Методические рекомендации
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Кротова Евгения Михайловна
«Воспитание у дошкольников чувства патриотизма к родному краю через организацию работы по краеведению»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_po_kraevedeniyu_1.odt708.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение № 8 «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития воспитанников»

Методические рекомендации

«Воспитание у дошкольников чувства патриотизма к родному краю через организацию работы по краеведению»

 

                                                         Автор:                    

Кротова Евгения Михайловна,          

воспитатель МАДОУ № 8 «Детский

сад общеразвивающего вида»            

Кемерово, 2022

Содержание

1.

Аннотация

3

2.

Пояснительная записка

4

3.

Специфика организации образовательной деятельности по краеведению.

5

4.

Формы и методы краеведческой рабты

8

5.

Рекомендации по организации занятий

9

6.

Заключение

9

7.

Приложение 

11

Аннотация

        ФГОС ДО определяет задачи нравственно-патриотического воспитания, которые направлены на формирование в ребёнке общечеловеческих нравственных качеств, приобщение к истокам культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения и реализуется через социально  коммуникативное и познавательное развитие. Нравственно-патриотическое воспитание ребенка  сложный педагогический процесс. Базовым этапом формирования любви к Родине следует считать накопление детьми социального опыта жизни в своем городе, крае усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.                                                                        Успех в воспитании патриотических чувств у дошкольников может быть достигнут только в том случае, если сам воспитатель будет знать историю своего города, села, своей страны.  И прежде чем учить детей, необходимо воспитателю научиться самому любить свой край, уметь преподнести материал доходчиво, понятно. И от того, как он это сделает, зависит, воспримет ли ребенок эти знания, появится ли у него желание узнать что-то новое.        .                                                                                                    Данные рекомендации составлены в помощь педагогам для повышения компетентности в вопросах нравственно-патриотического воспитания через организацию краеведческой работы в дошкольном учреждении в соответствии с ФГОС ДО. Благодаря методическим рекомендациям, педагоги смогут создать систему условий, обеспечивающую всю полноту развития личности ребенка.

2. Пояснительная записка

        Патриотизм  сложное и высокое человеческое чувство. Дошкольный возраст  яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека, это время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка и очень важно посеять и вырастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому, родному краю, Отечеству.         Воспитать любовь к родному краю  это значит так показать детям их родной край, чтобы вызвать восхищения своей родиной, чувство гордости за своих земляков. Современная система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России

        Для формирования чувства патриотизма, важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашем городе, крае, стране, народе, обычаях, истории культуре.  Через организацию работы по краеведению мы сможем воспитать у дошкольников чувста патриотизма к своему родному краю, родному городу. Краеведение - это своеобразный «сундучок», одно из самых мощных средств воспитания  детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины, связывает воспитание с жизнью, помогает формировать нравственные понятия и чувства. Именно краеведческий подход в воспитании у детей патриотических чувств способствует реализации основных дидактических принципов педагогики: от близкого - к далёкому, от известного - к неизвестному, от простого - к сложному.                                                                                                  Любой край, область, город неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет сформировать у дошкольников представление о том, чем славен родной город, родной край. Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.                 А. С. Барков считал, что «краеведение есть комплекс научных дисциплин, различных по содержанию и частным методам исследования, но ведущих в своей совокупности к научному и всестороннему познанию края в интересах социалистического строительства». Краеведением занимаются историки, естествоиспытатели, специалисты языка и литературы, архитекторы, работники искусств. Поэтому «краеведение может быть различное: историческое, естественно-историческое и т. п. вплоть до археологического». .                                                 Сам термин «краеведение» означает, что изучается территория, определяемая понятием «родной край».         Краеведение — социально значимое и необходимое направление работы с детьми. Его значение трудно переоценить: воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей, природой, мы тем самым формируем глубокую привязанность к нему, чувство гордости. Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края — верный путь повышения качества воспитания и обучения.                                                                                

        

        Цель: формирование у дошкольников патриотических чувств и любви  к прошлому, настоящему, будущему родного края, к жизни народов родного края в разное историческое время, к его истории и культуре,  природе края и России на основе изучения традиций, литературы, культурного наследия, желающего принять активное участие в его развитии.                                                                                      Образовательные задачи:                                                                                                           - познакомить с историей и современной жизнью своего города;        ;                                               - сформировать представления о различных сторонах жизни своего города и края, показ его сложной структур;                                                                                               - формировать интерес к своей «малой Родине»;        ;                                                                             - формировать представление о родном крае, который называется Кузбассом или Кемеровской областью, дать представление о том, что столицей Кузбасса является город Кемерово;                                                                                                               - формировать  чувство любви к своему городу, уважение к его обычаям и традициям;                                                                                                             Воспитательные задачи:                                                                                                                 - воспитывать гражданские качества, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства; -укреплять семейных связей:                                                                                                 Развивающие задачи:                                                                                                                       - развивать стремления знать как можно больше о родном крае, стимулирование самостоятельной познавательной деятельности;                                                                -адаптировать к реальной действительности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации.                                                                                       Деятельность по краеведению охватывает детей старшего дошкольного возраста.                                                                                                                                Планирование работы по краеведению у детей старшего дошкольного возраста целесообразно разделить на следующие блоки:

1. «История родного города»                                                                                                            2. «Достопримечательности родного города»                                                                                                                                                                                           3. «Знаменитые люди Кузбасса»        »                                                                                                 4. «Природа Кузбасса»                                                                                                                                 6. «Легенды и сказания о Кемерово и Кемеровской области»        »                                                7. «Духовное краеведение»

3 Специфика организации образовательной                                                      деятельности по краеведению.

        Целью в работе педагога по этому направлению является приобщение детей к культурному наследию города Кемерово Кемеровской области- Кузбасс, формирование представлений об истории и современности, гордости за то, что они являются жителями Кузбасса. Ознакомление детей с родным городом будет

для них увлекательным только в том случае, если знания, которые будут передавать им взрослые, они смогут каким-либо образом применить в организованной им деятельности (игровой, познавательно-исследовательской и др.). При этом должно быть рациональное сочетание разных видов деятельности, интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок на ребенка.         Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям  к матери, к отцу, бабушке, дедушке. При этом важно, чтобы дети как можно раньше увидели «гражданское лицо» своей семьи. Семейное изучение своей родословной следует осуществлять в контексте осмысления важных моментов: традиции семьи и национальные традиции; судьбы членов семьи через призму судьбы страны. Знакомство с городом начинается со знакомства с детским садом, с улицей, на которой живет ребенок или по которой идет в детский сад. Важно показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, памятниками, лучшими людьми.                                                                 Примерные виды и содержание деятельности по ознакомлению детей старшого дошкольного возраста с родным краем.

Вид деятельности и формы активности 

Содержание деятельности 

Игровая 

Дидактические игры: «Знатоки Кузбасса», «Собери достопримечательность», «Убери лишнее», «Юный краевед»

Познавательно исследовательская 

ООД.«Знай и люби свой город», «Деревья родного Края», «7 чудес Кузбасса»; «Кемерово  мой город родной»

Восприятие художественной литературы и фольклора 

Чтение произведений писателей Кузбасса.

Конструирование 

Изготовление макетов детского сада, улицы 

Изобразительная 

Выставки рисунков «Кемерово город любимый», «Улица, на которой я живу», «Профессии моих родителей».

Музыкальная 

Разучивание песен о Кузбассе, прослушивание 

        

        Так же необходимо проводить экскурсии (виртуальные, через интернет), которые позволят ярко представить историю, природу родного края: Кемеровский краеведческий музей, музей-заповедник «Красная горка».         Организуя работу по патриотическому воспитанию, необходимо продумать, какие элементы развивающей предметно- пространственной среды группы, детского сада будут вовлечены. Это могут быть мини-музеи, выставки, уголки и т. п. Важно, чтобы они были доступны и понятны детям. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию образовательной деятельности.  

 

       Центром патриотического воспитания старших дошкольников может быть уголок краеведения «Кузбасс-моя малая Родина!», в который входят следующие дидактические материалы и экспонаты:

Альбомы: «История Кузбасса», «Кузбасс – шахтёрский край», «Природа Кузбасса», «Животный мир Кузбасса», «Символика Кузбасса», «Символика города Кемерово», «Кемерово: вчера и сегодня (история в фотографиях)»,  «Кузбасс в годы ВОВ», «Коренные народы Сибири», «Герои Кузбасса», «К 300-летию Кузбасса» (для родителей/законных представителей)

Художественная литература о родном крае.

Символика Кемеровской области, города Кемерово, Российской Федерации.

Макеты: «Мой Кузбасс» (флора и фауна Сибири, объемный), «Мой детский сад» (объемный). «Природное  богатство Кузбасса -уголь» (объемный).

Стенд «Кемерово - наш город».

«Животный мир Сибирской тайги»

Карта Кемеровской области, карта - схема г. Кемерово, карта Мира.

Фотографии Красной Горки, Томской писанницы, реки Томь, памятников г. Кемерово, парков и скверов г.Кемерово и др.

Рисунки и творческие работы детей на тему «Моя Родина Кузбасс».

Дидактические игры: «Собери флаг», «Загадки о Кемерово», «Где я живу?», «Кем быть?»; Лото «Гербы Кузбасса». «Достопримечательности города», «Собери картинку «Мой район»», Игра-путешествие по Родному Кузбассу, пазлы, кроссворды, ребусы «Так или не так»

Художественная литература, сказки, фольклор, репродукции картин, видеотека, аудиотека.                                                                                                                                       Приобщение детей к нравственно-патриотическим ценностям родной культуры немыслимо без тесного контакта с семьями, обмена мнениями педагогов и родителей по вопросам воспитания детей тех или иных ценностей. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. В связи с этим может возникнуть необходимость в задействовании кого-либо в поиске документов о членах семьи. Добровольность участия каждого  обязательное требование и условие данной работы. Большое значение имеют семейные экскурсии по району, городу, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений района и т.д. Итоги таких экскурсий могут быть выражены в фотовыставке, совместном с ребенком выступлении или снятом фильме.

4. Формы и методы краеведческой работы

        Успех зависит от форм и методов обучения и воспитания. К таким формам относятся:

- Циклы занятий, включающие разные виды деятельности на основе единого содержания. В зависимости от темы, цели занятия, времени проведения меняется его форма. Занятия по ознакомлению детей с историей города, края проводятся в краеведческом музее (виртуальное путешествие). Ознакомление с растительным миром происходит в путешествии (презентация, путешествие по страницам Красной книги).

- Беседы используются в качестве словесного метода на занятиях и как

  • самостоятельная форма работы с детьми на разные темы: "Почему в городе болеют растения?", "Как узнать, что человек любит свой город?", "Что бы ты сделал, если был бы Главой города?" и др.

- Экскурсии обеспечивают знакомство детей с социальным и культурным разнообразием города.

- Праздники, развлечения - народные, обрядовые, посиделки, день рождения города, края.

- Знакомство с культурой и традициями нашего народа, города.

- Прогулки, путешествия, походы, экологическая тропинка - эти формы незаменимы в краеведческой работе. Воспитание любви к родному краю невозможно без общения с природой, погружения в ее мир. Данная форма организации занятия дает образец гуманного отношения ко всему живому.

5. Рекомендации по организации занятий

        Краеведческие занятия - это занятия по ознакомлению с родной природой, культурой народа. С целью повышения мотивации детей к знаниям по краеведению используются компьютерные технологии. Дети знакомятся с историей населенного пункта и его достопримечательностями, героическими страницами истории, традициями, обычаями, а также узнают об односельчанах, которые построили в селе несколько памятников, хранят и передают следующим поколениям историю, традиции населенного пункта.

6.Заключение 

        Таким образом, систематически правильно организованная работа по краеведению у детей старшего дошкольного возраста поможет сформировать у дошкольников первые чувства патриотизма: гордости за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций..        .                                                                                             Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили её наши предки, наши отцы и деды. Нет сомнения в том, что уже в детском возрасте в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у ребёнка могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.                                                                                                  Дети становятся открытыми в проявлении чувств: они говорят о своей любви к городу, родной природе, проявляют уважение к ветеранам, людям-труженикам, проявляют желание узнавать историю родного города, края. У детей развивается умение сравнивать и сопоставлять события и явления. В процессе работы по ознакомлению дошкольников с малой Родиной у детей   обогащается и активизируется словарь, формируется интерес к исследованию природы родного края, значительно расширяется представление об окружающем мире. Так же у дошкольников происходит становление определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, тем меньше

отклонений от принятых в обществе моральных устоев у них наблюдается.          Таким образом, решаются поставленные задачи работы по краеведению, у воспитанников формирется достаточно полный объём знаний о родном городе, крае, широкие знания о природе родного края, дети знакомятся с традициями и бытом народов, проживающих на территории Кемеровской области.

Приложение 1

Конспект занятия «Наш родной Кузбасс»

Цель: формирование представления детей о малой Родине - о родном городе.

Задачи:

1.Продолжать знакомить детей с малой родиной;        2. Расширять представления детей о родном крае, формировать первоначальные представления об истории родного края;                                                                        3.Формировать представление о том, что наш край называется Кузбассом.              4.Познакомить детей с богатством недр родной Кузбасса и славой своего региона – углём – чёрным золотом.                                                                                                           5. Воспитывать патриотические чувства к своей малой родине; воспитание любви и уважения к Малой родине, развитие познавательного интереса к истории Кузбасса.

Материалы и оборудование:

глобус

карта России

макет «Мой Кузбасс»

макет «Природное богатство Кузбасса – уголь»

ноутбук для презентации

альбом «Кузбасс шахтёрский край»

столы для экспериментов (4)

фартуки (по счёту детей)

кусочки каменного угля (по 2 на каждого ребёнка)

лупы (по счёту детей)

одноразовые стаканчики с водой. (по счёту детей)

влажные салфетки

бумага (картон)

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций и  макета «Мой  Кузбасс», заучивание стихов, потешек, пословиц, рассматривание герба и географической карты Кемеровской области.

Ход занятия

Воспитатель:

Ребята, скажите, что такое у меня в руках (ответ)

Правильно – это глобус, или макет нашей планеты Земля.

На глобусе много морей и океанов, разных стран, но самая удивительная и любимая - наша Родина. А как называется наша родина? (ответ)

А где ещё можно увидеть изображение России?(ответ)

Давайте подойдем к карте. (карта России)

Карта какой страны перед нами?

А почему она разноцветная (синий цвет - …, зеленый и коричневый - …)

А кто знает, где живем мы с вами? (ответ)

Как называется наш край? (ответ)

Если дети не сказали про КУЗБАСС = объяснить, КОРОТКО

Откуда это слово- Кузбасс? Нашу область называют Кузбассом, потому что в самом центре ее расположен Кузнецкий угольный бассейн, принесший славу нашему краю. Этот край богат главным богатством Кузбасса - каменным углем.

Воспитатель читает стихотворение:
Кому - то снится южный берег Крыма.

Кого - то манят пальмы и моря.

А мне Сибирь, как мать - неповторима.

Здесь отчий дом, здесь родина моя

Кузнецкий край - жемчужина Сибири.

Кузнецкий край - горняцкая земля.

Народ Кузбасса - мощь его и сила,

Богатство недр и хлебные поля.

Мне по душе сибирская природа,

Ее просторы, реки и луга,

Напевный говор русского народа

И летний зной, и зимние снега.

Беседа

Ребята, давайте присядем на стульчики.

У каждой области есть свои символы. Какой главный символ у Кузбасса? (ответ - уголь, показатьсинонимы-определения: черное золото, богатство края, мощь и могущество кемеровской области)

А кто занимается добычей черного золота Кузбасса? (ответ)

Какая главная профессия в угольном крае, промышленности?

Рассматривание макета  «Природное богатство Кузбасса – уголь»

Презентация

Ребята, а сейчас я предлагаю поближе познакомиться с профессией шахтер (просмотр альбома  «Кузбасс шахтёрский край»)

Сейчас мы с вами немного побудем шахтерами

Физминутка

Крепильщики, забойщики, (Дети шагают на месте)

Профессий много здесь, (Делают большой круг руками)

Откатчики, проходчики, (Изображают “богатырей”)

Вам всем сегодня честь! (Размахивают руками над головой)

Воспитатель: Ребята, в моём сундучке лежит необычный камень–слушайте загадку:

С виду неприглядный камень,
Он в земле лежит пластами.
Чтоб наверх его поднять,
Надо в шахте побывать.
Под землёю огоньки –
Это в шахте горняки.
Отбивают молотками
Этот очень нужный камень.
Он имеет чёрный цвет,
Всем даёт тепло и свет.

Воспитатель. Хотите поближе познакомиться со свойствами угля? Сейчас мы познакомимся с некоторыми свойствами угля. Для этого нам нужно пройти в

лабораторию (экспериментальную зону), а стало быть, наденем СПЕЦОДЕЖДУ (одевается вместе с детьми)

Сейчас с вами мы станем юными исследователями.

Дети берут кусочки угля, рассматривают их.

Воспитатель. Какого цвета уголь?

Дети. Он чёрный, блестящий.

Воспитатель. Как вы думаете, почему уголь называют каменным? (Уголь твёрдый как камень.) Как вы поняли, что каменный уголь твёрдый?

Дети. Пробовали надавить на него или сжать в руке.

Воспитатель. Как вы думаете, каменный уголь прочный? (ответы детей выслушать). Давайте проверим. Я ударю по нему молотком, а вы смотрите, что произойдёт. Уголь рассыпался на несколько мелких кусочков. Какой вывод можно сделать?

Дети. Каменный уголь твёрдый, но не прочный.

Воспитатель. Что будет, если провести углём по листу бумаги? (На бумаге останется чёрная линия.) Возьмите кусочек сухого угля.

Попробуйте углём провести линию на листе бумаги. 

Что вы видите?

Дети. Углём можно рисовать.

Попробуйте что-нибудь нарисовать. Солнышко, дом,  облако.

Молодцы. (вытерли руки, сняли одежду)

Воспитатель. Возьмите лупу и рассмотрите уголь. Что вы видите (ответы детей).

Дети. - Он слоистый.

Воспитатель. - Каменный уголь - это не простой камень, это полезное ископаемое. Его основу составляют остатки погибших древних растений, которые разлагаются, гниют, превращаются в торф, а из него через много-много лет образуется каменный уголь.

Воспитатель. Как вы думаете, что произойдёт, если мы опустим каменный уголь в воду (предположения). - Давайте опустим его в стакан с водой. Уголь утонул. Почему?

Дети. Он тяжёлый.

Воспитатель. Как вы думаете, он растворяется или нет? Как это можно проверить?(помешать воду палочкой). - Меняет ли цвет вода? Так растворяется уголь или нет?

Дети. Не растворяется.

Воспитатель. Запомните, каменный уголь не растворяется ни в одной из жидкостей. Какой вывод мы можем сделать на основе проделанных опытов?

Дети. Уголь чёрный, блестящий, он твёрдый, но при ударе рассыпается на мелкие куски. Уголь оставляет след (пачкает), он слоистый. Уголь тяжёлый, не растворяется в воде и других. А самое главное и ценное свойство угля – он горючий.

Воспитатель: Ребята, наши исследования закончились

Рефлексия.

Что сегодня вам запомнилось, понравилось на занятии? Расскажите, что нового для себя вы сегодня узнали? (Выслушиваю ответы детей). Что для вас было самым интересным?

Умницы, вы многое запомнили, ваши ответы меня очень радуют. Занятие наше окончено.

Приложение 2

Викторина   «Красная книга - Кузбасса».

Цель: обобщение знаний детей о растительном и животном мире, занесенных в Красную книгу Кемеровской области.

Задачи:

Уточнить и закрепить знания детей о редких животных, птицах и растениях Кузбасса;

Развивать внимание, мышление, память.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Предварительная работа:

Знакомство с Красной Книгой Кемеровской области и редкими животными, занесёнными в неё;

Беседы с детьми о пользе и важности природоохранной деятельности человека;

Материалы и оборудование: макет  «Мой Кузбасс» (флора и фауна),  макет «Животный мир Сибирской тайги», альбомы «Природа Кузбасса» и «Животный мир Кузбасса».

Ход викторины

        Ребята, я вам предлагаю совершить интересное и увлекательное путешествие.

О чудесном нашем крае. Будет разговор,

О прекрасном милом крае, где мы все живём.

Предлагаю его посвятить нашему родному краю.

        Мы с вами живём в Кузбассе, Кузнецком крае, Кемеровской области- замечательном крае, богатом и славном своей историей, природными богатствами, людьми, её населяющими. Сегодня занятие мы проведём в виде викторины: «Красная книга - Кузбасса». Вам предстоит ответить на интересные вопросы. За правильный ответ – вы будете получать жетон.

Ребята, а вы знаете что такое

Красная книга– это книга, в которую занесены редкие животные и растения, которые охраняются законом потому, что она подобна красному сигналу светофора и должна предупреждать людей, что наша природа в опасности.

1 ТУР - Животные (Макет и альбом)

1 ТУР – Животные.

Конкурс 1. Загадки.

1. Он коричневый, лохматый.
Угадайте-ка, ребята,
Кто, построив теплый дом,
Спит всю зиму в доме том?
(Медведь)

2. Прыгун-трусишка:
Хвост-коротышка,
Глазки с косинкой,
Ушки вдоль спинки,
Одежка в два цвета –
На зиму, на лето.
(Заяц)

3. Под соснами, под ёлками

Лежит мешок с иголками. (еж)

4. Без крыльев,

А быстрее птицы.

С дерева на дерево

Перепрыгивает. (Белка)

5. Кто на своей голове

Рога носит? (Олень)

6. Хвост пушистый,

Мех золотистый.

В лесу живёт,

В деревне кур крадёт. (Лиса)

7.Всё время по лесу он рыщет,

Он в кустах кого-то ищет.

Он из кустов зубами щёлк,

Кто скажите это ... (волк)

8. Очень сильный и высокий
По колено снег глубокий.
Не олень, но он рогатый,
Все зовут его сохатый.
(Лось)

9. Работящие зверьки
Строят дом среди реки.
Если в гости кто придет,
Знайте, что из речки вход!
(Бобры)

10. Из малых кошек, из пятнистых,
А на ушах, представьте, кисти!
Короткий хвост. Не скажешь «брысь»,
Она ведь хищник грозный …

(Рысь)


2 ТУР – Растения

Молодцы! Здорово! Мне понравилось, как вы дружно отвечали. А теперь предлагаю вам немного передохнуть, а заодно и мнепомочь. У меня есть конвертики с картинками растений, который я случайно разрезала, а собрать не могу. Но я знаю, что вы ловко собираете пазлы и легко справитесь с этим заданием. Так вот кто быстрее соберет картинку, тот и получит жетон.

Купальница (огоньки)

Прострел (Подснежник)

Ну, а мы подходим к

3 ТУРУ–Птицы

- Какой аист занесён в Красную Книгу Кузбасса? (чёрный)

- Кто в беретки ярко-красной, в черной курточке атласной? На меня он не

глядит все по дереву стучит. (дятел)

- Чернокрылый, красногрудый, и зимой найдет приют: не боится он простуды

с первым снегом тут как тут. (снегирь)

- Назовите птицу, которая с легкостью заменит охотничью собаку.

(Сокол сапсан)

Ну а теперь ребята давайте же узнаем победителя сегодняшней игры?

Подсчитаем жетоны! (Награждение).

Закончить занятие мне хотелось бы вот этими замечательными строчками

Люблю, Кузбасс, твои просторы

И красоту лесных озер,

И шорскую тайгу, и горы,

И дымом пахнущий костер,

И на рассвете - травы в росах,

И на закате – тишину,

Твою чарующую осень

И благодатную весну.

Кузбасс былинный, величавый,

Одной мы связаны судьбой.

Седые Писаные скалы

Оберегают твой покой.

Кузбасс, Кузбасс – моя держава,

Мой отчий дом, мой край родной!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие ребенка от 0 до года». Сборник методических рекомендаций, игр и упражнений по развитию детей раннего (от 0 до года) возраста (рекомендации для родителей).

Здоровье человека в периоде раннего детства является определяющим для его развития на протяжении всей последующей жизни. Ранний детский возраст  относится к критическим периодам онтогенеза ...

Методическая разработка.Методические рекомендации по развитию музыкальных способностей дошкольников.

Данные методические рекомендации помогут воспитателям и музыкальным руководителям в развитии музыкальных способностей детей....

Методическая разработка по теме: "Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по ИЗО-деятельности"

Методическая разработка по теме:«Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности» «Дошкольное детство – очень ва...

Методическая разработка. Методические рекомендации для родителей "Сенсорное воспитание в дошкольном возрасте"

Насколько важно сенсорное воспитание в дошкольном возрасте? Самым первым источником познания окружающего мира, для малыша, являются ощущения, т.е. он начинаем узнавать мир во всем его многообразии, с ...

Методические рекомендации для воспитателей "Формирование элементарных экологических представлений в непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми 3-4 лет «Малыш в мире природы» Методические рекомендации

Методический материал содержит рекомендации  по формированию элементарных экологических представлений в непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми  3-4 лет. Раскрываю...