Конспект ООД по обучению рассказыванию по серии картинок в старшей группе Тема: «составление рассказа «Скворечник» по серии сюжетных картин»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Яхиббаева Венера Дамировна

Программные задачи:

Цель: учить детей составлению последовательного рассказа по серии сюжетных картин.

Задачи:

образовательные:

- обучать детей составлению рассказа по серии  сюжетных картин;

- формировать умения запоминать и рассказывать составленный рассказ с дополнительной опорой на предметные картинки;

- расширять и обогащать пассивный и активный словарный запас родственными словами и синонимами;

- учить детей составлять распространённые предложения.

-развивающие:

- развивать мыслительную деятельность путём установления логических связей;

- развивать артикуляционную моторику;

- развивать у детей навыки словообразования.

воспитательные:

- воспитывать умение работать в коллективе, внимательно относится друг к другу;

- воспитывать заботливое отношение к птицам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx23.82 КБ

Предварительный просмотр:

«МДОУ «Детский сад комбинированного вида

№2 «Машенька» г. Ершова Саратовской области»

Конспект ООД по обучению рассказыванию по серии картинок в старшей

группе

Тема: «составление рассказа «Скворечник» по серии сюжетных картин»

                                                           Воспитатель: высшей  квалификационной категории:

Яхиббаева В.Д.

Программные задачи:

Цель: учить детей составлению последовательного рассказа по серии сюжетных картин.

Задачи:

образовательные:

- обучать детей составлению рассказа по серии  сюжетных картин;

- формировать умения запоминать и рассказывать составленный рассказ с дополнительной опорой на предметные картинки;

- расширять и обогащать пассивный и активный словарный запас родственными словами и синонимами;

- учить детей составлять распространённые предложения.

-развивающие:

- развивать мыслительную деятельность путём установления логических связей;

- развивать артикуляционную моторику;

- развивать у детей навыки словообразования.

воспитательные:

- воспитывать умение работать в коллективе, внимательно относится друг к другу;

- воспитывать заботливое отношение к птицам.

Словарь:

- существительные: скворец, скворушка, скворчонок, скворчиха, скворечник, пила, рубанок, гвозди, молоток, доски, палки и др.;

- прилагательные: тёмный, старый, дряхлый, новый, уютный, светлый, надежный и др.;

- глаголы: увидели, сделали, смастерили, изготовили, сколотили, повесили, прилетели и др.

Оборудование: конверт, письмо с загадками, картинки скворца, грача; серия сюжетных картинок «Скворечник», подсказки-символы «приметы весны»: солнышко, телефон для записи рассказов.

Предварительная работа с детьми:

рассматривание иллюстраций с изображением птиц, беседа о птицах, наблюдение за птицами и признаков ранней весны, загадывание загадок.

Ход занятия:

Восп:- Дети  посмотрите  к нам прилетел грач.   И у него в клюве конверт, а на нем написана загадка.

Тает снежок, ожил лужок, День прибывает, когда это бывает.(весной)

-правильно. Когда грач  нес  письмо, все приметы весны рассыпались, осталась только одна примета, которая говорит нам, что Весной  на реках тает и раскалывается лед и начинается ледоход, прикрепляю ее на лучик солнца.

- Восп: У вас  на столах   имеются  символы –подсказки.  Посмотрите.  какие приметы весны вам знакомы, и этот символ наклейте на картину и расскажите о нем начиная со слова весной.  

 (Дети называют)

Восп:Как вы думаете мы справились с заданием? Почему?

-Мы назвали все приметы весны.

Восп:Посмотрите, ребята  конверте  письмо,  а  в нем  загадка.

Восп: Кто весною прилетает,

звонкой песней развлекает.

Для кого готов дворец?

Знают все, это – ...

Дети: Скворец, потому что он прилетает весной. Скворцы звонко поют песни.

Восп: Молодцы! В конверт скворец положил свою фотографию и ещё одну загадку:

Крепкий деревянный дом

С круглым маленьким окном,

Он стоит на длинной ножке,

Чтобы не залезли кошки.

Дети: Скворечник, потому что он деревянный. В скворечнике есть круглое отверстие, чтобы птицы могли залетать внутрь. Скворечник вешают высоко на дереве, чтобы кошки не достали птиц.

Восп: Хорошо, вы не только отгадали загадки, но и объяснили, почему так думаете.

Восп: Я думаю, что вы знаете, о чём мы будем говорить сегодня.

Дети: Мы будем говорить о скворцах и скворечнике.

Восп: Да, верно.

- Восп: Дети придумайте родственные слова к слову скворец, а я вам немного помогу

-Как назвать скворца ласково? (выкладывает слова – обозначения желтые полоски)

- Скворушка.        

 -Кто у скворца птенец (птенцы)?

- Скворчонок, скворчата.

-Как назвать их маму?

-Скворчиха.

-Какой дом строят люди для скворцов весной? Назовите его.

- Скворечник.

- Восп: Вы все молодцы! Какую большую семью слов вы собрали!

-Давайте повторим с вами  еще раз)

Воспит :Давайте немного отдохнем:

Мы построили скворечню          Попеременно постукивать кулак                              Для веселого скворца.                                о кулак

Мы повесили скворечник         Свести руки над головой.

Возле самого крыльца.

Все семейство вчетвером     Попеременно постукивать ладонь о

                                                                   ладонь.

Проживает в доме том:

Мать, отец и скворушки –          Соединять каждый палец с    

                                                        большим пальцем на обеих                                    

Черненькие перышки.                   руках одновременно, по 2 раза.         

Воспит: Дети скворец   еще и картинки передал… Достаньте посмотрите.

 Как вы думаете для чего скворец прислал картинки?

Дети:- чтобы мы помогли ему смастерить новый скворечник.

Воспит: Разложите, рассмотрите картинки.

 Выберите картинку, которая рассказывает,   с чего всё началось?

Дети: Сначала дети увидели на дереве сломанный скворечник.

- Найдите продолжение  этой истории

Дети: Потом девочки и мальчики сделали новые скворечники.

 Воспит: Чем всё закончилось?

Дети: Дети повесили новый скворечник на дерево.

Воспит: Молодцы.  Дети какое время года изображено?

Дети: На картине изображена весна.

- Восп: Докажите, что это весна?

- Дети: Перелётные птицы вернулись из жарких стран.

- Восп: Расскажите что вы видите на первой картине?

- Дети: Я вижу на картине детей.

- Восп: Что они увидели?

- Дети: Они увидели сломанный скворечник.

- Восп: Что решили смастерить дети, когда увидели старый скворечник?

- Дети: Дети решили смастерить для скворцов новый скворечник.

- Восп:Как можно сказать по-другому: смастерить, ...

- Дети: Сделать, изготовить, сколотить.

- Восп: Подберите слова-признаки, каким за зиму стал скворечник?

- Дети: Тёмным, старым, дряхлым, рассохшимся, развалившимся, потрескавшимся, трухлявым, поломанным.

- Восп:Какой дети сделают скворечник?

- Дети: Светлый, новый, крепкий, прочный, надёжный, устойчивый.

- Восп:Расскажите , что ребята делают на второй картине?

Куда они пошли и какие инструменты используют?

- Дети: Ребята пошли в мастерскую изготавливать новые скворечники.

- Восп:Что нужно взять, чтобы смастерить скворечник?

- Дети:  Они взяли пилу, рубанок, гвозди и молоток.

- Расскажите, о чем рассказывает 3  картина?

Восп: Куда повесили дети скворечник?

- Дети:  они повесили скворечник  на высокое дерево?

  Восп:  - Почему скворечники вешают высоко на деревьях?

 - Дети: Чтобы кошка не достала.

Восп:. Расскажите , о чем рассказывает   последняя картинка.

-Почему дети отошли в сторону?

 Дети:- дети отошли в сторону, чтобы не спугнуть птиц

Восп: И что они увидели?

Дети: они увидели, как в скворечник прилетели скворцы.

Восп:- Как вы думаете  чему рады дети?

Дети: Дети рады тому, что помогли скворцам.

Физкультминутка.

Распилю пилой дощечки –вжик, -вжик, -вжик, -вжик.

(Дети имитируют движения распиливания дощечки). 
Сколочу из них скворечник -тук, -тук, -тук, -тук.

(Дети имитирую движения заколачивания гвоздей). 
Прилетайте птицы в гости –к нам, -к нам, -к нам, -к нам.

(Выполняют движения махи руками к себе). 
Мы скворечники повесим -тут и там, -тут и там.

(Наклоны с вытянутыми руками вверх, в стороны, вниз).

Воспит: Придумайте подходящее окончание каждому предложению.

Дети стояли у дерева и наблюдали за скворцами…

-Ребята решили построить для птиц новый скворечник…

-Ребята взяли для постройки  рубанок, молоток, гвозди.…

-Мальчики и девочки смастерили  новый скворечник…

-Ребята принесли скворечники в… весенний парк

-Скворечники прикрепили к высокому дереву…

-Скоро в скворечнике поселилась … семья скворцов

Воспит: Давайте составим рассказ по серии сюжетных картинок, о которых мы сегодня много говорили.  Сначала расскажите с чего началась эта история, и чем бы могла закончится. И не забывайте про вежливые слова.Но сначала договоритесь, кто начнет рассказ, кто его продолжит, а кто закончит. Я   запишу   ваши рассказы , а потом вместе с ребятами послушаем в группе.

(даю минутку чтоб договорились)

- Готовы? Пожалуйста, начинайте.

Воспит: Как отнеслись дети к птицам?

- Дети:  с заботой, бережно, с любовью,. Ведь они сделали хорошее дело, смастерили новый домик для них.

 Илья: Я попрошу папу , чтобы он смастерил  скворечник, я ему буду помогать. И потом  принесу домик для скворцов в детский сад и повесим на своем участке. Будем слушать пение скворцов.

Воспит:  спасибо тебе Илюша.

Воспит: Спасибо  тебе грач, что принес нам письмо от скворца, и передай ему спасибо за картинки, и  что мы повесим на участке новый скворечник, пусть прилетает к нам и поет свои звонкие песни. До свидания.

- Дети понравилось вам сегодня составлять рассказы?

-Что больше всего понравилось?

-Что было сложного для вас?

- Вы меня порадовали своими ответами, желанием заниматься . спасибо вам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

cоставление повествовательного рассказа «Скворечник» по серии сюжетных картин

1.       Обучение составлению и рассказыванию рассказа по серии сюжетных картинок.2.       Закрепление представлений о ранней весне.3....

Непосредственная образовательная деятельность в подготовительной группе На тему: составление рассказа « Кормушка» по серии сюжетных картинок.

уточнять знания детей о зимующих птицахразвивать умение грамматически правильно строить высказывание....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация» в старшей группе. Составление коллективного рассказа по серии сюжетных картин на тему «Благородный поступок»

Этическая беседа является формой ознакомления детей с моральными нормами. Этическое развитие дошкольника связано с развитием его морального сознания. Этической беседа называется потому, что ее предмет...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе детей с ОНР " Составление творческого рассказа по серии сюжетных картин на тему " Штанишки для мишки."

Мной разработано занятие с детьми подготовительной группы ( с ОНР),где дети составляют творческий рассказ по серии сюжетных картин "Штанишки для мишки" в рамках лексической темы" Профес...

Тема: Составление рассказа «Щенок» по серии сюжетных картин

Тема: Составление рассказа «Щенок» по серии сюжетных картинЗадачи: совершенствовать умения составлять рассказ с учетом развития событий по серии сюжетных картин (описывая место действ...