (в начале, середине и конце слов)
  3. Определять наличие или отсутствие звуков [Л], [Л’] в слове.
  4. Закрепить изученные звуки и буквы.
  5. Формировать понятие «согласный звук», «твердый согласный», «мягкий согласный» и отработать понятие «гласный звук».
  6. Активизировать отработанные звуки и звуки [Л], [Л’] в самостоятельной речи: в слогах, словах, словосочетаниях и фразах.
  7. Продолжать учить читать обратные слоги с заданным звуком.
  8. Продолжать учить навыкам звуко–буквенного  анализа и синтеза.
  9. Закреплять умение составлять пересказ сказки по серии сюжетных картинок, работая в совместной речевой деятельности.
  10. Закреплять умение составлять и задавать вопросы друг другу по сюжетной картинке, составлять ответы на них в виде полных, грамматически верных фраз.
  11. Закреплять умение подбирать к существительному женского рода в единственном числе слова признаки – прилагательные, соответствующие слова действия - глаголы.
  12. Развивать умение детей составлять самостоятельно загадки – описания про заданный предмет.
  13. Продолжать развитие коммуникативной функции речи детей через диалог между детьми и с педагогом.
  14. Развивать фонематическое восприятие, память, речевое дыхание, мышцы артикуляционного аппарата, общую и мелкую моторику, слуховое и зрительное внимание, графические навыки, фантазию и словесно – логическое мышление.  

Задачи:

Коррекционно-развивающие:

1. корригировать произношение;

2. корригировать и развивать диалогическую речь через формулирование ответов полным предложением и составление грамотно оформленного вопроса;

3. корригировать и развивать умение составлять предложения по картинкам, пересказывая сказку;

4. развивать умения подбирать к существительному женского рода в единственном числе слова признаки – прилагательные, соответствующие слова действия – глаголы;

5. развивать умение составлять самостоятельно загадки – описания про заданный предмет;

6. корригировать и развивать слуховое восприятие;

7. корригировать и развивать умение модулировать голос по высоте и громкости; развивать длительный речевой выдох;

Образовательные:

  1. Продолжать знакомить со звуками [Л], [Л’] и буквой Л;
  2. формировать начальные навыки чтения;
  3. учить подбирать к существительным женского рода в единственном числе слова признаки – прилагательные, соответствующие слова действия – глаголы;
  4. учить составлять самостоятельно загадки – описания про заданный предмет;
  5. учить правильно составлять предложения и вопросы - ответы с опорой на сюжетные картинки.
  6. закреплять знание русских народных сказок;

Воспитательные:

  1. воспитывать самостоятельность в работе;
  2. воспитывать умение работать в коллективе;
  3. воспитывать интерес к занятиям.

Здоровьесберегающие:

  1. планировать объем, насыщенность цвета, размер и расположение материала с учетом повышенной утомляемости, акклюзии на глазу и зрительного диагноза;
  2. соблюдать режим охраны зрения, соблюдать правильную посадку и режим правильного освещения;
  3. чередовать статические и динамические задания, менять местоположение выполнения заданий (стоя у магнитной доски и около стола, сидя на стуле, сидя на полу).

Оборудование:

Кошельки (сделанные заранее); круглые медали золотого серебряного и красного цвета для оценки детей; крупные четкие и яркие картинки с изображениями предметов и героев из русских сказок, в названии которых есть звуки [Л], [Л’] в начале, середине, конце слова, со стечением согласных звуков для индивидуальной работы и демонстрационные – более крупные; карточки для обозначения гласных и твердых согласных звуков; серия крупных четких и ярких сюжетных картинок по сказкам «Теремок» и «Репка»; крупная, яркая и четкая сюжетная картинка по сказке «Лисичка со скалочкой»; изображение лисы; шапочки лис по количеству детей; наборы карточек с прямыми и обратными слогами с буквой Л по две на каждого ребенка, карандаши простые и листы А-4 с разлиновкой - клеткой для букв.

Ход занятия:

Этапы и виды работы на этапе

Деятельность педагога

Деятельность ребенка

Какие задачи решались в ходе выполнения заданий

1.

Оргмомент.

Традиционный.

Логопед просит посмотреть на картинки и назвать предметы, в названии которых есть звук [Л] правильно.

Игра «Назови мягкого братца». Логопед называет слоги с твердым звуком [Л], а детей просит называть этот слог с мягким звуком [Л’] – «мягким братцем»:

(АЛ, ОЛ, УЛ, ЫЛ, ЭЛ, ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ).

Каждый ребенок называет слово со звуком [Л] в начале, середине, конце слова и в словах со стечением согласных.

 

Дети называют слоги с мягким звуком [Л’].

Организовать детей.

Сконцентрировать зрительное и слуховое внимание.

Проверить правильность произношения звука [Л] в разных позициях при самостоятельном произношении.

Активизировать слуховое внимание и артикуляторную память.

2.а

Проверка домашнего задания.

Физминутка.

Фонетическая

Ритмика.

Логопед просит назвать изученные  гласные звуки. Какие звуки называют гласными?  Показать, какой символ используют для обозначения гласных звуков?

Логопед просит ребенка произнести звуки  длительно, коротко,  громко, тихо, высоким  голосом и низким.

Логопед просит ребенка назвать изученные (только твердые), (только мягкие) согласные звуки. Какие звуки называют согласными?

Объяснить, чем они отличаются от гласных звуков. Показать,  какой символ используют для обозначения твердого и мягкого согласного звука.

Логопед показывает и просит детей произносить вместе с ним слоги  с помощью фонетической ритмики.

Дети отвечают на вопросы логопеда, выполняет речевые задания.

Дети выполняют фонетическую ритмику – проговаривают  с движениями слоги со звуками [Л], [Л’].

Проверить уровень понимания и владения знаниями о звуках.

Проверить и поупражняться в умении модулировать голос по громкости и высоте. Тренировать  возможность длительного произнесения звуков (речевое дыхание).

Выяснить уровень понимания детьми разницы между звуком и буквенным его знаком.

Отрабатывать правильное произношение звуков [Л], [Л’] с помощью фонетической ритмики.

2.б

Актуализация знаний.

Логопед просит детей разобрать свои кошельки (куда они будут складывать медали за работу на уроке) и повесить их на шею, объявив о начале соревнования, в конце которого будет выявлен победитель. Логопед просит детей посмотреть на доску, где прикреплены картинки с изображением героев и предметов из сказок. Просит назвать предметы, изображенные на картинках и определить в каких словах есть звуки [Л], [Л”], определить его место в слове, мягкость или твердость.

Логопед просит вспомнить в каких сказках встречаются эти герои и предметы.

Логопед оценивает работу детей, объясняя за что выдает золотую, серебряную или красную (штрафную) медали.

Дети называют предметы на картинках, определяют наличие и место звуков [Л] и [Л”] в слове, мягкость или твердость звука, отгадывают сказки, в которых есть эти герои (лиса, волк, колобок, волшебная палочка, скалочка, яблоко, лубяная и ледяная избушки, чеполлино, золотая рыбка, крокодил, Бармолей, Мальвина, шляпа, туфелька, ключик и др. Дети складывают медали в кошельки.

Формировать фонематическое восприятие и слух.

Формировать навык составления правильно оформленных высказываний по теме.

Закреплять знания и обогащать активный словарь по теме.

2.в

Изучение нового материала.

Сообщение темы занятия.

Д/И - физминутка: «Угадай и покажи».

Логопед раздает детям сюжетные картинки по сказкам «Репка» (для слабых детей) и «Теремок (для сильных детей).

Логопед просит детей определить самостоятельно из каких сказок картинки и разделиться на группы по сказкам.

Сильные дети садятся на ковер в качестве зрителей, а другая команда выстраивается в нужном порядке в шеренгу. Дети, каждый ориентируясь на свою картинку продолжают сказку.  

Потом выступает другая группа.

Логопед оценивает выступление каждого ребенка и раздает медали – оценки.

Логопед загадывает загадку о лисе: «Я пушистая плутовка, рыжий хвост, густая шерстка. (предъявляет изображение лисы после отгадки) и просит подобрать слова – признаки (прилагательные) какая лиса?

Логопед раздает детям шапочки лис и сообщает детям что теперь они превратились в лис.

Что делают лисы?

Дети определяют по картинкам сказки, расходятся на две группы: «Теремок», «Колобок». Определяют порядок событий в сказке по картинкам и встают по порядку. Каждая команда по очереди, ориентируясь на свои личные картинки продолжает сказку.

Дети отгадывают загадку и подбирают прилагательные, ориентируясь на картинку с изображением лисы (рыжая, красивая, мягкая, пушистая, хитрая, ловкая, быстрая, оранжевая).

Надевают шапочки и подбирают слова – действия к вопросу: что делают лисы? (лисы бегают, ходят, роют норку, охотятся на мышей, спят, едят, запутывают следы, чешут лапой за ухом, вылизываются, выслеживают добычу и т. д.).

Выполняют действия, как лисы.

Научить детей самостоятельно вступать в контакт друг с другом, организовывать свою деятельность и бесконфликтно отстаивать свое мнение в диалоге друг с другом.

Упражнять детей в умении самостоятельно и грамматически правильно оформлять фразы, подстраивая свою часть сказки к другим частям.

Упражнение в отгадывании загадок, ориентируясь на косвенные признаки. Упражнение  в подборе имен прилагательных к именам существительным женского рода.

Упражнение в подборе глаголов в настоящем времени к имени существительному во множественном числе.

2.г

Закрепление изученного материала.

Логопед предъявляет детям иллюстрацию к сказке «Лиса со скалочкой», просит детей угадать из какой сказки эта иллюстрация.

Логопед дает детям задание по картинке: изучить картинку и задать своему соседу по ней вопрос (используя слова – обращения), на который тот ответит полным, правильным предложением.

Дети изучают картинку, придумывают свои вопросы и задают их по цепочке друг за другом (Варя, скажи пожалуйста, кто идет по пропинке? Катя, скажи пожалуйста, что несет лиса? Лиса несет скалочку.), отвечая на вопросы своего оппонента, исправляя друг друга по просьбе логопеда.

Упражнение в самостоятельном составлении вопросов с обращением и ответов на них в грамматически верной форме.

2.д

Закрепление изученного материала.

Логопед просит детей вспомнить какой сказочный герой встречался чаще других в названных сказках, в названии которого есть мягкий звук [Л’].

Логопед оценивает работу детей и раздает медали.

Дети догадываются, что речь идет о лисе и сами составляют загадки – описания про нее.

Упражнение в составлении загадок – описаний.

2.е

Контроль знаний и умений.

Логопед предлагает детям сесть за столы и прочитать прямые и обратные слоги с буквой Л на предложенных карточках, определить количество звуков в слоге, назвать первый и второй звук в слоге.

напечатать свои слоги на листах.

Дети садятся за столы и переворачивают карточки со слогами, каждый читает свои карточки, определяет количество звуков в слоге, называет первый и второй звук в слоге.

Печатают свои слоги на листах.

Закрепить понятие звук и буква.

Упражнять детей в умении читать прямые и обратные слоги.

Упражнять детей в навыках письма, развивать мелкую моторику рук.

3.а

Итог занятия.

Логопед подводит результаты занятия и просит детей подсчитать свои очки и вспомнить за что были присуждены очки каждому ребенку. По результатам подсчета выявляется победитель или победители, которые награждаются самодельной игрой  для закрепления предлогов в самостоятельной речи (для всей группы).

Дети подсчитывают  и отстаивают очки своих друзей.

Развитие умения адекватно относиться к своим неудачам и к чужим победам.

Упражнение в навыке ведения диалогов друг с другом и с логопедом.

3.б

Домашнее задание.

Логопед предлагает детям взять домой листочки с написанными слогами и превратить их в разные предметы живые и неживые (можно выполнить задание во второй половине дня в детском саду). Как вариант задания можно попросить дописать еще слоги с буквой Л.

Дети забирают листочки со слогами.

Закрепить зрительный образ изученных букв (профилактика зеркального изображения букв).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня речевого развития пересказу с опорой на серию сюжетных картин

В данной статье представлена методика обучения дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня речевого развития пересказу с опорой на серию сюжетных картин...

Конспект занятия по речевому развитию.Тема: Составление рассказа «Зима» с опорой на серию сюжетных картинок

Развитие связной,  диалогической и монологической речи у детей старшего дошкольного возраста....

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе "Пересказ рассказа «Откуда хлеб пришёл» по серии сюжетных картин."

Обучать детей  пересказу рассказа, составленного по серии сюжетных картин.Формировать у детей навык целенаправленного восприятия  серии картин....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Пересказ с опорой на серию сюжетных картинок по теме: «Одежда. Обувь. Головные уборы»

Конспект занятия по развитию речи в средней группеПересказ с опорой на серию сюжетных картинок по теме:«Одежда. Обувь. Головные уборы»...

Конспект ООД по обучению рассказыванию по серии картинок в старшей группе Тема: «составление рассказа «Скворечник» по серии сюжетных картин»

Программные задачи:Цель: учить детей составлению последовательного рассказа по серии сюжетных картин.Задачи:образовательные:- обучать детей составлению рассказа по серии  сюжетных картин;- формир...

Конспект занятия по преодолению заикания. "Ответы на вопросы по сюжетным картинкам. Продукты, магазин"

Цель:Продолжать учить отвечать на вопросы по сюжетным картинкамРазвитие  мимических мышц и артикуляционного праксиса, длительного диафрагмального выдоха.Коррекция чувства ритма и координации речи...