Инновационные методы и формы работы по формированию эмоционального благополучия дошкольников в рамках реализации ФГОС
консультация

Сапрыкина Ирина Леонидовна

В период дошкольного детства одной из наиболее важных задач для ребёнка  становиться  научиться правилам жизни в мире взрослых. И наша задача педагогов- дошкольников помочь ребёнку попасть в этот мир с максимальными приобретениями и минимальным риском. Безопасность детей, укрепление и сохранение их здоровья было и остаётся приоритетным направлением в работе нашего ДОУ.

Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей – дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Потому как  безопасность – это не только полученные знания, а умение вести себя правильно в различных ситуациях. Важнее не столько уберечь ребенка от чрезвычайной ситуации, сколько подготовить его к  возможным трудностям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_statya.docx26.53 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационные методы и формы работы по формированию эмоционального благополучия  дошкольников в рамках реализации ФГОС.

Сапрыкина Ирина Леонидовна, воспитатель МКДОУ «Калачеевский детский сад №2»

В период дошкольного детства одной из наиболее важных задач для ребёнка  становиться  научиться правилам жизни в мире взрослых. И наша задача педагогов- дошкольников помочь ребёнку попасть в этот мир с максимальными приобретениями и минимальным риском. Безопасность детей, укрепление и сохранение их здоровья было и остаётся приоритетным направлением в работе нашего ДОУ.

Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей – дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Потому как  безопасность – это не только полученные знания, а умение вести себя правильно в различных ситуациях. Важнее не столько уберечь ребенка от чрезвычайной ситуации, сколько подготовить его к  возможным трудностям.

Задачами для  педагогов нашего детского сада становятся следующие:

1. Создать условия для формирования у детей умения:

* предвидеть опасные последствия сложившейся ситуации;

* быть психологически готовым к действиям;

* адекватно реагировать на ситуацию.

2.  Содействовать  овладению навыками сохранения своей жизни и здоровья, а также оказании самостоятельной помощи другому (без помощи взрослых  что- либо делать, и оценивать полученный результат адекватно.)

3. Психологически подготовить дошкольников к вероятности возникновения различных опасных ситуаций.  

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования  одна из главных задач звучит так: «Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия». Из данной формулировки можно сделать вывод, что эмоциональное благополучие является одной из главных составляющих здоровья ребенка.

Эмоциональное благополучие (неблагополучие) в психологии рассматривается как характеристика для качественной оценки эмоционального состояния человека. Отечественные ученые А.Д. Кошелева, М.И. Лисина, Г.Г. Филиппова рассматривают эмоциональное благополучие как базовое состояние, определяющее позитивное отношение ребенка к миру и самому себе. Оно положительно влияет на эмоционально-волевую и познавательную сферу дошкольника, способствует полноценному нравственному развитию ребенка, формирует у него ориентацию на успех и достижение поставленных целей.

 По мнению Г. Г. Филипповой, эмоциональное благополучие ребенка – это «показатель оптимальности его развития и психического здоровья. Он состоит из эмоции удовольствия-неудовольствия как содержания преимущественного фона настроения; переживания комфорта как отсутствия внешней угрозы и физического дискомфорта; переживания успеха-неуспеха в достижении целей; переживания комфорта в присутствии других людей и ситуациях взаимодействия с ними; переживания оценки другими результатов активности ребенка».

Следовательно, работа педагогов дошкольных образовательных организаций, взаимодействие с семьями воспитанников должны составлять в совокупности одно направление – поддержание показателя эмоционального благополучия на высоком уровне, не травмируя ребенка, не нанося вред его гармоничному развитию и психическому здоровью как части целостного здоровья личности.

 В современном мире жизненная ситуация такова, что нам педагогам- дошкольникам необходимо не только улучшить условия для сохранения  жизни и здоровья дошкольников, но и найти более эффективные формы и методы работы с  детьми.

В ФГОС указывается, что у дошкольников ведущим видом деятельности является игра, поэтому одним из основных методов здоровьесберегающего воспитания детей  выступает игровой метод.

Использование в работе с детьми разнообразных по содержанию и форме игр, позволяет ввести ребёнка в круг реальных жизненных явлений. Через игровые моменты малыш ненавязчиво, без поучений, осваивает социальный опыт взрослых: знания, способы действия, моральные нормы и правила поведения.

Одним из эффективных форм работы, используемых мною по основам безопасности жизнедеятельности детей - игровой тренинг. Он позволяет каждому ребёнку побывать в ситуациях, подобных жизненным, найти правильное решение самостоятельно или с помощью группы, выработать правильный алгоритм поведения.

Ход каждого замятия - тренинга определяется возможностями детей, уровнем их подготовленности.

В ходе тренинга детям  в соответствии с возрастом могут быть предложены следующие вопросы:

  1. Как переходить улицу? Или какие правила обязан соблюдать пешеход?
  2. Что делать если заблудился на улице или в магазине?
  3. К кому обратиться за помощью?
  4. Как вести себя с незнакомыми людьми?
  5.  Что делать если оказался один дома?
  6. Что делать если в квартире пожар? и мн. др.

В ходе игрового тренинга на тему «Как защитить себя от назойливого незнакомца?» с детьми старшего возраста мы рассматриваем и обсуждаем возможные ситуации насильственного поведения со стороны взрослого человека(предлагает угощение, хватает за руку,  зовет покататься на машине). В ходе игры  объясняю детям, как следует вести себя в подобной ситуации. Основной целью этого тренинга для меня становится  научить детей,  как себя вести в этой ситуации, чтобы окружающие поняли, что совершается насилие, и не приняли его за обычные детские капризы. В ходе тренингов мы рассматриваем и  отрабатываем варианты защитного поведения.

Я разъясняю детям, что опасности могут подстерегать их не только на улице, но и дома.  Поэтому  входить в подъезд одному, без родителей или знакомых взрослых нельзя, нельзя открывать дверь незнакомцу, даже если у него ласковый голос или он представляется знакомым родителей. Возможные реальные ситуации могут подкрепляться соответствующими сказочными сюжетами, например "Волк и семеро козлят".

Направляя детей на поиск выхода из кризисной ситуации, в ходе игрового тренинга мы развиваем  у них поисковую активность.

Также для создания благоприятной психологической обстановки в детском коллективе я использую креативную гимнастику. Она очень нравится детям. Этот метод хорошо подходит для развития детского двигательного творчества. Креативная гимнастика -  неречевая форма общения, которая включает в себя мимику и  жесты

Дети с удовольствием выполняют упражнение «Создай образ», для развития пластической выразительности при создании образа. При проведении упражнения можно предложить несколько заданий:

-изобразить животное (мишку, зайца ит. д. ) или не живой предмет (камень, речку…)

- ловить  кузнечика или бабочку, перевоплотившись в различные персонажи;

И мн. др.

Существует много видов игр и упражнений креативной гимнастики. Вот некоторые из них.

Музыкально – творческие игры: «Кто я?», «Море волнуется», «Ай да я!», «Творческая импровизация», «Бег по кругу», «Займи место».

Специальные задания«Создай образ», «Импровизация под песню», «Художественная галерея», «Выставка картин», «Танцевальный вечер», «Повтори за мной», «Делай как я, делай лучше меня».

Проводя  такие занятия- игры я  развиваю  у детей динамическую сторону общения: легкость вступления в контакт, инициативность, готовности к общению. У детей, которые чувствуют себя неуверенно в детском коллективе, повышается самооценка.

Так как эти упражнения  построены в основном на жестах и движениях, выражающих дружелюбие, то в целом они воспроизводят положительные, радостные эмоции , тем самым нормализуя социальный микроклимат  в группе, в детском коллективе.

В современном цивилизованном мире, где темп жизни ускоряется постоянно, даже дети дошкольного возраста испытывают на себе повышенные психические и физические нагрузки. Поэтому для снятия внутреннего напряжения у детей я использую релаксацию. Релаксация - это один из путей преодоления внутреннего напряжения, основанный на более или менее сознательном расслабление мышц.

Для релаксации с детьми младшего школьного возраста я использую игры с песком и крупами. Когда малыш берет в руки песок и медленно пропускает его сквозь пальцы или рисует пальчиком по сыпучей поверхности, он расслабляется и  отвлекается. У ребенка снижается раздражительность и усталость.

Еще один из способов релаксации, используемый мною в  работе, это музыкотерапия. Нежные мотивы мелодий, звуки природы вводят ребенка в состояние спокойствия, тело начинает расслабляться. Упражнения с музыкой обычно я использую при подготовке ко сну. Малыши удобно устраиваются в своих кроватках, прислушиваются к мелодии, медленно прикрывают глаза и погружаются в сон, во время которого организм закрепит начатое оздоровление.  

Во всех возрастных группах я использую ароматерапию. Это древнейший способ лечения и профилактики простудных заболеваний. При использовании этого метода необходимо соблюдать следующие правила:

  1. Необходимо, чтобы ни у кого у детей не было аллергии на используемые эфирные масла;
  2.  Обязательно известить всех родителей о принимаемых мерах профилактики с эфирными маслами.

Ароматерапию можно назвать пассивным методом воздействия на ребенка, так как дети сами не выполняют никаких действий. В групповой комнате я устанавливаю  специальные предметы с эфирными маслами, это могут быть аромалампы,  фигурки из глины или необработанного дерева. На фигурки наношу 3-4 капли  эфирного масла и все оздоровление началось. Дети могут заниматься любым видом деятельности и одновременно с этим вдыхать ароматические пары. Таким образом происходит:

  • улучшение самочувствия и настроения детей;
  • профилактика простудных заболеваний;
  • решение проблем со сном.

 Также рекомендуется изготовить с родителями специальные ароматические подушки, наполнив их высушенными травами, или индивидуальные аромамедальоны.

В данной статье я представила лишь несколько методов и форм здоровьесберегающих технологий. Результатом применения этих технологий стало улучшение показателей физического развития детей, их эмоционального состояния: уменьшилось количество пропусков по болезни, дети с удовольствием идут в детский сад, в группе между детьми и взрослыми сложились  доброжелательные, доверительные отношение, малыши стали более самостоятельными, уверенными в своих возможностях, повысилась самооценка каждого ребенка.

Таким образом, применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации сохранения и укрепления здоровья детей, а у ребенка стойкую мотивацию к творчеству и здоровому образу жизни.

Литература:

1. Авдеева Н.Н. , Князева О. Л., Стеркина Р. Б. «Безопасность» Учебно- методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста, СПб.: «Детство- Пресс» 2016

2. Абаскалова Н.П. "Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности", 2008

3. Вдовиченко Л.А. "Ребенок на улице. Цикл занятий для старших дошкольников по обучению правилам дорожного движения", СПб, Детство-Пресс. 2008

4. Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет: «Азбука безопасности», конспекты занятий, игры / авт.- сост. Н. В. Коломеец.- Волгоград: Учитель, 2015

5. Методические рекомендации по обучению детей Правилам дорожного движения и безопасному поведению на улице, Владимир, 2006

6.  Кулик Г. И., Сергиенко Н. Н.  «Школа здорового человека» Программа для ДОУ.- М: ТЦ Сфера, 2006

7. Татьяна Гарнышева: ОБЖ для дошкольников. Планирование работы - конспекты занятий - игры. ФГОС, СПб, Детство-Пресс. 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Театрализация - одна из форм работы с детьми дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС ДО».

Из опыта работы с детьми дошкольного возраста по реализации проекта "В гостях у Сказки"....

Разнообразные формы взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ в рамках реализации ФГОС ДО

   Детский сад и семья – два важнейших образовательных института, которые изначально призваны дополнять друг друга и взаимодействовать между собой. Современные федеральные госуд...

Инновационные методы и формы работы по формированию у детей дошкольного возраста безопасного поведения в быту и социуме.

Проект «Формирование у детей безопасного поведения в пожароопасных ситуациях на основе взаимодействия групп старшего и среднего дошкольного возраста»....

«Инновационные формы работы педагогов с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДОО»

laquo;Какими бы прекрасными ни были наши дошкольные учреждения, самыми главными мастерами, формирующими разум и мысли малышей, являются мать и отец»В.А. Сухомлинский....

«Использование инновационных форм работы с детьми дошкольного возраста в рамках реализации проекта «Журавлик - Мегаполис детства»

Доклад на городском методическом объединениивоспитателей групп младшего и среднего возраста тема: «Использование инновационных форм работы с детьми дошкольного возраста в рамках реали...

Инновационные методы и формы работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности в ДОО в рамках реализации ФГОС ДО

Статистические данные за 2017 год.В 2017 году в Новосибирской области зарегистрировано 3126 пожаров, на которых погибли 192 человека, в том числе 15 детей; 296 человек получили травмы, в том числе 28 ...

Выступление на методическом обьединении воспитателей в МБДОУ "Детский сад №12 г. Калининска Саратовской области" на тему: "Инновационные методы и формы работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности в ДОУ в рамках реализации ФГОС ДО".

Доклад, из опыта работы, воспитателя средней группы детского сада на тему: " Инновационные методы и формы работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности в ДОУ в рамках реализации ФГО...