Конспект НОД по духовно - нравственному воспитанию детей "Вежливые слова"
методическая разработка (младшая группа)

Смолкова Татьяна Владимировна

Цель:

- способствовать нравственному развитию личности ребенка младшего возраста.

Задачи:

- познакомить с понятием «вежливость», показать, в чем проявляется вежливость;

-  совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, проявлять доброжелательность);

- развивать познавательный интерес, расширить кругозор детей;

- добиваться доброжелательной интонационной выразительной речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ д/с № 29 «Светлячок»

Конспект непрерывной образовательной деятельности

по духовно – нравственному воспитанию 

детей младшего дошкольного возраста

 «Вежливые слова»

Подготовила: воспитатель высшей категории

Смолкова Т.В.

г.Кулебаки, 2022 год.

                 Пояснительная записка

Актуальность. Современное общество ставит перед педагогами, воспитателями и родителями задачу воспитания высокообразованного и хорошо воспитанного человека.

Формирование культуры поведения – одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться всеми, кто имеет отношение к детям. Культура поведения помогает общению человека с окружающими, обеспечивает ему эмоциональное благополучие и комфортное существование в обществе.

Первые представления о нормах поведения принятых в обществе, ребенок получает в семье, в детском саду. В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Мы обязаны донести до наших детей моральные принципы и этические нормы, которые дадут им прочную основу для становления в жизни. 

Цель:

- способствовать нравственному развитию личности ребенка младшего возраста.

Задачи:

- познакомить с понятием «вежливость», показать, в чем проявляется вежливость;

-  совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, проявлять доброжелательность);

- развивать познавательный интерес, расширить кругозор детей;

- добиваться доброжелательной интонационной выразительной речи.

Место НОД в системе дошкольного образования: образовательная область ФГОС ДО - социально-коммуникативное развитие.

Состав группы воспитанников: группа 4-го года жизни (вторая младшая группа) состоит из 11 мальчиков и 10 девочек. Дети очень активные, любознательные. Дети любят рисовать, лепить из пластилина. Мальчикам очень нравится конструировать различные постройки из конструктора, кататься на машинах.

Форма проведения: занятие – путешествие. (проводится с подгруппой детей)

Методы и приемы:

Наглядный: (показ, демонстрация).

Словесный: художественное слово, беседа, рассказ, вопросы, пояснения.

Игровой: сюрпризный момент, дидактическая игра.

Нетрадиционные техники рисования.

Вид детской деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, двигательная, музыкально-ритмическая, продуктивная.

Предполагаемый результат: ребенок эмоционально-заинтересованно следит за развитием театрализованных действий воспитателя, с желанием принимает участие в выполнении заданий, активно отвечает на вопросы воспитателя, активен и заинтересован.

                                       Ход:

(Дети заходят в группу под музыку, детей встречает Мишка.)

Воспитатель: 

– Ребята посмотрите, кто к нам в гости пришел, Мишутка, что-то он какой-то грустный. Давайте у него спросим, что случилось?

Мишка:

Здравствуйте ребята я знаю, что вы ходите в детский сад, и учите разные правила. Мой друг Зайка, злым сегодня был, и спасибо, не говорил, оттолкнул бельчонка, и лисичке нагрубил –разорвал ей книжку….

Помогите, пожалуйста, моему другу Зайчику стать добрым, вежливым и послушным.

Воспитатель:

– Ребята, поможем медвежонку, подскажем ему, как нужно себя вести?

Хорошо, тогда нам нужно отправляться в путь дорогу к нашему Зайчику.

А отправимся мы в лес на паровозе, приготовились, поехали! (Музыка песни «Паровозик», имитируют движения)

Паровозик

-вставайте в паровозик.                      дети встают друг за другом

“чух-чух-чух”-                                      двигаются вперед

мчится поезд во весь дух.                    двигаются быстрее

паровоз   пыхтит                                    “пыхтят”

-“тороплюсь!”-кричит.

как паровоз кричит?                           останавливаются

-“У-У-У-У-У-У”                                         повторяют хором. 

Воспитатель:

– Ой, а кто же это там под кустиком сидит? А это Зайчик, давайте к нему подойдём и поздороваемся!

– Здравствуй Заинька, ты почему с нами не здороваешься?

Зайчик:

«Спасибо», «Здравствуйте», «Простите»

Произносить я не привык,

Сказать при встрече «Добрый день»

Казалось бы, простое слово

Но говорить его не буду

И в лучшем случае «Здорово»!

Я вместо «Здравствуй» говорю.

Воспитатель:

-А почему ты здесь один сидишь?

Зайчик:

-Потому что поссорился с бельчонком.

Воспитатель: 

-А почему ты поссорился с бельчонком?

Зайчик: 

-Я его толкнул и не попросил прощения, и он меня назвал не воспитанным. А я не такой. Я хороший.

Воспитатель:

-Зайчонок, ты не прав. Сейчас ребята расскажут тебе, что значит быть воспитанным, приветливым и какие волшебные слова мы знаем.

Воспитатель: предлагаю вам поиграем в игру «Доскажи словечко»

В нашей группе чудеса, бывает, происходят,

 Дети нужные слова часто не находят.

 В любое время года, в жару или ненастье

Забывает кое-кто простое слово… (здравствуйте)

    

Со стула сбросил всё сосед, только посмотрите,

Убежал, не вспомнил он слово … (извините).

    

Подарили карамель и ещё что-либо,

Надо что-то бы сказать, кажется … (спасибо).

Во всех странах на прощанье говорят всем…(до свиданья) 

Это важные слова надо помнить, дети,

Интереснее тогда будет жить на свете.

 Эти волшебные слова чаще говорите,

И получится у вас всё, что захотите.

Воспитатель:

– Замечательно. Вы назвали волшебные слова. Как вы думаете, зачем нужны вежливые и добрые слова? (Ответы детей.

Я вам помогу. Послушайте стихотворение:

Папа разбил драгоценную вазу

Бабушка с мамой нахмурились сразу

Но папа нашёлся, взглянув им в глаза

И робко и тихо «Простите» сказал.

И мама молчит, улыбается даже

– Мы купим другую, есть лучше в продаже

«Простите», казалось бы, что в нём такого

А вот ведь какое чудесное слово.

Воспитатель: 

 Какое волшебное слово живет в этом стихотворении? В каких ситуациях его говорят? (ответы детей)

Воспитатель:  

Волшебное слово «простите». Его говорят в том случае, когда что-то сделали плохое. 

Доброта — это важное человеческое качество, которое имеет волшебные слова, вы знаете, ребята, что это за слова?

Дети:

-Спасибо, пожалуйста, извините, простите, добрый день утро и т.д.

Воспитатель:

– Дети, а что может обидеть человека? (несправедливость, грубость, ложь, неуважительное обращение).

– Можно обиду потрогать? (Нет).

– Есть ли у неё запах, вкус? (Нет).

– Ребята, а что может обидеть лично вас? Испытывали вы когда-нибудь обиду? (Рассказы детей).

Воспитатель:

– А как вы думаете, кто наносит обиду? (Человек, его действия и поступки, его слова).

Воспитатель:

– А может ли быть нарушена дружба, если кто-нибудь из ребят обзывает другого обидными словами? (Ответы детей).

Воспитатель:

– Ребята, а что следует сделать, чтобы восстановить дружбу? (попросить прощения).

Воспитатель: 

-Конечно же, это слово «простите». Как необходимо в разных ситуациях вовремя сказать нужные слова.

Зайчик: 

-Я понял, почему обиделись на меня мои друзья.

Воспитатель: 

-И почему же?

Зайчик:

 Я их обидел и не попросил прощения, и с вами я не поздоровался, не пожелал здоровья. Надо вернуться и сказать волшебное слово «прости».

Воспитатель: 

-Вот и замечательно, что ты всё понял. Вежливые слова нужны всегда, не забывай об этом.

А для того, чтобы у Вас было много друзей, помните несколько советов кота Леопольда:

– Никогда не груби своим товарищам.

– Не называй обидными словами.

– Не толкайся и не дерись.

Добрым быть совсем непросто
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета
Доброта не пряник, не конфета.

Физкультминутка «Быстро встаньте».

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше подтянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись.

Сели, встали, сели, встали

И на месте побежали.

Воспитатель:  

-Вы очень внимательные ребята, а теперь проверим умеете ли вы отличать хорошие поступки от плохих.

Воспитатель: 

Перед вами, ребята, карточки с изображением хороших и плохих поступков.   Рассмотрите их.  На стол к веселому мальчику будем помещать добрые поступки, а на стол с грустным мальчиком – не правильные поступки.

Воспитатель: 

-Замечательно, Ребята, мы с вами сегодня хорошо потрудились, помогли другу Мишке, стать добрым и вежливым. А теперь пора возвращаться. 

Зайчик: 

-Ой спасибо, ребята, мне так с вами понравилось играть. Я очень рад, что нашёл много друзей, и теперь я никогда и никого не буду обижать. Спасибо вам и до свидания!

Дети: 

-До свидания!

Воспитатель: 

-Раз, два, покружись,

В нашей группе очутись!

Вот и закончилось наше путешествие. С возвращением Вас!

Зайчик: 

-Ой спасибо, ребята, мне так у вас понравилось. Я очень рад, что нашёл много друзей. Я к вам обязательно приду ещё, сейчас мне пора к мамочке. Спасибо вам и до свидания!

Дети: 

-До свидания!

Воспитатель:

– Ребята, давайте сядем за столы и нарисуем при помощи ватных палочек улыбку ваших родных и близких, друзей.

Творческая деятельность «Улыбка».

(Дети под музыку песни «Улыбка» рисуют портреты).

Итог занятия:

Воспитатель:

-Детки, вы сегодня хорошо постарались, узнали много удивительных волшебных слов. Давайте крепко возьмемся за руки и подарим друг другу добро, улыбнемся и скажем волшебное доброе слово «Спасибо, до следующей встречи!».

-А теперь давайте на доску повесим все ваши рисунки и будем смотреть на них и вспоминать о вежливых добрых словах.

Чтобы солнце улыбалось,

Нас с тобой согреть старалось,

Нужно просто стать добрей

И мириться нам скорей!

Список литературы:

  1. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Программа и краткие методические рекомендации: для работы с детьми 3-4 лет. Издательство «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», Москва, 2018 г.
  2. Абрамова Л.В., Слепцова И.Ф. Социально – коммуникативное развитие дошкольников. Младшая группа. Издательство «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», Москва, 2017 г.
  3. Абрамова Л.В., Слепцова И.Ф. Социально – коммуникативное развитие дошкольников. Подготовительная к школе группа. Издательство «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», Москва, 2017 г.
  4. Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников (3–7 лет). Издательство «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», Москва, 2016 г.
  5. Петрова В. И., Стульник Т. Д. Этические беседы с детьми 4–7 лет. Издательство «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», Москва, 2017 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по духовно-нравственному воспитанию дошкольников подготовительной к школе группе "Игра-поход на богатырскую заставу"

 Участие дошкольников в "Игре-походе на богатырскую заставу" воспитывает у них чувство гордости за богатырскую силу Россию, уважение к русским воинам, желание им подражать.Формирует представления дете...

Конспект по духовно-нравственному воспитанию детей средней группы

Актуальность. В нашей стране относились к хлебу всегда по - особому. Если человек в чём-то не очень разбирается, о нём говорят: » думает что булки на деревьях растут». Где же действительно растёт...

Конспект по духовно-нравственному воспитанию:"Хорошо-плохо".

Конспект интегрированной образовательной деятельности с дошкольниками старшей группы....

Конспект по духовно-нравственному воспитанию"Пасха"

Дети должны  возрастать и крепнуть духовно.Тогда  они научаться прощать, любить ,сеять зернышки добра и милосердия. Такое мировоззрение приучает человека не отчаиваться, исправляться и...

Конспект по духовно-нравственному воспитанию"Святые земли Русской"

Основы духовно-нравственного воспитания в  детском саду.           Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-и...

конспект по духовно-нравственному воспитанию

Данная тема актуальна тем, что подрастающее поколение отторгает  отечественную  культуру, общественно–исторический  опыт поколений – одна из серьёзных проблем нашего времени. Я считаю, ...

НОД по духовно-нравственному воспитанию "Человеческое слово"

Материал предназначен для детей старшего дошкольного возраста, поможет в подготовке к занятию по духовно - нравственному воспитанию, используютсся три области знаний...