План профессионального самообразования Тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности»
методическая разработка (младшая группа)

Лидия Юрьевна Орлова

План профессионального самообразования

 

Тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_sensornoe.docx23.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» р.п. Красные Баки

План профессионального самообразования

Тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности»

Воспитатель: Орлова Л.Ю. 2025-2026уч. год.

Актуальность темы:

Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее.

Ознакомление с этими свойствами составляет основное содержание сенсорного воспитания в детском саду.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры. Так как я работаю на группе раннего возраста, решила начать работать над темой по самообразованию «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста». Так как считаю, что в данном возрасте у ребенка идет подготовительный этап сенсорного воспитания и только потом начинается организация систематического усвоения сенсорной культуры.

Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями.

Познавательная активность ребенка с 1до 2 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности. Проект актуален, т.к. его реализация позволяет расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности.

Цель самообразования: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности

Задачи:

1.Формирование у детей практических знаний о цвете: красный, жёлтый, синий, зеленый; о величине: большой и маленький, умения различать предметы по форме и называть их (кубик, кирпичик, шар).

2.Упражнять детей в составлении целого предмета из его частей.

3.Развитие зрительного восприятия.

4. Воспитание воли, усидчивости, целеустремленности.

5. Обогащение предметно-пространственной среды по сенсорному развитию.

6. Повышение компетентности родителей в организации работы по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников.  

План работы по самообразованию на 2025-2026 учебный год

Название мероприятия

Сроки проведения

1

Изучение         литературы по теме самообразования.

сентябрь

2

Пополнение уголка сенсорного развития

учебный год

3

Подготовка картотеки дидактических игр по развитию сенсорных способностей детей раннего возраста.

Лэпбук «Сенсорное развитие»

октябрь

5

Открытый показ занятия

май

6

Занятия: «Большой, маленький», «Красный, жёлтый», «Чудесный кубик», «Шарик и пирамидки»

учебный год

Перспективный план по сенсорному развитию детей раннего возраста посредством игровой деятельности.

Название

Сентябрь

1

Провести диагностическое обследование детей по сенсорному развитию на начало учебного года.

Подвижные игры с мячом

Игра «Чудесный кубик»

Дидактическая игра «Изучаем цвета»

Дидактическая игра «Учим цвета с машинками»

Октябрь

2

Занятие «Мячик круглый есть у нас» цель: учить выделять предметы круглой формы.

Игра «Подбери матрёшке сарафан»

Рисование пальчиками разноцветных дорожек

Игры экспериментировании «Песок и вода».

Альбом «Геометрические фигуры»

Ноябрь

3

Занятие «Складывание двухместной матрешки» цель: учить детей сопоставлять предметы по величине, развивать понимание слов «большой», «маленький».

Игры с разноцветными шариками

Игра: «Волшебная коробочка»

Дидактическая игра «Изучаем цвета»

Альбом на липучках: «Весёлые фигурки»

Декабрь

4

Занятие «Подбери по цвету» цель: учить чередовать предметы по цвету.

Игра ситуация «Маша обедает»

Подвижная игра «Воробушки и автомобиль»

Иры на музыкальных инструментах

Альбом: «Мой первый альбом на липучках»

Январь

5

Занятие «Кубик, шарик» цель: формировать умение выбирать предмет с ориентировкой на форму.

Игра «Что нам Мишутка привез»

Игра «Разложи правильно»

Подвижная игра «Разноцветные ленточки»

Любук для самых маленьких

Февраль

6

Занятие «Круг, квадрат» цель: продолжать учить детей чередовать предметы по форме.

Игра «Разложи по коробочкам»

Игра «Подбери по цвету»

Игры в уголке экспериментирования.

Альбом на липучках «Цветные баночки»

Март

7

Занятие «Помоги матрешке найти свои игрушки» цель: Закрепление умения группировать однородные предметы и соотносить разнородные предметы по цвету.

Игра «Разберем – соберем»

Игры с матрёшками вкладышами.

Подвижная игра «Догони мячик»

Лэпбук «Сенсорное развитие»

Апрель

8

Занятие «Шарики и пирамидки» цель: закреплять умение обозначать количество предметов «один – много».

Игры в уголке экспериментирования.

Игра «Чудесный мешочек».

Игра «Сделай то, что я скажу».

Люпбук «Развивайся играя»

Май

9

Занятие "Испечем пирожки" цель: продолжать знакомить детей со свойствами песка (сырой - можно лепить, сухой - рассыпается, но можно рисовать пальчик.

Альбом на липучках «цвета»

Провести диагностическое обследование детей по сенсорному развитию на конец  учебного года.

Работа с родителями

Сроки

Содержание работы

В течении учебного года

1. Проведение анкетирования на тему «Сенсорное развитие детей раннего возраста»

2. Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала. В течение года Наличие игр по сенсорному развитию

 3. Проведение индивидуальных консультаций и бесед с родителями на тему «Сенсорное развитие детей раннего возраста».

4. Консультация (папка – передвижка) для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста».

5. Размещение на сайте группы, в раздевалке фотоотчета «С интересом мы играем и сенсорику развиваем».

6. Консультация «Сенсорное воспитание – как основа умственного развития детей раннего возраста»

 7. Консультация (папка – передвижка)

Консультация «Дидактические игры – что это такое?»

Используемая литература:

1. ОО Программа ДО «От рождения до школы» - Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

2. Басырова Е. С. Развитие сенсорных навыков детей раннего возраста в жизненной среде /Е. С. Басырова //Психология, социология и педагогика. – 2016. – № 2 (53). – С. 30-32

3. Бондаренко А. К.Дидактические игры в детском саду: Кн. для 169 с М.: Просвещение, 1991. воспитателей дет. сада /А. К Бондаренко.

 4. Буянова Р. Сенсорное развитие детей /Р. Буянова //Социальная 36. С. 32 №12. 2006. 

5. Гиниятова С. Ю. Сенсорное развитие ребёнка в условиях дошкольной образовательной организации и семьи с учётом ФГОС ДО / С. Ю. Гиниятова //Фундаментальная и прикладная наука. – 2016. – № 3. – 22. С. 18

6. Громова И. Нестандартные дидактические игры по сенсорному развитию детей и мелкой моторике рук /И. Громова //Дошкольное 80воспитание. – 2014. – № 8. – С. 76

 7. Загрудняк М. А. Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей раннего возраста /М. А. Загрудняк //Современные тенденции развития дошкольного и начального образования в Дальневосточном регионе. – 2012. – № 1. – С. 67-71.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности

Проблема формирования сенсорной культуры является приоритетной, имеет первостепенное значение в развитии ребенка и требует пристального внимания....

План работы по самообразованию воспитателя первой группы раннего возраста «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности»

План по самообразованию воспитателя первой группы раннего возраста по теме "Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности"...

Отчет по самообранию по теме «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности».

Отчет по самообразованию по теме "Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности"...

Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности

Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности Игра — это искра, зажигающая огонекпытливости и любознательности.В. А. СухомлинскийРанний возраст является наиболее отв...

Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности

Еще до появления на свет малыша каждый родитель задумывается над тем, каким будет его ребенок, как сложится его жизнь, сможет ли он найти себя в современном мире. И каждый, конечно, хочет видеть своег...

План работы по самообразованию «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности».

План работы по самообразованию «Сенсорное развитие детей  раннего возраста  посредством игровой деятельности»....

План работы по самообразованию по теме: «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности» в первой младшей группе.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе вкусе и т...