Развитие общения со сверстниками в раннем возрасте.
методическая разработка (старшая группа)

Щигорева Елена Валерьевна
Развитие общения со сверстниками в раннем возрасте
Первые годы жизни человека наполнены общением с близкими взрослыми
людьми. Родившись, ребенок не мо­жет сам удовлетворить ни одной своей
потребности — его кормят, купают, укрывают, перекладывают, переносят,
ему показывают яркие игрушки. Вырастая и становясь все боль­ше
самостоятельным, он продолжает зависеть от взросло­го, который учит его
ходить и держать ложку, правильно произносить слова и строить башни из
кубиков, отвечает на все его «почему?».
Потребность в общении у ребенка появляется рано, примерно в 1—2
месяца, после кризиса новорожденности. Он начинает улыбаться маме и
бурно радоваться при ее появлении. Мама (или другой близкий человек,
ухаживаю­щий за ребенком) должна как можно более полно удов­летворять
эту новую потребность. Непосредственно-эмоци­ональное общение с
взрослым создает у ребенка радост­ное настроение и повышает его
активность, что становит­ся необходимой основой для развития его
движений, вос­приятия, мышления, речи.
 
Что же происходит, если потребность в общении не удов­летворяется или
удовлетворяется недостаточно? Дети, оказавшиеся в больнице или в
детском доме, отстают в психи­ческом развитии. До 9—10 месяцев они
сохраняют бессмыс­ленный, безразличный взгляд, устремленный вверх,
мало двигаются, ощупывают свое тело или одежду и не стремятся схватить
попавшиеся на глаза игрушки. Они вялы, апатич­ны, не испытывают
интереса к окружающему. Речь появит­ся у них очень поздно. Более того,
даже при хорошем гигие­ническом уходе дети отстают в своем физическом
развитии. Эти тяжелые последствия недостатка общения в младенче­стве
получили название госпитализма.
В общении сначала через прямое подражание, а затем через словесные
инструкции ребенок приобретает основной жизненный опыт. Люди, с
которыми он контактирует, являются для него носителями этого опыта.
Таким образом, в первый год жизни полноценное об­щение с взрослым
является жизненно важным. Недоста­точное или не соответствующее
потребностям общение отрицательно сказывается на развитии и позже,
причем проявление этого негативного влияния на разных возраст­ных
этапах имеет свою специфику. Каждый возраст, при­нося новые
возможности и новые потребности, требует особых форм общения.
Особенно большое значение для психического развития ребенка имеют его
взаимоотношения с взрослыми на ранних этапах онтогенеза. Все свои
психические качества и свойства личности он приобретает исключительно
через общение, так как до определенного возраста у детей нет способности
к самообразованию и самовоспитанию.
Дети усваивают те формы общения, которые преобладают в их окружении
и в их личных отношениях с другими людьми.
 
В младенческом возрасте проявление интереса одного ребенка к другому
продиктовано потребностью в новых впечатлениях, интересом к живому
объекту.
В раннем возрасте сверстник выступает в качестве партнера по
взаимодействию. Развитие потребности в общении со сверстниками
проходит ряд этапов:
- внимание и интерес к сверстнику (второй год жизни);
- стремление привлечь к себе внимание сверстника и продемонстрировать
свои успехи (конец второго года жизни);
- появление чувствительности к отношению сверстника и его воздействиям
(третий год жизни).
Общение детей друг с другом в раннем возрасте имеет форму эмоционально
практического воздействия, характерными особенностями которого
являются непосредственность, отсутствие предметного содержания,
ненормированность, зеркальное отражение действий и движений партнера.
Через сверстника ребенок выделяет себя, осознает свои индивидуальные
особенности. При этом решающую роль в организации взаимодействия
между детьми играют взрослые.
Чем раньше вступает ребенок в общение с другими детьми, тем лучше это
сказывается на его развитии и умении адаптироваться к обществу.
Неумение малыша налаживать контакты со сверстниками существенно
затрудняет привыкание его к новым социальным условиям.
Как ребенок научится ладить со сверстниками в детстве, так и будет
поддерживать отношения с родными в семье, со знакомыми, с
сослуживцами на работе. Учить детей общаться нужно тогда, когда ребенок
начнет проявлять интерес к другим детям. При этом необходимо учесть, что
внимание к сверстнику часто сочетается с отношением к нему как к
 
интересному объекту. Дети предпочитают общаться с теми, кто лучше их
понимает.
Взрослый должен помогать детям в налаживании контактов друг с другом.
Правильно организованное общение:
 
- обогащает детей впечатлениями;
- является источником разнообразных эмоций;
- учит сопереживать, радоваться, сердиться, стоять за свои права;
- помогает преодолеть робость;
- способствует становлению личности;
- формирует представление о другом человеке — ровеснике;
- начинает развивать способность понимать других людей;
- подготавливает к последующему общению со сверстниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_obshcheniya_so_sverstnikami_v_rannem_vozraste.docx15.92 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие общения со сверстниками в раннем возрасте

Первые годы жизни человека наполнены общением с близкими взрослыми

людьми. Родившись, ребенок не мо­жет сам удовлетворить ни одной своей

потребности — его кормят, купают, укрывают, перекладывают, переносят,

ему показывают яркие игрушки. Вырастая и становясь все боль­ше

самостоятельным, он продолжает зависеть от взросло­го, который учит его

ходить и держать ложку, правильно произносить слова и строить башни из

кубиков, отвечает на все его «почему?».

Потребность в общении у ребенка появляется рано, примерно в 1—2

месяца, после кризиса новорожденности. Он начинает улыбаться маме и

бурно радоваться при ее появлении. Мама (или другой близкий человек,

ухаживаю­щий за ребенком) должна как можно более полно удов­летворять

эту новую потребность. Непосредственно-эмоци­ональное общение с

взрослым создает у ребенка радост­ное настроение и повышает его

активность, что становит­ся необходимой основой для развития его

движений, вос­приятия, мышления, речи.

Что же происходит, если потребность в общении не удов­летворяется или

удовлетворяется недостаточно? Дети, оказавшиеся в больнице или в

детском доме, отстают в психи­ческом развитии. До 9—10 месяцев они

сохраняют бессмыс­ленный, безразличный взгляд, устремленный вверх,

мало двигаются, ощупывают свое тело или одежду и не стремятся схватить

попавшиеся на глаза игрушки. Они вялы, апатич­ны, не испытывают

интереса к окружающему. Речь появит­ся у них очень поздно. Более того,

даже при хорошем гигие­ническом уходе дети отстают в своем физическом

развитии. Эти тяжелые последствия недостатка общения в младенче­стве

получили название госпитализма.

В общении сначала через прямое подражание, а затем через словесные

инструкции ребенок приобретает основной жизненный опыт. Люди, с

которыми он контактирует, являются для него носителями этого опыта.

Таким образом, в первый год жизни полноценное об­щение с взрослым

является жизненно важным. Недоста­точное или не соответствующее

потребностям общение отрицательно сказывается на развитии и позже,

причем проявление этого негативного влияния на разных возраст­ных

этапах имеет свою специфику. Каждый возраст, при­нося новые

возможности и новые потребности, требует особых форм общения.

Особенно большое значение для психического развития ребенка имеют его

взаимоотношения с взрослыми на ранних этапах онтогенеза. Все свои

психические качества и свойства личности он приобретает исключительно

через общение, так как до определенного возраста у детей нет способности

к самообразованию и самовоспитанию.

Дети усваивают те формы общения, которые преобладают в их окружении

и в их личных отношениях с другими людьми.

В младенческом возрасте проявление интереса одного ребенка к другому

продиктовано потребностью в новых впечатлениях, интересом к живому

объекту.

В раннем возрасте сверстник выступает в качестве партнера по

взаимодействию. Развитие потребности в общении со сверстниками

проходит ряд этапов:

- внимание и интерес к сверстнику (второй год жизни);

- стремление привлечь к себе внимание сверстника и продемонстрировать

свои успехи (конец второго года жизни);

- появление чувствительности к отношению сверстника и его воздействиям

(третий год жизни).

Общение детей друг с другом в раннем возрасте имеет форму эмоционально

практического воздействия, характерными особенностями которого

являются непосредственность, отсутствие предметного содержания,

ненормированность, зеркальное отражение действий и движений партнера.

Через сверстника ребенок выделяет себя, осознает свои индивидуальные

особенности. При этом решающую роль в организации взаимодействия

между детьми играют взрослые.

Чем раньше вступает ребенок в общение с другими детьми, тем лучше это

сказывается на его развитии и умении адаптироваться к обществу.

Неумение малыша налаживать контакты со сверстниками существенно

затрудняет привыкание его к новым социальным условиям.

Как ребенок научится ладить со сверстниками в детстве, так и будет

поддерживать отношения с родными в семье, со знакомыми, с

сослуживцами на работе. Учить детей общаться нужно тогда, когда ребенок

начнет проявлять интерес к другим детям. При этом необходимо учесть, что

внимание к сверстнику часто сочетается с отношением к нему как к

интересному объекту. Дети предпочитают общаться с теми, кто лучше их

понимает.

Взрослый должен помогать детям в налаживании контактов друг с другом.

Правильно организованное общение:

- обогащает детей впечатлениями;

- является источником разнообразных эмоций;

- учит сопереживать, радоваться, сердиться, стоять за свои права;

- помогает преодолеть робость;

- способствует становлению личности;

- формирует представление о другом человеке — ровеснике;

- начинает развивать способность понимать других людей;

- подготавливает к последующему общению со сверстниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по психологии на тему: "Особенности развития общения со сверстниками в дошкольном возрасте"

Презентация по психологии на тему: "Особенности развития общения со сверстниками в дошкольном возрасте"...

Особенности общения со сверстниками в дошкольном возрасте.

Рассмотрены причины возникновения трудностей в межличностном общении, а также даны примеры, способствующие развитию у детей навыков конструктивного взаимодействия....

Общение дошкольников со сверстниками в раннем возрасте.

Ранний возраст-«возраст нераскрытых резервов», особо важный этап в становлении человека. Как подчеркивал Л. С. Выготский, ранний возраст «сенситивен во всем». Именно в этот период развитие ребенка во ...

Средства формирования навыков общения со сверстниками детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Краткий анализ основных средств коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР по формированию и развитию навыков общения...

Развитие общения со сверстниками в старшем дошкольном возрасте.

Развитие общения со сверстниками в старшем дошкольном возрасте. Диагностика коммуникативной сферы. Цель: Выявить коммуникативную компетентность ребенка в общении со   сверстниками...

Развитие общения со сверстниками в дошкольном возрасте

Специфика общения дошкольников со сверстниками во многом отличается от общения со взрослыми. Контакты со сверстниками более ярко эмоционально насыщены, сопровождаются резкими интонациями, криками, кри...

Развитие общения со сверстниками в дошкольном возрасте

Развитие общения со сверстниками в дошкольномвозрастеНа протяжении дошкольного возраста общение детей друг с другом существенно изменяется по всем параметрам: меняются содержание потребности мотивы и ...