Инновационный опыт работы "Народное творчество как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста"
опыты и эксперименты

Елисеева Надежда Викторовна

Народное творчество как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ "Ромодановский детский сад комбинированного вида"

Инновационный опыт работы по теме:

"Народное творчество как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста"

                                                                                           

                                                                                          Выполнила:  воспитатель

                                                                                          Елисеева Н.В.

                                  

2017 г.

Введение

      Раннее детство — начало жизни. Его можно сравнить с утренней зарей, розовеющей нежным румянцем восходящего солнца...
Ранний период жизни ребенка во многом зависит от нас взрослых, воспитывающих детей. Есть такое выражение: «Дети не только наше будущее, но и наше прошлое». Прошлое, потому что весь опыт человечества в целом и личный опыт воспитания мы апробируем на детях.
      Вся мудрость веков заложена в фольклоре. Дети являются носителями этого огромного багажа, дабы передать его новым поколениям.
      Малыш всему учится в общении с взрослыми, ранний опыт ребенка создает тот фон, который ведет к развитию речи, умению слышать и слушать, думать, подготавливает детей к вычленению смысла слов. 
       Ребенок не рождается со сложившейся речью. Постепенно, шаг за шагом, он учиться говорить — овладевает умением выговаривать определенные звукосочетания. По мере того как возрастают произносительные способности ребенка, увеличивается и его умение понимать речь окружающих. И через некоторое время, произнося слова, а затем, связывая их между собой в предложения и фразы, ребенок овладевает особенностью ясно и последовательно выражать свои мысли.

Однако порой даже умственно и психически здоровые дети испытывают трудности в овладении речью. Большое количество детей к 3 годам еще очень плохо говорят.

Детям требуется дополнительная помощь в развитии и формировании речи. И здесь невозможно переоценить роль фольклора, а в особенности его малых форм: песенок, потешек, поговорок, сказок, прибауток, закличек и др.
     

Актуальность темы

Актуальность темы, над которой я работаю, неоспорима. Народное поэтическое слово – это образец духовного служения людям. Оно как родник, чистейший ключ, бьющий из недр земли, к которому преподают поколения, наполнять живительной силой. В последние годы возрастает интерес к фольклористике. Общество как будто почувствовало живительную силу обновления можно почерпнуть в неиссякаемых источниках народности. Неслучайно слово «фольклор» переводится как «народная мудрость».

Важнейшая общая характерная черта разнообразных форм детского фольклора заключается в том, что они создают особый вид общения взрослого и ребенка, вовремя которого возникает ситуация интимности и тепла, недаром эти произведения устного народного творчества называют материнскими песенками. Просто прочитанные по книге, они в значительной степени утрачивают свое воздействие, так как они рассчитаны на общение людей, объединенных эмоциональным сопереживанием. Этой задачи общения подчинена и соответствующая ей форма, гармонически сочетающая в себе слово, милосердие, действие. Важно подчеркнуть и то, что, будучи веселыми, смешными, занимательными, игровыми, произведения «материнского» фольклора незаметно для малыша, открывают ему и настойчиво внедряют в его создании важнейшие и вечные ценности -  любовь к окружающим, доброжелательность, доброту, трудолюбие.

Фольклорные тексты раскрывают перед ребенком красоты и меткость русского языка и, по словам К.Д. Ушинского «Пробуждают семена родного слова, всегда кроющиеся, хотя и бессознательно, в душе ребенка; обогащающая тем самым детскую речь.

Использование в работе с дошкольниками произведений устного народного творчества открывает широкие перспективы не только для развития выразительности детской речи, но и для их всестороннего развития. Это объясняется такими особенностями устного народного творчества, как выразительность языка, способствующая освоению ребенком лучших образцов русской речи; традиционность и импровизационность, предполагающая возможность творческого отношения к их исполнению, особое взаимодействие между «рассказчиком-артистом-автором» и «слушателями-участниками», которое делает совместное действо более ярким и выразительным.

Цели и задачи

Основная цель работы по развитию речи в дошкольных учреждениях — формирование устной речи и культуры речевого общения с окружающими. Она включает в себя ряд конкретных частных задач, среди которых воспитание звуковой культуры речи, развитие словаря, совершенствование грамматической правильности речи, развитие связной речи (диалогической и монологической).

В современном мире наблюдается процесс упрощения, оскуднения русского языка, исчезает его красота, образность. Исключительно мал и примитивен словарный запас большинства взрослых.

Целью работы является познакомить детей с материалами устного народного творчества, и способствовать этим развитию речевой активности детей.

В соответствии с целью мною были выдвинуты следующие задачи: 

1.Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, закличках, сказках, поговорках и др.

2. Учить внимательно слушать  и запоминать художественные произведения, отгадывать загадки, принимать участие в драматизации сказок.

3.Поэтапно формировать интерес к фольклору и, как следствие, обогащать и расширять словарный запас детей.

Опыт работы с детьми раннего возраста по развитию речи

 на материале устного народного творчества  

Заложенные в фольклор языковые формы обеспечивают баланс традиционности и индивидуальности в речевом творчестве, и их включение в педагогический процесс совершенно необходимо.

Реализацию поставленных задач начала:

- с систематизации фольклорного материала по устному народному творчеству;

-с составления перспективного плана работы для детей раннего дошкольного возраста;

- с консультаций и бесед для родителей.

Для реализации поставленных задач разработан перспективный план работы с детьми по развитию речи с использованием фольклора. План разрабатывался в соответствии с темами познавательных занятий, таким образом, чтобы проводимая работа способствовала решению общей цели текущего локального проекта. При составлении плана руководствовались следующими принципами:

1. Принцип активности и посильной самостоятельности.

Этот принцип предполагает, что на занятии создаются все условия, чтобы у малышей двух лет возникала потребность речевого взаимодействия со взрослым, педагог вызывает у ребёнка чувство сопереживания с действиями персонажа, предлагает малышу включиться в игровое взаимодействие по ходу текста.

2. Принцип познавательной активности - один из важнейших принципов ознакомления детей с фольклором. Достигнуть его можно эмоциональностью. Именно с помощью эмоционального изложения педагог поддерживает внимание детей.

3. Принцип наглядности не менее важен в ходе фольклорных занятий с детьми раннего возрастаПредполагает использование наглядных средств (игрушки, картинки, пособия и т. д.), с помощью которых создаётся развёрнутая картина действий и результата, использование приема инсценирования.

4.Принцип поэтапности в передаче смыслового содержания позволяет осуществить эту связь на деле практически: занятие должно состоять из нескольких взаимосвязанных частей, рассчитанных на постепенное освоение смыслового содержания произведения. Смена частей занятия обусловлена постепенностью освоения, отработки понимания и какого-либо навыка.

5.Принцип вариативности поможет воспитателю закрепить и расширить знания детей. (Принцип вариативности - повторение занятий в несколько изменённом варианте).

Прежде чем приступить к работе с детьми я определила следующие формы работы.

1. Создание развивающей речевой среды в группе:

-возрастной подход;

-функциональность;

-вариативность;

-наглядность;

-системность;

-комфортность;

-самостоятельность;

-доступность;

-применяемость;

-соответствие требованиям программы.

2. Использование материалов устного  народного творчества в специально организованной деятельности (НОД «Коммуникация», НОД «Художественное творчество»).

3. Совместная работа педагога с детьми в разных видах детской деятельности: развивающие игры, игры - драматизации, сюжетно-ролевые игры, упражнения подражательно-исполнительского творческого характера, импровизации, наблюдения, прогулки, экскурсии, рассматривание рисунков, фото, рисование, лепка, чтение художественных произведений, беседы, мини - конкурсы.

4. Работа с родителями: родительские собрания, консультации для родителей, индивидуальные беседы, совместное разучивание произведений устного народного творчества.

Приобщать детей к устному народному творчеству  начала с раннего детства, когда они впервые переступили порог детского сада. Постоянно замечая интерес малышей к потешкам, песенкам, сказкам, я решила, что они помогут мне «разговорить» детей. Вначале  изучила методическую литературу Е.И. Тихивой, Ф.А. Сохина о развитии речи и влиянии ее на развитие ребенка.

Для отслеживания динамики развития речи детей в рамках поставленной цели, проведено обследование в начале учебного года, которое позволило выявить уровень развития речи детей и знание детьми малых фольклорных форм.

Во время проведения обследования детей я использовала следующие методы:

- Наблюдение за общением детей в самостоятельной деятельности.

- Беседа с детьми.

- Словесные игры.

- Критерии программы «От рождения до школы» под редакцией Веракса.

Полученные результаты показали, что только 18% детей имеют достаточно высокий уровень развития речи, дети воспринимают, понимают разные жанры фольклора, 17% детей показали низкий уровень.

        Таким образом, была поставлена цель: знакомить детей с материалами устного народного творчества и способствовать этим развитию речевой активности детей.

Знакомство с народным творчеством начиналось для малышей во время (тяжелого) расставания с родителями. Я переключала внимание ребенка на яркую красочную игрушку, например, петуха, кошку, сопровождая ее движение чтением потешки. (Например, «Петушок-петушок»,  «Как у нашего кота» и др.). С помощью народных песенок, потешек воспитывала у малышей положительное отношение к режимным моментам: умыванию, причесыванию, приему пищи, одеванию, укладывания спать.  Использовала потешки: «Водичка, водичка», «Расти коса до пояса», «Баю- бай», «Вот они сапожки», «Завяжу потуже шарф» и др.  Для обыгрывания использовала куклу, чтобы малыши лучше и быстрее запомнили потешки и песенки, а затем переносили в повседневную игру (куклу умывала, расчесывала волосы, одевала и т.д.).

 Игры, в основе которых лежат художественные произведения, помогали мне в обучении детей выразительному исполнению стихов, сказок. А это еще одна грань литературной образованности. Играя с ребенком в такие игры, как «Ладушки», «Сорока-ворона» использовала радостные настрой ребенка, его активную двигательную память, желание играть для постижения слов и выражений, богатство интонационной выразительности родного языка. Многократно повторяла по требованию ребенка песенки, потешки, стараясь максимально разыграть их. Например, играя в «Сороку-Ворону», не ограничивалась только знакомой частью потешки:

«Сорока-ворона

Кашу варила,

Деток кормила

Этому дала, этому дала,

А этому не дала,

Обязательно продолжала дальше:

 - Ты дров не рубил,

 - Ты воду не носил,

 - Ты кашу не варил…

Говоря это, потягивала мизинчик ребенка и, как будто, «отчитывая», трясла его. И далее, поднимая за мининец ручку вверх, как бы направляя в указанное место, говорила:

«Лети, лети на поличку,

Там пшена мешок,

Лет, лети в криничку,

Так холо-о-о-одная водичка».

На последние слова делала «обманный жест» - быстро выпускала руку ребенка и щекотала у него под мышкой, там, где эта самая «криничка» находится. Сколько бы раз я не повторяла эту потешку, ребенок все время замирал в ожидании конца, стараясь быстрее прижить руку, уберечься от щекотки. Эта игра – серьезное обучение, тренирующая внимание, умение не попадаться на уловки сильных и хитрых, постоять за себя.

Народные песенки и потешки, которые сопровождают игры с пальчиками, руками, ножками помогают ребенку осваивать родную речь не только при помощи слуха и зрения, но и всем существом -  в движении, в переживании разнообразных чувств. Неоценимо значение этих игр и в усвоении нравственных категорий. Вот так это происходило в игре «Кисонька-мурысонька»: брала ручки ребенка за запястье и ладошками гладила его по лицу сверху вниз, сочетая ритм стиха с поглаживанием и ласково приговаривала:

 - Кисонька-мурысонька.

 - Где была?...

На последние слова легонько ударяла ладошками по щекам, наказывая за эгоизм.

Еще  применяла такой прием: время, когда ребенок сидел у меня на руках, я использовала для совершенствования произношения всех звуков, так как оно тесно связано с развитием движений руки и пальцев. Например потешки:

-  «Этот пальчик -  дедушка,»

 - «Пальчик-мальчик» Где ты был?...»

Правильно подобранная мною потешка помогала установить контакт с малышом, пробудить у него чувство симпатии к пока еще малознакомому человеку – воспитателю. Одну и ту же потешку  обыгрывала разными способами: сопровождала чтение действием игрушки, использовала пальчиковый театр, шапочки различных персонажей.

Знакомство с народными потешками расширяет кругозор детей, обогащает их речь, формирует отношение к окружающему миру. Моя задача помочь им в этом.

Особое значение малые фольклорные формы в ходе специальных занятии, на которых ставятся обучающие задачи: чисто речевые или развивающие ориентировку в пространстве, действие руки и т.д. Предлагала малые формы фольклора для слушания, чтения, забавы. Я всегда помню о своеобразии народных песенок: они сочетают слово, мелодию, игру, ритм, действие. Поэтому занятие предусматривает не только слушание ребенком фольклорных произведений, но и участие в действии-игре, в общении с исполнителем и персонажем.

Знакомство с   потешками  всегда  начинала    с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек.

Дав возможность рассмотреть игрушку, рассказывала о персонаже потешки, о его особенностях, объясняла значение новых слов, которые дети услышат в потешке.

C:\Users\StRateG\Desktop\IMG_20151216_115300.jpg

         Например, чтение песенки-потешки «Кисонька-мурысонька» и «Пошел котик на торжок». Кошка – наиболее близкое детям домашнее животное, особо им любимое. Мягкая шерсть, мурлыканье, озорной игривый нрав, ласковость этих животных привлекает детей. В этих двух песенках персонажи разные по характеру: кисонька-мурысонька ест прянички одна, а котик делится пирожком с детьми.В ходе занятия использовала игрушки для рассматривания, действия пальчиками, ладошек. Замысел, объединяющий обепотешки – это два отношения к себе и другим – эгоизм и альтруизм: так уже маленькая песенка учит ребенка нравственному поведению. Чтение народных песенок, потешек, сопровождаемое показом наглядного материала, более глубокого воздействует на чувства ребенка, способствует запоминанию текста.

Много внимания уделяла и уделяю сейчас сказкам. При рассказе сказки дети должны видеть лицо рассказчика, его эмоции, мимику. Это помогает детям понять содержание сказки, отношение к ее персонажам. Например, рассказ сказки «Лиса и заяц». Вначале я объяснила, что эта сказка о животных, рассмотрели игрушки, соответствующие персонажам сказки. Гениальный педагог- народ не разочаровывает малыша, а наоборот, утверждает его в оптимистическом взгляде на жизнь, помогает увериться в конечном торжестве добра и справедливости. Эта сказка привлекает внимание ребенка к нравственным проблемам и вырабатывает критерии нравственных ценностей. Чтобы выяснить, как дети запомнили сказку и поняли ее, внесла в группу игрушки, иллюстрации. Вот тут и начиналась беседа, в которой малыши вспоминали события этой сказки, поступки ее героев и выяснилось отношение детей к ним. Стало понятно, что замысел сказки доступен

дошкольникам.

Для закрепления знания песенок, потешек, содержание сказок провожу такие дидактические игры: «Собери картинку». Эта игра развивает воссоздающее воображение, заставляет проговаривать эпизод, изображенный на картинке, развивает связную речь.

«Разложи картинки правильно».

C:\Users\StRateG\Desktop\IMG_20151111_175304.jpg

В этой  игре развиваются сообразительность, быстрота реакции, памятью

«Театр картинок». В этой игре ребенок овладевает навыками выразительной речи, умением слушать и смотреть, а в дальнейшем -  навыками выступления перед публикой.

Прибегаю и к такому приему, как прослушивание сказок в грамзаписи. Например, сказки «Теремок», «Волк и козлята» и др. Музыка, сопровождающая сказку, песенки ее персонажей помогают детям вслушиваться в музыку, вдуматься в характер героев, насладиться нежностью, напевностью  русского языка.

         Начинаю использовать в повседневной работе с детьми и загадки, и пословицы. Дети прислушиваются, запоминают, помогают мне, например: «Поспешить – людей насмешить»;  «Кончил дело -  гуляй смело». Загадки – полезное упражнение для детского ума. Отгадывать их я начинаю учить так, как предлагает Е.И.Тихина. на стол выставляю несколько игрушек и для каждой подбираю загадку: «На стене висят, тик-так говорят», «Скачет по дорожке и квакает ква-ква»; «Мохнатенький, усатенький на лапках царапки. Молоко пьет, мяу-мяу поет». Дети быстро отгадали загадки, ведь загадываемый предмет находится перед глазами. Обращаю внимание детей на меткую образную характеристику игрушки.

Для предупреждения утомления детей во время занятий, требующих умственного напряжения, использую физкультминутки. Большой интерес у детей вызываюбти физкультминутки с текстом наример,:

«Едем, едем на коне (полуприседания-пружинки)

По флажку у нас в руке (руки вверх)

Руки в стороны, в кулачек (руки в стороны)

Разжимай и на бочок (руки на пояс)

Прыг-скок, прыг-скок (прыжки на двух ногах)

Вот мой флажок (руки вперед)».

На занятиях по развитию речи  использую физкультминутки в упражнениях по звукопроизношению.

«Ча-ча-ча, печка очень горяча.

Чи-чи-чи, печет печка калачи.

Чу-чу-чу, будет всем по калачу.

Чо-чо-чо, осторожно горячо!»

Тематические физкультминутки, включающие в себя игровой момент, способствуют не только двигательному, но и эмоциональному отдыху детей.

Только эмоционально насыщенная и разнообразная деятельность младших дошкольников в детском саду является основной для решения всех воспитательных задач, и в том числе физического развития.

Для поддержания детского интереса  обыгрываю потешки, использую их как логарифмические упражнения. Особенно они удачны для индивидуальной работы с детьми по физическому развитию и для гимнастики после сна. Например,  использую такие потешки:

«Как у нашего кота, шубка очень хороша…»,

«Поскорее посмотри.

Мы надули пузыри.

Синий, красный, голубой

Выбирай себе любой».

Такие логарифмические упражнения помогают решить целый рад задач: создание эмоционального комфорта, установление контакта  со взрослыми через игру, развитие устной речи детей (в сочетании слова с движением).

Существенную роль в формировании у дошкольников интереса и любви к устному народному творчеству играет уголок книги. Здесь происходит интимное, личностное общение ребенка с произведениями искусства – книгой и иллюстрациями. Это создает благоприятные условия для решения целого комплекса задач эстетического воспитания средствами художественной литературы. Уголок книги  использую для привития детям культуры общения и обращения с книгой.

         Познакомила своих детей с устройством и назначением уголка книги, приучаю рассматривать книги иллюстрации. Познакомила с правилами: брать книги чистыми руками, перелистывать осторожно, не рвать, не мять, не использовать для игр, всегда класть книгу на место. В дальнейшей работе над этим покажу способы ухода за книгами и буду привлекать детей к починке книг.       В нашем книжном уголке находятся хорошо знакомые детям книги со сказками, песенками-потешками: «Теремок», «Колобок», «Лиса и заяц»; «К «Ой люли, люли» и др. Учу   внимательно рассматривать картинки в книге, дети узнают героев, их действия, вместе вспоминаем и пересказываем отдельные эпизоды. В дальнейшем буду обращать внимание не только на героев и их действия, но и на выразительные подробности иллюстраций (костюмы героев, своеобразные предметы обстановки, некоторые детали пейзажа и др.). Постоянное индивидуальное общение дошкольников в детском саду с литературным и изобразительным искусствами, которые неразрывны в книге, постепенно формируют эстетические чувства и сознание детей.

Свободное время  активно использую для того, чтобы расширить литературный багаж моих детей,  познакомить с произведениями устного народного творчества, русской и мировой литературы. Чтение в свободное время дает мне неограниченные возможности для всестороннего развития личности ребенка средствами художественной литературы, которые обращены к чувствам и переживаниям. Часто дети приносят из дома свои любимые книги, в основном это сказки, и просят прочитать их всем детям, я с радость делаю это, благодарю за интересную книгу.

        Для привлечения родителей к совместной деятельности мною проводились совместные  конкурсы на лучший рисунок, поделку по мотивам сказок. Совместно с родителями оформляли выставку детских работ.  

Проведено родительское собрание на тему: «Особенности развития речи детей 3-го года жизни», также были проведены консультации и беседы: «Ребенок и правильная речь», «Любимые книги ребенка», «Знакомьте малышей с народным фольклором». Вместе обсуждали приемы и методы, способствующие развитию словарного запаса, о необходимости создания условий общения между членами семьи. Родителей волнует и интересует развитие правильной  речи у своих детей. Чем старше будут становиться дети, тем большим  будет мое сотрудничество с родителями. В дальнейшей  работе буду  пропагандировать литературное образование в семье: создание и пополнение домашней библиотеки (сборники фольклорных песенок, потешек разных народов мира: русских – в обработке О.Капицы, К.Чуковского, И.Карнауховой, английских – в переводе С.Маршака, В.Левина и др.), сборники сказок; народных и авторских, книги веселые, научно-популярные; книги о животных, детях и др., традицию старых русских интеллигентных семей -  коллективное  чтение вслух. Все это поможет в воспитании всесторонне развитой личности.

        Моя работа оказалась плодотворной благодаря помощи родителей. Они учили вместе с детьми пословицы, поговорки, помогали создавать предметную среду, готовили декорации для театра.

        Я считаю, что правильно и четко организованная работа по приобщению  детей в детском саду к устному народному творчеству способствует не только развитию речи, но и развитию его духовности – интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне человеческих отношений.

Выводы

На основании вышеизложенного мною сделан вывод, что систематизированный комплекс разных жанров произведений устного народного творчества имеет огромное познавательное и воспитательное значение, способствует обогащению словаря, развитию их речевой активности детей: 

  • использование устного народного творчества в разных видах деятельности детей обогащает словарь, развивает речь, способствует развитию образного мышления, имеет огромное познавательное  и воспитательное значение;
  • сказки пробуждают в ребенке лучшие чувства, такие как доброта, сочувствие, сопереживание, учат замечать настроение, состояние героев, вызывают протест против зла, несправедливости, желание защитить, помочь;
  • фольклорное произведения  несут в себе высшие гуманистические ценности, вечные категории жизни, обновляющиеся красотой и любовью, потому что ребенок -  вершина человеческой любви;
  • произведения устного народного творчества – это удивительное ожидание радости, светлое восприятие взрослого человека, принятие его непререкаемого авторитета и ожидание  добра - добра и только добра.

         Перспективами дальнейшей работы считаю продолжение использования наработанного материала для всестороннего развития детей раннего дошкольного возраста. Рекомендую всем воспитателям детских дошкольных учреждений использовать в работе с детьми все виды устного народного творчества, оно помогает приобщить детей к культуре своего народа, знакомит с богатым русским языком, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии детей, развивает выразительность их речи. Для этого следует использовать литературные игры, упражнения со стихотворным текстом;  специальные занятия по развитию речи; логорифмические упражнения для индивидуальной работы по развитию двигательной активности; гимнастики после сна; занятия по развитию движений  по сюжету определенной сказки и др.

Значение яркого языка произведений устного народного творчества для развития ребенка трудно переоценить.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Ушакова О. С. "Развитие речи дошкольников», М,, 2001г.

2.Тихеева Е. И. «Развитие речи детей», М., 1981г.

3.Арушанова А. Г. «Речь и речевое общение детей». М., 1999 г.

4.Л. М. Козырева «Развитие речи. Дети от рождения до 5 лет», Ярославль,

Академия Холдинг. 2001 г.

5.Пикулева Н. «Слово на ладошке», М., 1997г.

6.«Детский сад и семья», Д. Б. № 6, 2000г.

7.«Детский сад и семья», Д. В. № 4 2000г.

8.Гербова В. В. «Особенности словарной работы с детьми», М., 1984г.

9.Зуб А. «Ой ты, сынок, медовый сахарок, румяный пирожок, березовый  душок», Д. В. № 12, 1998г.

10.Загоруля   Г. А.   Мазурик   A..M.   «Путешествие   в  мир  фольклора», Ханты-Мансийск, 1999г.

11.Круглов Ю. Г.«Pyccкое народное поэтическое творчество, Санкт-Петербург, 199Зг.

12.Князева О. Л., Маханева М. Д. "Приобщение детей к истокам

русской народной культуры», Санкт-Петербург, 2000г.

13.Лукин В. «Загадки. Скороговорки», М., Acт - Пресс, 2000г.

14.Орлова Н. «О роли малых фольклорных жанров в жизни детей», Д. В.

№4, 1984г.

15.Павлова Л «Фольклор для маленьких» Д. В. № 4, 1990г,

16.Танкеев И. «Русские народные игры», Мг, 199Вг.

17. Пикупина  Н. «Потешки, игры, жмурки для плачущего малыша Д,В. №

8, 1999г.

18. Стрельцова Л. «Фольклорные потешки, прибаутки», Д. В. 5, 1999г.

19.Галанов А.С. Считалки – М., 2004г.

                

Приложение №1

Перспективное планирование работы

с детьми 2- 3х лет по ознакомлению с устным народным творчеством и художественной литературой

месяц

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

«НАША МАША МАЛЕНЬКА…»

чтение рус. н. потешки.

Цель: Воспитывать у детей умение слушать и воспринимать художе-ственное произведение, при повторном слушании произносить отдельные слова из текста, подражать дей-ствиям персонажа.

«ОГУРЕЧИК, ОГУРЕЧИК!...»

 чтение потешки.

Цель: Воспитывать у детей умение слушать и воспринимать художе-ственное произведение, при повторном слушании произносить отдельные слова из текста, подражать дей-ствиям персонажа

«КУРОЧКА-РЯБА» чтение рус. н. сказки.

Цель: Прочитать знакомую детям сказку, поощрять при произно-шении отдельных слов из текста. Рассмотреть с детьми иллюстрации к сказки, обратить внимание детей на яркость красок.

«КТО КАК КРИЧИТ»

 А. Барто - чтение

Цель: Познакомить детей с новым для них худож. произведением. Предоставить возмож-ность «поиграть» в героев стихотворения Поощрять самостоя-тельное творчество детей, подражание го-лосам и повадкам героев стихотворения.

 

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

«КОЛОБОК»

 настоль-ный театр.

Цель: Формировать у детей интерес к театральным действии-ям. Вызвать эмоцио-нальный отклик.

«МИШКА»

А. Барто-

чтение стихотворе-ния.

Цель: Воспитывать у детей умение слушать и воспринимать художе-ственное произведение, при повторном слушании произносить отдельные слова из текста. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

 

«ЗАИНЬКА, ПОХО-ДИ…»

 хороводная игра.

Цель: Помочь детям понять содержание русской народной песенки, учить детей водить хоровод, сопровождать свою речь соответствую-щими движениями.

«ПОШЁЛ КОТИК НА ТОРЖОК…»

чтение

Рус. н. потешки.

Цель: Помочь детям понять содержание русской народной песенки. Вызвать эмо-циональный отклик.

Н

О

Я

Б

Р

Ь

«КОЗЛЯТКИ И ВОЛК» - чтение рус. н. сказки.

Цель: Познакомить детей с новой для них рус. н. сказкой. Формировать умение слушать молча, не отвлекаясь.

«ЗАЙКА, ЗАЙКА, ЧТО СТОБОЙ?»

 хороводная игра.

Цель: Помочь детям понять содержание русской народной песенки, учить детей водить хоровод, сопровождать свою речь соответствую-щими движениями

«СКАЗКА О ГЛУПОМ МЫШОНКЕ»

 С.Маршак – чтение стихотворения.

Цель: Познакомить детей с новым для них произведением. Учить слушать поэтический текст.

«ПЕТУШОК, ПЕТУШОК»

чтение потешки.

Цель: Помочь детям понять содержание русской народной песенки. Вызвать эмоциональный отклик.

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

«КАРАВАЙ»

 хоровод-ная игра.

Цель: Формировать у детей интерес к обрядовой поэзии. Вызвать эмоциональ-ный отклик.

«СЛОН»

А. Барто- чтение.

Цель: Воспитывать у детей умение слушать и воспринимать художественное произведение, при повторном слушании произносить отдельные слова из текста. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

 

 

«ТЕРЕМОК»

 настольный театр.

Цель: Привлекать детей к посильному участию в театрализованном представление. Способствовать формированию навыка перевоп-лощаться в образы сказочных героев.

«КУРОЧКА»

 Е.Чарушин - чтение.

Цель: Учить детей воспринимать художественный текст без наглядного сопровождения, побуждать повторять отдельные слова при повторном чтение текста.

Я

Н

В

А

Р

Ь

 

«ТРИ МЕДВЕДЯ» Л.Толстой – чтение.

Цель: Приучать детей внимательно слушать большое по объёму произведение, старать-ся вызвать эмоциональ-ный отклик.

 

«ЗЕРКАЛО»

 рус. н. хороводная игра.

Цель: Формировать у детей интерес к народному устному творчеству.

«КАЗАЧЬЯ КОЛЫБЕЛЬНАЯ» (отрывок) М.Лермонтов – чтение стихотворе-ния.

Цель: Вызвать у детей эмоциональный отклик на поэтическое произ-ведение, желание вер-нуться к нему снова.

 

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

«АЙ, КАЧИ-КАЧИ-КАЧИ»

 чтение потешки.

Цель: Помочь детям понять содержание русской народной песенки. Вызвать эмо-циональный отклик.

«РЕПКА»

 настольный театр.

Цель: Привлекать детей к посильному участию в театрализованном представление. Способ-ствовать формирова-нию навыка перевоп-лощаться в образы сказочных героев.

«ЧИКИ-ЧИКИ-ЧИКАЛОЧКИ» - заучивание на изусть потешки.

Цель: Помочь детям запомнить песенку и проговаривать её вместе с воспитателем.

«МАША И МЕДВЕДЬ» - чтение рус. н. сказки.

Цель: Воспитывать у детей умение слушать большую по объёму сказку и понимать её содержание, вызвать желание участвовать в драматизации отдель-ных эпизодов.

 

М

А

Р

Т

«ПУТАНИЦА» К.Чуковский – чтение сказки.

Цель: Познакомить детей с доброй и весёлой сказкой, выз-вать желание вос-производить звукопод-ражания; учить импро-визировать по сказке.

 

«ЛОШАДКА» А.Барто

Заучивание наизусть.

Цель: Помочь детям запомнить и с минимальной помощью воспитателя, читать стихотворение.

«ИДЁТ КОЗА РОГАТАЯ» пальчиковая игра.

Цель: Продолжать знакомить детей с обрядовой поэзией. Развивать речь посредством мелкой моторики.

«ЗАЮШКИНА ИЗБУШКА»

чтение рус. н. сказки.

Цель: Познакомить детей с новой сказкой. Помочь понять её содержание, оценить поступки героев.

А

П

Р

Е

Е

Л

Ь

«КОМОЧЕК ПУХА, ДЛИНОЕ УХО» загадывание загадок.

Цель: Познакомить детей с новой формой устного народного творчества – загадками.

Помочь детям понять содержание загадок, учить отгадывать.

 

«КОТ, ПЕТУХ И ЛИСА» показ пальчикового театра.

Цель: Познакомить детей с новой рус. н. сказкой. Формировать интерес к театрализо-ванной деятельности.

«КТО СКАЗАЛ «МЯУ»?» В.Сутеев – чтение.

Цель: Продолжать учить детей слушать художественное произ-ведение без наглядного сопровождения. Учить изображать действия персонажей.

«СОРОКА-БЕЛОБОКА» пальчиковая игра.

Цель: Закреплять у детей умение играя с пальчиками самостоя-тельно проговаривать текст. Продолжать формировать интерес к обрядовой поэзии.

М

А

Й

«ГУСИ-ЛЕБЕДИ» - чтение рус. н. сказки.

Цель: Познакомить детей с новой сказкой. Помочь понять её содержание, оценить поступки героев.

«ПОД СОСНАМИ, ПОД ЁЛКАМИ…» - загадывание загадок.

Цель: Продолжать знакомить детей с загадками, учить по-нимать смысл загадки.

«ДОЖДИК-ДОЖДИК, ПОЛНО ЛИТЬ» - заучивание потешки.

Цель: Помочь детям запомнить песенку и проговаривать её самостоятельно.

ЗЕМЛЯНИЧКА» Н.Павлова – чтение.

Цель: Познакомить детей с новым для них произведением. Учить отвечать на вопросы воспитателя по тексту.

Приложение №2

МБДОУ "Ромодановский детский сад комбинированного вида"

Проект на тему

Народное творчество как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста

                                       

                                                                               Разработала: воспитатель

                                                                               Елисеева Н.В.

2016 г

Тип проекта: творческо-поисковый.

По содержанию: социально - педагогический.

Участники проекта: дети  младшей группы, воспитатель группы, родители.

По времени проведения: долгосрочный.

По характеру контактов: в рамках ДОУ.

ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА

«Язык народа - лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни».

К. Д. Ушинский.

Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в младшем дошкольном возрасте, так как она становится основным средством общения. Ребенок понимает часть слов им не все грамматические конструкции, но именно речь привлекает его внимание к предметам и действиям. Действия взрослого при этом играют важную роль, которым ребенок пытается подражать. Именно подражание действиям взрослого является одним из важнейших механизмов формирования общения в младшем возрасте.

Возраст от 2 до 3 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка.

Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком.

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, потешки, считалки, колыбельные).

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умения тонко чувствовать художественную форму и ритм родного языка.

Исходя из этого, базовой основой для развития речи  детей я выбрала тему «Народное творчество как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста».

АКТУАЛЬНОСТЬ

Одним из действенных средств воспитания такого человека и его полноценного развития является устное народное творчество.

Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения, благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

ПРОБЛЕМА

Почему наши дети плохо говорят? Может, потому что мы разучились с ними разговаривать. Общаясь со своими детьми, родители редко используют поговорки и пословицы. А ведь в них заключается суть разрешения любого конфликта.

Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало, использование в работе с детьми устного народного творчества, создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного и морального опыта в межличностных отношениях.

ГИПОТЕЗА ПРОЕКТА

Если использовать устное народное творчество наряду с современными методиками обучения, улучшится речь ребенка и повысится уровень познавательной и коммуникативной способности способностей детей.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

Развитие творческих, познавательных, коммуникативных способностей детей на основе устного народного творчества.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

1. Знакомить детей с окружающим миром – природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа.

2. Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.

3. Воспитывать эстетические чувства при знакомстве с образцами устного народного творчества.

4. Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, положительного настроя на организованную учебную деятельность.

МЕТОДЫ И ФОРМЫ ПPОЕКТА

ФОРМЫ:

занятия, досуги, консультативная работа с воспитателями и родителями, свободно-самостоятельная деятельность индивидуальная работа с использованием дидактических материалов.

МЕТОДЫ: наблюдение, рассказ, игры, показ.

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ  ПРОЕКТА:

С ДЕТЬМИ

– в специально организованной деятельности, в совместной деятельности педагога и детей: проведение цикла тематических занятий по различным видам деятельности с целью обогащения педагогических воздействий, направленных на освоение ребенком определенного речевого содержания по средствам эффективного использования малых фольклорных форм;

- дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, загадывание загадок, наблюдения;

- проведение подвижных игр;

- специальные игровые задания;

- С РОДИТЕЛЯМИ

- анкетирование

– посредством проведения психолого-педагогической работы, вовлечения родителей в единое общеобразовательное пространство «семья - детский сад»:

- проведение мероприятий по повышению психолого-педагогической культуры родителей;

- проведение совместных досуговых мероприятий с родителями и детьми.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

- Познакомить детей с окружающим миром – природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа.

- Обогатить социальный быт дошкольников, расширится их кругозор;

- У детей повысить интерес к устному народному творчеству ;

- Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.

- Воспитать эстетические чувства при знакомстве с образцами устного народного творчества.

- Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, положительного настроя на организованную учебную деятельность.

у детей сформируются представления о нравственно-ценных нормах и правилах поведения;

- Сформировать коммуникативную и социальную компетентность детей;

- У родителей сформировать представления о создании благоприятного эмоционального и социально – психологического климата для полноценного развития ребенка;

- Родителей вовлечь в единое пространство «семья – детский сад»;

ЭТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ:

I этап – подготовительный,

II этап – практический,

III этап – заключительный.

Ожидаемая РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ:

Ознакомление детей с устным народным творчеством и каждодневное использование его как в режимных моментах, так и в игровой деятельности развивает устную речь ребенка, его фантазию и воображение, влияет на духовное развитие, учит определенным нравственным нормам.

Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной поэзии.

С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи, поэтому наряду с основными приемами и средствами речевого развития дошкольников я использую этот богатейший материал словесного творчества народа.

С колыбельными песнями начинаю знакомить детей еще в раннем возрасте, что позволяет малышам запоминать слова и формы слов, словосочетаний, осваивать лексическую и грамматическую стороны речи.

Потешки, считалки, заклички являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем у него интонационную выразительность.

Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления об их переносном значении. Они помогают детям усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее. Разгадывание загадок развивает способность дошкольников к анализу, обобщению.

Для решения всех перечисленных задач речевого развития детей стремлюсь подобрать и составить картотеку игр на основе детского фольклора.

Русские народные, хороводные игры привлекли мое внимание не только, как огромный потенциал для физического развития ребенка, но и как жанр устного народного творчества. Содержащийся в играх фольклорный материал способствует эмоционально положительному овладению родной речью. Дети с большим удовольствием, желанием и интересом играют в подвижные игры.

Мною отмечено, что в процессе ознакомления детей с подвижными и пальчиковыми играми не только формируется речь, но и развивается мелкая моторика кистей и пальцев, что готовит руку ребенка к письму, дает возможность импровизировать, сочетать слово с действием.

На основе фольклорных произведений составляю комплекс закаливающей гимнастики после дневного сна для детей младшего дошкольного возраста, который должен применяться каждый день для укрепления и сохранения здоровья детей, поддержания интереса к занятиям физическими упражнениям.

Одной из эффективных форм работы с детьми по речевому развитию считаю различные досуги и развлечения.

Готовлю консультации по данной тематике для родителей и педагогов, отражающие актуальные вопросы развития речи ребенка в ДОУ и семье.

Подготавливаю настольные театры: «Маша и медведь», «Теремок», «Колобок» и театры на фланелеграфе:

«Три медведя»,  «Репка», «Курочка Ряба».

Составляю картотеку по русским народным играм: «Огуречик-огуречик», «Жаворонок», «Морская фигура», «Утка и селезень», «У медведя во бору».

Я уверена, что фольклор эффективно развивает устную речь ребёнка, влияет на его духовное, эстетическое и эмоциональное развитие.

Таким образом, считаю, что приобщение ребёнка к народной культуре следует начинать с раннего детства. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, его речи. Постепенно у малышей формируется внутренняя готовность к более глубокому восприятию произведений русской народной литературы, обогащается и расширяется словарный запас, способность к овладению родной речью.

Список литературы

1. Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.

2. Антология педагогической мысли Руси и Русского государства Xll-XII вв.М., 1985.

3. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.

4. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г.Науменко. М., 1998.

5. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.-метод. Пособие 2-е изд., перераб. и доп.сПб,. 2008.

6. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.

7. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985.

8. Янушко Е.А. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет. М., 2009.

Приложение №3

Консультация для родителей

  Любимые книги ребёнка 1-3х лет

Чем является книга для ребенка этого возраста?  Конечно, еще одной игрушкой. Ее можно рассматривать, трогать руками, проверять на прочность. А чем является книга для малыша, когда ее начинают читать взрослые? Волшебным источником новой информации. Как в этих тоненьких страницах может поместиться такой огромный мир, наполненный событиями и приключениями?

ЧТО ДАЕТ РЕБЕНКУ ЧТЕНИЕ? 

Чтение дает ребенку новые знания, развивает творческое воображение (а у некоторых детей и буйную фантазию), память, зрительное и слуховое внимание, эмоциональную сферу, усидчивость, собранность. Кроме того, этот процесс является отличным отвлекающим маневром, если ребенок чем-то напуган или расстроен. Но есть еще один важный момент. Период от года до трех — это время, когда детям просто необходимо внимание взрослых. Энергия родителей — самая полезная «пища» в «меню» для ребенка. Он должен прожить этот период своей жизни так, чтобы позже не пришлось «прятаться за мамину юбку». Чтение — хороший момент для того, чтобы просто побыть вместе. И это один из самых лучших и ненавязчивых способов общения между взрослыми и детьми. Не упускайте этот шанс.

КАК ЧИТАТЬ?

◈ Книги не должны быть разбросаны по всему дому. Покажите малышу домик для книг — книжную полку. Хорошо, если она будет расположена в комнате малыша (на уровне глаз) и будет доступной для него в любой момент. Желание почитать (так же, как и порисовать) у ребенка чаще всего спонтанно.

◈ Чтобы привить  любовь к чтению, сделайте этот процесс «священным ритуалом». У малыша должно сложиться впечатление, что чтение — это всегда праздник. Отложите все ваши дела, не читайте наспех, сделайте чтение всеобщим удовольствием. Вы можете использовать в повседневных делах подобные фразы: «Сейчас мы переоденемся, помоем ручки, покушаем, а потом... а потом будем читать твою любимую сказку». Приглашайте ребенка к чтению выразительным, таинственным голосом.

◈ Все дети любят, когда им читают перед сном. Пусть ваш ребенок как можно меньше смотрит мультфильмы, и как можно больше слышит вашу живую речь. Вам придется проявить актерское мастерство. Ведь привлекают интерес малыша к книге не только яркие картинки, но и яркое чтение.

◈ Перевоплощайтесь в разных героев, читайте «толстым» и «тоненьким» голосом. Читайте медленно, будто «распевая», тяните гласные и четко произносите все звуки. Это поможет вашему крохе правильно усвоить родную речь, а в будущем отразится на его грамотности.

◈ Читайте малышу как можно больше стихов. Их ритмику он воспринимает как «музыку». Вы даже можете попробовать напевать любимые стихи и превращать их в песенки. Не всегда смысл стихов малышу может быть понятен. В этом нет ничего страшного. Главное, что он слышит внутреннюю «музыку» стиха (если он, талантливо написан).

ПОЧЕМУ ДЕТИ ПРОСЯТ ЧИТАТЬ ОДНУ И ТУ ЖЕ СКАЗКУ?

 Возможно, вы столкнетесь с тем, что малыш будет просить вас почитать одну и ту же сказку. Он будет знать ее наизусть, и станет исправлять все ваши ошибки. Дети по своей природе очень консервативны. И у них на это есть серьезные причины. Детям важно ощущать себя в безопасности. Стабильность, повторяющиеся действия, знакомые лица, игрушки и предметы дают им ощущение незыблемости их мира. Все, что выходит за рамки привычного, становится потенциально опасным. Не стоит уговаривать малыша читать новые книги, навязывать ему «интересные» сказки. Придет время, и он сам захочет услышать что-то другое. Вы можете выкладывать перед ним другие книги. Возможно, его заинтересует новая обложка или яркий персонаж. Предоставьте малышу право выбора. Ещё вы можете заинтриговать кроху, если в нескольких словах опишите увлекательный сюжет незнакомой книги.

Книжная полка

Что читать детям от 1 до 3 лет?

Начинайте с классиков детской литературы:

К. Чуковский, С. Маршак, А. Барто, С. Михалков, Д. Хармс, Ю. Мориц, В. Сутеев, И. Токмакова, В. Левин, К. Ушинский, Б. Поттер, Г. Бойко.

Любят дети этого возраста народные сказки о животных («Репка», «Теремок», «Коза-дереза», «Волк и семеро козлят» и другие), а также народные потешки, считалочки  и прибаутки.

Приложение №4

Консультация для родителей

Ребенок и правильная речь.
Как научить ребенка говорить правильно?

Словарный запас малыша к полуторагодовалому возрасту вполне может превышать двести слов. Однако слова эти, как правило, ребёнок воспроизводит с некоторыми искажениями, шепелявит и путает местоположение звуков в слове. Основная причина - неумение владеть в полной мере собственным речевым аппаратом.

Но прежде чем, пытаться усиленно учить, правильно говорить ребенка, или вести его на прием к логопеду, следует избавиться от всего, что мешает малышу правильно говорить.

  • Пустышка  первый враг правильной речи.

Это не для «красного словца» сказано, это факт, который подтверждён многократными исследованиями, проводимыми педиатрами, специалистами-логопедами и преподавателями дошкольных учреждений. Пустышки или соски способствуют развитию у ребенка неправильного прикуса, а это в свою очередь, влияет на определенные затруднения с артикуляцией, и в целом задержку речевого развития.

  • Чтение  основа формирования богатого словарного запаса.

Также научно подтвержденный факт: малыши, родители которых читали им в день по несколько раз сказки, короткие рассказы и стихи, имеют значительно больший запас слов, причем, правильно произносимых!

  • Научить, правильно говорить, можно только правильно говоря!

Об этом факте уже упоминалось. Когда родители разговаривают с малышом на его «детском языке», он неосознанно усваивает именно такую «детскую» форму слова, будучи уверенным, что мама и папа не могут говорить неправильно. Искажение слов – это всецело прерогатива ребёнка, непозволительная для взрослых людей (в особенности желающих, научить ребенка говорить правильно).

  • Развитие мелкой моторики и речь 
    процессы параллельные и неразделимые.

Дело в том, что речевой центр и центр, координирующий движения пальцев рук настолько близко расположены, что активное развитие одного из них незамедлительно влечёт такое же активное развитие другого. Поэтому, научить ребенка говорить правильно поможет складывание мозаики и пазлов, застёгивание пуговиц и завязывание шнурков, рисование и умение пользоваться ручкой и ложкой – все это влияет на ускорение развития речи.

Ребенок в этом возрасте на месте не сидит, ему интересно абсолютно всё: что мамочка прячет в этом шкафчике, что лежит в этой коробочке, невероятно любопытно поковыряться в этой баночке и стащить со стола вон ту штучку.… Возьмите себя в руки и наберитесь терпения – это не просто любопытство, это необходимо для развития ребенка. Занимаясь хозяйственными делами на кухне, разрешите малышу рисовать по муке, переливать воду из емкости в емкость, пересыпать рис из кружки в кастрюльку, закручивать и откручивать крышечки. Наградой за этот «кухонный хаос» будет полноценное развитие вашей крохи.

Скороговорки. Как решить проблемы с речью?

Скороговорки во все времена помогали детям постигать родную речь, причем в увлекательной, интересной шутливой форме. На сегодняшний день логопеды специально составляют разнообразные скороговорки для деток, состоящие из трудно произносимых слогов и звуков, последовательностей букв и их сочетаний. Быстрое произношение скороговорки вслух способно само по себе устранить большинство дефектов речи. Особенно эффективны подобные занятие, если скороговорки сопровождаются иллюстрациями, или просто подробным обсуждением того, о чем они говорят – у ребенка уже сейчас есть чувство юмора, а шуточные занятия удвоят положительный результат.

Если построить процесс знакомства с ними правильно, то ребенок увлечется, стараясь произносить скороговорки быстро и правильно настолько, что сам будет требовать такого обучения, а научившись и поняв, что это сложно для всех – начнет «щеголять» своим умением перед сверстниками.

Приложение №5    

                       

                           Консультация для воспитателей

     «Приобщение детей раннего возраста к истокам русской народной культуры посредством фольклора»

  Детство - период расцвета в жизни человека. Это время, когда ребенок подобен цветку, который тянется своими лепестками к солнышку. Дети очень чутко реагируют на каждое слово, сказанное взрослыми. Поэтому задача воспитателя - привить детям любовь к прекрасному, научить их умениям и навыкам игры в коллективе, развить в малышах такие качества, как доброту, чувство товарищества и благородство, чувство патриотизма к Родине и родным истокам.

Приобщение к истокам русской народной культуры посредством фольклора надо прививать с раннего детства. В группах раннего возраста воспитатель рассказывает детям о народной игрушке (пирамидке, матрешке), знакомит с народным фольклором (потешками, песенками, пестушками, закличками, загадками, сказками). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, приобщаем воспитанников к общечеловеческим нравственно-эстетическим ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. В фольклорных произведениях фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

          Русский фольклор представлен широкой палитрой жанров - прибаутки, небылицы, скороговорки, игровые и плясовые песни, загадки, игры и хороводы с напевами, театрализованные представления и фольклорные праздники: ярмарки, сказки. Каждый из жанров имеет образовательный, воспитательный и развивающий эффект.

         Прибаутки важны для воспитания в детях музыкальных, творческих навыков, необходимых для становления речи, тренировки памяти, пополнения информационного запаса.

        Небылицы - это необычные произведения. В них развиваются события совершенно невероятные, нереальные, и зачастую все поставлено «с ног на голову». Какие только фантастические картины не возникают в рассказах и песнях: безногие бегают; мужик тащит телегу, в которой сидит лошадь; кочан капустный несет зайца в зубах; медведь, как птица, летает в облаках; вода горит и с неба падает пельменный дождь… Это вызывает у детей смех и в то же время укрепляет в них понимание подлинных, реальных связей вещей и явлений. Небылицы развивают у ребенка чувство юмора, а также логическое мышление, стимулируют познавательную деятельность.

         Скороговорки. Помогают правильно и чисто проговаривать труднопроизносимые стихи и фразы, знакомят с богатством русского языка, с новыми поэтическими образами.

          ЗагадкиВ них богатая выдумка, остроумие, поэзия, образный строй живой разговорной речи. Каких только загадок ни придумано, чтобы проверить внимание, смекалку, сообразительность. Одни состоят из простого вопроса, другие похожи на задачки. Легко отгадывает загадки тот, кто хорошо представляет себе предметы и явления, о которых идет речь, а также умеет разгадать в словах скрытый смысл. И если ребенок смотрит на окружающий мир внимательными, зоркими глазами, замечая красоту и богатство его, то всякий мудреный вопрос и любое иносказание в загадке будут разгаданы. Загадки можно вставлять в сценарии театрализованных представлений и праздников.

          Игровые песни - образно яркие, напевные, поэтичные. Исполняя с детьми эти песни, можно устраивать импровизированные хороводы и пляски, выделяя, прежде всего, ярко выраженное игровое начало. Стремление к игре, к актерству присуще детям. Игра – основной ведущий   вид деятельности в ДОУ. Поэтому элементы игры в той или иной мере могут быть внесены почти в любую песню.

          Произведения народного творчества могут жить присущей им жизнью: ведь сказка должна сказываться, загадка - загадываться, игра - играться; песня только тогда и песня, когда ее поют. И в наших силах сделать так, чтобы они жили не только в рассказе о них, то есть книжной жизнью, но еще и прежней, настоящей - устной. Именно поэтому родная культура, как отец и мать,  должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

          Развитием души следует заниматься с раннего детства, в период, когда ребенок только начинает постигать азы знаний, азы культуры, этому во многом может способствовать устное народное творчество, которое отображает не только характер русской души, но и учит жить, верить, творить добро, почитать и оберегать красоту окружающего мира, любить людей, любить и дорожить своими родителями, своей Родиной.

         Литература

  1. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. - М., 1999.
  2. Науменко Г.М. Народный праздничный календарь в песнях, сказках, играх, обрядах. Часть 1 - зима, весна. Часть - 2 - лето, осень. - М., 1999.
  3. Разина Т.М. Русское народное творчество. М., 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Устное народное творчество как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста"

В статье раскрывается роль устного народного творчества в развитии детей младшего дошкольного возраста....

Обобщение опыта работы по теме: «Устное народное творчество как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Использование произведение русского народного фольклора, как средства развития речи детей младшего дошкольного возраста...

Презентация "Народное творчество как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста"

Презентация "Народное творчество как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста"...

Консультация для родителей "Устное народное творчество как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста"

Раннее детство – это фундамент общего развития ребёнка. Именно в ранние годы закладываются основы здоровья, интеллекта. Главным событием в интеллектуальном развитии ребёнка считается овладение р...

Консультация для педагогов «Устное народное творчество как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Консультация для педагогов«Устное народное творчество как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»            В младшем дошкольном воз...