Тема: Составление рассказа «Щенок» по серии сюжетных картин
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Тема: Составление рассказа «Щенок» по серии сюжетных картин
Задачи:
- совершенствовать умения составлять рассказ с учетом развития событий по серии сюжетных картин (описывая место действия, настроение героя), придумывать название рассказа;
- учить детей составлять план рассказа, посредством выделения главной мысли в каждой картинке; развивать связную речь, слуховую память, мыслительную деятельность;
- уметь подбирать прилагательные к существительному, глаголы действия и уметь определять родовую принадлежность существительных, обогащать лексический словарь;
- воспитывать умение внимательно слушать педагога и своих сверстников, выполнять поставленную задачу, выслушивать вопрос до конца и давать ответ полным предложением, чувство сострадания.
Материал и оборудование: серия сюжетных картин «Щенок», картинки — щенок и взрослая собака, мяч,
Предварительная работа: игры по теме «Домашние животные», рисование щенка и взрослой собаки.
Ход ООД.
1. Организационный момент.
- Ребята, давайте вспомним и назовём детенышей домашних животных (котенок, щенок, жеребёнок, ягненок, козленок, теленок, поросенок, крольчонок).
- Сегодня, ребята, у нас с вами необычное занятие. Мы станем сегодня писателями. Но сначала давайте с вами поиграем и отгадаем загадку.
Он игривый, энергичный,
Он почти не устает,
Любит он уж очень сильно,
Когда гладишь ты живот.
Вот подсказка: поводок.
Ну, конечно же … (Щенок)
- Молодцы, верно, это щенок.
Открываю картинку (щенка).
А у нас во дворе он живет в конуре
У него баранкой хвост
Любопытный черный нос
Ушки острые флажком
Сторожит хозяйский дом
Лаем будет как звонок
Познакомьтесь, наш щенок!
Игра «Назови действие»
- А сейчас мы поиграем в игру с мячом, передавая мяч, друг другу, будем подбирать слова -признаки.
Щенок (какой?) - пушистый, ласковый, умный, толстый, маленький, забавный, веселый добрый, милый, хороший, черный, игривый и т.д
При затруднениях детей использует вопросы-подсказки типа «что делает щенок с мячиком?» «с костью?»
- Молодцы, а теперь передавая мяч, обратно и будем называть действия, которые может выполнять щенок.
Щенок (что делает?) - играет (с мячиком), спит (сладко), лает (громко), скулит (жалобно), кусается, грызет (косточку), лакает (воду), рычит , нюхает (траву), прыгает, бегает, виляет хвостиком, встает на задние лапы, прячется, лежит, стоит.
- Молодцы! Есть ли у вас дома какое-нибудь домашнее животное?
-Как оно появилось у вас дома?
-Кто ухаживает за ним?
- Как он это делает?
-Любите ли вы своё животное?
- В чём проявляется эта любовь?
-Любит ли вас ваше животное? Из чего это видно?
- Какую пользу приносит вам ваше животное?
- Ребята, какие вы знаете клички собак?
Дидактическая игра: «Придумай клику щенку» (дети перечисляют клички и объясняют, почему их так называют).
3. Беседа по картинкам.
Выставляется картинка взрослой собаки, дети сравнивают щенка и взрослую собаку, выделяя одинаковые и отличительные признаки: домашние животные, собака большая — щенок маленький, собака сильная -щенок слабый и т.д.
Это задание нужно для того, чтобы дети поняли, что между событиями, изображенными на первой и третьей картинах, прошел определенный отрезок времени: щенок превратился во взрослую собаку.
- Ребята давайте сравним взрослую собаку и щенка что у них общего, и чем они отличаются?
Основная часть.
Беседа по серии картинок.
Картинка № 1
- Внимательно посмотрите на нашу картинку, ребята, кто на ней изображен? (На картинке изображен мальчик). и рядом еще закрыт щенок.
- Как вы думаете, куда идет мальчик?
- Давайте дадим нашему мальчику имя, как его зовут?
- Как вы думаете, кто рядышком спрятался?
Открываю вторую половинку картинки.
- Кто встретился на его пути?
- Как смотрит мальчик на щенка?
- Как вы считаете, почему Сережа обратил внимание на щенка?
- Почему Сережа подумал, что щенок бездомный? (Щенок скулил, плакал, шёл за мальчиком)
- Какое решение принял мальчик?
- Как бы вы поступили, увидев бездомного, маленького, плачущего щенка?
-У каждой собаки должна быть кличка. Как Сережа назвал своего щенка как вы думаете?
Картинка № 2.
- Давайте рассмотрим вторую картинку. Как дальше развивались события?
- Как Сережа заботился о щенке? (Сережа стал заботиться о Трезоре - кормил его, сделал ему конуру, ласкал его, играл с ним.)
- Что по вашему мнению испытывал щенок после того, как мальчик оставил его жить у себя? (Благодарность, дружелюбие)
Картинка № 3
- Рассмотрим третью картинку. Что такое страшное произошло однажды? (Мальчик катался на лодке. Лодка перевернулась, мальчик стал тонуть. Собака спасла мальчика.)
-Как вы думаете, почему Трезор бросился на помощь Сереже?
- Любая ли собака может прийти на помощь человеку? (Потому что мальчик с собакой были друзьями. Собака кинулась спасать своего товарища)
- Что вы можете сказать о времени года на первой и третьей картинках?
- Каким стал щенок?
4. Физкультминутка.
Два щенка щека к щеке
Щиплют щетку в уголке (Руки сложить ладонями друг другу; к правой, а затем левой щеке)
А у щетки половой палка есть над головой (руки поднять вверх и соединить над головой)
Палка – щелк щенков с плеча, (хлопок по плечам)
Два щенка ушли пища. (Обойти вокруг своего стула и сесть на него).
5. Составление плана рассказа.
Воспитатель говорит о том, что сначала будущему рассказу нужно придумать название, а далее придерживаться плана.
1. Друзья.
2. Верный друг спешит на помощь.
Примерный план
1. Сережа находит щенка. - Каким был щенок? Опишите его.
2. Забота о щенке. - Что было дальше? Куда он его принес? Как он ухаживал за щенком?
3. Как они играли и как дружили?
4. Трезор приходит на помощь.
6. Рассказы детей.
Щенок (примерный рассказ)
- Давайте вспомним нашу историю сначала. Послушайте меня внимательно, потом сами попробуете рассказать историю как Серёжа нашёл щенка.
Однажды Сережа пошел гулять в парк. Вдруг он услышал, как кто-то скулит. Оказалось, что это маленький, крошечный, беззащитный щенок. Сереже он очень понравился ему стало жалко щенка поэтому, он взял его на руки, прижал к себе и решил забрать домой. Дома, он показал щенка маме и попросил разрешения оставить его, ведь у каждой собаки должен быть хозяин. Мама разрешила, но с условием - Сережа должен заботится о щенке сам. Он назвал щенка Трезором. Для маленького друга мальчик построил будку. Каждый день он учил его выполнять разные команды - прыгать, бегать за палкой, ловить мячик, стоять на задних лапах за это он получал вкусное лакомство. Трезор оказался очень умным и послушным. Мальчик и щенок очень полюбили друг друга. Они стали лучшими друзьями.
Скоро Трезор вырос и стал большим, сильным. Однажды Сережа решил покатать Трезора на лодке, которую попросил у своего брата. Когда Сережа и Трезор заплыли на середину реки, лодка неожиданно стала заполняться водой. Сережа не умел плавать. Он стал тонуть. Трезор подплыл к своему хозяину и помог ему выбраться на берег, так Трезор выручил своего хозяина из беды
Взрослый записывает рассказы, и хвалить детей!
7. Итог занятия.
Воспитатель подводит итог и оценивает составленные рассказы детей. Можно зачитать рассказы детей.
- Чей рассказ вам больше всего понравился?
- Спасибо, ребята, вы сегодня молодцы!
8. Домашнее задание.
Нарисовать домашнего питомца или того, о ком детям хотелось бы заботиться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Составление рассказа «Щенок» по серии сюжетных картин
Задачи:
- совершенствовать умения составлять рассказ с учетом развития событий по серии сюжетных картин (описывая место действия, настроение героя), придумывать название рассказа;
- учить детей составлять план рассказа, посредством выделения главной мысли в каждой картинке; развивать связную речь, слуховую память, мыслительную деятельность и память;
- уметь подбирать прилагательные к существительному, глаголы действия и уметь определять родовую принадлежность существительных, обогащать лексический словарь;
- воспитывать умение внимательно слушать педагога и своих сверстников, выполнять поставленную задачу, выслушивать вопрос до конца и давать ответ полным предложением, чувство сострадания.
Материал и оборудование: серия сюжетных картин «Щенок», картинки — щенок и взрослая собака, мяч,
Предварительная работа: игры по теме «Домашние животные», рисование щенка и взрослой собаки.
Ход ООД.
1. Организационный момент.
- Ребята, давайте вспомним и назовём детенышей домашних животных (котенок, щенок, жеребёнок, ягненок, козленок, теленок, поросенок, крольчонок).
- Сегодня, ребята, у нас с вами необычное занятие. Мы станем сегодня писателями. Но сначала давайте с вами поиграем и отгадаем загадку.
Он игривый, энергичный,
Он почти не устает,
Любит он уж очень сильно,
Когда гладишь ты живот.
Вот подсказка: поводок.
Ну, конечно же … (Щенок)
- Молодцы, верно, это щенок.
Открываю картинку (щенка).
А у нас во дворе он живет в конуре
У него баранкой хвост
Любопытный черный нос
Ушки острые флажком
Сторожит хозяйский дом
Лаем будет как звонок
Познакомьтесь, наш щенок!
Игра «Назови действие»
- А сейчас мы поиграем в игру с мячом, передавая мяч, друг другу, будем подбирать слова -признаки.
Щенок (какой?) - пушистый, ласковый, умный, толстый, маленький, забавный, веселый добрый, милый, хороший, черный, игривый и т.д
При затруднениях детей использует вопросы-подсказки типа «что делает щенок с мячиком?» «с костью?»
- Молодцы, а теперь передавая мяч, обратно и будем называть действия, которые может выполнять щенок.
Щенок (что делает?) - играет (с мячиком), спит (сладко), лает (громко), скулит (жалобно), кусается, грызет (косточку), лакает (воду), рычит , нюхает (траву), прыгает, бегает, виляет хвостиком, встает на задние лапы, прячется, лежит, стоит.
- Молодцы! Есть ли у вас дома какое-нибудь домашнее животное?
-Как оно появилось у вас дома?
-Кто ухаживает за ним?
- Как он это делает?
-Любите ли вы своё животное?
- В чём проявляется эта любовь?
-Любит ли вас ваше животное? Из чего это видно?
- Какую пользу приносит вам ваше животное?
- Ребята, какие вы знаете клички собак?
Дидактическая игра: «Придумай клику щенку» (дети перечисляют клички и объясняют, почему их так называют).
3. Беседа по картинкам.
Выставляется картинка взрослой собаки, дети сравнивают щенка и взрослую собаку, выделяя одинаковые и отличительные признаки: домашние животные, собака большая — щенок маленький, собака сильная -щенок слабый и т.д.
Это задание нужно для того, чтобы дети поняли, что между событиями, изображенными на первой и третьей картинах, прошел определенный отрезок времени: щенок превратился во взрослую собаку.
- Ребята давайте сравним взрослую собаку и щенка что у них общего, и чем они отличаются?
Основная часть.
Беседа по серии картинок.
Картинка № 1
- Внимательно посмотрите на нашу картинку, ребята, кто на ней изображен? (На картинке изображен мальчик). и рядом еще закрыт щенок.
- Как вы думаете, куда идет мальчик?
- Давайте дадим нашему мальчику имя, как его зовут?
- Как вы думаете, кто рядышком спрятался?
Открываю вторую половинку картинки.
- Кто встретился на его пути?
- Как смотрит мальчик на щенка?
- Как вы считаете, почему Сережа обратил внимание на щенка?
- Почему Сережа подумал, что щенок бездомный? (Щенок скулил, плакал, шёл за мальчиком)
- Какое решение принял мальчик?
- Как бы вы поступили, увидев бездомного, маленького, плачущего щенка?
-У каждой собаки должна быть кличка. Как Сережа назвал своего щенка как вы думаете?
Картинка № 2.
- Давайте рассмотрим вторую картинку. Как дальше развивались события?
- Как Сережа заботился о щенке? (Сережа стал заботиться о Трезоре - кормил его, сделал ему конуру, ласкал его, играл с ним.)
- Что по вашему мнению испытывал щенок после того, как мальчик оставил его жить у себя? (Благодарность, дружелюбие)
Картинка № 3
- Рассмотрим третью картинку. Что такое страшное произошло однажды? (Мальчик катался на лодке. Лодка перевернулась, мальчик стал тонуть. Собака спасла мальчика.)
-Как вы думаете, почему Трезор бросился на помощь Сереже?
- Любая ли собака может прийти на помощь человеку? (Потому что мальчик с собакой были друзьями. Собака кинулась спасать своего товарища)
- Что вы можете сказать о времени года на первой и третьей картинках?
- Каким стал щенок?
4. Физкультминутка.
Два щенка щека к щеке
Щиплют щетку в уголке (Руки сложить ладонями друг другу; к правой, а затем левой щеке)
А у щетки половой палка есть над головой (руки поднять вверх и соединить над головой)
Палка – щелк щенков с плеча, (хлопок по плечам)
Два щенка ушли пища. (Обойти вокруг своего стула и сесть на него).
5. Составление плана рассказа.
Воспитатель говорит о том, что сначала будущему рассказу нужно придумать название, а далее придерживаться плана.
1. Друзья.
2. Верный друг спешит на помощь.
Примерный план
1. Сережа находит щенка. - Каким был щенок? Опишите его.
2. Забота о щенке. - Что было дальше? Куда он его принес? Как он ухаживал за щенком?
3. Как они играли и как дружили?
4. Трезор приходит на помощь.
6. Рассказы детей.
Щенок (примерный рассказ)
- Давайте вспомним нашу историю сначала. Послушайте меня внимательно, потом сами попробуете рассказать историю как Серёжа нашёл щенка.
Однажды Сережа пошел гулять в парк. Вдруг он услышал, как кто-то скулит. Оказалось, что это маленький, крошечный, беззащитный щенок. Сереже он очень понравился ему стало жалко щенка поэтому, он взял его на руки, прижал к себе и решил забрать домой. Дома, он показал щенка маме и попросил разрешения оставить его, ведь у каждой собаки должен быть хозяин. Мама разрешила, но с условием - Сережа должен заботится о щенке сам. Он назвал щенка Трезором. Для маленького друга мальчик построил будку. Каждый день он учил его выполнять разные команды - прыгать, бегать за палкой, ловить мячик, стоять на задних лапах за это он получал вкусное лакомство. Трезор оказался очень умным и послушным. Мальчик и щенок очень полюбили друг друга. Они стали лучшими друзьями.
Скоро Трезор вырос и стал большим, сильным. Однажды Сережа решил покатать Трезора на лодке, которую попросил у своего брата. Когда Сережа и Трезор заплыли на середину реки, лодка неожиданно стала заполняться водой. Сережа не умел плавать. Он стал тонуть. Трезор подплыл к своему хозяину и помог ему выбраться на берег, так Трезор выручил своего хозяина из беды
Взрослый записывает рассказы, и хвалить детей!
7. Итог занятия.
Воспитатель подводит итог и оценивает составленные рассказы детей. Можно зачитать рассказы детей.
- Чей рассказ вам больше всего понравился?
- Спасибо, ребята, вы сегодня молодцы!
8. Домашнее задание.
Нарисовать домашнего питомца или того, о ком детям хотелось бы заботиться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/28/picture-328763-1382956544.jpg)
Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи.Тема: Составление рассказа «Зимние забавы» по сюжетной картине на основе предметно- моделирующей деятельности .
Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. Тема: Составление рассказа «Зимние забавы» по сюжетной картин...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/27/picture-351563-1385554316.jpg)
Непосредственная образовательная деятельность в подготовительной группе На тему: составление рассказа « Кормушка» по серии сюжетных картинок.
уточнять знания детей о зимующих птицахразвивать умение грамматически правильно строить высказывание....
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/13/picture-143186-1352795685.jpg)
Конспект занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности Составление рассказа «Кормушка» по серии сюжетных картин
Составление рассказа «Кормушка» по серии сюжетных картин...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/02/picture-929186-1496395748.jpg)
Составление рассказа «Сабантуй» по серии сюжетных картин
Фронтальное занятие по развитию связной речи в подготовительной к школе группе....
Конспект НОД по развитию речи для детей (старшего дошкольного возраста 6-7 лет). Образовательная область «Речевое развитие». Тема: Составление рассказа «Шишка» по серии сюжетных картин.
Составление рассказа по серии сюжетных картин с детьми старшего дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2017/07/05/picture-931261-1499268398.jpg)
Конспект ООД по обучению рассказыванию по серии картинок в старшей группе Тема: «составление рассказа «Скворечник» по серии сюжетных картин»
Программные задачи:Цель: учить детей составлению последовательного рассказа по серии сюжетных картин.Задачи:образовательные:- обучать детей составлению рассказа по серии сюжетных картин;- формир...
![](/sites/default/files/pictures/2024/03/04/picture-1515231-1709544339.jpg)
Составление рассказа «Скворечник» по серии сюжетных картин.
Составление рассказа по сернии сюжетных...