методическая разработка Осенние игры
картотека (средняя группа)

Гордеева Елена Александровна

«Вот и все, вот и кончилось теплое лето…» На легких рыжих лапах незаметно подкралась волшебница-осень.

         Закружила  вальсом разноцветной листвы, украсила аллеи и парки алыми гроздями рябины и боярышника, набросила на увядающую траву кисею холодных, утренних рос.

 

Все чаще небо по утрам хмурится и сеет мелким, занудным, затяжным  дождем. Настроение осенью, прямо скажем, падает в соответствии с показателями уличного термометра. Что же делать? Как сохранить подольше летнее тепло в сердце и улыбку в душе? Как победить осеннюю хандру и грусть? Опрос детей 3 – 7 лет, проведенный в нашем детском саду показал, что лучшим средством от хандры являются веселые подвижные игры! Выходите во двор, поиграем вместе!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx193.21 КБ

Предварительный просмотр:

«Вот и все, вот и кончилось теплое лето…» На легких рыжих лапах незаметно подкралась волшебница-осень.

         Закружила  вальсом разноцветной листвы, украсила аллеи и парки алыми гроздями рябины и боярышника, набросила на увядающую траву кисею холодных, утренних рос.

 

Все чаще небо по утрам хмурится и сеет мелким, занудным, затяжным  дождем. Настроение осенью, прямо скажем, падает в соответствии с показателями уличного термометра. Что же делать? Как сохранить подольше летнее тепло в сердце и улыбку в душе? Как победить осеннюю хандру и грусть? Опрос детей 3 – 7 лет, проведенный в нашем детском саду показал, что лучшим средством от хандры являются веселые подвижные игры! Выходите во двор, поиграем вместе!

ЗАЯЧИЙ ПИРОГ

(Играют 6-8 человек)

    Каждый берет себе лист от какого–нибудь дерева, например от берёзы, тополя, липы. Один из играющих – зайка; у него листа нет.

Все говорят: Зайка, зайка, Испеки пирожок!

    Зайка кладёт свою руку на колени, ладонью верх – это нижняя корка пирога. Затем спрашивает по очереди всех: «Скакой начинкой испечь?»

    Каждый отвечает в зависимости от того, какой у него лист (с тополевой, липовой, берёзовой и т.п.), и кладёт руку с листом ладонью вверх на нижнюю корку пирога.

    Когда весь пирожок начинён, заяц закрывает его верхней коркой, т.е. другой своей рукой, ладонью вниз.

    Все просят:  Зайка, зайка, Угости пирожком!

    - С какой начинкой? – спрашивает заяц у кого-либо из играющих. Тот должен назвать свою начинку, например с берёзовой, с тополевой и т.д., и вынуть свою руку с листом из пирога. Если играющий назвал листок правильно, то заяц продолжает спрашивать дальше. Если играющий ошибся, все кричат: «Сгорел пирожок!». Тот, кто ошибся, выходит из игры, а заяц продолжает спрашивать других.

«Осенние листочки» (бессюжетная подвижная игра для детей 2 – 4 лет)

Оборудование: осенние листья.

Цель:  Побуждать детей начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить свое место, приучать их согласовывать свои движения с произносимыми словами; развивать ловкость и координацию движений; способствовать укреплению мышечного корсета позвоночника.http://www.detsad2301.ru/images/p94_50946_30.jpg

Ход:

Взрослый привлекает внимание детей к букету осенних листьев. Он говорит: «Ребята, посмотрите, какие красивые осенние листочки: красные, желтые, зеленые. Есть большие листья и маленькие. Вот как много в вазе листочков. Хотите с ними поиграть? Берите себе листочки в каждую руку». Дети берут по два листочка и по показу воспитателя выполняют несложные движения в соответствии с текстом произносимого им стихотворения:

Дует, дует ветер,

Дует-задувает.    

Качаются вправо-влево, руки перед собой.

Желтые листочки

С дерева сдувает!

Машут руками сверху вниз перед собой.

И летят листочки

Прямо по дорожке,

Кружатся на месте.

Падают листочки

Прямо нам под ножки!          

Останавливаются, присаживаются на корточки, руки вниз.

 

 

Затем воспитатель произносит слова:

Ветер дует – полетим

Мы туда, куда хотим.

         Дети поднимаются, игра повторяется еще раз. Затем листья собираются в общий букет и ставятся в вазу.

 

«Уголки» (бессюжетная подвижная игра для детей 6 –7 лет)

 

Цель: Расширять репертуар традиционных игр, развивающих не только ловкость, быстроту реакции, но и систему взаимодействия играющих, понимание ими ситуации, смекалку; совершенствовать навыки бега; способствовать развитию быстроты и координации движений; воспитывать у детей в игре навыки сотрудничества со сверстниками; способствовать овладению детьми невербальными средствами общения.http://www.detsad2301.ru/images/p94_49699_1600_1200.jpg

Ход игры:

Одновременно в игре могут участвовать от 3 до 5 детей. Обозначается игровое поле. В уголках которого занимают место игроки. Ведущий находится в центре площадки. По сигналу взрослого игроки  обмениваются местами друг с другом, перебегая  с места на место. Ведущий  тоже старается занять любое освободившееся место. Если ему это удается, то опоздавший игрок становится ведущим.

 

«Краски» (подвижная игра в сюжетном обрамлении для детей 5 –7 лет)

Цель: расширять репертуар традиционных игр, развивающих не только ловкость, быстроту реакции, но и систему взаимодействия играющих, понимание ими ситуации; упражнять детей в беге  в естественных условиях, с увертыванием от ловящего; создавать условия для тренировки опорно-двигательного аппарата;воспитывать у детей в играх чувства взаимопомощи и  сотрудничества.

Ход игры:

Игроки – краски -  сидят на лавке, бревне или скамейке. По договоренности из числа играющих выбираются продавец и художник. Художник отходит в сторону, чтобы не слышать сговора играющих с продавцом. Каждая краска придумывает себе цвет и называет его продавцу. После чего к играющим подходит художник - покупатель. Он стучит:

Художник:           Тук-тук!

Продавец:            Кто там?

Художник:           Это я, художник!http://www.detsad2301.ru/images/p94_painting.jpg

Продавец:            Зачем пришел?

Художник:           За краской.

Продавец:            За какой?

Художник:           За красной (желтой, золотой и т.д.).

 Если красной краски нет, то продавец  говорит: «Скачи по красной дорожке, купи себе красные сапожки!» Художник должен  доскакать на одной ножке до заранее определенного места и вернуться в магазин за новой краской.

         Если названная краска есть, продавец выводит ее на линию старта,  берет за руку художника и произносит рифмовку: «Раз – два – три  -  бери!» После чего краска бежит до условленного места (финиша), а художник пытается ее поймать. Если  художник поймал краску, то происходит смена водящего, и  он сам  становится краской.

 

 

«Лягушата» (подвижная игра в сюжетном обрамлении для детей 3 – 5 лет)

Цель: учить прыгать  легко на двух ногах с продвижением вперед, с поворотом вправо, влево, увертываясь от ловящего;  воспитывать у детей смелость; формировать выносливость; способствовать совершенствованию деятельности дыхательной и опорно-двигательной систем организма ребенка; способствовать поддержанию положительного эмоционального настроя у играющих.http://www.detsad2301.ru/images/p94_l3.jpg

Ход игры:

На земле чертится большой круг – это болото. Из числа игроков выбирается аист. Для него обозначается дом в 3 – 4 м от болота. Остальные дети – лягушки встают в круг. По сигналу взрослого: «День» - дети, изображающие лягушек, выпрыгивают из болота и начинают прыгать по игровой площадке. Взрослый при этом может приговаривать:

         Вот лягушки по дорожке,

Скачут, вытянувши ножки.

Дети: Ква-ква-ква! Ква-ква-ква!

         Мы поймаем комара!

По сигналу взрослого: «Ночь!»  - ребенок-аист выбегает из   своего дома и старается осалить лягушек. Задача играющих – как можно быстрее упрыгать в свое болото.

 Выигрывают те дети, кому удастся дольше всех быть не пойманными. Игра повторяется со сменой водящего.

  

 «Раз-два-три! Этот лист бери!» (бессюжетная подвижная игра для детей 3 – 5 лет)

Цель: продолжать учить детей двигаться по участку детского сада, чередуя ходьбу с бегом и другими движениями; упражнять в ходьбе и беге с остановкой на сигнал взрослого; развивать слуховое внимание; приучать детей к совместным действиям в коллективной игре, соблюдению простейших правил игры; упражнять в сохранении правильной осанки.http://www.detsad2301.ru/images/p94_102666_1024_768.jpg

Ход игры:

Игра проводится во время листопада.  По предложению взрослого дети начинают произвольно двигаться по участку (идут шагом, бегут, кружатся, машут руками), на слова взрослого: «Раз-два-три! Желтый лист бери!» игроки должны найти среди опавшей листвы лист заданного цвета и поднять его. Выигрывает тот игрок, кому это удалось сделать первому.

Условие игры: брать можно только опавшие листья.

Затем взрослый снова предлагает детям отправиться на прогулку по участку и может предложить следующие задания:

-         Раз-два-три! Красный лист бери!

-         Раз-два-три! Кленовый лист!

-         Раз-два-три! Два листа бери!

-         Раз-два-три! Такой же как у меня лист бери!

-         Раз-два-три! Ничего не бери!


«Медведи и пчелы» (подвижная игра в сюжетном обрамлении для детей 4 – 6 лет)

Цель: использовать игры, которые  позволяют знакомить детей с особенностями национальной культуры; упражнять детей в лазании по гимнастической лесенке произвольным (одноименным, разноименным) способом; воспитывать самообладание и выдержку, поддерживать положительные взаимоотношения между играющими, смекалку; создавать условия для тренировки дыхательной и сердечно-сосудистой систем организма ребенка.http://www.detsad2301.ru/images/p94_92bb591b00d2.jpg

Ход игры:

Играющие делятся на две группы: медведей и пчел. Пчелы залезают на гимнастическую лесенку (улей), медведи располагаются на противоположной стороне игровой площадки (в берлоге). По сигналу взрослого пчелы вылетают из улья за медом, жужжат, собирают нектар. После их отлета медведи залезают  в улей (забираются на лесенку) и лакомятся медком. По сигналу воспитателя: «Пчелы домой!» - пчелы летят к улью и жалят медведей (салят их). Затем они снова забираются  в улей. Игра продолжается со сменой ролей. Побеждают те дети, которые не были ни разу осалены пчелами.

Развивающие игры для детей осенью

«Давай поговорим»

По дороге к месту прогулки с малышом обсуждается все то, что попадает в поле зрения. Поговорить можно о временах года, характерных для каждого из времен года отличительных признаках и явлениях. Необходимо акцентировать внимание малыша, что плохой погоды и плохого времени года в природе не бывает. Каждое из времен замечательно по-своему: зима - снежными забавами, весна – ручьями, корабликами, а лето – цветочками, фруктами и ягодами, осень же – опавшими, и такими красивыми, разноцветными листьями.

«Герой из сказки»

Возьмите на себя на период прогулки роль героя любимой сказки, инопланетянина или иностранца, приехавшего в нашу страну. Малышу отведите роль сопровождающего, экскурсовода или просто собеседника. Задавайте «сопровождающему» вопросы, касающиеся окружающих и встречающихся во время прогулки предметов. Пусть малыш отвечает на ваши всевозможные вопросы, рассказывает о каждом, попавшем в поле зрения на пути, предмете.

Такая игра будет способствовать формированию у него умения формулировки своих мыслей, описания предметов, ориентировки в пространстве.

«Играем в облака»

Осенью на небе много облаков. Можно поиграть с ребенком в форме беседы о том, что такое облака и как они появляются.

Далее можно вместе с малышом понаблюдать: как облака изменяют форму, скапливаются, двигаются. Можно пофантазировать: что напоминает скопление тучек, на что похожа отдельно взятая тучка. Подобрать героев из тучек и придумать сказочную историю с их участием.

Такая игра будет способствовать развитию воображения и фантазии ребенка.

Игры для детей осенью на улице

Лучшими местами для психологического и физического отдыха ребенка являются парк или лес, в которых дети очень любят гулять. Игры для детей осенью на улице должны быть подвижными и развивающими. В игре можно развивать не только творческое воображение, мышление, но и силу, выносливость, быстроту, характер. Подвижные игры развивают координацию движения, умение общаться со сверстниками и работать в команде, способствуют улучшению кровообращения и просто несут ребенку массу положительных эмоций. Для того, чтобы развивать творческое воображение ребенка, можно играть с ним в игры наблюдения за окружающим его миром, обсудить время года, понаблюдать за облаками и предложить ребенку придумать различные истории, откуда берутся облака, как и почему меняют форму, куда плывут. Такая игра развивает фантазию и воображение ребенка, он учится формулировать свои мысли и правильно их выражать.

«Съедобное – несъедобное»

Игры для детей осенью на улице можно организовывать и по принципу игры «Съедобное – несъедобное». В игру включается несколько детей. По очереди каждому водящим бросается мяч и называется какой-нибудь предмет. Если это названное слово пригодно к употреблению в пищу – мяч ловится, если нет – отбрасывается. В качестве слов для игры осенью лучше использовать название овощей, фруктов, различных растений, огородных культур и т.д.

«Кормушка для птиц»

Во время прогулки можно вспомнить с малышом о том, какие птицы живут в Вашей местности, чем они питаются. Рассказать ребенку о том, что осенью и зимой птицам очень сложно добывать себе корм. Предложить ребенку сделать кормушку (с этой целью можно использовать молочный пакет). Во время каждой последующей прогулки можно подкармливать птиц, принесенным кормом, наблюдать за птицами, прилетающими к кормушке.

Такое занятие с ребенком будет способствовать не только его развитию, а и воспитанию любви к живой природе.

«Лужи»

Лужи способны доставить радость любому малышу, но, к сожалению, отнюдь не огромную радость маме. Учитывая то, что запретный плод – сладок, не стоит лишать ребенка радости испачкаться в луже. Он это сделает все равно, если уж очень захочет. Наигравшись во время прогулки, может быть, не появится подобное желание во время похода на мероприятие, требующее безупречного внешнего вида. Игры в лужах - не самое страшное занятие, это своего рода познавательная активность ребенка и поэтому лишать его развития – не стоит. Главное все правильно организовать: позаботиться о соответствующей одежде и обуви, дополнительной паре перчаток. Лужи лучше выбирать различные по величине и глубине, но крайне желательно неподалеку от дома, так как продолжительная дорога в мокрой одежде – нежелательное явление.

Игры, способствующие развитию координации движений в совокупности с речью и мелкой моторики.

Предложить детям выполнять упражнения при помощи пальчиков под определенные высказывания об осени.

1. «Подул прохладный осенний ветерок…» - ребенок дует на пальцы рук,

2. «Листья закружились и полетели на землю с деревьев…» - ребенок, шевеля пальчиками, опускает руки вниз,

3. «Дождик застучал по листочкам: кап-кап-кап…» - малыш должен постучать пальчиками по столу,

4. «Заколотил по ним град…» - ребенок стучит кулачками по столу,

5. «После снег припорошил…» - малыш делает руками плавные движения вперед-назад,

6. «Снежным одеялом их накрыл…» - руки ладонями вниз прижимаются к столу.

Игры, развивающие мимику и мышцы лица, способствующие развитию артикуляционного аппарата и, соответственно, звукопроизношению и речи.

1. Изобразить начало осени – раннюю осень. Она легкая, веселая, добрая, красивая, щедрая, радостная.

2. Изобразить окончание осени – позднюю осень. Она печальная, грустная, плачущая дождиком.

3. Изобразить настроение в солнечный день, в дождливый осенний день, осенний хмурый день.

4. Представить путешествие по осеннему лесу. Подошли к медвежьей берлоге, мишка спит, он зевает…(ребенок закрывает и открывает ротик – несколько раз), осенью в лесу много брусники… (ребенок имитирует сбор брусники), она очень вкусная – попробуй (ребенок имитирует жевание брусники).В лесу всем нам радостно (имитируем улыбку). Мы встретили хомячка, у него большие щечки, он запасает корм на зиму…(надуваем щечки как у хомячка), еще встретили белочку, она грызет орешки (ребенок стучит зубками), мелькает беличий хвостик (малыш высовывает язык, делает им ряд движений), белочка угостила нас своими орешками, мы их скушали и теперь нужно почистить зубки (ребенок обводит языком верхние и нижние зубки, при этом челюсти и губы находятся в неподвижном состоянии).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка интерактивной игры-презентации по развитию речи с использованием приемов формирования дивергентного мышления "Путешествие по стране осенних фантазий"

Методическая разработка игры-презентации по развитию речи с использованием приемов формирования дивергентного мышления "Путешествие по стране осенних фантазий" выполнена в форме интерактивной пре...

Методическая разработка осеннего праздника в средней группе "Здравствуй, волшебница Осень"

Методическая разработка праздника для средней группы "Здравствуй, волшебница" с презентацией и сценарием....

Методическая разработка развивающей игры «В гостях у осени»

Оцениваем представления о временах года, закрепляем признаки осени, названия осенних месяцев...

Методическая разработка "Квест-игра "В поисках осеннего наряда"

Квест - игра для старшего дошкольного возраста...