cоставление повествовательного рассказа «Скворечник» по серии сюжетных картин
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

1.       Обучение составлению и рассказыванию рассказа по серии сюжетных картинок.

2.       Закрепление представлений о ранней весне.

3.       Обогащение лексики родственными словами путем образования родственных слов с помощью вопросов.

4.       Воспитание заботливого отношения к птицам, желание помочь им. Развитие внимания, памяти, мелкой моторики рук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rozochka.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи cоставление повествовательного рассказа «Скворечник» по серии сюжетных картин в старшей группе логопедических групп

Программное содержание:

  1. Обучение составлению и рассказыванию рассказа по серии сюжетных картинок.
  2. Закрепление представлений о ранней весне.
  3. Обогащение лексики родственными словами путем образования родственных слов с помощью вопросов.
  4. Воспитание заботливого отношения к птицам, желание помочь им. Развитие внимания, памяти, мелкой моторики рук.

Оборудование:

  • Серия сюжетных картинок «Скворечник»:
  • Дети увидели обветшалый за зиму скворечник.
  • Дети ремонтируют в мастерской старый скворечник.
  • Дети вешают скворечник на березу.
  • Прилетели скворцы к скворечнику.
  • Перелетные птицы (силуэты): ласточка, стриж, грач, скворец, жаворонок, кукушка, журавль.
  • 2 ели.

Лексический материал:

  • существительные: грач, жаворонок, журавль, ласточка, стриж, скворец, кукушка
  • однокоренные слова: скворец, скворчонок, скворчата, скворчиха, скворечник
  • слова – признаки: долгожданный, перелетный, ранний, старый, дряхлый, ветхий, поломанный.

Предварительная работа:

  • рассматривание иллюстраций с изображением птиц, беседа о птицах, наблюдение за птицами и признаков ранней весны, загадывание загадок.

Ход занятия

  1. Пальчиковая гимнастика «Стайка».
  • А теперь, ребята, я вас приглашаю на прогулку в весенний парк. (Звучит музыка «Пение птиц»).
  • Послушайте, что вы слышите?
  • Как поют птицы: весело или грустно? Почему?

Дыхательная гимнастика:

  • Какой чистый, свежий воздух в парке, давайте подышим.

  1. Я вам загадаю загадку, а отгадку найдите на дереве (На дереве вырезанные картинки – силуэты птиц).

Загадка: На дереве висит дворец,

                Во дворе живет певец,

                А зовут его … (скворец)

  • А как назвать скворца ласково? (скворушка)
  • Кто у скворца птенцы? Птенец? (скворчонок, скворчата)
  • Как называется их мама? (скворчиха)
  • Какой домик строят люди для скворцов весной? Назовите его. – Скворечник.
  • А теперь назовите остальных птиц. Какие это птицы? – Перелетные. Молодцы, ребята.

  1. Составление повествовательного рассказа по серии сюжетных картинок:
  • Рассматривание сюжетных картинок и размещение их в логической последовательности.

Ребята, посмотрите, под деревом лежит конверт, а мы и не заметили. Давайте посмотрим, от кого это письмо. Его прислали ребята из детского сада «Улыбка». Они просят посмотреть на картинки и подумать какую поставить первой? Второй? Третьей? Четвертой? И составить рассказ.

  • Беседа по содержанию серии сюжетных картинок.
  • Какое время года изображено?
  • Какая это весна: ранняя или поздняя?
  • Чем вы можете подтвердить, что это ранняя весна?

Теперь посмотрите на первую картинку.

  • Куда пришли дети?
  • Что они там увидели?
  • Каким он стал? (ветхий, дряхлый,  черный, поломанный)
  • Что решили сделать дети, когда увидели ветхий скворечник?
  • Что они делают на следующей картинке?
  • Почему дети отошли в сторонку, когда увидели скворцов? Чему они рады?

  • Физкультминутка – хоровод:

«Веснянка» (украинская песня)

А уж ясно солнышко

Припекло, припекло

И повсюду золото

Разлило, разлило

Ручейки по улице

Все журчат, журчат.

Журавли курлыкают

И летят, летят.

  • Рассказывание детьми составленного рассказа по сюжетным картинкам.

Анализ занятия.

Чтение стихотворения «Скворец» ребенком.

Скворец.

А у нас в саду жилец –

Бойкий, маленький скворец.

Тихий сад повеселел

Оттого, что он запел.

С солнцем скворушка встает

Ест жучков, росинки пьет.

Сдвинув шапку набекрень,

Распевает целый день.

Использованная литература:

  1. В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с ОНР»
  2. Селиверстова «Игры в логопедической группе»
  3. Н.В. Нищева «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР».

Искусство  существует столько, сколько человечество помнит себя. Искусство объединяет людей, дарит то, что помогает им оставаться людьми и даже становиться лучше.

Что включает в себя искусство?

Живопись, музыку, театр, художественную литературу. О силе искусства и его значении для людей повествуют многие сказки мира, например, русская былина «Сладко», финский эпос «Калевала», японская сказка «Желтый аист», древнегреческий миф «Орфей и эвридика». Искусство – это тысяча прекрасных картин, музыкальных и других произведений, к которым ребенок должен прикоснуться в раннем возрасте, чтобы в дальнейшем идти по жизни путем Красоты.

Но сегодня мы остановимся на изобразительном искусстве. Сегодня воспитание нравственного и культурного человека выходит за рамки чисто образовательных задач. То, что происходит в мире, не может быть оценено иначе, как чрезвычайная ситуация. Небывалый рост жестокости, насилия, всевозможных пороков, в первую очередь ставящих под угрозу жизнь детей, заставляет принимать самые серьезные и решительные меры, и немедленно.

Духовное и материальное благосостояние государства и общества зависит от тех основ, которые мы, именно мы и сейчас, заложим в сознание и сердце детей.

Есть такой термин в педагогике: «арттерапия» («арт» - искусство, «терапия» - лечение). Попробуем понять, что это такое.

Восприятие изобразительного искусства неразрывно связано с потребностью выразить свои впечатления в какой-либо форме. Если восприятие можно назвать вдохом, то выражение воспринятых образов, красок, в той или иной форме – выдохом. Понятно, что вдох без выдоха невозможен. Мы помогаем ребенку выразиться («выдохнуть») в рисунке, в поделке или слове, но при этом очень важно дать ему возможность сделать это непосредственно, свободно, - выразить то, что он хочет и как хочет.  У детей от природы сильное чувство свободы, потребность в самостоятельном действии. Если эта природная потребность нами поощряется и развивается, ребенок развивается и воспитывается естественнее и полноценнее. К сожалению, часты случаи, когда и в семье, и в детском саду эта самостоятельность не развивается и даже тормозится. Принуждая ребенка делать что-то по намеченному взрослым плану, ограничивая его творчество заданными условиями и формой выполнения того или иного задания, мы тормозим и даже надолго, если не навсегда, можем убить желание свободно творить, проявлять инициативу. Значит, надо внушать ребенку веру в свои силы, чтобы он смело брался за кисть, карандаш, не боялся новых техник, не боялся высказать то, что он думает и чувствует. Не надо объяснять ребенку, что трава бывает только зеленой, а небо – синим; у маленького человека может быть совершенно свое видение мира, а это и есть творчество. Давайте отходить от штампов и стереотипов! (Пример: Грабарь «Февральский лазурь»).

Ребенка нужно водить в музеи, на выставки. И не важно, поймет он что-то или нет, его душа все равно проникнется красотой. Когда-то во многих семьях на стенах квартир висели репродукции известных художников. Сейчас это в прошлом. Неплохо бы иметь в детском саду такие репродукции:

  • В. Васнецов «Аленушка», «Иван-Царевич на сером волке»
  • И. Левитан «Золотая осень», «Весна. Большая вода»
  • И. Шишкин «Корабельная роща», «Утро в сосновом бору»

и многие, многие другие произведения великих мастеров живописи.

А теперь, мы познакомим вас с терминологией искусства. Это все то, что мы используем на занятиях по рисованию, лепке, аппликации. (Акварельные краски, гуашь, пастель, палитра, цветные карандаши, сангина. Что такое перспектива, линии схода, каллиграфия, этюд, этюдник).

Переходим к жанрам живописи. Попробуйте угадать, какие жанры в шутливых стихах имел ввиду поэт:

М. Яснов «О картинах»:

  1. Если видишь: на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш

Обязательно картина

Называется … (пейзаж)

                

  1. Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу, или торт,

Или все предметы сразу

Знай, что это … (натюрморт)

  1. Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь на нас,

Или принц в плаще старинном,

Или вроде верхолаз,

Летчик или балерина,

Или Колька твой сосед,

Обязательно картина

Называется … (портрет)

Назовите еще жанры живописи, в которых работают художники:

Итак:

  • Художник, рисующий животных? (Анималист)
  • Художник, рисующий море, морские мотивы, или марину… (маринист)
  • Сцены боя, военные сражения (баталист)
  • Бытовые, или жанровые сценки из жизни (жанрист)
  • Сказочные темы… (мифологический жанр)
  • Историческое прошлое… (исторический жанр)

И, как мы назвали выше, жанры пейзажа, натюрморта, портрета.

  1. А сейчас, мы проведем игру, которая называется «Найди пару» (Найти карточку с фамилией художника и соединить с названием его картины)
  2. Задание следующее: нарисовать лицо человека и морду кошки. А теперь показываем, как это сделать, соблюдая пропорции.
  3. Рассматривание картины Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» (звуковая запись Ф. Шуберта «Аве Мария»)
  4. «Дорисуй фигуры» (на логику и сообразительность).

Сядем перед картиной и тихо посмотрим на нее… Давайте станем волшебниками и поможем этой картине стать живой!

Мы смотрим на картину, а ведь она тоже смотрит на нас. У нее есть глаза. Может быть, эта два голубых окна? Давайте посмотрим в них: что мы там видим? Мы видим там небо, облака, горы. А может быть, она смотрит на нас глазами малыша, который на руках  мамы пьет молоко? Мы смотрим на него, а он смотрит на нас. О чем он думает? Может быть, о нас с вами, о том, кто мы, откуда мы появились, не сделаем ли мы ему плохого. Конечно, нет, малыш, мы только посмотрим на тебя и на твою маму.

Ее зовут Мадонна Литта. Кто она? Мы не знаем. Королева? Принцесса? Художник Леонардо ничего об этом не написал. Но мы можем с вами точно сказать, что она очень красивая. Посмотрите на ее лицо – оно доброе, чистое, ласковое. С какой нежностью, с какой любовью она смотрит на своего малыша! Она его очень любит, правда? Посмотрите, какие у нее чудесные волосы, золотистые, как красиво они причесаны! А какая на ней красивая одежда! Она очень любит своего маленького сына.

Она думает… О чем? Может быть о том, кем он станет, каким человеком вырастет? Давайте еще раз посмотрим на малыша: какие у него необыкновенные волосики, золотистые, похожие на мамины, маленькие ручки, маленькие ножки…

У этой картины есть загадка. Внимательно посмотрите: что держит малыш в руке, что ближе к маме? Да, это маленькая птичка. Как вы думаете, живая она или игрушечная? Многие думают, что она живая, и это скорее всего правда. Но как она оказалась в руке малыша, откуда она прилетела – этого никто не знает.
Это одна из тайн картины. Может быть, кто – то из вас когда – нибудь разгадает эту тайну?

Картина «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи находится в Санкт – Петербурге, в Эрмитаже. Если вы когда – нибудь будете в этом городе, то обязательно сходите в этот замечательный музей, и найдите эту картину.

Ну что, смогли мы вместе чуть-чуть оживить картину? Если да,  то мы с вами немножко волшебники. Может быть, мы сможем оживлять и другие картины?… Но еще один большой волшебник – мастер Леонардо, который написал ее. Написал, как живое письмо нам с вами, живущим в 21 веке, и мы с вами прочитали его. Почти 500 лет эта картина живет и приносит радость красоты и любви людям, помогает всем нам стать чуточку добрее, ласковее и чище.

Конечно, искусство – это еще и поэзия, литература, танец, архитектура, скульптура и много другое. Это тысячи прекрасных картин, музыкальных и других произведений, к которым ребенок должен прикоснуться в раннем возрасте, чтобы в дальнейшем идти по жизни путем Красоты. И поэтому такие занятия – беседы играют большую роль в приобщении детей к Прекрасному.

В заключении хотелось бы сказать, несколько слов о нашем замечательном земляке, художнике-пейзажисте Иване Ивановиче Шишкине. Он жил и творил в нашем городе, писал виды, окрестности Елабуги, ее леса, поля. И.И. Шишкин считается одним из талантливейших пейзажистов 19 века. В нашем городе находится дом – музей знаменитого художника, с любовью хранятся его знаменитые картины и вещи, принадлежавшие ему. М настоятельно советуем всем, кто еще не побывал в музее, непременно побывайте и посоветуйте всем родителям с детьми приобщиться к Великому Искусству Великого Художника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ноод в старшей группе по теме «Составление повествовательного рассказа «Скворечник» по серии сюжетных картинок» с использованием сказкотерапии

Конспект ноодв старшей группепо теме «Составление повествовательного рассказа «Скворечник» по серии сюжетных картинок»с использованием сказкотерапии...

Составление рассказа «Сабантуй» по серии сюжетных картин

Фронтальное занятие по развитию связной речи в подготовительной к школе группе....

Составление повествовательного рассказа «Скворечник» по серии сюжетных картинок

Обучение детей составлению рассказа по серии сюжетных картинок....

Конспект ООД по обучению рассказыванию по серии картинок в старшей группе Тема: «составление рассказа «Скворечник» по серии сюжетных картин»

Программные задачи:Цель: учить детей составлению последовательного рассказа по серии сюжетных картин.Задачи:образовательные:- обучать детей составлению рассказа по серии  сюжетных картин;- формир...