План по саморазвитию "Воспитание гуманных чувств через театрализованную деятельность".
материал (старшая группа)

Швецова Елена Анатольевна

План по саморазвитию "Воспитание гуманных чувств через театрализованную деятельность" .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_samorazvitiyu-_lena-9.03.2015_1.docx34.76 КБ

Предварительный просмотр:

План по саморазвитию

«Воспитание гуманных чувств  через театрализованную деятельность».

Пояснительная записка.

  «Театр - искусство прекрасное.

Оно облагораживает,

                                          воспитывает человека.  Тот, кто любит театр   по настоящему,

всегда уносит из него запас мудрости и доброты».

 К.С.Станиславский.

Духовно-нравственное воспитание - одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна сегодня решаться всеми, кто имеет отношение к детям. То ,что мы закладываем в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение. Осознание критериев морали происходит на много позднее, чем формируются нравственные чувства и алгоритм поведения.

Педагоги нашего детского сада нравственное воспитание детей строят таким образом, чтобы развивать у детей положительное эмоциональное отношение к близким и сверстникам, окружающему миру, через познание истоков русской народной культуры, декоративно-прикладного и фольклорного искусства.

Проблема воспитания гуманных чувств изучалась в отечественной дошкольной педагогике достаточно подробно и с разных позиций. Рассматривалось отношение ребенка к взрослым, к сверстникам, к детям старшего и младшего возраста; изучались средства воспитания гуманных отношений (художественная литература, игра, занятия, труд) в условиях семьи и дошкольного учреждения. Значительный вклад в разработку проблемы внесли исследования В.В. Абраменкова, Л.В. Артемова, Р.С. Буре, Н.А. Ветлугина, Н.В. Кондрашова, В.К. Котырло, В.Г. Нечаева.

Позитивные отношения между детьми группы — залог успешности и коммуникативного поведения в будущем, ведь так важно научить детей этого возраста играть вместе, а не рядом. Между тем, в детском коллективе неизбежны конфликтные ситуации. Задача педагога не просто умело разрешить острые ситуации среди воспитанников, но и, что более важно, не допускать их появления. А сделать это можно, только создав дружеские отношения между ребятами.   

Актуальность.

В последние годы наблюдается негативная тенденция в поведенческих реакциях детей по отношению друг к другу. Дети нетерпимы, не могут договориться.  В связи с этим я использовала различные методики по формированию детского коллектива, но желаемого эффекта они не принесли. Хотя на первый  взгляд  дети  стали дружнее, но это только внешнее проявление. А внутренней готовности детей к сотрудничеству   и диалогу не было. Используемые мною приемы не  принесли желаемого результата,  Поэтому я посчитала необходимым искать другие способы. Эффективным средством создания благоприятного климата, для позитивной социализации, личностного развития дошкольника, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками, на мой взгляд, может выступать театрализованная игра.  Вот уже несколько лет я занимаюсь целенаправленной театрализованной  деятельностью. Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования разносторонне развитой личности, позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для дошкольного возраста всегда имеет нравственную направленность. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни героев театрализованных постановок, что дает им возможность глубже познать окружающий мир, формирует уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать, находить правильный выход из проблемных ситуаций.

         

 Проведенная   диагностика (Приложение №1.)  позволила сделать вывод:

Во-первых, большое количество средних и низких показателей говорит о том, что работа по воспитанию гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста в воспитательно-образовательном процессе уделяется недостаточное внимание.

Во-вторых, полученные результаты подтвердили тот факт, что у большинства детей имеются представления о сочувствии, сопереживании, но они сформированы не в достаточной степени. Это выражалось в эмоциональном отклике на задания, в самостоятельном стремлении помочь другому человеку.

Таким образом, после  проведенной диагностики можно  сделать вывод о том, что гуманные чувства у детей недостаточно развиты, большинство детей имеют знания о гуманных чувствах, и лишь 2 (20%) демонстрируют понимание гуманных чувств в реальных жизненных ситуациях.

Исходя из своего опыта,  считаю, что проблему развития гуманных чувств у детей дошкольного возраста можно решить  через  театрализованную деятельность. Поэтому,  я  сформулировала  тему: «Совершенствование работы по развитию  у  детей дошкольного возраста гуманных чувств через театрализованную деятельность».

Гуманные чувства являются составляющей нравственного воспитания, поэтому считаю справедливым использовать применительно к гуманным чувствам задачи, методы и средства нравственного воспитания.

Сроки реализации –  6  месяцев.

Работа с детьми возможно в любой момент пребывания в детском саду, например, на занятии по развитию речи, можно взять театральную игру «Театр масок» или игру-упражнение «Превращение детей», которые будут способствовать  эмоциональному раскрепощению детей и формированию   доброжелательных взаимоотношений в условиях совместной деятельности. А в утреннее время  -  этюды  «Здравствуй друг», «Как бы ты поступил»  для  усвоения детьми норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные  ценности.  Все методы и приёмы используются в комплексе, чередуются и дополняют друг друга, позволяя воспитателю дать детям знания, помочь освоить умения и навыки, развить внимание, память, воображение, творческое воображение. Использование игр  возможно как индивидуально, так и группой(подгруппой)  детей.

Формами подведения итогов являются выставки, инсценировки, посиделки, вечера развлечений.

 Участники: Дети, родители, педагоги МБДОУ.

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Способствовать введению  ребёнка в сложный мир человеческих взаимоотношений, помочь обрести эмоциональное благополучие, формируя у него эмпатийные проявления по отношению к окружающим.

Чтобы добиться поставленной цели, поставила следующие задачи.

Задачи:

  1. Повышать собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, самообразования;
  2. Создать  систему условий для позитивной социализации и индивидуализации детей.
  3. Содействовать сотрудничеству детей и взрослых.

Решение этих задач и поставленной цели будет способствовать у детей:

  1. приобщению к социокультурным нормам и традициям семьи, общества и государства;
  2. формированию  моральных и нравственных ценностей;
  3. развитию общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
  4.  импровизации  с использованием  доступных   средств    выразительности каждого   ребёнка (мимика, жесты, движения),  согласованию  своих  действия  с  действиями партнёра (слушать , не перебивая , друг друга , говорить ),    произносить небольшие монологи    и  развёрнутые   диалоги (в соответствии    с сюжетом   инсценировки);
  5. формированию уважительного отношения  и чувства принадлежности к сообществу детей  и взрослых;
  6. развитию  социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, чувства сопереживания;
  7.  положительному   отношению  к театральным    играм, воспитанию воли и уверенности    в себе;
  8. Формированию познавательных интересов  и познавательных действий в различных видах деятельности;
  9.  воспитанию доброжелательности и контактности в отношениях со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях.

Предполагаемый результат: переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс. 

Добиться нужных результатов по развитию у детей гуманных чувств невозможно без  участия родителей воспитанников.

Этапы работы.

Раздел

плана

Содержание работы

Сроки реали- зации

Ожидаемый результат

Теоретический этап.

1.Изучение методической литературы по данной проблеме:

1)«Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников», под редакцией  А.М. Виноградовой», М.: «Просвещение», 1989

2)Запорожец А.В. «Воспитание эмоций и чувств у дошкольника // Эмоциональное развитие дошкольника, М: «Просвещение», 1985

3)Чистякова М.И. «Психогимнастика», под редакцией Буянова М.И., М.: «Просвещение: ВЛАДОС», 1995

4)Родина М.И., Буренина А.И. «Кукляндия», учебно-методическое пособие по театрализованной деятельности, СПБ: «Музыкальная палитра», 2008

2.Изучение статей в журналах:

«Воспитатель ДОУ»,

«Дошкольное воспитание»,

 «Ребенок в детском саду», «Обруч».

В течение намеченной работы

Обогащение и систематизация знаний.

Практический этап.

1.Изучение опыта педагогов ДОУ.

2. Изучение методик и технологий педагогов в Интернете:

http://www.maam.ru/

1)Аксёнова А.И. «Инновационная деятельность МДОУ», Новокубанкс, 2011  по материалам сайтаhttp://nsportal.ru/site/27409/innovatsionnaya-deyatelnost-v-mdobu

2)Фомина М.В. Антипина С.В. Программа по духовно-нравственному воспитанию «Уроки нравственной жизни» Тюмень, 2002, по материалам сайта http://ru.znatock.com/docs/index-5762.html

3)Телегин М.В. «Основы духовно-нравственного воспитания детей в ДОУ» (программа повышения квалификации работников образования)  по материалам сайтаhttp://www.mtelegin.ru/pedagogika/duhovnonravvosp

В течение продолжительности работы по теме.

Разработка собственного опыта.

Совершенствование собственных умений.

Повысился собственный уровень знаний.

Оборудование  театрального уголка, который содержит различные виды театров.

1.«Пальчиковый театр», «Театр ложек», «Театр живой руки», «Театр теней», «Театр картинок», «Театр масок», и др.

2.Для драматизации игр имеются костюмы, маски с изображением героев сказок, декорации.

 

Улучшена предметно –развивающая среда группы.

1)Приобретение игр  и пособий: «Что такое хорошо и что такое плохо», «Назови сказку», «Зоопарк настроений», «Учимся понимать друг друга», «Азбука хорошего поведения», «Уроки вежливости» и др.

2) В книжном уголке разместить книги, способствующие развитию нравственных качеств. Например: В. Осеева «Волшебное слово», В. Катаев «Цветик-семицветик», А. Барто «Вовка – добрая душа» и т. д.

 3) Создание копилки «Добрых дел».

В течение  продолжительности работы

Создана  система условий для позитивной социализации и индивидуализации детей.

Работа  с детьми

Разработка перспективного планирования по теме «Воспитание гуманных чувств  через театрализованную деятельность».(Приложение № 2)

1.Конспекты занятий.

2.Картотека игр.

3.Сценарий развлечения.

4. Картотека этюдов и упражнений.

5. Подобраны игры для развития у детей коммуникативных качеств детей «Начни, а он продолжит», «Что будет, если? », «Угадай героя сказки» и др.

6. Создала альбомы «Пословицы и поговорки о дружбе», «Художественная литература по теме», «Наши славные дела».

Август - сентябрь

1. Обогатился уровень представлений  детей о понятиях «добро» и «зло».

2. Сформирована готовность к совместной деятельности  со сверстниками.

3. Дети стали доброжелательными  и контактными в отношениях с взрослыми и сверстниками в разных ситуациях.

 4. Стали проявлять сочувствие и сопереживание к тем, кто в них нуждается.

5. Сформировано представление о честности, справедливости, доброте.

6. Анализируют свои поступки, поступки сверстников, героев художественной литературы.

7. Проявляют творческие способности, любознательность, наблюдательность.

 Работа     с           родителями

Разработка перспективного плана работы с родителями. (Приложение № 2)

Проведение круглого  стола  по проблеме. Сценарии развлечений.

В течение намеченной работы

Собственный план работы с родителями.

Повысился собственный уровень умений работы с родителями в данной области.

1. Предоставление родителям педагогической информации по данной теме.

1)Индивидуальные беседы «Формирование представлений о нормах морали», «Воспитание сказкой».

3) Консультации: «Приобщение дошкольников к художественной литературе», «Развитие эмоциональной сферы посредством театрализованной деятельности», «Дарите детям радость», «Воспитание ребёнка посредством театральной деятельности»

 4)Практические рекомендации: «Игры, развивающие воображение», «Воспитание вежливости у дошкольников», «Уроки добра».

1.Характер взаимодействия родителей, педагогических работников и детей  приобрел личностно – развивающий и гуманистический характер.

2. Родители – активные участники  в образовательной деятельности.

3. Созданы условия  для поддержки родителей в воспитании детей, вовлечение семей  непосредственно в образовательную деятельность.

4. Предоставлена консультативная помощь родителям по вопросам образования  и охраны здоровья детей.

5. Оказаны необходимая информация и помощь родителям  с целью приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Использование разнообразных форм  работы с родителями для привлечения их  к деятельности группы.

1) Картотека бесед.

2)Тесты.

3)Анкетирование: «Нравственные ценности», «Определение уровня сформированности представлений дошкольников о театре».

4) Семейные чтения (родители рассказывают свои любимые сказки из детства, обсуждают прочитанные произведения).

5) Родительское собрание. «Учите детей чувствовать», «Путешествие по страницам книг».

В течение  всей намеченной работы

Организация выставки совместных рисунков, поделок, самодельных книг.

Рисунки на тему: «Моя любимая сказка»,

«Добрые и злые герои» и др.

В течение  намеченной работы

Привлечение  родителей к изготовлению театральных костюмов и атрибутов к играм.

В течение  намеченной работы

Родители – активные участники  в образовательной деятельности.

Оформление информационно-наглядного материала в родительский уголок.

Комплекс консультаций  на тему.

Папки - раскладушки: «Мы читающая семья», «Детская дружба», «Игры-драматизации, как средство приобщения детей к семейным ценностям».

Информационные листовки, буклеты по теме.

Сентябрь - февраль

Самореализация

1.Показ  открытого  занятия.

2.Выступление  с опытом работы  на педсовете.

3.Участие в методических объединениях.

4.Участие на семинарах, конференциях ДОУ, района.

5.Разработка конспектов занятий по воспитанию гуманных чувств через театральную деятельность.

6.Обогащение  предметно-развивающей среды, зоны активности детей.

7.Оформление сборника консультаций для родителей.

февраль

Обобщение результатов проведенной работы.

Повышение знаний.

Повысился собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы; произошли изменения  в  личностном плане , а именно, приобрела новые знания, чувства, положительные впечатления от проделанной работы, новый опыт работы с детьми, удовлетворение  от успехов детей, от  положительных оценок педагогического сообщества и родителей, общественности. Появились собственные методические наработки, сделанные в ходе работы над темой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практические достижения профессиональной деятельности педагога «Воспитание патриотических чувств к истории родного города через театрализованную деятельность»

Вопрос "Как знакомить детей с историей родного города?" довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования....

План – программа «Творческое развитие детей через театрализованную деятельность»средняя группа

План – программа «Творческое развитие детей через театрализованную деятельность»...

План – программа «Творческое развитие детей через театрализованную деятельность» старшая группа

План – программа «Творческое развитие детей через театрализованную деятельность»...

Формирование патриотических чувств, основ толерантности через театрализованную деятельность старших дошкольников

Патриотическое воспитание представляет собой педагогический процесс развития нравственных чувств.  А чувство «патриотизма» довольно сложное.Возникает вопрос: можем ли мы говорить о во...

Формирование нравственно-патриотических чувств через театрализованную деятельность у детей дошкольного возраста

Формирование у детей эстетического вкуса и потребности духовной культуры является одной из важнейших задач воспитательного процесса. Театральная деятельность – это одна из форм активного приобще...

Перспективный план по развитию коммуникативных навыков через театрализованную деятельность детей 5 -6 года жизни

        Общение детей со сверстниками и взрослыми сведено до минимума, что ведёт к неумению выражать свои мысли, чувства, речь ненасыщенна эмоционально. Театрализация  ...

Формирование гуманных чувств через художественную литературу с детьми дошкольного возраста

Детский возраст — благодатное время для формирования основ личности будущего гражданина. И все усилия современной педагогической мысли направлены на решение проблемы воспитания человека культурн...