Статья: Художественная - эстетическая деятельность, как ведущий способ развития творческой одарённости детей дошкольного возраста.
статья

Коваленко Юлия Владимировна

Проблема развития одаренности дошкольников становится все более актуальной в современном обществе. В содержании воспитания на первом месте стоят проблемы передачи детям творческого опыта, формирования эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, создания условий для творческого саморазвития личности ребенка в процессе разных видов художественной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odaryonnye_deti_.hudozhestvenno_-_esteticheskoe_razvitie.docx31.12 КБ

Предварительный просмотр:

Художественная - эстетическая деятельность, как ведущий способ развития творческой одарённости детей дошкольного возраста.

Подготовила воспитатель МБДОУ «Детский сад «Мальвина» Коваленко Ю.В.

Проблема развития одаренности дошкольников становится все более актуальной в современном обществе. В содержании воспитания на первом месте стоят проблемы передачи детям творческого опыта, формирования эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, создания условий для творческого саморазвития личности ребенка в процессе разных видов художественной деятельности. Огромные возможности открываются перед человеком в случае максимального использования и развития заложенных в нем природных данных. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных задач совершенствования системы образования.  Одарённый ребенок, словно яркая звёздочка на небосклоне, требующая к себе особого внимания. Необходимо заботиться о нём,  чтобы он превратился в красивую, полную сил звезду. Психолог В. С. Юркевич в своей книге «Одаренный ребенок – иллюзии и реальность» пишет: «В работе с детьми необходимо учитывать, что одарённость – многомерное по своему характеру явление, которое своеобразно проявляется в каждом конкретном ребёнке» Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка. Способности вырастают, развиваются при одном условии – деятельность, которой занимается ребёнок, должна быть связана с положительными эмоциями, иначе говоря, приносить радость, удовлетворение. В наши дни интерес к детской одарённости очень высокий, это все объясняется общественными потребностями. На практике традиционные формы и методы изобразительной деятельности дошкольников сдержанно влияют на развитие познавательной деятельности одаренных людей. Среди детей есть те, которые рисуют и видят то, что они изобразили, и есть такие, которые изображают и видят даже то, что не нарисовано. В связи с этим возникает необходимость познакомить детей с нетрадиционными техниками, которые имеют место в изобразительном искусстве.

С помощью таких техник появляется возможность показать новые приемы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве. При проведении занятий по художественно – эстетическому развитию (рисование, аппликация, лепка)  моё внимание было сосредоточено на том, чтобы занятия были не обычными, а такими, которые развивают творческие и изобретательские способности детей. На этих занятиях дети должны знакомиться с различными техниками, своеобразными приемами в художественно – эстетической деятельности, использовать различные материалы.

Творческая одарённость - особый вид одарённости, который предполагает воплощать замысел ребенка в своей работе, создать что- то свое неповторимое, уникальное в том или ином виде деятельности. Выделяют следующие составляющие художественной одарённости :

- особое эстетическое отношение к миру;

- направленность на создание художественного образа;

- художественное воображение.

В своей  работе с одарёнными детьми  я поставила следующие задачи:

· Создание системы целенаправленного выявления и отбора одаренных детей.

· Создание условий одаренным детям для реализации их творческих способностей

· Стимулирование творческой деятельности одаренных детей.

 · Оказание помощи родителям одаренных детей.

·Обмен опытом педагогов по работе с одаренными детьми

Повысить уровень изобразительных способностей дошкольников можно, если использовать:

- разнообразные изобразительные техники и материалы;

- задания разного уровня сложности;

- педагогические и психологические технологии, направленные на развитие изобразительных способностей, образного мышления, творческого воображения, изобразительных навыков;

- диагностику, направленную на изучение развития изобразительных способностей детей школьного возраста.

Такие мероприятия помогают ребенку раскрыться, проявить себя, показать окружающим и себе свои возможности.

Цель моей работы:

-формирование и развитие интереса к миру искусства посредством интеграции всех видов художественно – эстетической деятельности: изобразительной,  музыкальной;

Работа по художественно – эстетическому направлению  проходит интегрированным курсом через такие разделы, как  музыкальное воспитание, изобразительная деятельность.   Для реализации системы художественно – эстетического воспитания  мной были созданы условия   предметно – развивающей среды в группе:

-Создан книжный уголок в соответствии с возрастом

-Уголок  изо , в котором  дети занимаются продуктивными видами деятельности, где пособия и оборудование всегда находятся под рукой ребенка, побуждая его к действию

- Подобраны коллекции картин русских художников

-Эффективно используются раздевалки : в них размещаются выставки детских рисунков. Оформлена галерея детского творчества.

В целях развития креативности как художественно-эстетической одарённости  применяю  специальные методы стимулирования творческого таланта.

Метод «Моделирование игры» воображение и опыт.

В этом смысле воображение становится средством расширения опыта ребёнка, так как он может воображать то, что он не видел, может представить себе по чужому рассказу и описанию то, чего в его непосредственном личном опыте не было.

Эмоции и Художественный образ.

Эмоция обладает способностью подбирать впечатления, мысли и образы, которые созвучны тому настроению, которое владеет нами в данную минуту. Чем больше ребёнок видел, слышал и пережил. Чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет деятельность его воображения.

Фантазия и идея.

Создание чего-то существенно нового, отсутствующего в опыте ребёнка и не соответствующего какому-нибудь реально существующему предмету, однако, приняв материальное воплощение, начинающего реально существовать в мире и воздействовать на другие вещи. (нарисуй то что способно выполнить все твои желания)

Метод «Стимулирования творческой активности».

Этот метод подходит для  активизации творческого потенциала ребёнка. В ходе решения нестандартной проблемы выстраивается ряд вопросов, а также инсценируются ситуации, подталкивающие ребёнка к разнообразным заключениям.

Взрослый  вместе с ребёнком,  приходят к выводу, что у одной и той же задачи существует множество различных ответов, и каждый правильный, но только для своих конкретных условий. В таких условиях дети учатся не бояться высказывать свои мысли, снимают страх перед критикой и боязнью ошибиться.

Отличным стимулом творческой активности является постановка детей в ситуацию, когда им надо кого-то спасти, кому-то помочь, кому-то что-то посоветовать.  Примеры:

Задача: придумать и изобразить существо, способное передвигаться по суше, под водой и по воздуху.

Метод «Моделирование вероятности»

Метод моделирования вероятностей позволяет стимулировать мыслительную деятельность и творческую активность вместо «бездумного» воспроизведения. Собственно творчество ребёнка начинается с момента наделения определёнными качествами (нужными в соответствии с замыслом задания) существ, предметов, явлений, до этого этим качествами не обладавших.  Этим заключается цель и ценность заданий и игр, развивающих фантазию и творческие способности. Само моделирование нестандартной ситуации на занятии, создание её предметной среды, является главным фактором творчества ребёнка.

К примеру.

  1. Противоположные характеристики.
  • Изобрази Бабу-Ягу доброй, чистой, молодой.
  • Изобрази избушку на курьих ножках в виде хрустального домика, дворец в сапожках.
  • Изобрази разноцветное извержение вулкана.

 Художественная одаренность предполагает два обязательных  этапа:

-Приобщение к культуре прошлого и настоящего.

-Опыт художественной деятельности, понимание, восприятие и оценка произведений искусства вводит человека в мир общечеловеческих ценностей.

Помочь ребенку успешно преодолеть оба этапа можно лишь:

-Приобщая детей к искусству мастеров;

-Организуя творческую (авторскую) деятельность детей

. Если ребёнок старается выразить своё отношение или сообщить какое-либо действие, факт, придать философскую глубину, понимает больше, чем заложено во внешних признаках изображаемого явления, то мы, несомненно, считаем его одарённым. Одарённые дети очень разные. Главное, что объединяет всех, таких разных «вундеркиндов» и что резко отличает их от обыкновенных детей – это высокая познавательная потребность.     Поэтому в своей работе я использую разнообразные нетрадиционные способы рисования: пальцевая живопись, монотипия рисование по мокрой бумаге, рисование свечой, кляксография.  Нетрадиционные методы рисования развивают у детей логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, внимание и уверенность в себе.  Такая деятельность вызывает восторг у детей, так как это свободный творческий процесс и здесь ребенок самостоятельно создает свои композиции. В конечном итоге в глазах дошкольников отражается чувство глубокого удовлетворения от выполненной работы. Поэтому, чтобы интерес к творчеству не угас, следует постоянно поддерживать благоприятный эмоциональный фон. Необходимо поддерживать в ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что его творение приносит окружающим радость.

 На занятиях использую игры  и упражнения,  они заставляют детей  думать, решать, делать выбор. В своей работе я использую  различные методы и приёмы по развитию  творчества, помимо традиционных – наглядный, практический, словесный.  Это оживляет, усиливает, раскрашивает все детали содержания, непосредственно подсказывает верную интонацию, ставит ребенка на место изображенного человека, учит сопереживать ему, будит детское воображение. Применяю  музыкальное сопровождение , которое  обогащает восприятие картины. Многие занятия проходят в необычной обстановке за столами, а иногда мы рисуем на мольберте, на большом ватмане, расположенном на ковре.  На занятии каждый ребёнок получает необходимый для работы материал, заготовки, инструменты. Лепные работы, работы по росписи, конструированию и  рисованию, как правило, дети осуществляют индивидуально, но с моей помощью. Стараюсь оказать помощь каждому . Некоторым детям достаточно лишь одобрительной улыбки, совета, кому-то нужно и помочь,  чтобы вселить уверенность.  Изготовленные предметы,  дети группы, любят дарить детям других групп, как сувениры, делать подарки к  праздникам работникам детского сада, родителямОсновною  роль в развитии творческих способностей детей отвожу практической деятельности, в ходе которой они овладевают приёмами изобразительной деятельности, осваивают изобразительные   материалы, знакомятся с созданными народом ценностями, вступают в отношения сотрудничества и взаимопомощи. Ознакомление детей с одним из видов народного декоративно-прикладного искусства начинаю с его показа и рассказа об истории возникновения этого промысла, стараюсь связать его с легендами, народными сказаниями. Рассказ сопровождаю рассматриванием иллюстраций, прослушиванием народной музыки.

 Занятия с детьми,  стараюсь строить так чтобы дети полюбили то, что я им показываю, сама стараюсь быть  открытой, восторженной. Только в этих условиях дети воспроизводят ответную реакцию, активно познают предложенное. Занятия по созданию поделок из различного материала непросто вооружают ребёнка умениями и навыками, но и помогают ему осознать свою силу,  дают возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя. Они будят интеллектуальную и творческую активность малыша, учат планировать свою деятельность, вносить изменения конструкцию изделий, осуществлять задуманное. В результате этого, каждая поделка обретает индивидуальность.

Помощь в моей работе оказывают родители. Для вовлечения семьи в образовательный и воспитательный процесс  художественно – эстетического развития я использую различные  формы: организация выставок,  конкурсов  поделок. Совместно с родителями участвуем в ежегодном мероприятии по  изготовлению снежных фигур на территории детского сада, которые создают у детей чувство радости, ожидания чуда, приближение новогодних праздников. Все это помогает сделать их своими союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей.

Мои воспитанники участники и призёры городских  конкурсов: 

«Жемчужина Сибири» диплом 1 степени Камонина Влада, «40 лет любимой школе» диплом 1 степени Белоусова Виктория, «Я художник. Я так вижу» диплом 2 степени Попов Роман .

Во всероссийском конкурсе : «Гордость России» диплом 1 степени Лукашевич Илья.

Дети с родителями принимают участие в выставках поделок: в ежегодном конкурсе «Осенняя поделка»,  «Новогодняя игрушка» , в конкурсе открыток «Милой мамочке».

Результатом  творческой работы по художественно-эстетическому развитию детей является достаточно высокий уровень их развития в изобразительной, музыкальной, деятельности.   Многие  мои воспитанники   поступают в школу искусств занимаются в городских танцевальных ансамблях.

Опыт работы показывает, что при создании в детском саду и в семье, где воспитывается одаренный ребенок,  при слаженной совместной работе за период дошкольного детства ребенок может пройти путь от первых проявлений склонностей до яркого расцвета способностей, одаренности.

Все перечисленные методы, приёмы и формы работы с одаренными детьми позволили создавать наиболее комфортные условия для выявления и раскрытия индивидуального потенциала каждого ребенкаБлагодаря этому, дети с признаками одаренности смогли раскрыть и реализовать свои способности в выставках, организованных в ДОУ, дистанционных конкурсах, во время индивидуальной работы и непосредственно образовательной деятельности.

«Дети становятся одаренными не столько потому, что им больше, чем другим, дала природа, сколько потому, что они в большей мере сумели реализовать себя ( О.А.Куревина) И здесь важно помочь ребенку сделать первые шаги по ступенькам творчества, но еще важней не опоздать – не упустить моменты рождения ГЕНИЯ.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование нетрадиционных техник аппликации как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста".

На современном этапе развития дршкольной педагогики проблему детского творчества невозможно рассматривать отдельно от вопросов обучения изоброзительной деятельности. Именно нетрадиционные техники аппл...

Статья "Использование нетрадиционных техник аппликации как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста".

Одним из наиболее близких и естественных для ребёнка-дошкольника видов деятельности, является изобразительная деятельность. Изобразительная деятельность в детском саду - эффективное средство поз...

Танец как один из способов развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Значение танцевальной  деятельности в эстетическом развитии ребйнка...

Статья "Метод проектов в ДОУ, как способ развития познавательного интереса детей дошкольного возраста"

Статья "Метод проектов в ДОУ, как способ развития познавательного интереса детей дошкольного возраста"...

Статья на тему: "Фрактальное рисование как метод развития творческих способностей детей дошкольного возраста"

Фрактал - геометрический объект, который можно увидеть в разных частях сам, или по крайней мере что-то очень похожее на весь фрактал. Метод фрактального рисования базируется на использовании взаимосвя...

Мастер - класс для воспитателей «Детское экспериментирование как способ развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

Цель мастер- класса: повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию экспериментальной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста.Задачи:Повысить профессиональное мастерс...

Игры В.В.Воскобовича как способ развития творческого мышления детей дошкольного возраста.

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. Потребность в игре появляется еще в раннем возрасте. С помощью игр, мы даем детям возможность познавать окружающий их мир. Благодаря различны...