Тема: Составление рассказа «Щенок» по серии сюжетных картин
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Скрипник  Екатерина Николаевна

Тема: Составление рассказа «Щенок» по серии сюжетных картин

Задачи:

 

  • совершенствовать умения составлять рассказ с учетом развития событий по серии сюжетных картин (описывая место действия, настроение героя), придумывать название рассказа; 
  • учить детей составлять план рассказа, посредством выделения главной мысли в каждой картинке; развивать связную речь, слуховую память, мыслительную деятельность;
  • уметь подбирать прилагательные к существительному, глаголы действия и уметь определять родовую принадлежность существительных, обогащать лексический словарь;
  • воспитывать умение внимательно слушать педагога и своих сверстников, выполнять поставленную задачу, выслушивать вопрос до конца и давать ответ полным предложением, чувство сострадания.

 

Материал и оборудование: серия сюжетных картин «Щенок», картинки — щенок и взрослая собака, мяч,

Предварительная работа: игры по теме «Домашние животные», рисование щенка и взрослой собаки.

 

Ход ООД.

1. Организационный момент.

- Ребята, давайте вспомним и назовём детенышей домашних животных (котенок, щенок, жеребёнок, ягненок, козленок, теленок, поросенок, крольчонок).

- Сегодня, ребята, у нас с вами необычное занятие. Мы станем сегодня писателями. Но сначала давайте с вами поиграем и отгадаем загадку.
Он игривый, энергичный,
Он почти не устает,
Любит он уж очень сильно,
Когда гладишь ты живот.
Вот подсказка: поводок.
Ну, конечно же … (Щенок)
- Молодцы, верно, это щенок.

 

Открываю картинку (щенка).

 

А у нас во дворе он живет в конуре

 У него баранкой хвост

Любопытный черный нос

Ушки острые флажком

Сторожит хозяйский дом

Лаем будет как звонок

Познакомьтесь, наш щенок!

Игра «Назови действие»

- А сейчас мы поиграем в игру с мячом, передавая мяч, друг другу, будем подбирать слова -признаки.
Щенок (какой?) - пушистый, ласковый, умный, толстый, маленький,  забавный, веселый добрый, милый, хороший, черный,  игривый и т.д

 

При затруднениях детей использует вопросы-подсказки типа «что делает щенок с мячиком?» «с костью?»

 

- Молодцы, а теперь передавая мяч, обратно  и будем называть действия, которые может выполнять щенок.
Щенок (что делает?) - играет (с мячиком), спит (сладко), лает (громко), скулит (жалобно), кусается, грызет (косточку), лакает (воду), рычит , нюхает (траву), прыгает, бегает, виляет хвостиком, встает на задние лапы, прячется, лежит, стоит.

- Молодцы! Есть ли у вас дома какое-нибудь домашнее животное?

-Как оно появилось у вас дома?

­-Кто ухаживает за ним?

- Как он это делает?

-Любите ли вы своё животное?

- В чём проявляется эта любовь?

-Любит ли вас ваше животное? Из чего это видно?

- Какую пользу приносит вам ваше животное?

 - Ребята, какие вы знаете клички собак?

Дидактическая игра: «Придумай клику щенку» (дети перечисляют клички и объясняют, почему их так называют).

3. Беседа по картинкам.

Выставляется картинка взрослой собаки, дети сравнивают щенка и взрослую собаку, выделяя одинаковые и отличительные признаки: домашние животные, собака большая — щенок маленький, собака сильная -щенок слабый и т.д.

Это задание нужно для того, чтобы дети поняли, что между событиями, изображенными на первой и третьей картинах, прошел определенный отрезок времени: щенок превратился во взрослую собаку.

- Ребята давайте сравним взрослую собаку и щенка что у них общего, и чем они отличаются?

Основная часть.

 

Беседа по серии картинок.

Картинка № 1

- Внимательно посмотрите на нашу картинку, ребята, кто на ней изображен? (На картинке изображен мальчик).   и рядом еще закрыт щенок.

 

- Как вы думаете, куда идет мальчик?

- Давайте дадим нашему мальчику имя, как его зовут?

- Как вы думаете, кто рядышком спрятался?

 

Открываю вторую половинку картинки.

 

- Кто встретился на его пути?

- Как смотрит мальчик на щенка?

- Как вы считаете, почему Сережа обратил внимание на щенка?

- Почему Сережа подумал, что щенок бездомный? (Щенок скулил, плакал, шёл за мальчиком)

- Какое решение принял мальчик?

- Как бы вы поступили, увидев бездомного, маленького, плачущего щенка?

-У каждой собаки должна быть кличка. Как Сережа назвал своего щенка как вы думаете?

Картинка № 2.

- Давайте рассмотрим вторую картинку. Как дальше развивались события?

- Как Сережа заботился о щенке?  (Сережа стал заботиться о Трезоре - кормил его, сделал ему конуру, ласкал его, играл с ним.) 

- Что по вашему мнению испытывал щенок после того, как мальчик оставил его жить у себя?  (Благодарность, дружелюбие)

Картинка № 3

- Рассмотрим третью картинку. Что такое страшное произошло однажды? (Мальчик катался на лодке. Лодка перевернулась, мальчик стал тонуть. Собака спасла мальчика.)

-Как вы думаете, почему Трезор бросился на помощь Сереже?

- Любая ли собака может прийти на помощь человеку? (Потому что мальчик с собакой были друзьями. Собака кинулась спасать своего товарища)

- Что вы можете сказать о времени года на первой и третьей картинках?

- Каким стал щенок?

 

4. Физкультминутка.

Два щенка щека к щеке 

Щиплют щетку в уголке (Руки сложить ладонями друг другу; к правой, а затем левой щеке)

А у щетки половой палка есть над головой (руки поднять вверх и соединить над головой) 

Палка – щелк щенков с плеча, (хлопок по плечам) 

Два щенка ушли пища. (Обойти вокруг своего стула и сесть на него).

 

5. Составление плана рассказа.

Воспитатель говорит о том, что сначала будущему рассказу нужно придумать название, а далее придерживаться плана.

1. Друзья.

2. Верный друг спешит на помощь.

 

Примерный план

 

1. Сережа находит щенка. - Каким был щенок? Опишите его.

2. Забота о щенке. - Что было дальше? Куда он его принес? Как он ухаживал за щенком?

3. Как они играли и как дружили?

4. Трезор приходит на помощь.

 

6. Рассказы детей.

Щенок (примерный рассказ)

- Давайте вспомним нашу историю сначала. Послушайте меня внимательно, потом сами попробуете рассказать историю как Серёжа нашёл щенка.

 

Однажды Сережа пошел гулять в парк. Вдруг он услышал, как кто-то скулит. Оказалось, что это маленький, крошечный, беззащитный щенок. Сереже он очень понравился ему стало жалко щенка поэтому, он взял его на руки, прижал к себе и решил забрать домой. Дома, он показал щенка маме и попросил разрешения оставить его, ведь у каждой собаки должен быть хозяин. Мама разрешила, но с условием - Сережа должен заботится о щенке сам. Он назвал щенка Трезором. Для маленького друга мальчик построил будку. Каждый день он учил его выполнять разные команды - прыгать, бегать за палкой, ловить мячик, стоять на задних лапах за это он получал вкусное лакомство. Трезор оказался очень умным и послушным. Мальчик и щенок очень полюбили друг друга. Они стали лучшими друзьями.

Скоро Трезор вырос и стал большим, сильным. Однажды Сережа решил покатать Трезора на лодке, которую попросил у своего брата.  Когда Сережа и Трезор заплыли на середину реки, лодка неожиданно стала заполняться водой. Сережа не умел плавать. Он стал тонуть. Трезор подплыл к своему хозяину и помог ему выбраться на берег, так Трезор выручил своего хозяина из беды 

 

 

 Взрослый записывает рассказы, и хвалить детей!


 

7. Итог занятия.

Воспитатель подводит итог и оценивает составленные рассказы детей. Можно зачитать рассказы детей.

- Чей рассказ вам больше всего понравился?

- Спасибо, ребята, вы сегодня молодцы!

 

8. Домашнее задание.

Нарисовать домашнего питомца или того, о ком детям хотелось бы заботиться.

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sostavlenie_rasskaza_shchenok_po_serii_syuzhetnyh_kartin.docx20.92 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Составление рассказа «Щенок» по серии сюжетных картин

Задачи:

  • совершенствовать умения составлять рассказ с учетом развития событий по серии сюжетных картин (описывая место действия, настроение героя), придумывать название рассказа; 
  • учить детей составлять план рассказа, посредством выделения главной мысли в каждой картинке; развивать связную речь, слуховую память, мыслительную деятельность и память;
  • уметь подбирать прилагательные к существительному, глаголы действия и уметь определять родовую принадлежность существительных, обогащать лексический словарь;
  • воспитывать умение внимательно слушать педагога и своих сверстников, выполнять поставленную задачу, выслушивать вопрос до конца и давать ответ полным предложением, чувство сострадания.

Материал и оборудование: серия сюжетных картин «Щенок», картинки — щенок и взрослая собака, мяч,

Предварительная работа: игры по теме «Домашние животные», рисование щенка и взрослой собаки.

Ход ООД.

1. Организационный момент.

- Ребята, давайте вспомним и назовём детенышей домашних животных (котенок, щенок, жеребёнок, ягненок, козленок, теленок, поросенок, крольчонок).

- Сегодня, ребята, у нас с вами необычное занятие. Мы станем сегодня писателями. Но сначала давайте с вами поиграем и отгадаем загадку.
Он игривый, энергичный,
Он почти не устает,
Любит он уж очень сильно,
Когда гладишь ты живот.
Вот подсказка: поводок.
Ну, конечно же …
(Щенок)
- Молодцы, верно, это щенок.

Открываю картинку (щенка).

А у нас во дворе он живет в конуре

 У него баранкой хвост

Любопытный черный нос

Ушки острые флажком

Сторожит хозяйский дом

Лаем будет как звонок

Познакомьтесь, наш щенок!

Игра «Назови действие»

- А сейчас мы поиграем в игру с мячом, передавая мяч, друг другу, будем подбирать слова -признаки.
Щенок (какой?) - пушистый, ласковый, умный, толстый, маленький,  забавный, веселый добрый, милый, хороший, черный,  игривый и т.д

При затруднениях детей использует вопросы-подсказки типа «что делает щенок с мячиком?» «с костью?»

- Молодцы, а теперь передавая мяч, обратно  и будем называть действия, которые может выполнять щенок.
Щенок (что делает?) - играет (с мячиком), спит (сладко), лает (громко), скулит (жалобно), кусается, грызет (косточку), лакает (воду), рычит , нюхает (траву), прыгает, бегает, виляет хвостиком, встает на задние лапы, прячется, лежит, стоит.

- Молодцы! Есть ли у вас дома какое-нибудь домашнее животное?

-Как оно появилось у вас дома?

-Кто ухаживает за ним?

- Как он это делает?

-Любите ли вы своё животное?

- В чём проявляется эта любовь?

-Любит ли вас ваше животное? Из чего это видно?

- Какую пользу приносит вам ваше животное?

 - Ребята, какие вы знаете клички собак?

Дидактическая игра: «Придумай клику щенку» (дети перечисляют клички и объясняют, почему их так называют).

3.        Беседа по картинкам.

Выставляется картинка взрослой собаки, дети сравнивают щенка и взрослую собаку, выделяя одинаковые и отличительные признаки: домашние животные, собака большая — щенок маленький, собака сильная -щенок слабый и т.д.

Это задание нужно для того, чтобы дети поняли, что между событиями, изображенными на первой и третьей картинах, прошел определенный отрезок времени: щенок превратился во взрослую собаку.

- Ребята давайте сравним взрослую собаку и щенка что у них общего, и чем они отличаются?

Основная часть.

Беседа по серии картинок.

Картинка № 1

- Внимательно посмотрите на нашу картинку, ребята, кто на ней изображен? (На картинке изображен мальчик).   и рядом еще закрыт щенок. 

- Как вы думаете, куда идет мальчик?

- Давайте дадим нашему мальчику имя, как его зовут?

- Как вы думаете, кто рядышком спрятался?

Открываю вторую половинку картинки.

- Кто встретился на его пути?

- Как смотрит мальчик на щенка?

- Как вы считаете, почему Сережа обратил внимание на щенка?

- Почему Сережа подумал, что щенок бездомный? (Щенок скулил, плакал, шёл за мальчиком)

- Какое решение принял мальчик?

- Как бы вы поступили, увидев бездомного, маленького, плачущего щенка?

-У каждой собаки должна быть кличка. Как Сережа назвал своего щенка как вы думаете?

Картинка № 2.

- Давайте рассмотрим вторую картинку. Как дальше развивались события? 

- Как Сережа заботился о щенке?  (Сережа стал заботиться о Трезоре - кормил его, сделал ему конуру, ласкал его, играл с ним.) 

- Что по вашему мнению испытывал щенок после того, как мальчик оставил его жить у себя?  (Благодарность, дружелюбие)

Картинка № 3

- Рассмотрим третью картинку. Что такое страшное произошло однажды? (Мальчик катался на лодке. Лодка перевернулась, мальчик стал тонуть. Собака спасла мальчика.)

-Как вы думаете, почему Трезор бросился на помощь Сереже?

- Любая ли собака может прийти на помощь человеку? (Потому что мальчик с собакой были друзьями. Собака кинулась спасать своего товарища)

- Что вы можете сказать о времени года на первой и третьей картинках?

- Каким стал щенок?

4. Физкультминутка.

Два щенка щека к щеке 

Щиплют щетку в уголке (Руки сложить ладонями друг другу; к правой, а затем левой щеке)

А у щетки половой палка есть над головой (руки поднять вверх и соединить над головой) 

Палка – щелк щенков с плеча, (хлопок по плечам) 

Два щенка ушли пища. (Обойти вокруг своего стула и сесть на него).

5. Составление плана рассказа.

Воспитатель говорит о том, что сначала будущему рассказу нужно придумать название, а далее придерживаться плана.

1. Друзья.

2. Верный друг спешит на помощь.

Примерный план

1. Сережа находит щенка. - Каким был щенок? Опишите его.

2. Забота о щенке. - Что было дальше? Куда он его принес? Как он ухаживал за щенком?

3. Как они играли и как дружили?

4. Трезор приходит на помощь.

6.        Рассказы детей.

Щенок (примерный рассказ)

- Давайте вспомним нашу историю сначала. Послушайте меня внимательно, потом сами попробуете рассказать историю как Серёжа нашёл щенка.

Однажды Сережа пошел гулять в парк. Вдруг он услышал, как кто-то скулит. Оказалось, что это маленький, крошечный, беззащитный щенок. Сереже он очень понравился ему стало жалко щенка поэтому, он взял его на руки, прижал к себе и решил забрать домой. Дома, он показал щенка маме и попросил разрешения оставить его, ведь у каждой собаки должен быть хозяин. Мама разрешила, но с условием - Сережа должен заботится о щенке сам. Он назвал щенка Трезором. Для маленького друга мальчик построил будку. Каждый день он учил его выполнять разные команды - прыгать, бегать за палкой, ловить мячик, стоять на задних лапах за это он получал вкусное лакомство. Трезор оказался очень умным и послушным. Мальчик и щенок очень полюбили друг друга. Они стали лучшими друзьями.

Скоро Трезор вырос и стал большим, сильным. Однажды Сережа решил покатать Трезора на лодке, которую попросил у своего брата.  Когда Сережа и Трезор заплыли на середину реки, лодка неожиданно стала заполняться водой. Сережа не умел плавать. Он стал тонуть. Трезор подплыл к своему хозяину и помог ему выбраться на берег, так Трезор выручил своего хозяина из беды  

 

 Взрослый записывает рассказы, и хвалить детей!


7.        Итог занятия.

Воспитатель подводит итог и оценивает составленные рассказы детей. Можно зачитать рассказы детей. 

- Чей рассказ вам больше всего понравился?

- Спасибо, ребята, вы сегодня молодцы!

8. Домашнее задание.

Нарисовать домашнего питомца или того, о ком детям хотелось бы заботиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи.Тема: Составление рассказа «Зимние забавы» по сюжетной картине на основе предметно- моделирующей деятельности .

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. Тема: Составление рассказа «Зимние забавы» по сюжетной картин...

Непосредственная образовательная деятельность в подготовительной группе На тему: составление рассказа « Кормушка» по серии сюжетных картинок.

уточнять знания детей о зимующих птицахразвивать умение грамматически правильно строить высказывание....

Составление рассказа «Сабантуй» по серии сюжетных картин

Фронтальное занятие по развитию связной речи в подготовительной к школе группе....

Конспект ООД по обучению рассказыванию по серии картинок в старшей группе Тема: «составление рассказа «Скворечник» по серии сюжетных картин»

Программные задачи:Цель: учить детей составлению последовательного рассказа по серии сюжетных картин.Задачи:образовательные:- обучать детей составлению рассказа по серии  сюжетных картин;- формир...

Составление рассказа «Скворечник» по серии сюжетных картин.

Составление рассказа по сернии сюжетных...