Дошкольная педагогика и психология раннего возраста
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Бухарова Зульфия Эльмировна

С развитием человеческого общества, хозяйственно-экономической и культурной жизни, возникает необходимость создания образовательных учреждений для обучения и воспитания подрастающего поколения. Первые школы появились в странах Древнего Востока приблизительно в 5 тысячелетии до н.э. Основателями школ были служители культа, которые выступали носителями идеальных представлений в воспитании. Создание разнообразных по тем временам школ, способствовало расширению содержания и методики обучения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doshkolnaya_pedagogika_i_psihologiya_rannego_vozrasta.docx19.12 КБ

Предварительный просмотр:

«Дошкольная педагогика и психология раннего возраста»

«Одна из грубейших ошибок считать, что педагогика является наукой о ребенке,

а не о человеке».

 Я.Корчак.

История становления дошкольных учреждений связана с именем немецкого педагога Ф. Фребеля (1782 – 1852), который в 1837 году в г.Бланкенбурге открыв заведение для дошкольников, назвал его «Детским садом», а воспитательниц – садовницами. Для пропаганды своих педагогических находок Ф.Фребель в 1838-1840 году издавал газету «Воскресный листок» под девизом «Будем жить для наших детей». Кроме этого он выпустил ряд практических руководств для матерей («Материнские и ласкательные песни», «Сто песен к играм в мяч, практиковавшимися в детском саду в Бланкенбурге»), которые были призваны обучить их приемам правильного воспитания детей. Идеи Ф.Фребеля получили широкое распространение в дошкольных учреждениях многих странах, в том числе и России.

В России первые дошкольные учреждения появились в воспитательных домах и домах призрения бедных детей. Е.Гугель и П.Гурьев на свои средства учредили экспериментальную школу для малолетних детей, которые занимались и играли на свежем воздухе, старшие дети обучались грамоте. Значительное место отводилось беседам и рассказыванию. В 1837 году был издан «Проект об учреждении при Гатчинском воспитательном доме пансионов для содержания малолетних питомцев и школы для первоначального обучения детей».

Первые собственно детские сады появились в России в 60-е годы ХIХ столетия. Они носили частный характер, и соответственно, были платными. Дошкольные учреждения появились в Петербурге (1863), Воронеже, Иркутске, Смоленске, Москве, Тбилиси (1866 – 1870). Основу образовательного процесса в этих заведениях составляла система Ф.Фребеля. В 1866 году был открыт первый бесплатный детский сад. Это было благотворительное учреждение при «Обществе дешевых квартир» для детей работниц Петербурга. В настоящее время дошкольные учреждения имеют большое распространение в мире. Развитие системы дошкольного образования обусловлено радом обстоятельств: расширением мирового образовательного пространства; разнообразием программ социального развития многих государств; значимостью периода первых лет жизни человека для становления его личности в последующие годы; ростом численности профессиональных воспитателей. Потребность подготовки ребенка к последующей жизни, передавать накопленный жизненный опыт возникла у человечества в глубокой древности. Это осуществлялось в процессе естественного хода жизни человека в семье, общине, приобщения детей к хозяйственной деятельности, вовлечения их в ритуальные инициации и обряды.

Педагогика развивалась в русле философии и занимала видное место в размышлениях античных мыслителей: Сократа (469-399 до н.э.), Платона (427–348 до н.э.), Демокрита (ок. 470 или 460 до н.э.), Аристотеля (384-322 до н.э.) и др. Демокрит считал, что становление человека зависит от его природы и воспитания, которое необходимо начинать с малых лет. Вот один из фрагментов его сочинений: «Иногда молодым людям присущ разум, а старцам безрассудство, ибо разуму учит не время, а надлежащее воспитание и природа». По мнению Платона, изложившего свои взгляды на организацию воспитания в трактатах «Государство» и «Законы», воспитание - это воздействие взрослых на детей, формирование в детях нравственности и добродетели. Исходя из собственной теории развития, Аристотель говорил о трех сторонах души: растительной, которая проявляется в питании и размножении; животной, проявляющейся в ощущениях и желаниях; 9 разумной, которой свойственно мышление и познание, а также способность подчинить себе растительное и животное начала. Соответственно трем сторонам души, Аристотель сформулировал три направления воспитания: физическое, нравственное и умственное, составляющие одно целое. В период Средневековья, расцвета церковной культуры, отречения от античных идеалов воспитания во всех областях духовной жизни, в том числе в образовании и воспитании, появились университеты, которые являлись центрами культуры и просвещения. Появление университетов было ответным шагом на требования общества к интеллектуально-духовному развитию человека. В размышлениях религиозных, государственных мыслителей средних веков Ф.Аквинского, Ф.Бэкона, Ф.Рабле, М.Лютера, Т.Мора (1568-1639), Т.Кампанеллы, Э.Роттердамского и др. педагогические идеи получили дальнейшее развитие. Педагоги-гуманисты ставили задачей воспитывать здоровых, жизнедеятельных людей, обладающих многосторонними интересами. Они уделяли значительное место в своих рассуждениях вопросам физического и умственного воспитания детей. Гуманисты считали, что обучение должно быть основано на наглядности и сознательном усвоении знаний. Они призывали бережно и внимательно подходить к ребенку, уважать его как человека и личность. Педагогика как самостоятельная отрасль оформилась в XVII веке. Это было обусловлено рядом причин, прежде всего, социально-экономическими: бурное развитие городов, зарождение промышленности, великие географические открытия, смены средневековых устоев жизни, рассвет культуры, науки. Образование стало приобретать особую значимость в общественном развитии государства и жизни конкретного человека. Становление педагогической науки связано с именем чешского педагога Я.А.Коменского (1592-1670), автора многочисленных педагогических работ, которые имели мировое признание. В круг педагогических идей Я.А.Коменского входили следующие позиции: пансофизм как обобщенное 10 знание, добытое цивилизацией и донесение этого знания через школу родного языка до всех людей, независимо от их социальной и религиозной принадлежности; система всеобщего образования, ее государственный характер, соответствие ступеней образования возрасту человека; классно-урочная система построения учебного процесса; сочетание гуманитарного и научно-технического общего образования; обучение детей на родном для них языке. Я.А.Коменский был одним из первых педагогов, разработавший вопросы дошкольного воспитания. Материнскую школу он понимал как своеобразную форму семейного воспитания, где закладываются основы физического, нравственного и умственного развития ребенка. В своей главной книге «Великая дидактика» (1654) Я.А.Коменский изложил теоретические основы учебного процесса, по образу которого строится обучение в современных учебных заведениях, в том числе и дошкольном учреждении. Бурный период развития педагогической науки обоснован разработкой теоретических проблем воспитания и обучения Дж.Локком, Ж.Ж.Руссо (1712-1778), И.Г.Песталоцци (1746-1827) и др. Являясь основоположником русской педагогики, К.Д.Ушинский (1824- 1870) обосновал идею народности воспитания, создал теорию детской игры, подтвердив ее научно-психологическими данными. В своем произведении «Человек как предмет воспитания» изложил психологические основы дидактики. Выдвинутые им идеи послужили основой теории дошкольного образования. Оформлению дошкольной педагогики в самостоятельную педагогическую науку способствовали основополагающие идеи дошкольного воспитания, сформулированные А.С.Симонович (1840-1933), Е.Н.Водовозовой (1844-1923), Е.И.Конради (1838-1898). Е.И.Тихеева (1866- 1944) обосновала положения, касающиеся вопросов организации детского сада и постановки воспитательно-образовательной работы в нем. 11 ХХ столетие с его бурными социально-политическими потрясениями и изменениями обозначил проблему воспитания человека в новом обществе. Ее исследовали С.Т.Шацкий, П.П.Блонский. Ряд работ Н.К.Крупской (1869- 1939) были посвящены вопросам организации дошкольного образования. Вопросы семейного воспитания отражены в произведениях А.С.Макаренко (1888-1939). Гуманистический характер воспитания, бережное отношение к ребенку – таковы педагогические приоритеты В.А.Сухомлинского (1918- 1970). Возникновение и развитие педагогической науки связано с потребностью общества в изучении и обобщении опыта подготовки новых поколений к участию в производстве материальных и духовных ценностей. Педагогика – это наука о воспитании человека на всех этапах его развития.

С развитием человеческого общества, хозяйственно-экономической и культурной жизни, возникает необходимость создания образовательных учреждений для обучения и воспитания подрастающего поколения. Первые школы появились в странах Древнего Востока приблизительно в 5 тысячелетии до н.э. Основателями школ были служители культа, которые выступали носителями идеальных представлений в воспитании. Создание разнообразных по тем временам школ, способствовало расширению содержания и методики обучения.

В настоящее время в педагогике и психологии дошкольного воспитания с учётом требований времени произошли существенные изменения. Одним из ведущих направлений научного поиска сегодня является разработка модели процесса целостного развития личности ребёнка-дошкольника. Эта проблема является многоаспектной и предполагает такие направления как исследование механизмов психического развития дошкольников и проектирование на этой основе психолого-педагогического сопровождения их личностного становления и развития. Научные интересы современной педагогики и психологии направлены на изучение внутреннего мира ребёнка, механизмов его самопознания, субъектной позиции будущего школьника, закономерностей процессов социализации в современном информационном пространстве. Известно, что все культурные ценности, накопленные человечеством, являются результатом творческой деятельности, а значит будущее будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения. Современные прогрессивные тенденции детской психологии и педагогики определяют продуктивную деятельность как условие креативности личности. Причём подходы и методики разнятся между собой. Так, одни исследователи (В. Глоцер), (Бю Джеферсон) считают, что любое вмешательство в процесс творчества ребёнка вредит индивидуальному выражению личности, ибо творчество-это спонтанный процесс. Роль воспитателя тогда заключается в том, чтобы уберечь ребёнка от воздействий со стороны, сохранив тем самым оригинальность творчества. Другие исследователи, такие как А.В.Запорожец, Н.А.Ветлугина, Т.Г.Казакова, не отрицая значимости интуитивности и самобытности, считают нужным вмешательство взрослого. Именно от воспитателя в детском саду зависит сможет ли ребёнок в полной мере раскрыть свои творческие способности, т. к. ему приходится делать свой выбор в пользу той или иной методики, создавать собственные способы и приёмы взаимодействий в соответствии с ситуацией и индивидуально психологическими особенностями ребёнка. Следует учитывать при этом, что творчество детей не может быть ни принудительным, ни обязательным. При этом, согласно Л.С. Выготскому, должен соблюдаться принцип свободы, являющийся обязательным условием любого творчества.

Список использованной литературы:

1. «Актуальные проблемы дошкольного образования: становление, развитие, перспективы» Материалы международной научно практической конференции. Челябинск ЧГПУ-Челябинск РЕКПОЛ, 2012.

2. Бутенко Н.В. «Психолого-педагогические механизмы художественно-эстетического развития личности в период детства» Липецк 2013г.

3. Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений.

4. Дошкольная педагогика. Конспект лекций: Пособ. для подгот. к экзаменам - М.: «Приор-издат», 2002.  - 192 с.

5. Татаринцева Н.Е «Полоролевое воспитание дошкольников: практические материалы». Методическое пособие, Москва 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра для педагогов "Что за слово?. Тема: дошкольная педагогика и психология

Представленная игра "Что за слово" включает вопросы на темы дошкольной педагогики и психологии.Игру можно проводить для двух команд, можно и для выявления индивидуального победителя. Участникам необхо...

Эссе «Применение знаний специальной дошкольной педагогики и психологии»

Итоговая работа курса профессиональной переподготогвки по специальности "Специальная дошкольная педагогика и психология"....

Эссе на тему: «Применение знаний специальной дошкольной педагогики и психологии»

Искусство воспитания имеет ту особенность,что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным - даже легким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически ил...

"Применение знаний специальной дошкольной педагогики и психологии"

Современный мир полон самых разнообразных проблем, которые не обходят стороной наших детей. В последнее время отмечается рост детей, имеющих особенности психического или физического развития. Какими з...

СТАТЬЯ «Применение знаний специальной дошкольной педагогики и психологии»

СТАТЬЯ «Применение знаний специальной дошкольной педагогики и психологии»Современные условия образования предъявляют высокие требования не только к педагогу работающему в специализированны...

Тест: "Педагогика и психология раннего возраста"

Данный тест разработан для того, чтобы проверить на сколько хорошо была усвоена программа....