Картотека коммуникативных игр для детей старшего дошкольного возраста с проблемами социально-коммуникативного развития.
картотека

Кукшина Надежда Константиновна

Картотека коммуникативных игр для детей старшего дошкольного   возраста с проблемами социально-коммуникативного развития.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kommunikativnye_igry.docx19.58 КБ

Предварительный просмотр:

     Картотека коммуникативных игр для детей старшего дошкольного   возраста с проблемами социально-коммуникативного развития.

Коммуникативная игра – это совместная деятельность детей, способ самовыражения, взаимного сотрудничества, где партнеры находятся в позиции «на равных», стараются учитывать особенности и интересы друг друга.

Виды коммуникативных игр:

1. Игры успокаивающие (релаксационные ) это игры, направленные на создание мира и гармонии в ребёнке. Эти игры ещё могут нам напомнить релаксационные упражнения, (желательно играть под спокойную музыку «Шум дождя», «Прибой» и т. п.), «Добрые эльфы», «Кто лучше слышит».

2. Игры на доверие – цель данных игр вызвать в детях доверие к своим сверстниками понимание, что на них можно положиться.

«Мостик », «Шторм» , «На тропинке».

3. Игры знакомства детей друг с другом, создание положительных эмоций, развитие эмпатии.

Цель данных игр – ввести нового ребёнка в группу, познакомить его с ребятами, представить себя коллективу.

4. Игры для отреагирования агрессивности, снятия напряжения.

Цель – сгладить конфликтные ситуации между детьми, снизить агрессию, учить передавать различные эмоциональные состояния невербальным способом.

«Зеркало», «Волшебный мешочек», «Передача чувств»

5. Игры на развитие внимания.

Цель - полное подчинение водящему, быть внимательным и всё повторять за ним.

Игры для развития произвольности поведения:

6. Игры, вызывающие чувство единства, сплоченности, умение действовать в коллективе, снятие телесных барьеров.

Цель - развить умение действовать совместно и осуществлять само- ивзаимоконтроль за деятельностью; учить доверять и помогать тем, с кем общаешься.

«Ручеёк», «Муравьи»

7. Игры, вызывающие умение устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и выражать это словами, делать комплименты.

Цель - уважение в общении, привычка пользоваться вежливыми словами, развить умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками, чувство коллектива.

«Назови ласково»,

«Вежливые слова»

«Расскажи о… »

8. Игры, вызывающие умение решать конфликтные ситуации и преодоление конфликтов в общении друг с другом - развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику, развить умения выражать свои чувства и понимать чувства другого человека.

«Игры-ситуации»

«Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»

9. Игры, направленные на развитие невербальных и предметных способов взаимодействия - развить умение использовать невербальные средства общения.

«Разговор через стекло»,

«Зеркало»,

«Где мы были, мы не скажем…»

«Угадай кто это», «Общий круг»

 Значение коммуникативных игр:

Детское переживание радости со сверстниками в дальнейшем превращается в жизнерадостность, оптимистическое отношение к жизни, умение ладить с людьми, успешно решать жизненные проблемы, добиваться поставленных целей.

Напротив, отсутствие или недоразвитие коммуникативных способностей играет дезорганизующую роль, приводит к задержке общего психического развития ребенка, а в дальнейшем – к формированию негативной жизненной позиции.

Игры с тревожными и застенчивыми детьми:

Застенчивым детям обычно не хватает живости и подвижности, участие в таких играх помогают детям активно включиться в детский коллектив, в общую атмосферу жизнерадостности. Как правило, эти игры сопровождаются шумными выкриками, смехом, бурным весельем. Все это способствует выплеску детских эмоций, в том числе негативных, раскрепощению и умению выражать свои чувства и переживания, направлены на повышение детской самооценки. Успешное участие в игре позволяет снять эмоциональное напряжение, возникающее у застенчивых детей при необходимости быстро ответить на вопрос, почувствовать свое равенство (или даже превосходство) с другими детьми, способствует повышению самооценки, и, конечно, настроения. В процессе проведения игры педагог должен внимательно следить за тем, чтобы застенчивые дети не отставали от остальных, иначе смысл игры теряется.

«Чудесный мешочек»

«Вот чудесный мешочек вам ребята,

Он – дружок очень хочет узнать с кем вы любите играть!»

(дети на ощупь отгадывают и называют предмет).

« ХА-ХА-ХА! ХЕ-ХЕ-ХЕ! »

Дети стоят в кругу, соединяют руки в замок

Ведущий показывает следующее:

3 раза прикасаемся к левому плечу, произнося «»ха – ха- ха!

3 раза прикосаемся к правому плечу, произносим хо-хо-хо!

3 раза прикасаемся к левому колену, произнося хи-хи-хи!

3 раза прикасаемся к левому колену, произнося хе-хе-хе!

Затем все движения повторяются более быстром темпе по 2 раза, затем еще быстрее,

потом наоборот темп снижаем.

Игра «Бусы дружбы»

Цель: формирование позитивного отношения к сверстникам.

Цель для ребенка: взять за руку, образовать круг из друзей.

Дидактические действия: ребенок надевает на шею бусы, говорит текст:

Часто бусы я ношу

Из бусинок и из камней.

А сегодня соберу

Бусы из своих друзей (берет за руку, собирает своих друзей, они образуют круг)

Посмотрите, вот какие

Бусы дружбы получились (водят хоровод)

Вариант игры с усложнением: выбранные дети прохлопывают свои имена.

Игра «Подарки»

Цель: сплочение группы; дети имеют шанс выразить себя.

Цель для ребенка: выразительно изобразить «игрушку».

Дидактические действия: выбирается водящий, дети встают в хоровод, идут по кругу в правую сторону и говорят:

Принесли мы всем подарки,

Кто захочет — тот возьмет.

Вот вам кукла с лентой яркой,

Конь, волчок и самолет.

С окончанием слов дети останавливаются, а стоящий в кругу называет, какой из перечисленных подарков он желает получить. Если назовет коня — дети изображают, как скачет конь: бегут по кругу друг за другом, высоко поднимая ноги, руки вперед, корпус слегка отклонен назад; если куклу — они пляшут на месте лицом к центру круга на любую плясовую мелодию; если волчок — кружатся на месте, потом присаживаются, слегка склонившись набок, как волчок; если самолет — подражают полету и приземлению самолета: раздвинув руки в стороны, бегут плавно друг за другом по кругу; по сигналу педагога «Стоп» — замедляют ход и плавным движением опускаются на корточки. Изображая ту или иную игрушку, дети говорят соответствующие слова:

Скачет конь наш, чок, чок, чок,

Слышен топот быстрых ног.

Кукла, кукла, попляши,

Красной лентой помаши.

Вот так кружится волчок,

Прожужжал и на бок лег.

Самолет летит, летит,

Летчик смелый в нем сидит.

Стоящий в кругу ребенок выбирает какую-нибудь игрушку — одного из участников игры. Тот, кого выбрали, идет на середину круга, игра повторяется.

Игры с бесконтактными детьми: следует помнить, что в этом возрасте активно накапливается словарный запас. В связи с этим детские игры приобретают новое значение – развитие речи. Общаясь со взрослыми и сверстниками, ребенок как губка впитывает всю поступающую информацию.

Игры, вызывающие умение устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и выражать это словами, делать комплименты. Способствуют пополнению словарного запаса и обучению правильно формулировать свои мысли. Например, игры, в которых ребенок должен рассказать о себе или о своем соседе, позволяют не только познать друг друга лучше, обеспечивая процесс социализации, но и предполагает составление рассказа.

«Конкурс хвастунов»

Это игра разработана Е. О. Смирновой.

Игроки сидят в кругу. Ведущий предлагает провести конкурс хвастунов. И выиграет в нем тот, кто лучше всего похвастается… соседом справа! Нужно рассказать о своем соседе, что в нем хорошего, что он умеет, какие поступки совершил, чем он Вам нравится. Задача – найти в своем соседе как можно больше достоинств.

Дети могут называть любые достоинства (с точки зрения взрослых, это может быть и не достоинства – например, очень громкий голос — но нам важно мнение ребенка)!

Принимающий комплимент ребенок кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!». Затем он дарит комплимент своему соседу. Упражнение проводится по кругу.

Игры, вызывающие чувство единства, сплоченности, умение действовать в коллективе, снятие телесных барьеров.

Цель - развить умение действовать совместно и осуществлять само- ивзаимоконтроль за деятельностью; учить доверять и помогать тем, с кем общаешься.

«Газета» (автор - Н. Кряжева)

Цель: развитие коммуникативных навыков, преодоление тактильных барьеров. Необходимые приспособления: газета.

Содержание: на пол кладут развернутую газету, на которую встают четыре ребенка. Затем газету складывают пополам, все дети должны снова встать на нее. Газету складывают до тех пор, пока кто-то из участников не сможет встать на газету. В процессе игры дети должны понять, что для победы им нужно обняться - тогда расстояние между ними максимально сократится. Комментарий: эта игра помогает детям преодолеть робость перед телесным контактом снимает «мышечный панцирь», делает их более открытыми. Особенно это важно для замкнутых и робких детей, а также для детей, перенесших какие-то травмы. Игра будет проходить интереснее, если дети будут действовать по команде. Другими словами, на газету они должны стать после определенного сигнала, а между ними они могут свободно двигаться по комнате. После того как дети станут на газету, взрослый должен зафиксировать их расположение, дать детям возможность почувствовать поддержку соседа

"Барыня"

Зал делится на три части. Каждая группа разучивает свои слова:

Первая группа - В бане веники мочёны.

Вторая группа - Веретёна не точёны.

Третья группа - А солома не сушёна.

Все вместе разучивают - Барыня - барыня, сударыня - барыня.

По команде ведущего, та часть детей, на которую он показывает рукой говорит свои слова. Если ведущий поднимает вверх обе руки все дети поют последнюю строчку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирования эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста как средство социально – коммуникативного развития.

В статье представлены цель, предмет, объект, задачи исследования по формированию эмоциональной сферы дошкольников....

Тематическое занятие для детей старшего дошкольного возраста «Загадочный космос» (социально – коммуникативное развитие)

Тематическое занятие для детей старшего дошкольного возраста «Загадочный космос» (социально – коммуникативное развитие)...

«Лепбук как форма работы в организации образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста» Образовательная область социально – коммуникативное развитие (социализация)

Цель: Освоение лепбука как одной из форм работы организации образовательной деятельности в детском саду.Задачи:   Учиться принимать собственные решения, опираясь на приобретённые ЗУНы...

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста с использованием социально-коммуникативных технологий "Дружные ребята"

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста с использованием социально-коммуникативных технологий "Дружные ребята"...

Конспект сюжетно- ролевой игры « Банк» для детей старшего дошкольного возраста Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие» Раздел: «Игра»

Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие  способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Они имеют большое значе...

Конспект Викторины «Полезная и вредная еда» для детей старшего дошкольного возраста. Образовательная область: социально- коммуникативная

Создание условий для  формирование у детей понятие о здоровом образе жизни, о правильном питании...