Конспект НОД по развитию речи для детей (старшего дошкольного возраста 6-7 лет). Образовательная область «Речевое развитие». Тема: Составление рассказа «Шишка» по серии сюжетных картин.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Составление рассказа по серии сюжетных картин с детьми старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shishka_zan.docx22.83 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи для детей (старшего дошкольного возраста 6-7 лет).  Образовательная область «Речевое развитие».

Тема: Составление рассказа «Шишка» по серии сюжетных картин.

Воспитатель: Н. С. Копылова.

Задачи:

- связная речь: учить передавать сюжет, заложенный в серии картин, определять основную идею сказки;

- словарь и грамматика: учить подбирать определения, синонимы и антонимы к заданным словам, а также называть действия персонажей; составлять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения с придаточным причины, цели;

- звуковая культура речи: подбирать слова и фразы, схожие по звучанию.

- Воспитывать умение выслушивать друг друга, не перебивать во время выполнения задания.

Предварительная работа:

-создание в группе условий для осуществления совместной деятельности по теме: Составление рассказа «Шишка» по серии сюжетных картин.

- беседы с дошкольниками на тему «Животные леса?»;

- рассматривание иллюстраций с изображением жизни животных;

- разучивание с детьми физкультминутки;

- знакомство с героями рассказа - составление рассказа «Как Ежок попал в беду».

Оборудование:

- сюжетные картинки  на первой картинке изображено: зайчонок прыгает с прыгалками, бельчонок ждет, волк выглядывает из-за кустов; на второй: волк выскакивает, зайчонок испуган, бельчонок карабкается на сосну; на третьей картинке: бельчонок кидает в волка шишками, зайчонок стоит испуганный, у волка на лбу вскакивает шишка; на четвертой картинке: волк убегает, зверята радуются

-задание на листочке «шишка»

- магнитная доска

Содержание  НОД

  1. Организационный момент

Этюд «Улыбка».

Воспитатель: здравствуйте, ребята!

Посмотрите, какой хороший сегодня день. У нас гости -улыбнитесь им

Улыбнитесь друг другу от всей души.

А теперь подарите улыбку мне.

- Ребята, скажите, какое у нас сейчас будет занятие?

(развитие речи)

- На занятии мы будем составлять рассказ, а кто герои нашего рассказа узнаем, поиграв в игру.  Кто, где живет?

I. Основная часть.

1. Введение в тему

Игра: «Кто где живёт?»

 

Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом  «в».

Ход: Бросая  мяч поочерёдно каждому ребёнку, педагог задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает.

  • Кто живёт в дупле? -Белка.
  • Кто живёт в логове? -Волк.
  • Кто живет под кустом? - Заяц.

Какое время года будет в нашем рассказе вы узнаете, поиграв в игру: «Закончи предложение».

Игровое упражнение «Закончи предложение»  (с мячом)

  • Зимой бывает снег, а летом (дождь).
  • Зимой катаются на санках, а летом (на велосипеде).
  • Зимой растут сугробы, а летом растут (растения).
  • Зимой день короткий, а летом (длинный)
  • Зимой ветер холодный, а летом (теплый)
  • Зимой заяц белый, а летом (серый)
  • Зимой бывает холодно, а летом (жарко).

  • У нас сейчас за окном, какое время года….. зима, а в рассказе будет время года….. лето.

Воспитатель выставляет серию из четырех картинок (первая картинка открыта, три — закрыты), задает детям вопросы.

Воспитатель. Про кого мы будем сегодня рассказывать?

Дети. Про зайчика, белочку и волка.

Воспитатель. Как их можно назвать?

Дети. Друзья, малыши, зверята, зайчонок и бельчонок.

Воспитатель. А зовут их Пушок и Рыжик. Кто из них Пушок? Дети. Зайчик.

Воспитатель. А Рыжик?

Дети. Бельчонок.

Воспитатель. Почему их так назвали?

Дети. Бельчонок — рыжий, его зовут Рыжик; зайчонок — пушистый, его зовут Пушок.

Воспитатель. Что делает Пушок?

Дети. Прыгает.

Воспитатель. Подберите слова близкие по смыслу к слову «прыгает».

Дети. Скачет, подпрыгивает, подскакивает.

Воспитатель. Что делает Рыжик?

Дети. Ждет, считает, радуется.

Воспитатель. Какие зверята?

Дети. Веселые, озорные, бодрые, резвые.

Воспитатель. Кто выглядывает из-за кустов?

Дети. Волк.

Воспитатель.  Какой он?

Дети. Голодный, злой, хитрый.

Воспитатель. Что он хочет?

Дети. Напугать, поймать.

Воспитатель. Закончите предложение, которое я начну. В теплый летний день...

Дети. Вышли Пушок и Рыжик на полянку.

Воспитатель. Они взяли с собой прыгалки, чтобы...

Дети. Порезвиться, попрыгать.

Воспитатель. Они даже не заметили, что...

Дети. Из-за кустов за ними следит волк.

Воспитатель вызывает четырех детей по числу картинок, предлагает им договориться, кто будет начинать, продолжать и заканчивать сказку.

После того как дети придумают название для сказки, открывается вторая картинка. Дети рассматривают ее.

Воспитатель. Закончите предложения. Волк выскочил так внезапно, что...

Дети. Зверята и опомниться не успели.

Воспитатель. Бельчонок посмотрел вверх и.. .

Дети. Увидел на сосне много шишек.

Воспитатель. Он быстро...

Дети. Вскарабкался на дерево и стал рвать шишки.

Воспитатель. А бедный зайчик ничего и сказать не мог, потому что...

Дети. Сильно испугался.

Воспитатель. Но Рыжик крикнул ему...

Дети. «Не бойся, мы с ним справимся!»

Снова к стенду выходит «команда» из четырех детей, они распределяются и рассказывают сказку. После того как дети дадут название этой сказке, открывается третья картинка.

Воспитатель. Рыжик не растерялся. Он...

Дети. Стал кидать в волка шишками.

Воспитатель. У волка на голове...

Дети. Сразу вскочила шишка.

Воспитатель. А Пушок все еще не верил, что...

Дети. Друг спас его.

Третья команда детей рассказывает и дает название новой сказке. Открывается последняя картинка.

Воспитатель. Чем же закончилась эта история?

Дети отвечают.

Каким оказался бельчонок?

Дети. Смелым, быстрым, находчивым.

Воспитатель. А зайчик?

Д е т и. Он сначала испугался, потом понял, что можно не бояться, и обрадовался.

Воспитатель. Малыши с прогулки идут какие?

Дети. Радостные веселые, счастливые.

Воспитатель. Пушок пригласил Рыжика в гости, он хотел...

Дети. Угостить его морковкой.

Воспитатель. Чему можно поучиться у зверят?

Д е т и. Не бояться, находить выход из трудного положения, уметь веселиться.

Физкультминутка

Зайке холодно сидеть,

Нужно лапочки погреть.

Лапки вверх, лапки вниз.

На носочках подтянись,

Лапки ставим на бочок,

На носочках скок-скок-скок.

А затем вприсядку,

Чтоб не мёрзли лапки.

Прыгать заинька горазд,

Он подпрыгнул десять раз.

(Движения выполняются по ходу текста стихотворения).

Воспитатель. Придумайте название к этой сказке.

Дети предлагают варианты названия. Воспитатель дает и свое название — «Шишка».

Какая шишка имеется в виду?

Дети. И та, которую белочка бросала, и та, которая у волка вскочила.

Воспитатель. Какое веселое слово «шишка»! Придумайте слова сходные с этим словом по звучанию.

Дети. Малышка, мальчишка, шалунишка.

Воспитатель. А сейчас игра «Рифмы». Закончите фразы, чтобы получилось складно. Зайчик прыгал и скакал...

Д е т и. И скакалку потерял; о морковке он мечтал.

Воспитатель. Эй, бельчонок, где ты был?

Д е т и. Я с Пушком гулять ходил.

Воспитатель. Так зверята веселились...

Дети. Что под елкой очутились.

Воспитатель. Что все шишки отвалились. Я предлагаю вам оживить эти шишки и превратить их в забавную зверюшку, которая вам больше понравилась, из ваших рассказа.  Давайте отправим через лесную почту зверятам пусть порадуются.

III. Итог непосредственно образовательной деятельности

Воспитатель: Дети, что делали на занятии по развитию речи?

Дети: сочиняли рассказ, играли в игры, рисовали шишку.

Какое задание вам особенно понравилось?   Если сочинять рассказы- похлопать, играть в игры- помахать руками как веточками, если рисовать шишку- постучать кулачок о кулачок.

Воспитатель. Вижу, что занятие вам понравилось, в следующий раз мы узнаем новые приключения зайчонка, которого зовут...