План по самообразованию Тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста»
методическая разработка

Потапова Лариса Сергеевна

План по самообразованию

Тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnyy_plan_sensornoe_razvitie.docx42.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №72»

План по самообразованию

Тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста»

                                                 

                                                                           Составила:  воспитатель I квалификационной    

                                          категории Потапова Л.С.

г. Хотьково, 2022г.

Сенсорное развитие (от лат. sensus – чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Человек рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.

Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте. Период первых лет жизни – период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. В этом возрасте при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности: речь, совершенствование движений. Начинают формироваться нравственные качества, складываться черты характера. Обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

- является основой для интеллектуального развития;

-упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

- развивает наблюдательность;

- готовит к реальной жизни;

- позитивно влияет на эстетическое чувство;

- является основой для развития воображения;

- развивает внимание;

-дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;

- влияет на расширение словарного запаса ребенка;

- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражения отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Известно, что развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления).

Развитая сенсорика – основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Как справедливо отмечает Б.Г. Ананьев, «самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека».

Исследованиям в области сенсорного воспитания дошкольника большое внимание уделяли многие отечественные и зарубежные ученые и психологи. Наиболее важный вклад в развитие исследований в этом направлении внесли такие отечественные авторы как А.П. Усова, А.В. Запорожец, А.Г. Рузская, Н.А. Ветлугина, Л.А. Венгер, В.П. Зинченко, П.Сакулина, Э.Г.Пилюгина, Е.И.Тихеева и многие другие, а также зарубежные педагоги: Я.А.Каменский, Ф.Фребель, М.Монтессори, О.Декроли. Однако и на сегодняшний день существует необходимость исследования сенсорного воспитания детей раннего возраста, как одного из важнейших направлений всестороннего развития личности ребёнка.

Дети, обладающие сенсорной культурой, становятся способны различать широкую гамму красок, звуков, вкусовых ощущений. Сенсорные игры дают ребенку возможность различать и классифицировать предметы по размеру, форме, окраске, степени шероховатости или гладкости, по весу, температуре, вкусу, шуму, звучанию.

Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка. От его уровня в значительной степени зависит успешность умственного, физического, эстетического воспитания детей.  Основное содержание сенсорного воспитания в детском саду – это ознакомление детей с сенсорными эталонами и обогащение способами обследования предметов. Сенсорное воспитание дошкольников направлено на то, чтобы научить детей точно, полно, и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве) На основе этих задач разработана программа по самообразованию педагога «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста».

Цель: формирование целенаправленного восприятия цвета, формы и величины, предметные представления, ориентировку в пространстве, зрительное внимание, аналитико-синтетической деятельности.

Задачи:

  1. Учить детей способам обследования предметов через дидактические игры: их группировке по цвету, форме, величине.
  2. Формировать у детей представление о сенсорных эталонах.
  3. Развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.

Этапы работы

I этап Организационный

Методическое сопровождение:

  • Подборка литературных и диагностических материалов.
  • Проведение диагностики.
  • Подборка игр направленных на развитие сенсорных способностей детей данного возраста.

Развивающая среда.

  • Приобретение игрового материала.
  • Создание (пополнение) в группе уголка по сенсорному развитию «Развивайка».
  • Изготовление (пополнение) наглядных материалов для активизации сенсорного опыта детей.
  • Изготовление и приобретение игрушек для развития тактильных ощущение и мелкой моторики пальцев рук.

Работа с педагогами и родителями.

  • Анкетирование.
  • Организация выставок игровых материалов, пособий по сенсорному развитию.
  • Проведение семинаров-практикумов по изготовлению игр и пособий.
  • Подборка игровых заданий для сенсорного развития детей в условиях детского сада и семьи.

II этап (Внедренческий)

  • Составление учебного плана.
  • Разработка перспективного планирования.

III этап (Итоговый)

  • Диагностика детей.
  • Корректировка планов.

Условия:

  • Создание предметно-пространственной среды;
  • Эмоциональный настрой детей и педагога;
  • Дидактические игры по сенсорному развитию детей;
  • Тесное взаимодействие педагога, родителей, детей.

Принципы организации учебного процесса:

  • Принцип насыщенной предметно-игровой среды по сенсорному воспитанию.
  • Принцип наглядности. Дети должны сами все увидеть, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.
  • Принцип деятельности. Включение ребенка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования к действию.
  • Принцип повторностиПовторное использование игр проводится с усложнением дидактической задачи. Это обеспечивает умственную активность детей.
  • Принцип доступностиДидактические игры учитывают индивидуальные и возрастные особенностей детей.
  • Принцип взаимосвязи сенсорного и умственного развития.
  • Принцип обеспечения активной познавательно-сенсорной практики.
  • Принцип тесного взаимодействия семьи и дошкольного учреждения по гармоничному развитию, воспитанию и обучению детей раннего возраста.

Принципы обучения:

  • Принцип последовательности и постепенности, предусматривающий постепенное усложнение заданий. Усложнение идет от элементарных заданий на группировку однородных предметов по различным сенсорным качествам, к соотнесению разнородных предметов по величине, форме, цвету и далее к учету этих признаков и свойств в изобразительной и элементарной продуктивной деятельности. Принципом последовательности обусловливается и ознакомление детей вначале с вполне осязаемыми сенсорными свойствами — величиной и формой предметов, которые можно обследовать путем ощупывания, а уж потом с таким сенсорным свойством, как цвет, ориентировка на который возможна только в плане зрительного восприятия.
  • Принцип системности. Обучение играм по сенсорному воспитанию проводится с детьми 1 раз в неделю.
  • Принцип преемственности. Каждая новая ступень обучения опираться на уже усвоенные знания.

Формы работы: индивидуальная, групповая, подгруппами. Возможно сочетание коллективных и индивидуальных форм работы.

В программу входят дидактические игры, которые проводятся в форме специально организованных игр и игр используемых в непосредственно образовательной деятельности. В играх сенсорные и умственные задачи ставятся перед детьми в игровой форме. Развитие восприятий и представлений ребенка, усвоение знаний и формирование умений происходит не в процессе учебной деятельности, а в ходе интересных игровых действий. Игры расположены в строгой последовательности: каждая следующая игра основана на знаниях и умениях, полученных детьми в предшествующих играх, и вносит что-то новое, расширяя и углубляя знания и умения детей. Дидактические игры могут применяться как в качестве одного из методов проведения самих НОД, так и в целях расширения, уточнения и закрепления полученных во время проведения НОД. Несмотря на то, что предлагаемые игры представляют собой систему, в зависимости от конкретных условий их можно использовать по выбору: заменить отдельные игры другими, аналогичными по смыслу.

Индивидуальная работа проводится при необходимости, в случае затруднения детей.

Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если правила дидактической игры детьми усвоены. Роль воспитателя заключается в том, чтобы у детей было в запасе много таких игр, в которые они играют сами. Если интерес к игре пропадает, то правила игр усложняются, расширяется их вариативности.

Методы обучения:

  • Поисковый;
  • Наглядный;
  •  Репродуктивный;
  •  Игровой;
  •  Метод упражнений;
  • Работа по схемам и карточкам;
  • Практический;
  • Совместный (действие ребенка с педагогом);

Приемы:

  • Убеждение;
  • Пример;
  • Упражнение;
  • Поощрение;
  • Показ;
  • Объяснение;
  • Вопрос;
  • Рассматривание.

Содержание работы:

1 этап – предэталонный, происходит на 2-3 году жизни. Малыш начинает называть треугольные формы крышами; про круглые формы говорит, что они похожи на мячик. То есть, при восприятии одного предмета другой используется как образец. Совершая по отношению к своим игрушкам различные действия, дети вынуждены учитывать их внешние свойства. Проводимая работа готовит почву для последующего усвоения эталонов, т. е. строится таким образом, чтобы дети могли в дальнейшем, уже за порогом раннего детства, легко усвоить общепринятые расчленения и группировку свойств, что требует знакомства с цветом, формой, величиной, охватывающего, по возможности, все основные варианты. Поскольку эта система включает, прежде всего, основные цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, белый и черный), 5 фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал), 3 разновидности величины (большой, средний, маленький), то, по-видимому, нужно, чтобы у ребенка складывались в первую очередь представления именно об этих фигурах, цветовых тонах, величинах, но без обобщающего значения.

Перспективный план разработан в табличной форме, с учетом требований программы для каждого возраста детей, их возрастных и индивидуальных особенностей, образовательной области «Познавательное развитие». План, в случае необходимости, может корректироваться. (Приложение 2)

        

Ожидаемый результат.

        Первая младшая группа:

  • Выполняют действия с предметами восьми цветов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового, белого, черного.
  • Понимают слова: «цвет», «такой же», «разные».
  • Сравнивают предметы способом прикладывания друг к другу.
  • Выбирает предметы двух заданных цветов из четырех возможных (красный, желтый, зеленый, синий).
  • Группирует предметы по цвету.
  • Различает и подбирает плоские геометрические фигуры к образцу (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).
  • Собирает пирамидку из восьми-девяти колец по образцу (по убыванию, по размеру, по цвету, по форме и размеру).
  • Умеет находить и распознавать большой и маленький предмет (геометрическую фигуру).

Формы подведения итогов реализации данной системы являются: умение детей использовать полученные знания в продуктивной деятельности, в проведении открытых мероприятий, самостоятельное использование игр в свободной деятельности.

Данная система является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержание и форм работы с детьми, времени знакомства и закрепления правил той или иной игры.

Приложение 1

Учебный план по сенсорному развитию детей 2-3 лет

Сенсорные эталоны

                I квартал

Всего за I квартал

                II квартал

Всего за II квартал

III квартал

Всего за III квартал

Всего за год

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Цвет

-

2

1

3

2

1

1

4

2

1

1

4

11

Форма

-

1

2

3

1

1

2

4

1

1

1

3

10

Величина

-

1

1

2

2

2

1

5

1

2

2

5

12

Всего

-

4

4

8

5

4

4

13

4

4

4

12

33

Приложение 2

Перспективный план работы по сенсорному развитию детей 2-3 лет

№ п/п

№ недели

Игра

Дидактическая задача

Оборудование

Октябрь

1

1

Цветная вода

(цвет)

Знакомить детей с цветами

Акварельные краски, кисточки, пластиковые стаканы, вода.

2

2

Цветные кубики

(цвет)

Учить сравнивать цвета по принципу «такой – не такой», подбирать пары одинаковых по цвету предметов.

Пары разноцветных кубиков (красные, желтые, синие, зеленые).

3

3

Разложи фигуры по местам!

(форма)

Познакомить с плоскими геометрическими формами – квадратом, кругом, треугольником, овалом, прямоугольником; учить подбирать нужные формы разными методами.

Доски Сегена с тремя (круг, квадрат, треугольник) и пятью формами (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник).

4

4

Спрячь в ладошке!

(величина)

Познакомить с понятием величины.

Предметы и игрушки разной величины (колечки, шарики, конфеты, резиновые игрушки и др.; по количеству детей).

Ноябрь

5

1

Веселый поезд

(форма)

Познакомить с плоскими геометрическими формами – квадратом, кругом, треугольником, овалом, прямоугольником; учить подбирать нужные формы разными методами.

Рамки Монтессори (квадрат, круг, треугольник, овал, прямоугольник).

6

2

Катится – не катится

(форма)

Познакомить с объемными геометрическими телами – шаром, кубом.

Кубики и шарики разного размера и цвета.

7

3

Накрой платком!

(величина)

Познакомить с величиной предметов, с понятиями большой, маленький.

Предметы и игрушки различных размеров; носовой и головной платки.

8

4

Цветные парочки

(цвет)

Учить сравнивать цвета по принципу «такой – не такой», подбирать пары одинаковых по цвету предметов.

Пары одинаковых по цвету предметов (кубики, пирамидки, шарики и др.), коробка.

Декабрь

9

1

Накрой шляпой

(величина)

Знакомить с величиной посредством практических действий с предметами, с понятиями большой, маленький.

Шляпа; предметы и игрушки разной величины.

10

2

Домики для геометрических фигур (цвет, величина)

Закрепление знания  детей геометрических фигур и умение подбирать их по размеру и цвету.

Таблица с контурами геометрических фигур, плоскостные геометрические фигуры разной величины.

11

3

Фигуры играют в прятки (форма)

Познакомить с объемными геометрическими телами – кубом и шаром; учить подбирать нужные формы.

Картонная коробка среднего размера (1-2 шт.) с квадратными и круглыми прорезями; кубики и шарики одинакового размера (Сначала использовать фигуры одного цвета).

12

4

Разноцветные палочки (цвет)

Учить различать цвета по принципу «такой – не такой»; сортировать предметы по цвету.

Счетные палочки двух контрастных цветов (по 5 шт. каждого цвета).

Январь

13

1

Покормим кукол

(величина)

Знакомить с величиной в ходе практических действий с предметами, с понятиями большой, маленький, средний по величине.

Миски-вкладыши одного цвета; большая и маленькая ложки; большая и маленькая куклы.

14

2

Почтовый ящик

(форма)

Познакомить с объемными геометрическими фигурами разной формы; учить подбирать нужные формы.

Картонная коробка с отверстиями разной формы, объемные геометрические фигуры, соответствующие прорезям коробки.

15

3

Ниточки для шариков

(цвет)

Учить детей различать цвета по принципу «такой – не такой»; знакомить с названиями цветов.

Воздушные шары и узкие ленточки зеленого, красного, синего и желтого цветов.

16

4

Большие и маленькие кубики

(величина)

Обучать умению сравнивать предметы по величине методом зрительного соотнесения; сортировать предметы двух резко различающихся предметов; учить понимать и использовать в речи понятия: большой, маленький, такой же, одинаковый по величине.

Разноцветные кубики, резко различающиеся по размеру; большое и маленькое ведерки.

Февраль

17

1

Башни

(форма)

Познакомить с формой предметов; учить подбирать фигуры соответствующих форм.

Деревянные вкладыши-пирамидки квадратной и круглой формы.

18

2

Построим башню

(цвет)

Учить детей различать цвета по принципу «такой – не такой».

Крупные пластмассовые кубики двух контрастных цветов, например, красные и желтые (зеленые и красные, синие и желтые).

19

3

Две коробки

(величина)

Закреплять знания о величине, умение сравнивать предметы по величине способом зрительного соотнесения.

Две картонные коробки с прорезями для проталкивания предметов ( в одной коробке большая прорезь, а в другой маленькая); большие и маленькие предметы (по 3-6 шт. каждого размера), соответствующие по размеру прорезям.

20

4

Найди пару по форме

(форма)

Учить подбирать нужные формы методом зрительного соотнесения.

Пары плоских геометрических фигур из картона разного цвета (круги, квадраты, треугольники, овалы, прямоугольники), коробка или шляпа.

Март

21

1

Разноцветная игра

(цвет)

Учить детей находить предмет определенного цвета по образцу (зрительное соотнесение); развивать внимание, память, речь.

Набор картинок с предметами разного цвета

22

2

Вкладыши и башенки

(величина)

Знакомить детей с величиной в ходе практических действий со специальными игрушками; с понятием самый большой.

Вкладыши-пирамидки.

23

3

Найди такую же фигуру

(форма)

Учить находить нужную форму методом зрительного соотнесения.

Два набора плоских геометрических фигур одного и разного цвета и размера (круги, квадраты, треугольники, овалы, прямоугольники).

24

4

Наряжаем кукол (цвет)

Учить детей подбирать цвета по принципу «такой – не такой»; находить предмет определенного цвета по образцу; знакомить с названиями цветов.

Куклы и наборы одежды к ним (кофточки и юбочки (штанишки) основных цветов); коробка.

Апрель

25

1

Где мое место?

(величина)

Знакомить детей с величиной в ходе практических действий со специальными игрушками.

Доска с углубленными-трафаретами (по типу доски Сегена), в которые вставляются детали-вкладыши, различающиеся только размером (фигурки располагаются в ряд по возрастанию или убыванию величины (5-7 шт.)).

26

2

Найди лишнюю фигурку

(форма)

Учить сравнивать фигуры методом зрительного соотнесения.

Плоские геометрические фигуры разного цвета или карточки с изображением (круги, квадраты, треугольники, овалы, прямоугольники; по 5-10 шт. каждой формы).

27

3

Разложи по коробочкам

(цвет)

Учить находить предмет определенного цвета по образцу; закреплять знание цветов.

Небольшие предметы разных цветов (шарики, бусины, пуговицы, детали мозаики или конструктора «Лего» и др.); маленькие коробочки или мисочки, коробка побольше.

28

4

Пирамидки

(величина)

Знакомить детей с величиной в ходе практических действий с игрушками, учить сравнивать предметы по величине способом наложения.

Различные пирамидки.

Май

29

1

Разложи фигурки по домикам

(форма)

Учить сортировать предметы в соответствии с их формой, подбирать нужную форму методом зрительного соотнесения.

Плоские геометрические фигуры разного цвета (круги, квадраты, треугольники, овалы, прямоугольники, по 5-10 шт. каждой формы); небольшие коробочки.

30

2

Четвертый лишний
(цвет)

Закреплять знания цветов.

Игрушки и предметы разных цветов; карточки, на которых нарисованы по четыре предмета (в отдельных рамках), например: желтая груша, желтый банан, желтое яблоко, оранжевый апельсин.

31

3

Веселые матрешки

(величина)

Закреплять знания о величине в ходе практических действий с игрушками (использование методов практического примеривания и зрительного соотнесения).

Матрешки разной величины (состоящие из 2-5 деталей).

32

4

Две башни

(величина)

Закреплять знания о величине предметов; познакомить с понятиями высокий, низкий, одинаковые по высоте.

Кубики, маленькие игрушки.

Литература

  1. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. - М.: Просвещение, 1988.-144 с.
  2. Венгер Л.А. Игры и упражнения по сенсорному воспитанию. М.:, Просвещение, 1988 стр. 144
  3. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет: Кн. Для воспитателей дет. сада. / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер; Под ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 1988. - 144 с.
  4. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Готов ли ваш ребенок к школе? Книга тестов. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007
  5. Галкина И. А. Условия и методика сенсорного воспитания в ДОУ [Текст] / И. А. Галкина // Актуальные задачи педагогики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2012. — С. 36-37.
  6. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателя дет. сада / Е. В. Зворыгина, Н. С. Карпинская, И. М. Кононова и др.; Под ред. С. Л. Новоселовой. – 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1985.  – 144 с., 4 л. ил.
  7. Дидактические игры и упражнения по сенсорному  воспитанию дошкольников. Пособие для воспитателя дет. сада. Под ред. Л. А. Венгера. Изд. 2-е, перераб. М., «Просвещение», 1978. 96 с. с ил.
  8. Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» №1 2010.

И.Ю. Нечаева И.Ю., Яровая Н.Е.

  1. Ивакина Г. А. Игра для малышей «Спрячь мышку» стр. 30. Журнал «Детский сад будущего – галерея творческих проектов» № 02 (19) 2014.
  2. КрулехтМ., Онищенко Э. Она стояла у истоков отечественного дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. -1993. - №5. - С. 52-54
  3. Курашова Р.А. Сенсорное развитие дошкольников, - М.: Новое знание, 2006. - 345 с.
  4. Морозова О.В., Тихеева Е.И.. Дошкольный возраст: сенсорное развитие и воспитание // Дошкольное воспитание. -1993. - №5. - С. 54-55
  5. Нечаева И.Ю. Система сенсорного развития детей. - Ж-л «Справочник ст. воспитателя»№1, 2010. - с.58
  6. Новикова Т.В. Психолого-педагогической диагностики развития детей раннего и дошкольного возраста . М.: Просвещение, 2000.
  7. Павлова Л.И., Маврина И.В.  Игры и упражнения по развитию сенсорных способностей детей 3-4 лет.  М.: Гном и Д,  2002.
  8. Плеханов А.К., Морозова О.М., Манасеина М.М.: Сенсорное развитие и воспитание детей дошкольного возраста / Дошкольное воспитание. -1995. - №7. - С. 31-35
  9. Пособие для педагогов дошкольных учреждений «Диагностика готовности ребенка к школе» / Под ред. Н.Е. Вераксы. – М.: Мозаика-Синтез, 2007
  10. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Радуга», предназначенная для работы с детьми от 2 месяцев до 8 лет, авторы: С.Г. Якобсон, Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, Е.А. Екжанова. – М.: Просвещение, 2014. – с.
  11. Развернутое перспективное планирование по программе «Радуга». Вторая младшая группа / авт.-сост. С.В. Шапошникова. – Волгоград: Учитель, 2010. – 100с.
  12. Развернутое перспективное планирование по программе «Радуга». Первая младшая группа / авт.-сост. О.П. Власенко, М.В. Косьяненко, В.Н. Мезенцева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 139с.
  13. Развернутое перспективное планирование по программе «Радуга». Старшая группа / авт.-сост. С.В. Шапошникова. – Волгоград: Учитель, 2010. – 123с.
  14. Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста (1 – 3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 72 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по самообразованию Тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста»

повышение педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности....

Перспективный план работы по самообразованию Тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста»

повышение педагогической компетенции в вопросах сенсорного развития детей раннего возраста...

Отчет по самообразованию. Тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста в различных видах деятельности»

Сенсорное развитие детей враннем возрасте является главной составляющей полноценного развития!...

План по самообразованию Тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста» на 2021-2022 учебный год

Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка в раннем возрасте выражает...

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ Тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры».

Актуальность темы.Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлен...

План самообразованию Тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»

Ожидаемые результаты:- Повышение уровня педагогической компетенции в вопросах сенсорного развития дошкольников; совершенствовать знания о сенсорном воспитании детей раннего возраста;- Систематизация м...