Инновационные методы и формы работы по формированию эмоционального благополучия дошкольников в рамках реализации ФГОС
консультация
В период дошкольного детства одной из наиболее важных задач для ребёнка становиться научиться правилам жизни в мире взрослых. И наша задача педагогов- дошкольников помочь ребёнку попасть в этот мир с максимальными приобретениями и минимальным риском. Безопасность детей, укрепление и сохранение их здоровья было и остаётся приоритетным направлением в работе нашего ДОУ.
Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей – дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Потому как безопасность – это не только полученные знания, а умение вести себя правильно в различных ситуациях. Важнее не столько уберечь ребенка от чрезвычайной ситуации, сколько подготовить его к возможным трудностям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_statya.docx | 26.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Инновационные методы и формы работы по формированию эмоционального благополучия дошкольников в рамках реализации ФГОС.
Сапрыкина Ирина Леонидовна, воспитатель МКДОУ «Калачеевский детский сад №2»
В период дошкольного детства одной из наиболее важных задач для ребёнка становиться научиться правилам жизни в мире взрослых. И наша задача педагогов- дошкольников помочь ребёнку попасть в этот мир с максимальными приобретениями и минимальным риском. Безопасность детей, укрепление и сохранение их здоровья было и остаётся приоритетным направлением в работе нашего ДОУ.
Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей – дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Потому как безопасность – это не только полученные знания, а умение вести себя правильно в различных ситуациях. Важнее не столько уберечь ребенка от чрезвычайной ситуации, сколько подготовить его к возможным трудностям.
Задачами для педагогов нашего детского сада становятся следующие:
1. Создать условия для формирования у детей умения:
* предвидеть опасные последствия сложившейся ситуации;
* быть психологически готовым к действиям;
* адекватно реагировать на ситуацию.
2. Содействовать овладению навыками сохранения своей жизни и здоровья, а также оказании самостоятельной помощи другому (без помощи взрослых что- либо делать, и оценивать полученный результат адекватно.)
3. Психологически подготовить дошкольников к вероятности возникновения различных опасных ситуаций.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования одна из главных задач звучит так: «Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия». Из данной формулировки можно сделать вывод, что эмоциональное благополучие является одной из главных составляющих здоровья ребенка.
Эмоциональное благополучие (неблагополучие) в психологии рассматривается как характеристика для качественной оценки эмоционального состояния человека. Отечественные ученые А.Д. Кошелева, М.И. Лисина, Г.Г. Филиппова рассматривают эмоциональное благополучие как базовое состояние, определяющее позитивное отношение ребенка к миру и самому себе. Оно положительно влияет на эмоционально-волевую и познавательную сферу дошкольника, способствует полноценному нравственному развитию ребенка, формирует у него ориентацию на успех и достижение поставленных целей.
По мнению Г. Г. Филипповой, эмоциональное благополучие ребенка – это «показатель оптимальности его развития и психического здоровья. Он состоит из эмоции удовольствия-неудовольствия как содержания преимущественного фона настроения; переживания комфорта как отсутствия внешней угрозы и физического дискомфорта; переживания успеха-неуспеха в достижении целей; переживания комфорта в присутствии других людей и ситуациях взаимодействия с ними; переживания оценки другими результатов активности ребенка».
Следовательно, работа педагогов дошкольных образовательных организаций, взаимодействие с семьями воспитанников должны составлять в совокупности одно направление – поддержание показателя эмоционального благополучия на высоком уровне, не травмируя ребенка, не нанося вред его гармоничному развитию и психическому здоровью как части целостного здоровья личности.
В современном мире жизненная ситуация такова, что нам педагогам- дошкольникам необходимо не только улучшить условия для сохранения жизни и здоровья дошкольников, но и найти более эффективные формы и методы работы с детьми.
В ФГОС указывается, что у дошкольников ведущим видом деятельности является игра, поэтому одним из основных методов здоровьесберегающего воспитания детей выступает игровой метод.
Использование в работе с детьми разнообразных по содержанию и форме игр, позволяет ввести ребёнка в круг реальных жизненных явлений. Через игровые моменты малыш ненавязчиво, без поучений, осваивает социальный опыт взрослых: знания, способы действия, моральные нормы и правила поведения.
Одним из эффективных форм работы, используемых мною по основам безопасности жизнедеятельности детей - игровой тренинг. Он позволяет каждому ребёнку побывать в ситуациях, подобных жизненным, найти правильное решение самостоятельно или с помощью группы, выработать правильный алгоритм поведения.
Ход каждого замятия - тренинга определяется возможностями детей, уровнем их подготовленности.
В ходе тренинга детям в соответствии с возрастом могут быть предложены следующие вопросы:
- Как переходить улицу? Или какие правила обязан соблюдать пешеход?
- Что делать если заблудился на улице или в магазине?
- К кому обратиться за помощью?
- Как вести себя с незнакомыми людьми?
- Что делать если оказался один дома?
- Что делать если в квартире пожар? и мн. др.
В ходе игрового тренинга на тему «Как защитить себя от назойливого незнакомца?» с детьми старшего возраста мы рассматриваем и обсуждаем возможные ситуации насильственного поведения со стороны взрослого человека(предлагает угощение, хватает за руку, зовет покататься на машине). В ходе игры объясняю детям, как следует вести себя в подобной ситуации. Основной целью этого тренинга для меня становится научить детей, как себя вести в этой ситуации, чтобы окружающие поняли, что совершается насилие, и не приняли его за обычные детские капризы. В ходе тренингов мы рассматриваем и отрабатываем варианты защитного поведения.
Я разъясняю детям, что опасности могут подстерегать их не только на улице, но и дома. Поэтому входить в подъезд одному, без родителей или знакомых взрослых нельзя, нельзя открывать дверь незнакомцу, даже если у него ласковый голос или он представляется знакомым родителей. Возможные реальные ситуации могут подкрепляться соответствующими сказочными сюжетами, например "Волк и семеро козлят".
Направляя детей на поиск выхода из кризисной ситуации, в ходе игрового тренинга мы развиваем у них поисковую активность.
Также для создания благоприятной психологической обстановки в детском коллективе я использую креативную гимнастику. Она очень нравится детям. Этот метод хорошо подходит для развития детского двигательного творчества. Креативная гимнастика - неречевая форма общения, которая включает в себя мимику и жесты
Дети с удовольствием выполняют упражнение «Создай образ», для развития пластической выразительности при создании образа. При проведении упражнения можно предложить несколько заданий:
-изобразить животное (мишку, зайца ит. д. ) или не живой предмет (камень, речку…)
- ловить кузнечика или бабочку, перевоплотившись в различные персонажи;
И мн. др.
Существует много видов игр и упражнений креативной гимнастики. Вот некоторые из них.
Музыкально – творческие игры: «Кто я?», «Море волнуется», «Ай да я!», «Творческая импровизация», «Бег по кругу», «Займи место».
Специальные задания: «Создай образ», «Импровизация под песню», «Художественная галерея», «Выставка картин», «Танцевальный вечер», «Повтори за мной», «Делай как я, делай лучше меня».
Проводя такие занятия- игры я развиваю у детей динамическую сторону общения: легкость вступления в контакт, инициативность, готовности к общению. У детей, которые чувствуют себя неуверенно в детском коллективе, повышается самооценка.
Так как эти упражнения построены в основном на жестах и движениях, выражающих дружелюбие, то в целом они воспроизводят положительные, радостные эмоции , тем самым нормализуя социальный микроклимат в группе, в детском коллективе.
В современном цивилизованном мире, где темп жизни ускоряется постоянно, даже дети дошкольного возраста испытывают на себе повышенные психические и физические нагрузки. Поэтому для снятия внутреннего напряжения у детей я использую релаксацию. Релаксация - это один из путей преодоления внутреннего напряжения, основанный на более или менее сознательном расслабление мышц.
Для релаксации с детьми младшего школьного возраста я использую игры с песком и крупами. Когда малыш берет в руки песок и медленно пропускает его сквозь пальцы или рисует пальчиком по сыпучей поверхности, он расслабляется и отвлекается. У ребенка снижается раздражительность и усталость.
Еще один из способов релаксации, используемый мною в работе, это музыкотерапия. Нежные мотивы мелодий, звуки природы вводят ребенка в состояние спокойствия, тело начинает расслабляться. Упражнения с музыкой обычно я использую при подготовке ко сну. Малыши удобно устраиваются в своих кроватках, прислушиваются к мелодии, медленно прикрывают глаза и погружаются в сон, во время которого организм закрепит начатое оздоровление.
Во всех возрастных группах я использую ароматерапию. Это древнейший способ лечения и профилактики простудных заболеваний. При использовании этого метода необходимо соблюдать следующие правила:
- Необходимо, чтобы ни у кого у детей не было аллергии на используемые эфирные масла;
- Обязательно известить всех родителей о принимаемых мерах профилактики с эфирными маслами.
Ароматерапию можно назвать пассивным методом воздействия на ребенка, так как дети сами не выполняют никаких действий. В групповой комнате я устанавливаю специальные предметы с эфирными маслами, это могут быть аромалампы, фигурки из глины или необработанного дерева. На фигурки наношу 3-4 капли эфирного масла и все оздоровление началось. Дети могут заниматься любым видом деятельности и одновременно с этим вдыхать ароматические пары. Таким образом происходит:
- улучшение самочувствия и настроения детей;
- профилактика простудных заболеваний;
- решение проблем со сном.
Также рекомендуется изготовить с родителями специальные ароматические подушки, наполнив их высушенными травами, или индивидуальные аромамедальоны.
В данной статье я представила лишь несколько методов и форм здоровьесберегающих технологий. Результатом применения этих технологий стало улучшение показателей физического развития детей, их эмоционального состояния: уменьшилось количество пропусков по болезни, дети с удовольствием идут в детский сад, в группе между детьми и взрослыми сложились доброжелательные, доверительные отношение, малыши стали более самостоятельными, уверенными в своих возможностях, повысилась самооценка каждого ребенка.
Таким образом, применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации сохранения и укрепления здоровья детей, а у ребенка стойкую мотивацию к творчеству и здоровому образу жизни.
Литература:
1. Авдеева Н.Н. , Князева О. Л., Стеркина Р. Б. «Безопасность» Учебно- методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста, СПб.: «Детство- Пресс» 2016
2. Абаскалова Н.П. "Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности", 2008
3. Вдовиченко Л.А. "Ребенок на улице. Цикл занятий для старших дошкольников по обучению правилам дорожного движения", СПб, Детство-Пресс. 2008
4. Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет: «Азбука безопасности», конспекты занятий, игры / авт.- сост. Н. В. Коломеец.- Волгоград: Учитель, 2015
5. Методические рекомендации по обучению детей Правилам дорожного движения и безопасному поведению на улице, Владимир, 2006
6. Кулик Г. И., Сергиенко Н. Н. «Школа здорового человека» Программа для ДОУ.- М: ТЦ Сфера, 2006
7. Татьяна Гарнышева: ОБЖ для дошкольников. Планирование работы - конспекты занятий - игры. ФГОС, СПб, Детство-Пресс. 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Театрализация - одна из форм работы с детьми дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС ДО».
Из опыта работы с детьми дошкольного возраста по реализации проекта "В гостях у Сказки"....
Разнообразные формы взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ в рамках реализации ФГОС ДО
Детский сад и семья – два важнейших образовательных института, которые изначально призваны дополнять друг друга и взаимодействовать между собой. Современные федеральные госуд...
Инновационные методы и формы работы по формированию у детей дошкольного возраста безопасного поведения в быту и социуме.
Проект «Формирование у детей безопасного поведения в пожароопасных ситуациях на основе взаимодействия групп старшего и среднего дошкольного возраста»....
«Инновационные формы работы педагогов с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДОО»
laquo;Какими бы прекрасными ни были наши дошкольные учреждения, самыми главными мастерами, формирующими разум и мысли малышей, являются мать и отец»В.А. Сухомлинский....
«Использование инновационных форм работы с детьми дошкольного возраста в рамках реализации проекта «Журавлик - Мегаполис детства»
Доклад на городском методическом объединениивоспитателей групп младшего и среднего возраста тема: «Использование инновационных форм работы с детьми дошкольного возраста в рамках реали...
Инновационные методы и формы работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности в ДОО в рамках реализации ФГОС ДО
Статистические данные за 2017 год.В 2017 году в Новосибирской области зарегистрировано 3126 пожаров, на которых погибли 192 человека, в том числе 15 детей; 296 человек получили травмы, в том числе 28 ...
Выступление на методическом обьединении воспитателей в МБДОУ "Детский сад №12 г. Калининска Саратовской области" на тему: "Инновационные методы и формы работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности в ДОУ в рамках реализации ФГОС ДО".
Доклад, из опыта работы, воспитателя средней группы детского сада на тему: " Инновационные методы и формы работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности в ДОУ в рамках реализации ФГО...