Опыт работы "Развитие речи младшего дошкольного возраста в игровой деятельности"
статья

Кузяева Зульфия Наильевна

Младший дошкольный возраст – это период детства, когда у ребенка закладываются основы психического и физического здоровья. В данной работе я рассматриваю процесс формирования речевых способностей детей младшего дошкольного возраста. Формирование речевых умений детей младшего дошкольного возраста является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zulfiya_ped_forum.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи младшего дошкольного возраста в игровой деятельности

Младший дошкольный возраст – это период детства, когда у ребенка закладываются основы психического и физического здоровья. В данной работе я рассматриваю процесс формирования речевых способностей детей младшего дошкольного возраста. Формирование речевых умений детей младшего дошкольного возраста является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития.

Содержание профессиональной деятельности по реализации «Основной общеобразовательной программы дошкольного образования» строю в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Что же следует делать для того, чтобы речь ребенка формировалась правильно, вовремя, чтобы малыш рос существом социальным? 

Я считаю, что в дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию речи в процессе игровой деятельности, т. к. в дошкольном возрасте данный вид деятельности является ведущим.

      Поэтому   возникла   потребность в разработке системы работы по формированию развития речи детей младшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.

    Считаю, что проектный метод — это более эффективный метод, который можно использовать в нашей работе с детьми и родителями. Исходя из этого, разработала проект по данной теме.

Проект долгосрочный, рассчитан на 12 месяцев.

Участники проекта: дети, воспитатели группы, родители.

Выявила проблему:

1. Маленький словарный запас

2. Неумение правильно и грамотно выстроить предложение.

3. Отсутствие культуры речи: неспособность употребить интонацию, корректировать темп речи, громкость голоса и т. д.

4. Речь, в которой избыток сленговых слов (итог просмотра телевизора, применение нелитературных выражений и слов.

5. Неспособность выстроить монолог.

Учитывая выделенную проблему, определила цель проекта:

Развитие речевой активности и коммуникативных способностей детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность.

Для достижения цели определила следующие задачи:

1. Обогащение и активизация речевой активности детей.

2. Повышение речевой активности детей.

3. Развитие мелкой моторики рук с использованием пальчиковой гимнастики.

4. Развитие воображения и творческих способностей.

5. Воспитание умения детей работать в коллективе.

Всю работу вела по этапам и интегративно. То есть, через все виды деятельности

На первом этапе определила проблему, задачи, занялась сбором информации и созданием методической базы. Проанализировала предметно развивающую среду. Провела анкетирование для родителей, что позволило лучше узнать ребенка и спланировать работу с учетом его индивидуальных особенностей.

На основном, практическом этапе занялась планированием деятельности, продумала содержание, активизировала инициативу детей в игровой деятельности.

Для реализации поставленных мною задач включила в перспективное планирование игровую, художественную и литературную деятельность, формирование культурно- гигиенических навыков и систематизировала работу.

  Очень важно создать развивающую среду.

  • Подобрала соответствующие дидактические игры, серии предметных картинок, серии сюжетных картинок. Дидактические игры и упражнения дадут хороший результат лишь в том случае, если воспитатель ясно представляет, какие задачи могут решены в процессе их проведения.
  • А также сюжетно-ролевые игры «Дочки-матери», «Кухня», «Больница». Таким образом, ребенку предоставляется возможность проявлять инициативу, самостоятельность в совместной деятельности с педагогом, что является одной из задач федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
  • для реализации технологии формирования ручной умелости подобраны (пирамидки, пазлы, логические кубы, кубики, мозаика, многофункциональные дидактические пособия, игры-шнуровки, крупный и мелкий конструктор), которые способствуют развитию зрительного восприятия, внимания, мелкой моторики рук
  • С целью развития речи и умственных способностей детей я уделяю большое внимание продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование, и т. д.) Организован специальный уголок по изобразительной деятельности. Он оборудован таким образом, что ребенок в любое время самостоятельно может взять необходимые материалы и заниматься самостоятельной художественной деятельностью.
  • Применяются различные приемы рисования на занятиях и в свободной деятельности (рисование пальчиками, карандашами, фломастерами, мелками, углем, кисточкой, гуашью экспериментируем с разными видами пластилина, тестом).  
  • Так же созданы условия, способствующие развитию познавательной сферы ребенка. Это центры: «Экспериментирования»; «Книжный»; «Играем вместе»; «Театральный»; «Спортивный». Т.о. реализуется один из основных принципов федерального государственного образовательного стандарта- принцип индивидуализации дошкольного образования.

В группе созданы следующие условия по физическому развитию детей:

  • В центре физического развития изготовлены разноцветные гимнастические ленточки, приобретены разноцветные флажки, мячи, разноцветные кегли, дорожки здоровья, мешочки с песком для проведения утренней гимнастики и непосредственно образовательной деятельности;

  • Создан театральный уголок, уголок художественного творчества, которые содержат различный материал, пособия игры, и другие атрибуты.
  • Привлекаю детей к театрализованной деятельности. Разыгрывание знакомых сказок, такие как «Колобок», Курочка Ряба», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Три медведя» и т.д. Также в театральной деятельности мы используем изготовленную родителями многофункциональную трансформируемую ширму.
  • Посещаем музыкальные занятия, где разучиваем различные песни и танцы, в группе закрепляем полученные знания.

  • Развитие речи в процессе игровой деятельности решаю с помощью родителей мы создали библиотеку, в которую входит детская литература, соответствующая возрасту детей; обогатили театральный уголок сказками, пальчиковым театром и масками различных сказочных персонажей. Благодаря этому реализуется технология формирования художественного образа через создание эмоционального настроя, осознание образа, идей;

Таким образом, создавая предметно пространственно -развивающую среду, я развиваю не только познавательную сферу ребенка, но и создаю условия для речевого развития в процессе игровой деятельности.

 В   группе проводится планомерная работа с родителями, направленная на реализацию данного проекта. благодаря чему между нами установлены доверительные и партнерские отношения. Родители проявляют большую инициативу.

Одной из форм работы, направленной на повышение компетентности родителей в вопросах речевого развития, стало проведение мастера класса на тему «Играя развиваем речь детей». Целью данного мастер класса было- объяснить родителям, какие игры развивают речь ребенка и какую роль они занимают в процессе развития речи.

  Были проведены совместные досуги. Это форма работы помогло установить теплые отношения между воспитателями и родителями, а также доверительные отношения между родителями и детьми, которые способствуют повышению педагогической культуры родителей и обогащению словаря детей.

Совместно с родителями был реализован детско- родительский проект «Книжкины именины». Одной из задач данного проекта : учить детей использовать слова- названия для более глубокого восприятия различных качеств предметов.

Родители получили рекомендации: книги, которые следует читать детям младшего дошкольного возраста: стихи, пословицы, поговорки.

- Организую в группе небольшие выставки поделок, которые родители изготавливают совместно с детьми;

Стало традицией ежегодно в д/с проводить дни открытых дверей. В эти дни родители получают возможность увидеть непосредственно образовательную деятельность воспитателя с детьми, в процессе которой мы показываем, чем и как следует заниматься с ребенком, как использовать практический материал дома во время игр.

  Таким образом, используемые мной инновационные технологии помогают в организации воспитательно-образовательного процесса, создавая благоприятные условия для преемственности воспитания и обучения детей.      

   Мой проект актуален как никогда в данный современный период нашей жизни.

Тема разработанного проекта выбрана с учётом возрастных особенностей детей младшего возраста и объёма информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды их деятельности (интеллектуальную, познавательную, речевую);

- отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с разными видами игрушек, дети проявляли интерес и желание играть с игрушками;

- возросла речевая активность, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей;

- используют различные атрибуты, предметы – заместители, самоделки. Результатом моей работы являются положительные эмоции, веселое, бодрое настроение наших детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: "Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности"

Опыт работы по теме: "Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности"...

Статья по теме: Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности...

Педагогический опыт на тему: "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности"

ВведениеПроблема владения языком издавна привлекала внимание известных исследователей разных специальностей, и неоспоримым остается тот факт, что наша речь очень сложна и разнообразна, и что развивать...

Инновационный педагогический опыт работы по теме: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Инновационный педагогический опыт работы по теме: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через игровую деятельность» ...

Опыт работы «Развитие математических способностей детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность»

Опыт работы  «Развитие математических способностей детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность»...

Статья: «Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности» (развитие речи, младшая группа)

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи.В работе затронута проблема развития речи детей в игровой деятельности, та...

Опыт работы «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность»

Опыт работы «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность»...