Картотека театрализованых игр с детьми старшего дошкольного возраста 6 - 7 лет
картотека (подготовительная группа)

Наталья Ивановна Зимина

В приложение собраны игры на развитие воображения и на закрепление пантомимических навыков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                 Приложение

          Картотека театрализованных игр

           с детьми дошкольного возраста

                  в подготовительной к школе группе.

        «В «Детском мире»

Цель. Развивать воображение и фантазию, учить

     создавать образы с помощью выразительных движений.

Ход игры. Дети распределяются на покупателей

 и игрушки, выбирают ребенка на роль продавца.

 Покупатели по очереди просят продавца показать

ту или иную игрушку. Продавец заводит ее ключом.

 Игрушка оживает, начинает двигаться, а покупатель

 должен отгадать, что это за игрушка.

Затем дети меняются ролями

     «Был у зайца огород»

Цель: развивать пантомимические навыки,

развивать мимику и пластические способности детей;

развивать творческое мышление детей, воображение,

фантазию.

Воспитатель читает, дети имитируют движения.

          Был у зайки огород,

Ровненьких две грядки.

Там играл зимой в снежки,

Ну а летом — в прятки.

А весною в огород

Зайка с радостью идет.

Но сначала всё вскопает,

А потом всё разровняет,

Семена посеет ловко

И пойдет сажать морковку

Ямка — семя, ямка — семя,

И глядишь, на грядке вновь

Вырастут горох, морковь.

А как осень подойдет,

Урожай свой соберет.

И как раз —

здесь закончился

 рассказ!

«Как варили суп»

         Цель: развивать воображение и пантомимические навыки.

         Правой рукою чищу картошку,

                                  шкурку снимаю с нее понемножку.

Держу я картошку левой рукою,

                          картошку верчу и старательно мою.

Ножом проведу по ее серединке,

                              разрежу картошку на две половинки.

Правой рукою ножик держу

                                      и на кусочки картошку крошу.

Ну, а теперь зажигаю горелку,

                   сыплю в кастрюлю картошку с тарелки.

Чисто помою морковку и лук, воду стряхну

                                                        с потрудившихся рук.

Мелко нарежу лук и морковку, в горсть соберу,

                                                              получается ловко.

Теплой водой горстку риса помою, ссыплю в кастрюлю

                                                                 рис левой рукою.

Правой рукою возьму поварешку, перемешаю крупу и картошку.

Крышку возьму я левой рукою, плотно кастрюлю я крышкой закрою.

Варится супчик, бурлит и кипит. Пахнет так вкусно!

                                                          Кастрюлька пыхтит.

— Ну вот, супчик готов. «Угощайте» друг друга!

(включается русская народная плясовая).

Дети и взрослые воображаемыми половниками разливают суп-

                                           похлебку в воображаемые тарелки и «едят».

— Подкрепились? А теперь каждый помоет за собой тарелку.

Дети открывают воображаемый кран, моют тарелки, ложки,  

                                                       закрывают воду, вытирают руки.

        «Самолет»

Цель: учить детей обыгрывать литературный текст, поддерживать  

стремление самостоятельно искать выразительные средства для

создания образа, используя движение, мимику, позу, жест

Поиграем в самолет? (Да.)

Вы все — крылья, я — пилот.

Получили инструктаж —

Начинаем пилотаж.

(Строятся друг за другом.)

В снег летаем и пургу, (У-у-у-у!)

Видим чьи-то берега. (А-а-а-а!)

Ры-ры-ры — рычит мотор,

Мы летаем выше гор.

Вот снижаемся мы все

К нашей взлетной полосе!

Что ж — закончен наш полет.

До свиданья, самолет.

     «Плачет киска…»

Цель: развивать пантомимические способности,

                                                  любовь к животным.

Плачет киска в коридоре:

У нее большое горе —

Злые люди бедной киске

Не дают украсть сосиски.

    Представьте себе, что вы киска, которая хочет стянуть

   сосиску со стола. Вы крутитесь возле стола, третесь спинкой о

  его ножку, встаете на задние лапы и с удовольствием вдыхаете

 приятный запах. Но вот хозяйка вышла из кухни. Вы тянетесь

лапкой к сосиске, и вот она у вас в лапах. Но тут входит хозяйка.

 Киска бросает сосиску и прячется под диван.

Дети делятся на пары: хозяйка и киска. Каждая пара предлагает свой вариант ситуации.

Воспитатель предлагает немного переделать стихотворение.

Слова «У нее большое горе» прочитать от первого лица:

«У меня большое горе».

Эту ситуацию дети разыгрывают также парами.

— Ребята, вам жаль киску? Давайте пожалеем ее.

Представьте, что левая ваша рука — это кошка, а правой вы ее  

гладите:

— Киска, кисонька, кисуля! —

Позвала котенка Юля.

— Не спеши домой, постой! —

И погладила рукой. (Л.П.Савина)

  «Дружные звери»

Цель. Развивать внимание, выдержку, согласованность действий.

Ход игры. Дети распределяются на три группы — медведи, обезьяны и слоны. Затем педагог называет поочередно одну из команд, а дети должны одновременно выполнить свое движение.

Например, медведи – топнуть ногой,

обезьяны – хлопнуть

в ладоши,

 слоны –

поклониться.

Можно выбирать других животных и придумывать

 другие движения. Главное, чтобы каждая группа

выполняла свое движение синхронно, общаясь только

 взглядом.

     «Фигуры из стульев»

Цель. Привить умение свободно перемещаться

в пространстве, координировать свои действия с товарищами.

 (Сесть на стулья, построив заданную фигуру, надо одновременно.)

    Ход игры. По предложению педагога дети перемещаются

по залу со своими стульями и «строят» круг (солнышко),

 домик для куклы (квадрат), самолет, автобус.

   «У зеркала»

Цель: совершенствовать образные исполнительские умения.  

Развивать творческую самостоятельность в передаче образа.

1) Нахмуриться, как:

а) король,

б) ребенок, у которого отняли игрушку,

в) человек, скрывающий улыбку.

2) Улыбнуться, как:

а) вежливый японец,

б) собака своему хозяину,

в) мать младенцу,

г) младенец матери,

д) кот на солнце.

3) Сесть, как:

а) пчела на цветок,

б) наказанный Буратино,

в) обиженная собака,

г) обезьяна, изображавшая вас,

д) наездник на лошади,

е) невеста на свадьбе.

«Король»

(вариант народной игры)

Цель. Развивать действия

 с воображаемыми

 предметами, умение

 действовать

 согласованно.

Ход игры. Выбирается с помощью считалки на роль

 короля ребенок. Остальные дети — работники

распределяются на несколько групп (3 — 4) и

договариваются, что они будут делать, на какую работу

 наниматься. Затем они группами подходят к королю.

Работники. Здравствуй, король!

Король. Здравствуйте!

Работники. Нужны вам работники?

Король. А что вы умеете делать?

Работники. А ты отгадай!

Дети, действуя с воображаемыми предметами,

 демонстрируют различные профессии: готовят еду,

 стирают белье, шьют одежду, вышивают, поливают

растения и т.п. Король должен отгадать профессию

работников. Если он сделает это правильно, то догоняет

 убегающих детей.

Первый пойманный ребенок становится королем.

Со временем игру можно усложнить введением новых

персонажей (королева, министр, принцесса и т.п.),

 а также придумать характеры действующих лиц (король — жадный,  

веселый, злой; королева — добрая, сварливая, легкомысленная).

«Скульптор»

Цель. Развивать воображение и фантазию, совершенствовать

пластические возможности тела, умение действовать с партнером.

Ход игры. Дети распределяются на пары. Один ребенок берет на себя роль скульптора, а другой — роль пластилина или глины. Скульпторам предлагается слепить несуществующее фантастическое создание, придумать ему имя и рассказать, где оно живет, чем питается, что любит, как передвигается. В дальнейшем можно предложить существу ожить и начать двигаться. Затем дети меняются ролями.

«Запомни фотографию»

Цель. Развивать произвольное внимание, воображение и фантазию, согласованность действий.

Ход игры. Дети распределяются на несколько групп по 4—5 человек. В каждой группе выбирается «фотограф».

Он располагает свою группу

в определенном

порядке и

«фотографирует»,

запоминая

расположение

группы. Затем он отворачивается, а дети меняют

 расположение и позы. «Фотограф» должен

 воспроизвести изначальный вариант.

Игра усложняется, если предложить детям взять

в руки какие-нибудь предметы или придумать,

 кто и где фотографируется.

      Игра-пантомима «Медвежата»

Цель: развивать пантомимические навыки

А вот посмотрите, гора старого валежника.

Ой, это берлога! А в ней спят медвежата.

Но вот пригрело солнышко, растопило снег.

Капельки воды просочились в берлогу.

Вода попала на нос, уши, лапы медвежат.

Медвежата потянулись, фыркнули,

открыли глаза и стали выбираться из берлоги.

Раздвинув лапами сучья, они выбрались на поляну.

 Лучи солнца слепят глаза.

Медвежата прикрывают лапами глазки и рычат от недовольства.

 Но вскоре глаза привыкли. Медвежата огляделись, понюхали носом

свежий воздух и тихо разбрелись по полянке.

 Сколько здесь интересного! Дальше возможна импровизация.

«Я – защитник Родины»

Ход игры: Педагог говорит детям: - «Ребята, военнослужащие часто

глубоко любят свою отчизну и свой народ, обладают большими знаниями, здоровьем, силой, готовностью выполнить любой приказ. Представьте, что вы защитники своей Родины». Дети с помощью пантомимы изображают «защитников». (можно детям предложить показать «защитника» различного рода войска, выбрав любой атрибут из предложенных или разделить детей на 2 подгруппы: одна подгруппа показывает пантомимы «защитника», а вторая подгруппа - отгадывает. Затем дети меняются ролями.

 «Бабушка Маланья»

Цель. Развивать внимание, воображение, находчивость, умение создавать образы с помощью мимики, жеста, пластики.

Ход игры. Дети берутся за руки и идут по кругу, в центре которого — водящий; дети поют потешку

и выполняют движения.

У Маланьи, у старушки,

- (Идут по кругу и поют.)

Жили в маленькой

избушке

Семь дочерей,

Семь сыновей,

Все без бровей! (Останавливаются и с помощью

мимики и жестов изображают то, о чем говорится в тексте)

С такими глазами,

С такими ушами,

С такими носами,

С такими усами,

С такой головой,

С такой бородой...

Ничего не ели,  (Присаживаются на корточки

и одной рукой подпирают подбородок)

Целый день сидели.

На него (нее) глядели,

Делали вот так... (Повторяют за ведущим любой жест)

«Внимательные матрешки»

Цель. Развивать внимание, согласованность действий, активность и выдержку.

Ход игры. Дети сидят на стульях или на ковре, педагог

показывает карточки с определенным количеством

нарисованных матрешек. Через несколько секунд произносит:

 «Раз, два, три — замри!». Стоять должно столько детей,

сколько матрешек было на карточке (от 2 до 10).

Упражнение сложно тем, что в момент выполнения задания

 никто не знает, кто именно будет «вставшим» и сколько их будет.  

Готовность каждого встать (если «матрешек» не хватает) или сразу же сесть (если он видит, что вставших больше, чем нужно) эффективно влияет на активность каждого ребенка. Как вариант детям можно предложить не просто встать, а образовать хоровод из заданного количества детей.

«Весна и бабочки»; «Весна и жуки»; «Весна и жучок-червячок» (сценки из сказки Г. Скребицкого «Счастливый жучок»)

Оборудование: маски героев из сказки: жучок, бабочка, весна, червячок.

Ход игры: Педагог предлагает детям превратиться в героев из знакомой сказки, например, «Весна и бабочки»; «Весна и жуки»; «Весна и жучок-червячок». Перед постановкой подробно обсуждаются особенности поведения бабочек: капризные, кокетливые,

 долго выбирают наряды;

жуков: «Степенные»

- А что значит

 «степенные»?

Как передать эту особенность

 насекомых в походке, в повадках)


 

«От кареты до ракеты»

 (пантомимические этюды: карета – ракета; аэроплан

– самолёт и др.) , «Мимоза» (этюд)

Ход игры: Педагог предлагает изобразить знакомые образы из  

произведений С. В. Михалкова. Дети делятся на две подгруппы –

артисты и зрители. После показа этюдов дети меняются ролями.

«Нос, умойся!»

Цель: развивать инициативность пантомимические навыки.

Волшебник произносит слова стихотворения, дети имитируют

движения.

Кран, откройся! Нос, умойся!

Шейка, мойся хорошенько!

Мойтесь сразу, оба глаза!

Мойся, мойся, обливайся!

Мойтесь, уши, мойся, шейка!

Грязь, смывайся, грязь, смывайся!

«Широка страна моя родная»

(по методу: «расскажи стихи руками»)

Ход игры: Педагог читает текст песни и показывает

руками действия, соответствующие тексту песни.

«Кузнечик»

Цель: побуждать к активному участию в инсценировке.

      Ведущий: Выскочил кузнечик из травы на кочку.

       Постучал кузнечик звонким молоточком.

Кузнечик: Молоточек тук да тук! Кто травинку клонит?

Лезет жук, лезет жук, охает и стонет!

Жук: Ох, кузнечик, выручай, хоть просить неловко!

Сам не знаю где и как лопнула подковка.

Без подковки мне не жить, так пекут мозоли.

Ни работать, ни ходить, хоть кричи от боли!

Кузнечик: Это дело не беда! Подними-ка ногу!

Молоточек тук да тук! Получай подковку, жук!

(Появляется комар.)

Комарик: Я, комар, несчастней всех, прямо сбился с толку!

Поломал я, как на грех, острую иголку!

Кузнечик: Пусть меня не просит тот,

 кто чужую кровь сосет!

Ты из кузницы

 моей убирайся

поскорей!

(Комар улетает. Появляется сороконожка.)

Сороконожка: Ой, кузнечик, помоги!

 Ножка треснула немножко.

Я осталась без ноги, вот беда какая!

Кузнечик: Ножка ножкой, но какая?

Сороконожка: Кажется, сороковая.

Ведущий: Тук-тук, тук да тук! Это дело добрых рук.

Ножка целая опять.

Сороконожка: Можно больше не хромать

Все дружно: Молоточек вновь играет, наковаленка поет!

Всем кузнечик помогает, быстро помощь подает!

«Песенка друзей»

(игра с движением)

Ход игры: Педагог предлагает детям отправиться

 в далёкое путешествие на поезде.

Дети строятся друг за другом «паровозиком».

Педагог напоминает детям текст песенки, а затем

дети сами проговаривают слова и выполняют действия

 по тексту. (персонажи могут меняться вагончиками,

по желанию детей).

«Отгадай, кто мы»

    Выбирается ведущий. Ему сообщают, что в его отсутствие дети

       превратятся в животных (время года, погоду или какой-то предмет).  

   Ведущий выходит из комнаты, играющие договариваются и приглашают ведущего.

    Движениями дети показывают, во что или в кого они превратились (слонов, зайцев, дождливую погоду, художников, строителей, дровосеков и т.д.). Ведущий отгадывает — отгадав, расколдовывает детей.

    «Кто я»

    Взрослый или ребенок жестом, мимикой, звуком изображает

   что-то или кого-то: поезд, машину, чайник, дерево, собаку, доброго волшебника,  Муху-Цокотуху, самовар. Детям предлагают отгадать изображенный предмет. После правильного ответа следует спросить, как ребенок догадался и узнал то, что изображалось.

Игры НА ВООБРАЖЕНИЕ

Цель:  совершенствовать воображение, восприятие у детей,

учить искать выразительные средства для создания яркого образа.

   1.  Ребята, представьте, что вы — художники. Руки — это кисти. Обмакнули их в голубую краску и рисуем небо, вслушиваясь в музыку.

А теперь — в желтую краску, рисуем солнце. Круг. А теперь — лучики, выразительные глаза.

Теперь нарисуем полянку. Она у нас какого цвета? (Зеленого.) Рисуем.

Носом вдыхаем запах: чем пахнет? (Цветами.) А какими? (Ромашками.) Рисуем.

Послушайте: ветер шумит веточками дерева — какого? (Березы.) Рисуем.

Итак, мы в лесу, на полянке.

Представьте, что вы — цветочки.

Самое раннее утро, солнышко выглянуло. Цветок еще спит, но вот поднимается, пошевелил листочками — это пальцы. Прислушаемся. Слышите? Ручей бежит.

 2.  А сейчас правильно подышим: правую руку положим на живот, а левую — на пояс. Живот — это воздушный шарик. Медленный вдох — выдох — «ниточка у шарика плавно распускается».

   Вдох — правая рука вперед, в кулачок. Открыли кулачок, а там — маленькое перышко. Выдох — дунули на него, оно улетело.

      Испугались внезапного треска сучьев — быстрый вдох. А оказывается, ничего страшного. Медленный выдох — свобода.

    Вдох, и едем на лифте: 1-й этаж, 2, 3, 4, 5, 6-й — все, приехали.

Все вы доехали? Кто на каком этаже сделал остановку? Теперь едем вниз.

3.  Звучит музыка с четким ритмом.

   «Идем во фруктовый сад» (ходьба по залу). «Вдыхаем аромат яблок». «Пытаемся достать яблоки на деревё» (поднимаем сначала левую руку  

   вверх, потом — правую). «Еще раз пытаемся достать яблоки»

     (подпрыгиваем на месте, руки по очереди вверх).

«Как же достать яблоки?» (полу приседания, руки в стороны — вниз). «Нужно подставить лестницу и залезть на нее» (имитируем подъем на лестницу).

«Срываем яблоки и кладем их в ведро» (имитируем сбор яблок).

«Отдыхаем» (спускаемся и садимся,

закрыв глаза, на ковер).

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по изобразительной и театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему: "Прохоровское поле - третье ратное поле России "

Многим детям свойственно полностью копировать то, чему их научили. Это часто ведёт  к появлению шаблонной, узко репродуктивной деятельности. По этому основная задача взрослого с...

"Театрализованная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста" сценарий театрализованного представления по сказке "Двенадцать месяцев"

В педставленном пособии предлагается сценарий театрализованного представления по сказке "Двенадцать  месяцев."Целью данного пособия является развитие и поддержание интереса у детей к театру и теа...

Методические разработки театрализованных праздников с детьми старшего дошкольного возраста по теме: "Торжественное открытие малых зимних олимпийских игр" "Торжественное закрытие олимпийских игр"

Главная цель этих мероприятий – доставить огромную   радость   детям, приобщить  их  к  традициям  большого  спорта, вызвать  интерес и желание включиться в обр...

конспект совместной театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Драматизация по мотивам сказки В.Сутеева "Мешок яблок". Технологии - здоровьесберегающие, игровые, сотрудничество, театрализованная деятельность. Цель - обучение детей диалогической речи посредством у...

Перспективное планирование по театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Перспективное планирование по театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возрастаМесяцВидтеатраСодержаниетеатрализованнойдеятельности Развитие речиИндивидуальнаяработаРаботас род...

Сценарий театрализованной постановки с детьми старшего дошкольного возраста "Про козла"

Цель: знакомство детей посредством театрализованной деятельности с произведением С.Я. Маршака "Про козла"Задачи:познакомить детей с одним из литературных жанров – пьесой;развивать умения выр...

Картотека театрализованных игр с детьми старшего дошкольного возраста 5 - 6 лет

В приложение собраны игры на развитие артикуляции, на выразительность мимики и жестов....