Статья на тему: "Готовиться к школе...играя!"
статья (подготовительная группа)

Константинова Ольга Николаевна

Статья "Готовиться к школе... играя!"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovitsya_k_shkole.docx17.49 КБ

Предварительный просмотр:

Готовиться к школе …. играя!

Наверное, не однажды мы задавали себе вопрос: готов ли наш ребёнок к обучению в школе?

Казалось бы, ответ на этот вопрос очень прост. Многие рассуждают следующим образом: «Мой ребёнок умеет считать, читать, печатать буквы. Мой ребёнок знает много стихов, листает детские энциклопедии, хорошо говорит. Мой ребёнок имеет портфель, форму, школьные принадлежности. Мой ребёнок полностью готов к школе!!»

Всё вышеперечисленное является важными компонентами школьной готовности. Важными, но не достаточными!

Случается, что эрудированные, развитые дети в первом классе вдруг испытывают трудности! Учителя начинают жаловаться на низкую успеваемость, неорганизованность, нарушения правил поведения, отказ от деятельности. Возникают трудности в общении со сверстниками.

Что является причиной таких неожиданных изменений?

Оказывается, с первых дней обучения от ребёнка требуют внимательности, усидчивости, прилежания, ждут развитых умений следовать правилам, умений совместной работы с учителем. Эти требования в первые месяцы учёбы имеют подчас большее значение, чем требования к знаниям!

Первоклассник в школе попадает в другой мир. В этом мире:

  • нужно уметь не только говорить, но и слышать; и слушать даже больше, чем говорить;
  • нужно уметь не только выполнять задания, но и выполнять их вместе со всеми, по определённым правилам;
  • нужно обращать внимание не только на то, что интересно, но и на то, что важно; а это требует больших волевых усилий, того, что называется произвольностью.

Всё это относится к психологической составляющей школьной готовности. Если ребёнок не готов принять свой новый статус школьника, а только играет в школу, если ребёнок не готов сам (в рамках возраста), направлять внимание, регулировать поведение, принимать правила, то через некоторое время он начнёт испытывать затруднения, сначала в учебной деятельности, а затем в освоении школьного содержания. Такие дети теряются, разочаровываются в школе и во всём, что с ней связано!

Попытаемся понять, на что обратить внимание, что может помочь нашим детям достойно встретить первые школьные трудности.

И первое, на что хотелось бы обратить внимание, - это игра.

Игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Играя, ребёнок познаёт мир, свойства предметов, совершенствует движения, развивает умственные операции. Рассмотрим некоторые этапы становления детской игры и место в ней родителей.

Значение мамы и папы в организации игры очень велико! Нужно понимать, что умение играть не передаётся по наследству! Мы наследуем примитивную игру – манипуляции с предметами. Это умение мы обнаруживаем у ребёнка в раннем детстве, наблюдая, как малыш трясёт погремушку, перебирает гирлянды. Роль взрослого на данном этапе заключается в предоставлении разнообразных материалов для манипулирования. Шуршащие, звенящие, скрипящие, гнущиеся, а так же угловатые, округлые, продолговатые предметы – всё это большие шаги к познанию мира!

На этом этапе манипуляций, сравнений, ориентировочных движений мы помогаем ребёнку развивать восприятие, двигательные навыки, мышление.

К трём годам взрослым необходимо позаботиться не только о наличии игрушек, но и объяснить сюжет игры, показать, как можно действовать с игрушками, обыграть предложенный сюжет. Такие игры называются режиссёрскими. Постепенно научаясь таким играм, ребёнок сам придумывает сценарии или заимствует их из мультиков, фильмов, книг.

В таких играх развивается речь, воображение, представление об окружающем мире и связи предметов.

Мы часто видим, как дошкольники используют очень интересный вид игры – сюжетно-ролевой. Они представляют себя военными, учителями, врачами. Родителями и т.д. В этих играх ребёнок учится выстраивать отношения. Обогащает свой деятельностный опыт, развивает речь, усваивает определённые социальные нормы.

Чем богаче опыт ребёнка, тем разнообразней набор сюжетно-ролевых игр и тем активнее идёт развитие.

Задача родителей на данном этапе – расширять опыт малыша: посещать театр, кино, читать, знакомить с окружающим миром и обязательно обсуждать всё увиденное и прочитанное!

Развитие ролевой игры приводит к закономерному появлению игры с правилами. В этих играх дошкольник научится сознательно подчиняться правилам, следить за своими действиями, действиями партнёров по игре. Посмотрите, как перед началом игры дети договариваются, во что будут играть – вот она постановка задачи! Договариваются, как будут играть – вот он поиск общего способа действий! Игра с правилами предполагает принятие общего решения, удовлетворяющего всех – вот отличный способ приобретения  коммуникативных навыков, умений действовать сообща! Но этому тоже необходимо учить, и учить целенаправленно, постоянно, задача взрослого – наиболее полно передавать весь свой социальный опыт.

Это вид игры имеет решающее значение для формирования предпосылок учебной деятельности, таких как постановка учебной задачи, контроль и оценка достигнутого результата, выбор действий, направленных на выполнение задачи.

В игре  рождается всё то, что поможет первокласснику справляться с первыми школьными трудностями, а именно: умения ориентироваться на систему правил в работе, сознательно регулировать поведение; умения принимать инструкцию и действовать по инструкции, умения работать по образцу, контролировать свои действия и соотносить их с действиями других. В игре идёт активное развитие памяти, внимания, восприятия, воображения, мышления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: " Готов ли ваш ребёнок к поступлению в детский сад?"

Данная консультация даёт возможность родителям правильно подготовить ребёнка к адаптации в детском саду....

консультация для родителей на тему: « Готов ли ребенок к школе»

консультация для родителейна  тему:  « Готов ли  ребенок к школе»...

Деловая игра с родителями на тему: «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок идет в школу. Это важное событие в жизни  всей семьи, которое коснется всех ее членов: кто-то приобретет новые обязанности, кто-то, напротив, станет уделять домашним делам меньше времени,...

Консультация для родителей на тему: " Готов ли ваш ребёнок к школе"

Консультация  для родителей.Готов ли ребёнок подготовительной группы , чтоб идти в школу. Родитель должен знать, что необходимо знать ребёнку при поступлении  в школу к 6-7 годам....

Рекомендации родителям будущих первоклассников на тему "Готов ли ваш ребенок в школу"

В каком возрасте оптимально отдавать ребенка в первый класс? Какие критерии оценки готовности ребенка к школе? И самое главное-критерии оценки психологической готовности к школе. Возможно на все эти в...

Консультация для родителей на тему: "Готов ли ваш ребенок к школе"

Консультация и тест для родителей на тему: "Готов ли ваш ребенок к школе"...