программа для ясельной группы
рабочая программа (младшая группа)

Суровцева Мария Владимировна

В раннем возрасте (от 2до 3 лет) ребенок при помощи взрослого усваивает основные способы использования предметов. У него начинает активно развиваться предметная деятельность.

Продолжается развитие всех органов и физиологических систем, совершенствуются их функции. Ребенок становится более подвижным и самостоятельным («Я сам»). Это требует от взрослого особого внимания к обеспечению его безопасности. Расширяется круг общения за счет менее знакомых взрослых и сверстников. Общение, овладение предметными действиями приводит ребенка к активному освоению языка, подготавливает его к игре. Под влиянием предметной деятельности, общения и игры в раннем возрасте развиваются восприятие, мышление, память и другие познавательные процессы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_yaselki.docx230.11 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю:

Заведующая МАДОУ

Малиновский д/с  

________Живица Н.А.

   

Рабочая программа

Первой младшей группы «Смешарики»

Составлена на основе программы

Муниципального Автономного Дошкольного

Образовательного Учреждения

«Малиновский детский сад»

Составитель программы:

Кузнецова М.В

Красноярский край Ачинский район

П. малиновка 3 квартал, дом 16

Принято на заседании методического совета ДОУ

Протокол №___ от_____

СОДЕРЖАНИЕ:

Раздел 1. Целевой. Обязательная часть

1. Пояснительная записка………………………………………………………..……………..3

1.1. Цели и задачи реализации рабочей программы…………………………………………..3

1.2. Принципы и подходы к формированию рабочей программы……………………………4

1.3. Значимые характеристики, необходимые для разработки и реализации образовательной программы дошкольного образования…..…………………….…………...4

1.4 Планируемые результаты освоения рабочей программы дошкольного образования детей в первой младшей группе…………………………….……………………..…………...6

Раздел 2. Содержательный. Обязательная часть………………………………………..……11

1.Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях с учётом используемых вариативных примерных основных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания……………11

1.1. Особенности осуществления образовательного процесса….…………………..............11

1.2. Организация образовательного процесса с учетом форм и видов детской деятельности……………………………………………………………………………………15

1.3. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей……………………………………………...………………………………………….19

1.3.1. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»…………….….19

1.3.2.Образовательная область «Познавательное развитие»…..……………………………20

1.3.3.Образовательная область  «Речевое развитие»……………………………………...…21

1.3.4. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»..………………22

1.3.5. Образовательная область «Физическое развитие»……………………………...……..23

1.4.Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик ....27

1.5.Способы и направления поддержки детской инициативы…..……………………….....28

1.6. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников………………………………………………………………………………….32

Раздел 3. Организационный. Обязательная часть……………………………………….…..36

1. Материально-техническое обеспечение рабочей программы...…………………..……..36

2. Примерный режим дня…………………………..……….……….......................................37

3. Примерная циклограмма деятельности воспитателя в группе раннего возраста………38

4. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в группе…………………………………………………………………………………………..39

Раздел 4: Дополнительный…………………………………………………………………41

РАЗДЕЛ 1

ЦЕЛЕВОЙ

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

1. Пояснительная записка

Рабочая программа педагога первой младшей группы спроектирована с учётом ФГОС ДО и в соответствии с образовательной программой ДОУ.

1.1 Цели и задачи реализации рабочей программы

Целью реализации рабочей программы является разностороннее развитие личности детей младшего дошкольного возраста в различных видах общения с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей на основе индивидуального подхода и специфичных для детей младшего дошкольного возраста видов деятельности.

ЗАДАЧИ:

1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

2. Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

3. Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);

4. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными   и   индивидуальными   особенностями   и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

5. Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

6. Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;

7. Обеспечение вариативности и разнообразия содержания рабочей программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования  программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;

8. Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

9. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;

1.2 Принципы и подходы к формированию рабочей программы.

 Реализация содержания рабочей программы основывается на следующих принципах:

1) Полноценное проживание ребёнком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития;

2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);

3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5) сотрудничество педагогов группы с семьёй своих воспитанников;

6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи;

7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

9) учёт этнокультурной ситуации развития детей;

10) комплексно-тематический принцип построения образовательной деятельности;

11) принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

12) принцип интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;

13) принцип научной обоснованности и практической применимости.

1.3 Значимые характеристики, необходимые для разработки и реализации рабочей программы дошкольного образования

Рабочая программа охватывает возрастной период физического и психического развития детей раннего возраста от 2 года до 3 лет: первая младшая группа.

                                         

Характеристика возраста

В раннем возрасте (от 2до 3 лет) ребенок при помощи взрослого усваивает основные способы использования предметов. У него начинает активно развиваться предметная деятельность.

Продолжается развитие всех органов и физиологических систем, совершенствуются их функции. Ребенок становится более подвижным и самостоятельным («Я сам»). Это требует от взрослого особого внимания к обеспечению его безопасности. Расширяется круг общения за счет менее знакомых взрослых и сверстников. Общение, овладение предметными действиями приводит ребенка к активному освоению языка, подготавливает его к игре. Под влиянием предметной деятельности, общения и игры в раннем возрасте развиваются восприятие, мышление, память и другие познавательные процессы.

Главными целями взрослого в отношении ребенка раннего возраста являются:

— организация предметной деятельности;

— обеспечение полноценного физического, в том числе двигательного, развития;

— формирование речи.

          Ведущая деятельность — предметная.

Ребенок при помощи взрослого усваивает основные способы использования предметов. Действуя с предметами, ребенок открывает для себя их физические (величину, форму, цвет) и динамические свойства, пространственные отношения (близко, далеко), разделение целого на части и составление целого из частей (разбирает и собирает пирамидку, матрешку); осваивает систему предметно- орудийных действий — достает сачком шарик из воды или тянет за веревочку, чтобы придвинуть к себе машинку. Однако функциональное назначение предмета открывает ребенку взрослый: ложкой едят, мешают кашу, полотенцем вытирают руки, карандашом рисуют и т.д.

Развитие предметной деятельности подготавливает ребенка к игре. В своей самостоятельной сюжетно-изобразительной игре он воспроизводит с помощью предметов-заместителей (кубиков, палочек и игрушек) отдельные простые события повседневной жизни.

Под влиянием предметной деятельности как ведущей в этом возрасте развиваются не только игра, но и другие виды деятельности: сюжетное конструирование, рисование, элементарное самообслуживание и др.

Общение, овладение предметными действиями приводит ребенка к активному освоению языка, подготавливает его к игре, способствует развитию восприятия, мышления, памяти и других познавательных процессов.

        При организации образовательной деятельности учитываются возрастные особенности развития детей.

Рабочая программа разработана и реализуется с учётом:

1) социального заказа потребителей услуг (родителей), данные сведения позволили нам определить направления деятельности группы по удовлетворению запросов родителей;

2) наличия ресурсного обеспечения в группе и в ДОУ:

– кадрового:

 Воспитатели: Кутешева Юлия Ивановна, Кузнецова Мария Владимировна

Младший воспитатель: Емельяненко Людмила Григорьевна.

  С группой работают: музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.

3) организационных условий: группа функционирует в режиме 12-часового пребывания детей, при 5-дневной рабочей недели. Обучение и воспитание в группе ведется на русском языке, учебный год начинается с первого сентября.

4) социально – демографические условия:  

 «Социальный портрет» семей воспитанников обуславливает планирование работы по выстраиванию единого поля действий и требований к ребенку со стороны значимых взрослых;

Социальная характеристика родителей группы:

  -Группа состоит из 16 семей.

- этнический состав семей воспитанников имеет однородный характер, дети из русскоязычных семей;

     5)  климатические условия:

- с учетом местного климата организация режима дня осуществляется в зависимости от температуры окружающего воздуха, в соответствии с режимом дня;

- особенности календарного планирования работы, содержания образовательных областей в зависимости от смены времен года, обусловленные резко – континентальным климатом (длительная зима, короткое лето);  

- при организации педагогического процесса учитывается состояние здоровья детей, используется индивидуальный подход.  В холодный период с октября по апрель, особое внимание уделяется закаливанию детского организма с целью профилактики простудных заболеваний;

1.4.  Планируемые результаты освоения образовательной рабочей программы детей второй группы раннего возраста.

Целевые ориентиры дошкольного образования, представленные в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, следует рассматривать как социально–нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.

Планируемые результаты освоения рабочей программы конкретизируют требования Стандарта к целевым ориентирам с учетом возрастных возможностей развития детей.

Образовательная область «Физическое развитие»

Показатели развития ребенка

Вторая группа раннего возраста

(2-3года)

Приобретение опыта двигательной деятельности, направленной на развитие координации гибкости, равновесия, крупной и мелкой моторики

Развита крупная моторика. Выполняет ходьбу и бег, не наталкиваясь на других детей. Прыгает на двух ногах на месте, с продвижением вперед. Ползает, подлезает под натянутую веревку, перелезает через бревно, лежащее на полу. Держит, переносит, бросает, катает мяч

Овладение подвижными играми с правилами

Играет вместе с воспитателем в подвижные игры с простым содержанием

Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере

Проявляет положительные эмоции в процессе самостоятельной двигательной деятельности

Овладение основными культурно-гигиеническими навыками

При помощи взрослого одевается и раздевается в определенной последовательности. При помощи взрослого пользуется индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, расческой, горшком).

Самостоятельно ест

Становление ценностей здорового образа жизни

Демонстрирует представление о значении органов чувств (глаза, рот, нос, уши)

Образовательная область «Социально–коммуникативное развитие»

Показатели развития ребенка

Вторая группа раннего возраста

(2-3года)

Усвоение норм и ценностей

Выполняет элементарные правила поведения в детском саду.  Самостоятельно или по напоминанию говорит «спасибо», «здравствуйте», «до свидания»

Общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками

Играет рядом со сверстником, не мешая, подражает действиям сверстника.

 Общается в диалоге с воспитателем

Развитие самостоятельности, целенаправленности, саморегуляции

Самостоятельно выполняет игровые действия с предметами. Использует в игре замещение недостающего предмета.

Действует под руководством взрослого

Развитие социального и эмоционального интеллекта

Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, подражает его действиям, принимает игровую задачу

Формирование позитивных установок к труду и творчеству

Выполняет простейшие трудовые действия.

Наблюдает за трудовыми процессами воспитателя в уголке природы

Становление основ безопасного поведения в быту, социуме, природе

Выполняет элементарные правила взаимодействия с растениями и животными. Демонстрирует элементарные представления о правилах дорожного движения.

Различает понятие «можно –нельзя», опасно

Образовательная область «Художественно–эстетическое развитие»

Показатели развития ребенка

Вторая группа раннего возраста

(2-3года)

Становление эстетического отношения к окружающему миру

Подчеркивает красоту окружающего мира, яркие контрастные цвета, интересные узоры, нарядные игрушки

Формирование элементарных представлений о видах искусства

Узнает знакомые мелодии

Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора

Слушает музыку, вместе с воспитателем подпевает в песне музыкальные фразы.

Двигается в соответствии с характером музыки, начинает движение с первыми звуками музыки. Выполняет движения: притопывает ногой, хлопает в ладоши, поворачивает кисти рук. Слушает народные песенки, сказки, авторские произведения

Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений

Демонстрирует эмоциональную отзывчивость на литературно-художественные произведения, музыкальные произведения.

Эмоционально и заинтересованно следит за развитием действия в играх – драматизациях и кукольных спектаклях, созданных силами взрослых

Реализация самостоятельной творческой деятельности

Объясняет, что карандашами, фломастерами, красками можно рисовать. Самостоятельно оставляет след карандаша (краски) на бумаге, создает простые изображения (линии, штрихи). Различает красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный цвета.

 Раскатывает комок глины прямыми и круговыми движениями кистей рук, отламывает, сплющивает, соединяет, прижимает. Лепит несложные предметы

Образовательная область «Познавательное развитие»

Показатели развития ребенка

Вторая группа раннего возраста

(2-3года)

Развитие интересов, любознательности, познавательной мотивации

Принимает участие в играх (подвижных, театрализованных, сюжетно-ролевых)

Демонстрирует интерес к окружающему миру природы, участвует в сезонных наблюдениях. С интересом слушает сказки, рассказы воспитателя, рассматривает картинки, иллюстрации

Формирование первичных представлений о себе, окружающих людях, объектах окружающего мира, малой родине и Отечестве, планете Земля

Различает и перечисляет предметы ближайшего окружения

Перечисляет имена членов своей семьи и воспитателей

Узнает и перечисляет некоторых домашних и диких животных, их детенышей

Различает некоторые деревья ближайшего окружения (1-2)

Различает некоторые овощи, фрукты (1-2)

Демонстрирует элементарные представления о сезонных явлениях

Формирование познавательных действий, становление сознания

Выделяет группу предметов из однородных предметов.

Различает один и много предметов

Различает большие и маленькие предметы, называет их размер.

Узнает куб и шар

Развитие воображения и творческой активности

Разворачивает игру вокруг собственной постройки

Различает основные формы деталей строительного материала.

С помощью взрослого сооружает разнообразные постройки, использует большинство форм

Образовательная область «Речевое развитие»

Показатели развития ребенка

Вторая группа раннего возраста (2-3 года)

Овладение речью как средством общения и культуры

Сопровождает речью игровые и бытовые действия

Делиться информацией

Обогащение активного словаря

По словесному указанию взрослого находит предметы по названию, цвету, размеру

Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи

Отвечает на простейших (Что? Кто? Что делает?) и более сложные вопросы («Во что одет?», «Кому?», «Какой?», «Когда?».

Слушает небольшие рассказы без наглядного сопровождения

Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха

Отчетливо произносит изолированные гласные и согласные звуки (кроме свистящих, шипящих, сонорных)

Правильно воспроизводит звукоподражания, слова, фразы (из 2-4 слов)

Знакомство с книжной культурой

Слушает доступные по содержанию стихи, сказки, рассказы. При повторном чтении проговаривает слова, небольшие фразы

Рассматривает иллюстрации в знакомых книгах с помощью педагога

Реализация рабочей программы предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогом группы в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей раннего и дошкольного возраста), связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования. Для проведения педагогической диагностики используются различные методы: беседа, наблюдение, анализ продуктов детской деятельности, диагностические ситуации.

Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка.

Результаты педагогической диагностики используются для решения следующих образовательных задач:

1)        индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2)        оптимизации работы с группой детей.

РАЗДЕЛ 2

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ:

1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребёнка, представленными в пяти образовательных областях с учётом используемых вариативных примерных основных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания

Содержание образовательной программы обеспечивает разностороннее развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает пять образовательных областей, учитывая принципы их интеграции:

        социально-коммуникативное,

        познавательное,

        речевое,

        художественно-эстетическое,

        физическое развитие.

1.1 Особенности осуществления образовательного процесса

Рабочая программа обучения детей содержит базисный и дополнительный компоненты. В основу организации образовательного процесса определен комплексно-тематический принцип с ведущей  игровой деятельностью, а  решение программных задач  осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей.

Содержание рабочей программы соответствует основным положениям возрастной психологии  дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.

В соответствии с ФГОС (п.2.9, раздел II) образовательная программа нашей группы состоит из двух частей:

1) Обязательной части;  

2) Части, формируемой участниками образовательных отношений.

Общий объем обязательной части рабочей программы составляет не менее 60% от общего объема и рассчитан на детей первой младшей группы, их индивидуальные особенности и потребности, основными направлениями их развития, спецификой дошкольного образования и включает время, отведенное на:

•        образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);

•        образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;

•        самостоятельную деятельность детей;

•        взаимодействие с семьями детей по реализации рабочей программы группы.

Образовательная деятельность организована на основе комплексно-тематического принципа, в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей.

Построение всей образовательной деятельности вокруг одной центральной темы дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. Оптимальный период освоения одной темы — 1-2 недели. Тема отражена в подборе материалов, находящихся в группе и центрах активности.

Комплексно-тематическое планирование

образовательного процесса с детьми 2-3 лет

Месяц

Неделя

Тема недели

Итоговое мероприятие

Сентябрь

1 неделя

Адаптация

2 неделя

«Наш любимый детский сад»

Адаптация

3 неделя

«Наш любимый детский сад»

Адаптация

4 неделя

Наша группа

Адаптация

Октябрь

5 неделя

«Во саду ли, в огороде»

Адаптация

6 неделя

«Во саду ли, в огороде»

Адаптация

7неделя

«К нам приехала машина»

Адаптация

8 неделя

«К нам приехала машина»

Адаптация

Ноябрь

9 неделя

«Птичка невеличка»

Конструирование «Мой домик»

10 неделя

«Птичка невеличка»

Сюжетная игра «В гостях у птиц»

11 неделя

«Колобок румяный бок»

Игры – забавы с куклой Матрёшкой

12 неделя

«Колобок румяный бок»

Кукольный театр «Колобок»

Декабрь

13 неделя

«Здравствуй, Зимушка – зима»

«Рассматривание картины «Зима на улице»

14 неделя

«Здравствуй, Зимушка – зима»

Создание панно «Новогодняя ёлочка»

15 неделя

«Новый год стучится к нам»

Выставка «Мастерская Деда Мороза»

16 неделя

«Новый год стучится к нам»

Новогодний утренник «Здравствуй, Дедушка Мороз»

Январь

17 неделя

«Зимние забавы»

Экспериментирование со снегом «Куда исчез снег»

18 неделя

«Еду к бабушке на своей лошадушки»

Сюжетная игра «Поездка в гости»

19 неделя

«Еду к бабушке на своей лошадушки»

Физ. досуг «С горки на горку»

Февраль

20 неделя

«Кошка Мурка и собачка Бобик в гостях у ребят»

Кукольный театр «Теремок»

21 неделя

«Кошка Мурка и собачка Бобик в гостях у ребят»

Игра – забава «Котенька – коток»

22 неделя

«Папин праздник»

Спортивное развлечение «Наши папы лучше всех»

23 неделя

«Папин праздник»

«Открытка папе, дедушке»

Март

24 неделя

«Праздник бабушек и мам»

Развлечение «Наши мамы лучше всех»

25 неделя

«Праздник бабушек и мам»

Открытка маме, бабушке

26 неделя

«Водичка водичка умой мое личико»

Сюжетная игра «В гостях у доктора»

27 неделя

«Водичка водичка умой мое личико»

Выставка работ из пластилина «Птички»

Апрель

28 неделя

«Весна в природе»

Развлечение «В гостях у весны»

29 неделя

«Весна в природе» продолжение

Создание панно «Первые цветы»

30 неделя

«Такие разные насекомые»

П. игра «Как хорошо                                      в лесу весной»

31 неделя

«Такие разные насекомые»

Создание мини огорода «Грядки на окошке»

Май

32 неделя

«Первые листочка»

Наблюдение «Первые листочки на моей берёзке»

33 неделя

«Одуванчики на лугу»

Создание панно «Цветочное царство»

34 неделя

«Здравствуй лето»

«Праздник мыльных пузырей»

План организации образовательной деятельности (на неделю)

Основные направления развития

Образовательная деятельность в режиме дня

Объем недельной нагрузки непосредственно образовательной деятельности (мин.) 1 мл.гр

1. Обязательная часть

Социально-коммуникативное

ОБП

Режимные моменты

Познавательное развитие

Предметная деятельность

10мин

Окружающий мир

10мин

Конструирование (крупные детали «Лего»)

10мин 1 раз в 2 недели

Речевое развитие

Развитие речи

10мин

Физическое развитие

Физкультура

20 мин

Художественно-эстетическое развитие

«Цветные ладошки»

20 мин

Общий объём

20%

Общий недельный объем (ч):

1 час 40 мин

Художественно-эстетическое развитие

Чтение художественной литературы

Режимные моменты, как часть занятия

Музыка

20 минут

Рисование

10 мин

Лепка

10 мин 1 раз в 2 недели

Аппликация

10мин

1раз в      2недели

Конструирование (бумага, природный материал)

10мин

1раз в      2недели

Модель организации учебно-воспитательного процесса

в детском саду на день

Младший дошкольный возраст

Формы проведения занятий в группе

1.2 Организация образовательного процесса с учётом форм, методов, способов и видов детской деятельности

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

 

ОО «Познавательное развитие»

ОО «Речевое развитие»

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

ОО «Физическое развитие»

Традиционная классификация методов:

•        Наглядные (организация наблюдений, показ предметов, картин, иллюстраций, использование ТСО, дидактических пособий и т.д.);

•        Словесные (рассказ, беседа, словесные дидактические игры и др.);

•        Практические – как освоение умений и навыков в практической деятельности (игры, проекты, поручения и др.)

Современная классификация методов обучения

по типу (характеру) познавательной деятельности:

Наименование метода

Характерные особенности

Информационно-рецептивный

Передача знаний в готовом виде с использованием различных источников информации. Один из наиболее экономных способов передачи информации

Репродуктивный

Основан на многократном повторении ребёнком информации или способа деятельности с целью формирования навыков и умений, закрепления представлений

Активные методы

Предоставляют возможность обучаться на собственном опыте, приобретать разнообразный субъективный опыт

1.3. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей    

1.3.1.Содержание психолого-педагогической работы по освоению

образовательной области  «Социально-коммуникативное развитие»

Задачи:

        развитие игровой деятельности детей;

        формирование гендерной, семейной принадлежности;

        создание условий для присвоения детьми культурных норм поведения и общения, а также ценностей, принятых в обществе;

        формирование у детей отзывчивого и уважительного отношения к сверстникам и взрослым, членам своей семьи, сообществу детей в группе;

        формирование способности к организации взаимодействия с взрослыми и сверстниками в ходе совместной деятельности, поддержка самостоятельности в процессе реализации разных видов детской деятельности;

        поддержка стремления ребенка принять посильную помощь: воспитание чувства ответственности за порученное дело: поддержка стремления ребенка принять участие в различных видах творческой деятельности.

Примерные виды интеграции области

«Социально-коммуникативное развитие»

По задачам и содержанию психолого-педагогической работы

По средствам организации и оптимизации образовательного процесса

«Познавательное развитие» (ознакомление с окружающем миром и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, гендерной принадлежности,)

«Физическая культура» (развитие игровой деятельности в части подвижных игр с правилами)

«Художественная литература» (использование художественных произведений для формирования первичных ценностных представлений, представлений о себе, семье и окружающем мире)

«Изобразительная деятельность» (использование средств продуктивных видов деятельности для обогащения содержания, закрепления результатов освоения области)

«Познавательное развитие» (использование дидактических игр, игр с предметами, как средства реализации образовательной области «Познавательное развитие»)

Перечень программ, технологий и пособий

по разделу: «Социально-коммуникативное развитие»

Перечень программ и технологий

В.И. Петрова, Т.Д. Стульник «Нравственное воспитание в детском саду»

Перечень пособий

«Развивающие занятия с детьми 2-3 лет» (под ред. Л.А. Парамоновой)

1.3.2. Содержание психолого-педагогической работы по освоению

образовательной области «Познавательное развитие»

Задачи:

        Развитие познавательной и продуктивной (конструктивной) деятельности;

        развитие предметной деятельности и сенсорное развитие.

Примерные виды интеграции области «Познавательное развитие»

По задачам и содержанию психолого-педагогической работы

По средствам организации и оптимизации образовательного процесса

«Речевое общение» (развитие познавательной и продуктивной деятельности в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми)

«Художественная литература»  (решение специфическими средствами идентичной  основной задачи психолого-педагогической работы)

«Физическое развитие» (расширение кругозора детей в части представлений о здоровом образе жизни)

«Социально-коммуникативное развитие» (ознакомление с окружающим миром и расширение кругозора в части представлений о себе, семье,)

«Музыка» и «Изобразительная деятельность»  (расширение кругозора в части музыкального и изобразительного  искусства)

«Художественная литература» (использование художественных произведений для всестороннего развития детей)

«Музыка» и «Изобразительная деятельность»  (использование музыкальных произведений, средств продуктивной деятельности детей  для обогащения содержания области)

Перечень программ, технологий и пособий

по разделу: «Познавательное развитие»

Перечень программ и технологий

•        Педагогическая технология «Монтессори»

Перечень пособий

•        «Развивающие занятия с детьми 2-3 лет» (под ред. Л.А. Парамоновой)

•        Е.В. Трифонова «Развитие игры детей 2-3 лет»

•        Е.А Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста»

•        Н.А. Карпухина «Конспекты занятий в первой младшей группе детского сада»

•        А.Н. Давидчук «Познавательное развитие дошкольников в игре»

1.3.3. Содержание психолого-педагогической работы по освоению

образовательной области «Речевое развитие»

Задачи:

        развитие речи как средства общения и культуры, как средства обмена чувствами, налаживания взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

        формирование умений формулировать мысли через слово;

        расширение и обогащение активного словарного запаса детей, работа над смысловой стороной речи, развитие речевого творчества;

        развитие всех компонентов устной        речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи) в различных формах и видах детской деятельности;

        развитие свободного общения со взрослыми и детьми.

Специфика интеграции образовательных областей состоит в том, что решение основных психолого-педагогических задач  области  «Речевое развитие» осуществляется во всех областях рабочей программы. Соответственно и эффективная реализация психолого-педагогических задач других областей Программы невозможна без полноценного речевого развития.

Перечень программ, технологий и пособий

по разделу: «Речевое развитие»

Перечень программ и технологий

Перечень пособий

«Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи» (под    ред. О.С. Ушаковой)

Развивающие занятия с детьми 2-3 лет (под редакцией Л.А. Парамоновой)

А.И. Максаков «Учите, играя» игры и упражнения со звучащими словами 2-7 лет

1.3.4.Содержание психолого-педагогической работы по освоению

образовательной области  «Художественно-эстетическое развитие»

Задачи:

        развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);

        развитие детского творчества;

        приобщение к изобразительному искусству.

        развитие литературной речи;

        приобщение к музыкальному искусству.

        развитие музыкальности детей, их способности эмоционально воспринимать музыку.

Примерные виды интеграции области

«Художественно-эстетическое развитие»

По задачам и содержанию психолого-педагогической работы

По  средствам организации и оптимизации образовательного процесса

«Развитие речи» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности)

«Познавательное развитие» (формирование познавательного интереса, расширение кругозора)

«Социально-коммуникативное развитие» (формирование первичных представлений о себе, своих чувствах и эмоциях,   окружающем мире людей, природы, а также формирование первичных ценностных представлений)

«Физическая культура» (формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности)

Содержание и результаты всех областей Программы могут быть обогащены и закреплены с использованием средств  продуктивной деятельности детей

Перечень программ, технологий и пособий

по разделу «Художественно-эстетическое развитие»

Перечень программ и технологий

Перечень пособий

•        Н.Г. Кононова «Музыкально-дидактические игры для дошкольников»

•        Т.Н. Доронова «Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре»

•        А.Н. Малышева «Аппликация в детском саду»

1.3.5. Содержание психолого-педагогической работы по освоению

образовательной области  «Физическое развитие»

Задачи:

        накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);

        формирование у воспитанников  потребности в двигательной активности и осознанного использования приобретенных двигательных навыков в различных условиях.

        продолжение целенаправленного развития физических качеств

Примерные виды интеграции области «Физическое развитие»

По задачам и содержанию психолого-педагогической работы

По средствам организации и оптимизации образовательного процесса

«Познание» (в части двигательной активности как способа усвоения ребенком предметных действий, а также как одного из средств овладения операциональным составом различных видов детской деятельности, формирование основ безопасности собственного поведения)

«Речь, Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части необходимости двигательной активности и физического совершенствования)

«Социализация» (приобщение к ценностям физической культуры; формирование первичных представлений о себе, собственных двигательных возможностях и особенностях, приобщение к элементарным общепринятым  нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в совместной двигательной активности)

«Музыка» (развитие музыкально-ритмической деятельности на основе основных движений и физических качеств)

«Музыка»(развитие представлений и воображения для освоения двигательных эталонов в творческой форме, моторики для успешного освоения указанной области),

«Изобразительная деятельность» (использование средств продуктивных видов деятельности для обогащения и закрепления содержания области),

«Художественная литература» (использование художественных произведений для обогащения и закрепления содержания области)

Перечень программ, технологий и пособий

по разделу: «Физическое развитие»

Перечень программ и технологий

•        Ю.М. Змановский «Хождение босиком»

Перечень пособий

•        Л.П.Савина «Пальчиковая гимнастика»

•         «Развивающие занятия с детьми 2-3 лет» (под ред. Л.А. Парамоновой)

Основные направления  физкультурно-оздоровительной работы

1. Создание условий

•        организация здоровье сберегающей среды в группе;

•        обеспечение   благоприятного  течения   адаптации;

•        выполнение   санитарно-гигиенического  режима.

2. Организационно-методическое и педагогическое направление

•        пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей, родителей и педагогов

3. Физкультурно-оздоровительное направление

•        решение оздоровительных задач всеми средствами физической культуры

4. Профилактическое направление

•        проведение социальных, санитарных и специальных мер по профилактике и нераспространению   инфекционных заболеваний

•        предупреждение   острых заболеваний   методами  неспецифической профилактики

Система физкультурно-оздоровительной работы

Модель двигательного режима в первой младшей группе

1.4 Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик

Особенности образовательной деятельности разных видов

Образовательная деятельность планируется с учетом контин¬гента воспитанников, их индивидуальных и возрастных особенностей, социального заказа родителей.

Модель образовательной деятельности в группе структурирована следующим образом:

        на диалогическом (а не монологическом) общении взрослого с детьми;

        на продуктивном взаимодействии ребенка со взрослыми и сверстниками;

        на партнерской форме организации образовательной деятельности (возможностью свободного размещения, перемещения, общения детей и др.).

Организованная образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач.

Образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов, педагоги планируют в соответствии с циклограммой деятельности, которая включает организацию дидактических, подвижных, театрализованных, сюжетно-ролевых игр, пальчиковой, артикуляционной гимнастики, беседы и игры различной тематики, совместную речевую, познавательно-исследовательскую деятельность, конструирование и др.

Самостоятельная деятельность:

        предполагает свободную деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами (в том числе совместно с детьми) развивающей предметно-пространственной образовательной среды;

        обеспечивает выбор каждым ребенком деятельности по интересам;

        позволяет ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;

        содержит в себе проблемные ситуации и направлена на самостоятельное решение ребенком разнообразных задач;

        позволяет на уровне самостоятельности освоить (закрепить, апробировать) материал, изучаемый в совместной деятельности со взрослым.

Формы образовательной деятельности, используемые в группе

- Экспериментирование. Работа позволяющая познавать окружающий мир в любой познавательной деятельности.

- Проектная деятельность. Форма работы, в которой участвуют родители воспитанников группы, совершая увлекательную познавательную деятельность вместе с детьми.

- Мини – музей. Форма познавательной деятельности в основе, которой идёт сбор разных предметов, одной тематики, имеющих какую либо ценность для ребёнка, с целью более глубокого познания.

- Выставки. Форма работы, которая предусматривает показ изготовленных руками родителей и детей предметов по определённой тематике.

Культурные практики

        В течение дня организуются разнообразные культурные практики, ориентированные на проявление детьми самостоятельности и творчества в разных видах деятельности. В культурных практиках педагогом создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей.

Организация культурных практик носит преимущественно подгрупповой характер:

        Совместная игра педагога и детей (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивные игры) направлена на обогащение содержания творческих игр, освоение детьми игровых умений, необходимых для организации самостоятельной игры.

        Детский досуг - вид деятельности, целенаправленно организуемый взрослыми для игры, развлечения, отдыха. В группе организуются досуги, посвященные особенностям традиционных событий, праздников, мероприятий.

        Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность носит общественно полезный характер и организуется как хозяйственно-бытовой поручение.

        

1.5. СПОСОБЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ПОДДЕРЖКИ

ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ

Необходимым условием развитием инициативного поведения является воспитание ребенка в условиях развивающего, не авторитарного общения. Педагогическое общение, основанное на принципах любви, понимания, терпимости и упорядоченности деятельности, станет условием полноценного развития позитивной свободы и самостоятельности ребенка.

Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной деятельности детей по выбору и интересам. Детская инициативность и самостоятельность поддерживается педагогами и в процессе организации различных видов детской деятельности. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и пр. в соответствии с собственными интересами является важнейшим источником эмоционального благополучия ребенка в детском саду. Самостоятельная деятельность детей протекает преимущественно в утренний отрезок времени и во второй половине дня.

Самостоятельность и детская инициатива

в сквозных механизмах развития ребенка

Виды деятельности

Содержание работы

Игровая

Игры дают возможность активному проявлению индивидуальности ребенка, его находчивости, сообразительности, воображения. Игра способствует приобретению опыта организации совместной деятельности на основе предварительного обдумывания общей цели, совместных усилий к ее реализации, общих интересов и переживаний

При организации игры педагог стремится к тому, чтобы дети могли проявить творческую активность и инициативу, помогает «погрузиться» в игровую ситуацию и решать возникшие вопросы самостоятельно

Познавательная

У детей первой младшей группы формируется арсенал способов познания: наблюдение, сенсорное обследование объектов; экспериментирование с природными и рукотворными объектами. Организация условий для самостоятельной познавательно  деятельности подразумевает работу в двух направлениях: постоянное расширение арсенала объектов, отличающихся ярко выраженной многофункциональностью; предоставление детям возможности использовать самостоятельно обнаруженные свойства объектов в разнообразных видах деятельности и побуждение к дальнейшему их познанию.

Коммуникативная

Для поддержки речевой активности педагог проводит беседы с детьми на свободные темы. Для «пробуждения» детской инициативы педагоги задают разнообразные вопросы – уточняющие, наводящие, и др.

Условия, необходимые для развития познавательно-интеллектуальной активности детей:

        организация разнообразной по своему содержанию развивающей предметно-пространственной среды;

        учет индивидуальных особенностей и интересов детей в содержании развивающей среды;

        демократический стиль общения воспитателя с детьми;

        создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

        создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

        не директивная помощь детям, поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, познавательной и т.д.);

        участие родителей в жизни ребенка.

Формы поддержки детской инициативы:

1.        Совместная деятельность взрослого с детьми,

2.        Совместная познавательно деятельность взрослого и детей –экспериментирование.

3.        Создание условий для самостоятельной деятельности детей в центрах активности.

Приоритетные сферы развития инициативы исходя из возрастных особенностей детей и способы ее поддержки в освоении образовательной программы:

 2 – 3 года

Приоритетной сферой проявления детской инициативы является самостоятельная познавательная деятельность с предметами; обогащение собственного сенсорного опыта восприятия окружающего мира.

        Для поддержки детской инициативы необходимо:

        предоставлять детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для жизни и здоровья, помогая им реализовать собственные замыслы;

        отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей;

        формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно, пользоваться игрушками и пособиями;

        побуждать детей к разнообразным действиям с предметами. Направленные на ознакомление с их качествами и свойствами (вкладывание и вынимание, разбирание на части, открывание и закрывание, подбор по форме и размеру);

         поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты

        Создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой или познавательной деятельности детей по интересам.

Детская инициатива в развивающих центрах

- Центр «Речевичок»: книжки с большими картинками.

- Центр «Игралочка»: коляски, куклы, кукольная посуда, корзинки с фруктами и продуктами питания, ролевые атрибуты (полицейские кепки, каски, вязанные сумочки, халат доктора), мягкие игрушки, нестандартные игровые предметы к игре в больницу.

- Центр «Самоделкин»: разнообразный строительный конструктор (кубики, крупный пластмассовый Лего конструктор), мягкие модули, разнообразные машинки.

- Центр «Радуга» разнообразные мозаики, пирамидки, вкладыши, сенсорная подушка.

-Центр «Здоровячок»: разнообразные мячи, кегли.

- Центр «Весёлые нотки»: детские музыкальные инструменты, погремушки.  

1.6  Особенности взаимодействия педагогов группы с семьями воспитанников

В основу совместной деятельности семьи и группы дошкольного учреждения заложены следующие принципы:

•        единый подход к процессу воспитания ребёнка;

•        открытость дошкольного учреждения для родителей;

•        взаимное доверие  во взаимоотношениях педагогов и родителей;

•        уважение и доброжелательность друг к другу;

•        дифференцированный подход к каждой семье;

•        равная ответственность родителей и педагогов.

Основной целью  взаимодействия с родителями мы считаем возрождение традиций семейного воспитания и активное вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс

Задачи:

1)        формирование психолого-педагогических знаний родителей;

2)        приобщение родителей к участию  в жизни группы и ДОУ;

3)         оказание помощи семьям воспитанников в развитии, воспитании и обучении детей;

4)         изучение и пропаганда лучшего семейного опыта.

Система работы с родителями  включает:

•        ознакомление родителей с результатами работы группы и ДОУ на общих родительских собраниях, анализом участия родительской общественности в жизни ДОУ;

•        ознакомление родителей с содержанием работы  группы и ДОУ, направленной на физическое, психическое и социально-эмоциональное развитие ребенка;

•        участие в составлении планов:

•        работы родительского комитета

•        целенаправленную работу, пропагандирующую общественное дошкольное воспитание в его разных формах;

-        обучение конкретным приемам и методам воспитания и развития ребенка в разных видах детской деятельности на семинарах-практикумах, консультациях и открытых занятиях.

Перспективный план по взаимодействию с родителями

Основные принципы, определяющие концептуальные положения взаимодействия педагога и семьи воспитанника в группе, по созданию единого пространства развития ребенка:

1.        Принцип преемственности, согласованных действий. Главный мотив взаимодействия родителей и педагогов заключается в согласованности воспитательных целей и задач, позиций обеих сторон, «выстроенных по принципу единства, уважения и требований к ребенку, распределения обязанностей и ответственности».

2.        Принцип гуманного подхода к выстраиванию взаимоотношений семьи и дошкольного образовательного учреждения. Принцип взаимоотношений семьи и дошкольного образовательного учреждения на основе гуманности, толерантности, т.е. признание достоинства, свободы личности, терпимость к мнению другого, доброе, внимательное отношение всех участников взаимодействия.

3.        Принцип открытости. Новые социальные изменения в обществе требуют от педагога открытости по отношению к семье воспитанника. Истинная открытость будет в том случае, если провозглашаемые ценности преобразуются в ценности, объединяющие социальный, интеллектуальный, культурный опыт всех взрослых, живущих в едином педагогическом пространстве: самих детей, членов их семей, воспитателей, специалистов дошкольного образовательного учреждения, социальное окружение.

4.        Принцип индивидуального подхода к каждой семье. Разные семьи были и всегда будут. Эта разность зависит от многих факторов: от родительской и человеческой культуры, традиций семьи, социального положения, особенностей здоровья членов семьи, ее состава, жилищных условий, образовательного ценза, внутрисемейных отношений,  предпочитаемого вида отдыха и многого другого.

5.        Принцип эффективности форм взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения. Формы выбираются в соответствии с социально-психологическими условиями, интересами семьи, возможностями учреждения. При выборе форм отдается предпочтение общению, пониманию, диалогу.

6.        Принцип обратной связи. Она необходима для того, чтобы изучить мнение родителей по разным вопросам воспитания, деятельности группы. Воспитатели хотят знать: как реагируют родители на предложения и советы со стороны воспитателей, имеют ли встречные предложения.

РАЗДЕЛ 3

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ:

1.        Материально-техническое обеспечение рабочей программы

Для развития детей группы в детском саду имеются функциональные помещения для всестороннего развития воспитанников:

- Тренажерный зал со спортивно-игровым оборудованием, инвентарем, спортивным и модульными комплексами, сухим бассейном

- Музыкальный зал со специально оборудованной театральной зоной, с коллекциями современной и классической музыки, наборами русских народных и шумовых музыкальных инструментов, ролевыми костюмами и т.п.

Территория участка группы озеленена, оснащена прогулочной верандой. Участок оформлен в соответствии с разработанным педагогами тематическим проектам «Сказочная страна». Оборудован малыми архитектурными формами, клумбами, вазонами, декоративными фигурками сказочных персонажей, что способствует организации разнообразной игровой деятельности детей и развитию воображения, творчества и общей моторики детей младшего дошкольного возраста.

Одним из важных условий достижения высоких результатов в полноценном развитии детей младшего дошкольного возраста является оснащенность группы современными техническими средствами. В нашей группе имеется магнитно-маркерная доска, CD/MP3-магнитолы «BBK», ноутбук «Acer –Extensa 4220»  Использование этих технических средств позволяет более качественно и эффективно организовать процесс воспитания и развития воспитанников в группе.

Все оборудование в группе отвечает санитарно-эпидемиологическим нормам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.

2.Примерный режим дня

Первая младшая группа (от 2 до 3 лет)

Примечание. В теплый период года занятия не проводятся. Физические упражнения и другие формы двигательной деятельности осуществляются на воздухе.

3. Примерная циклограмма деятельности воспитателя   в  I младшей группе

4. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в группе

Развивающая предметно-пространственная среда в группе содержательно-насыщенна, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна в соответствии с требованиям ФГОС ДО.

Среда, окружающая детей в группе, обеспечивает безопасность жизни ребенка, способствует укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них.

Непременным условием построения развивающей среды в группе является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между детьми и взрослыми.

Стратегия и тактика построения среды определяется особенностями личностно-ориентированной модели воспитания. Её основные черты таковы:

1.        Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над, а вместе!»

2.        Её цель – содействовать становлению ребёнка как личности.

Это предполагает решение следующих задач:

•        Обеспечение чувства психологической защищённости  (доверие ребёнка к миру)

•        Создание положительного микроклимата в коллективе детей (психологическое здоровье)

•        Формирование начал личности (базис личностной культуры)

•        Развитие индивидуальности ребёнка (содействие развитию личности)

•        Знания, умения, навыки рассматриваются не как цель, как средство полноценного развития личности.

Основные способы общения взрослых с детьми – понимание, признание, принятие личности ребёнка, умение стать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции.

Тактика общения – сотрудничество. Позиция взрослого – исходить из интересов ребёнка и перспектив его дальнейшего развития как полноценного члена общества.

Эти положения личностно-ориентированной модели обнаруживают себя в следующих принципах построения развивающей среды в дошкольном учреждении:

-        принцип позиции при взаимодействии

-        принцип активности, самостоятельности, творчества

-        принцип стабильности, динамичности

-        принцип комплексирования и гибкого зонировани

-        принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого

-        принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды

-        принцип открытости – закрытости

-        принцип учёта половых и возрастных различий детей.

Учитывая эти принципы, в групповом помещении организованны центры развития детей, способствующие разностороннему развитию всех воспитанников. Данные центры служат основой реализации программного содержания воспитательно-образовательной работы с детьми. Каждый центр имеет свое предназначение:

1)        Центр речи и познания (познавательное, речевое развитие0. Объединяет в себе  такие образовательные области как «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

– Центр «Речевичок» наполняемость: макеты, дидактические игры, художественная литература, альбомы с картинками по тематике недели.

– Центр «В гостях у сказки» наполняемость: ширма, наборы кукольных театров, игрушки к сказкам, шапочки, маски животных.

- Центр сенсорного развития «Радуга» наполняемость: разнообразные пирамидки, дидактические игры, пособия Монтессори и т. п.

2) Центры творчества (художественно-эстетическое развитие) объединяет в себе такие направления как музыка и художественное творчество.

- Центр музыки «Весёлые нотки» наполняемость: детские музыкальные инструменты, нестандартные шумовые инструменты.

- Центр изобразительной деятельности «Весёлый карандаш» наполняемость: традиционные средства изодеятельности, раскраски для детей младшего возраста.

3) Центр активной деятельности (социально-личностное развитие) объединяет в себе такие образовательные области как «Социально-коммуникативное развитие)

- Центр «Игралочка» наполняемость: разнообразные игрушки, детское игровое оборудование, игрушки заместители, ролевые атрибуты.

- Центр «Самоделкин» наполняемость: мягкие модули, разнообразные наборы конструкторов, кубики, машинки.

4) Центр здоровья (физическое развитие)

- Центр «Здоровячок» наполняемость: спортивное оборудование (мячи, скакалки, кегли, мешочки для метания и т.п.),дидактические игры и пособия для развития мелкой моторики, массажные мячи, нестандартное оборудование (массажные коврики, дорожки с пуговичками) для профилактики плоскостопия и совершенствования основных движений.

Все это позволяет детям заниматься в одно и то же время разными видами деятельности в соответствии со своими желаниями и интересами, не мешая друг другу.

Раздел 4

Дополнительный

Состоит из следующих документов

•        Паспорт группы;

•        Список детей и сведенья о детях;

•        Должностная инструкция педагога;

•        Инструкция по ОТ воспитателя;

•        Инструкция по безопасности жизнедеятельности воспитанников;

•        Педагогическая диагностика (карты диагностических исследований, результаты диагностики, адаптационные листы);

•        Взаимодействие с родителями;

•        Сведения о родителях воспитанников;

•        Социально-демографический паспорт группы на текущий учебный год;

•        Список родительского комитета;

•        Оргпроект родительских собраний с материалами;

•        Тетрадь протоколов родительских собраний;

•        Информационный материал для информационного поля;

•        Табель посещаемости;

•        Эвакуационный журнал;

•        Журнал здоровья.

•        Журнал учёта родительской платы за содержание ребёнка в детский сад;

•        Индивидуальная программа профессионального развития педагога;

•        Тетрадь методических мероприятий;

•        Планирование ОД с детьми в первой младшей группы;

•        Картотеки гимнастики, подвижных игр, дидактических игр;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающие занятия в ясельной группе (программа).

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"5239660","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","style":"width: 200px; float: left; height: 150px;","width":"480"}}]]Какой...

Рабочая программа по сенсорному развитию по адаптации детей ясельной группы.

Полная программа по сенсорному развитию детей ясельной группы с пояснительной запиской, целями и задачами, рекомендуемой литературой....

Дополнительная образовательная программа для детей ясельной группы детского сада "Здравствуй, детский сад"

Основная идея данной программы состоит в интеграции и систематизации психолого-педагогического материала по работе с детьми раннего возраста  с целью содействия адаптации ребенка к ДОУ и создания...

Программа выпускного утренника в ясельной группе

Зал празднично украшен. Ведущий воспитатель встречает в зале нарядных детей. Дети свободно «стайкой»  заходят по весёлую музыку....

Рабочая программа Совместной деятельности педагогов с детьми 1.5 -3 лет, первой младшей (ясельной) группы составлена на основе авторской программы «Ежедневное планирование по программе "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комарово

Содержание Целевой раздел1.     Пояснительная записка…………………………………………………………….2Содержательный раздел1.     Физическое развитие.  Развернутое комплексно...

рабочая программа на ясельную группу

Рабочая программа на ясельную группу...

Сценарий новогодней программы для ясельной группы детского сада

Данный авторский сценарий новогодней программы для ясельной группы детского сада написан и реализован в организации АНО "Радость детства" города Москвы....