Педагогический проект совместной деятельности в младшей группе «Птицы – наши друзья»
методическая разработка (младшая группа)

Попова Оксана Петровна

Экологическое образование в системе дошкольного воспитания имеет большое значение, как начальная ступень системы непрерывного и всеобщего экологического образования. Результативность деятельности в системе дошкольного образования дает хороший задел для последующих за ней ступеней системы экологического образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Проект "Птицы - наши друзья"146 КБ

Предварительный просмотр:

Белоярский район

                Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Белоярского района «Детский сад «Олененок» с. Казым»

(МАДОУ «Детский сад «Олененок» с. Казым»)

Педагогический проект

совместной деятельности в младшей группе

«Птицы – наши друзья»

                                                 

Воспитатели: Попова О. П.

Лысенко О.В.

 «Птицы – наши друзья»

Вид проекта: познавательно - речевой.

Продолжительность: краткосрочный (2 недели).

Участники: воспитатели, дети 2 младшей группы, родители.

Образовательные области: речевое развитие, познавательное развитие, художественно - эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие, физическая культура.

Актуальность: в современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Большинство современных детей редко общается с природой. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, работать в коллективе, словом развивать познавательные способности. Поэтому, участие в нашем проекте позволит максимально обогатить знания и представления детей о зимующих птицах, как им помочь пережить голодную и холодную зиму; развить связную речь, творческие способности, поисковую деятельность.

Цель: расширить знания детей о зимующих птицах нашего края, их образе жизни.

Задачи:

1. Пополнить предметно - развивающую среду по теме проекта.

2. Развивать элементарные представления о зимующих птицах (летают, поют, клюют, вьют гнёзда, выводят птенцов) ;

3. Формировать желание беречь и заботиться о братьях наших меньших;

4. Формировать умения: наблюдать, сравнивать, анализировать и отражать результаты наблюдений в разных видах творческой деятельности

5. Расширять и активизировать речь и словарь детей по теме «Зимующие птицы».

6.Повышать уровень педагогической культуры родителей через привлечение к совместной деятельности с детьми (изготовление кормушек).

Формы работы с детьми:

  • ОД
  • наблюдение
  • игры
  • беседы
  • рассказывание
  • чтение
  • рассматривание
  • экология
  • оформление выставки

Предполагаемый результат:

  • Узнавать и называть зимующих птиц;
  • Использовать знания о зимующих птицах в выполнении заданий педагогов, при ответах на вопросы, игровой и непосредственно образовательной деятельности, подборе наглядного материала;
  • Развивать интерес к явлениям живой и неживой природы, наблюдательность, любознательность;
  • Знать о пользе птиц.

Работа с родителями:

  • рекомендовать родителям понаблюдать с детьми во время совместных прогулок за птицами и дома нарисовать их;
  • организовать выставку совместных работ по теме «Птички-невелички»;
  • оформление папки-передвижки на тему: "Экологическое воспитание дошкольников";
  • привлечение родителей к участию в акции "Птичья столовая". (Изготовление кормушек).

Этапы реализации проекта:

I этап проекта:

1. Подобрать методическую литературу по теме.

2. Подобрать художественную и познавательную литературу по теме.

3. Подобрать дидактический материал, наглядные пособия (альбомы для рассматривания, картины, иллюстрации, игровые задания и упражнения, аудиозаписи с голосами птиц, музыкальные произведения).

4. Составить перспективный план.

5. Изготовление шапочек - птичек; дидактические игры; создание атрибутов для занятий и игр.

II этап проекта: основной (практический)

Представляет собой внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах, их повадках, особенностях жизни в зимний период.

Выполнение проекта проводилось в трех направлениях:

- работа воспитателей с детьми;

- самостоятельная деятельность детей;

- совместная деятельность родителей и детей.

III этап: заключительный

1. Обработка результатов по реализации проекта.

2. Выставка детских работ.

3. Оформление результата проекта в виде презентации

4. Показ образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию «Прогулка в зимний парк» на РМО.

Работа с детьми:

  • Пальчиковые игры: "Кормушка", "Снегири", "Птичка".
  • Подвижные игры: "Воробушки и кот", "Воробушки и автомобиль","«Птички в гнездышках", "Птички и дождик".
  • Игровые упражнения "Покажи птицу" (воробья, ворону и т. п.).
  • Песенка-инсценировка "Гуси".
  • Раскрашивание силуэтов птиц (воробья, вороны, голубя).
  • Слушание: аудио "Голоса птиц".
  • Дидактические игры: "Опиши птичку, мы угадаем", "Назови птичку, которой не стало", "Кто как кричит".
  • Загадывание загадок о птицах.
  • Чтение художественной литературы:

Русские народные сказки, песенки, потешки:

«Ладушки», «Сорока белобока», «Курочка ряба», «Петушок», «Ворона и рак», «Петушок и бобовое зернышко», «Кривая уточка».

И.Токмакова стихотворение «Кукареку».

В.Степанов стихотворение «Мир зверей и птиц».

Т.Бокова стихотворение «Воробей и котенок».

  • Познавательные беседы: "Какие они птицы?", "Знакомство с вороной", "Как узнать птиц?", беседа с использованием моделей (вороны, сороки, синицы).
  • Наблюдения на прогулке (из окна).
  • Рассматривание дидактического материала, книжных иллюстраций.

Самостоятельная деятельность детей:

  • рассматривание картин, иллюстраций
  • раскрашивание раскрасок «Птички»
  • настольные и дидактические игры

Результат проекта:

В ходе реализации данного проекта у детей сформировалось гуманное отношение к природе. В результате познавательно - исследовательской деятельности по данной теме у детей систематизированы знания о птицах. В процессе работы над данным проектом дети занимались продуктивными видами деятельности, направленными на развитие связной речи, на основе средств развития мелкой моторики: лепкой, аппликацией, рисованием.

Приложение

Песенка-инсценировка "Гуси" (Музыка)

Танец под песенку «Гуси – гуси, га-га-га»

Движения:

Гуси-гуси, га-га-га! - хлопаем в ладоши.

Есть хотите? Да-да-да! - машем головой "Да!"

Хлеба с маслом? Нет-нет-нет! - машем головой отрицательно.

А чего вам? Нам конфет! - протягиваем вперед ладошки, как будто просим конфетку.

Пальчиковая гимнастика

«Птичка»

Птичка-птичка - водим пальчиком по ладошке

Вот тебе водичка! - барабаним пальчиками по ладошке

Вот тебе крошки на моей ладошке - стучим пальчиками по ладошке.

Игра "Снегири"

Вот на ветках, посмотри - Хлопать опущенными руками по бокам

В красных майках снегири. - Делать повороты головой направо - налево

Распушили перышки, - Делать частые потряхивания кистями обеих рук.

Греются на солнышке,

Головой вертят, - Делать головой вправо-влево

Улететь хотят.- Бегать, изображать полет птиц.

Кыш! Кыш! Улетели!

За метелью, за метелью.

"Кормушка(Птицы)"

Сколько птиц к кормушке нашей (Ритмично сжимают и разжимают кулачки)

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей, (на каждое название птицы загибают по одному пальчику.)

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пестрых перышках.

Всем хватило зернышек. (Ритмично сжимают и разжимают кулачки)

Подвижные игры

«Воробушки и автомобиль»

Цель: приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить своё место.

Описание. Дети – «воробушки» садятся на скамейку – «гнёздышки». Воспитатель изображает «автомобиль». После слов воспитателя: «Полетели, воробушки, на дорожку» - дети поднимаются и бегают по площадке, размахивая руками – «крылышками». По сигналу воспитателя: «Автомобиль едет, летите, воробушки, в свои гнёздышки!» - «автомобиль» выезжает из «гаража», «воробушки» улетают в «гнёзда» (садятся на скамейки). «Автомобиль» возвращается в «гараж».

«Воробушки и кот»

Цель: учить детей мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях, бегать, не задевая друг друга, увертываться от ловящего, быстро убегать, находить свое место, приучать детей быть осторожными, занимая место, не толкать товарищей.

Описание. Дети – «воробушки» сидят в своих «гнёздышках» (в кругах, обозначенных на земле, или нарисованных на асфальте) на одной стороне площадки. На другой стороне площадки – «кот». Как только «кот» задремлет, «воробушки» «вылетают» на дорогу, «перелетают» с места на место, ищут крошки, зёрнышки (дети приседают, стучат пальцами по коленям, как будто клюют). Но вот «просыпается» «кот», «мяукает» и бежит за «воробушками», которые «улетают» в свои «гнёзда». Сначала роль «кота» выполняет воспитатель, а затем кто-нибудь из детей.

«Птички в гнёздышках»

Цель: учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; приучать их быстро действовать по сигналу воспитателя, помогать друг другу.

Описание. С одной стороны площадки свободно раскладывают обручи («гнёздышки») по количеству детей. Каждый ребёнок («птичка») стоит в своём «гнёздышке». По сигналу воспитателя дети – «птички» выбегают из обручей – «гнёзд» - и разбегаются по всей площадке. Воспитатель имитирует кормление «птиц» то в одном, то в другом конце площадки: дети присаживаются на корточки, ударяя кончиками пальцев по коленям – «клюют» корм. «Полетели птички в гнёзда!» - говорит воспитатель, дети бегут к обручам и становятся в любой свободный обруч. Игра повторяется. Когда игра будет усвоена детьми, можно ввести новые правила: разложить 3-4 больших обруча – «в гнезде живёт несколько птиц». На сигнал: «Полетели птицы в гнёзда» - дети бегут, в каждый обруч встают 2-3 детей. Воспитатель следит, чтобы они не толкались, а помогали друг другу встать в обруч, использовали всю площадь, выделенную для игры.

"Птички и дождик"

Цель: учить действовать по команде взрослого, упражнять в произнесении звуков. 

Описание. (педагог уточняет какая эмблема птиц у каждого). 

«Птички летают»(дети бегут по площадки), клюют зернышки(дети присаживаются, клюют). Опять улетают. Вдруг налетел злой осенний ветер, завыл, зашумел.(Ввв - произносит дети). Закапал частый дождик, застучал по крыше. Тук! Тук! Тук! - повторяют дети. Прячьтесь птички! А то все перышки станут мокрыми. Все птички попрятались: кто под кустик, кто под листик (дети присаживаются) или под зонтик (у воспитателя). Дождик прошел и опять птички полетели, веселую песенку запели, радуются (дети имитируют голоса знакомых птиц).

Загадки.

Чернокрылый,

Красногрудый

И зимой найдет приют:

Не боится он простуды

- С первым снегом

Тут как тут!

(Снегирь)

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это ...

(Снегири)

Чик-чирик! К зернышкам прыг!

Клюй, не робей! Кто это?

(Воробей)

Трещала с самого утра: "Пор-р-ра! Пор-р-ра!"

А что пора? Какая с ней морока,

Когда трещит ...

(Сорока)

Непоседа пестрая, птица длиннохвостая,

Птица говорливая, самая болтливая.

Вещунья белобока, а зовут ее ...

(Сорока)

Явился в желтой шубке:

Прощайте, две скорлупки!

(Цыпленок)

Днем спит, ночью летает.

(Сова)

Кто на елке, на суку

Счет ведет: ку-ку, ку-ку?

(Кукушка)

Кто так заливисто поет

о том, что солнышко встает?

(Петушок)

Квохчет, квохчет, детей созывает,

Всех под крыло собирает.

(Курица с цыплятами)

Я по дереву стучу, червячка добыть хочу,

Хоть и скрылся под корой -

Все равно он будет мой!

(Дятел)

Беседы

«Какие они птицы?»

Цель: активизировать знания детей о внешнем виде и повадках птиц, об уходе за птицами в уголке природы; воспитывать интерес и любовь к пернатым, желание заботиться о них, охранять; закрепить произношение трудных звуков ч, ж.

Ход занятия

На доске вывешены иллюстрации с изображениями птиц: воробья, вороны, дятла, снегиря, ласточки.

- Кого вы видите на картинках?

- Как вы догадались, что это птицы? (Все с крыльями, все умеют летать.)

- Но имеют крылья и умеют летать не только птицы, но и бабочки, жуки? (Тело птиц покрыто перьями, у них есть клюв, две ноги с острыми коготками.)

- Перья - оперение. Произнесите эти слова. Они похожи друг на друга?

- А по оперению, цвету крыльев, перьев эти птицы похожи? (Нет, оперение разное).

- Кому какая птица представляется наиболее красивой и почему (2 - 3 ответа.) 

- Ребята, а знаете ли вы,  как птица спит (распушает перья, закрывает глаза и прячет голову под крыло), как купается (влезает ногами в воду, приседает, бьет крылышками по воде, потом приглаживает и сушит перышки). И т. д.

- Как вы думаете, почему говорят, и говорят правильно, что птицы - наши друзья?  (Они поедают насекомых и гусениц, сохраняя людям леса, парки, сады. С птицами, радующими окружающих своим щебетанием, веселее, радостнее жить.)

В заключение  предложить детям рассказать все, что они знают о птицах.

«Знакомство с вороной»

Цели:

  1. Дать знания о птице - вороне, её строении.
  2. Познакомить с особенностями поведения (повадками).
  3. Активизировать словарь детей за счёт слов: ворона, крылья, летает, прыгает, каркает.
  4. Воспитывать доброжелательное отношение к природе, всему живому.
  5. Развивать интерес к жизни птиц.

Ход занятия:

Приходит Буратино и говорит, что по дороге в детский сад встретил чудовище. Описывает его: оно большое, серого цвета, чёрные крылья, две ноги, на голове большой клюв.

- Как называется эта птица?  (вывешивается изображение вороны)

Буратино спорит с ребятами, что она большая. Дети доказывают игровому персонажу, что ворона -  это птица. Называют существенные признаки (крылья, клюв, перья). Обсуждают размер крыльев, цвет крыльев.

Воспитатель рассказывает о том, чем питается ворона.

Буратино: Ребята, а каких птиц вы ещё знаете?

Воспитатель с детьми вспоминают снегиря (вывешивается картинка снегиря).

Буратино предлагает поиграть в птиц.

Подвижная игра «Ворона»

Цель игры: Развивать у детей слуховое внимание, умение двигаться в соответствии со словами стихотворения, упражнять в правильном произношении звука [р], учить говорить то громко, то тихо.

Xод игры: Дети изображают ворон, они стоят посреди комнаты и выполняют движения в соответствии с текстом, который говорит нараспев воспитатель. Слова «кар-кар-кар» произносят все дети.

Вот под елочкой зеленой скачут весело вороны: «Кар-кар-кар!» (громко)

Целый день они кричали,

Спать ребятам не давали: «Кар-кар-кар!» (громко) (дети бегают по комнате, размахивая руками как крыльями)

Только к ночи умолкают и все вместе засыпают: «Кар-кар-кар!» (тихо)

(Садятся на корточки, руки под щеку - засыпают).

Буратино: Спасибо ребята, что помогли мне разобраться, что ворона это птица, а не чудовище.

Вы все молодцы! До свидания!

Беседа с использованием моделей (вороны, сороки, синицы, снегири).

Цель: способствовать у детей умений составлять рассказы о птицах, выделяя яркие отличительные признаки их внешнего вида и поведения; обогащению и углублению представлений о птицах (особенностях строения, месте обитания, потребностях и способах их удовлетворения); развитию умения сравнивать по признакам, закрепленным в модели, умения использовать модель в качестве плана рассказа; воспитывать чувство заботы о птицах.

Ход беседы:

1. Отгадывание загадок:

Как лисица среди зверей,

Это птица всех хитрей.

Прячется в зеленых кронах,

А зовут ее..(Ворона)

Кто летает , кто стрекочет-

 Рассказать нам новость хочет?(Сорока).

Грудка ярче , чем заря У кого..(у снегиря).

2. Беседа «Что знаем о птицах»

Вопросы: -Как называется птица ?

-Опиши внешний вид . 

-Чем питаются? 

3. Игра « Птички и кот». 

 (Дети птички ищут корм, находят, клюют, кот притаился за деревом. По сигналу «Кот» дети разбегаются, а кот пытается их поймать.)

4. Игра-звукоподражание «Кто как кричит?»

Кар-кар(ворона).

Ча-ча(сорока)

Рюм-рюм(снегирь)

Синь-синь(синица).

Обобщающая беседа о птицах.

Тема «Как узнать птиц»

Цель: развивать обобщающие представления о птицах, как живых существах. Имеющих: 2 ноги, 2 крыла, клюв.

Ход беседы:

1 Игровой момент. В группу входит Незнайка и приносит картинку с изображением птиц. Незнайка: гулял я по парку и сфотографировал вот этих красивых жуков. Но как они называются не знаю

В-ль: Почему жуков?

Н-ка: У них ведь есть ноги, крылья, Я видел многие летают.

2 Беседа: Вы согласны, что это жуки? Почему не правильно? Кто изображен на фото, Как вы догадались, Что это за птица, Чем они отличаются, Что умеют делать птицы. Составление рассказов по схеме «Птицы»

Наблюдения

Наблюдение за птицами на прогулке

Цель: расширить представления детей о зимующих и перелетных птицах.

Наблюдение: Предложить послушать голоса птиц. Рассказать, что птичкам холодно, земля еще мерзлая, им нечего есть: нет ни травинок, ни червячков, ни мошек. Предложить покормить птиц.

Наблюдение за птицами во время кормления

Цели:

  1. прививать желание заботиться о птицах;
  2. формировать знания о повадках птиц;
  3. воспитывать любовь к природе.

Ход наблюдения

Перед прогулкой оставить корм для птиц на участке. Подвести детей к кормушке для птиц. Понаблюдать, какие птицы первыми прилетели к кормушке (быстрые, юркие, смелые).

Воспитатель задает детям вопросы, предлагает отгадать загадку.

Любит прыгать и летать,

Хлеб и зёрнышки клевать,

Вместо «Здравствуйте» привык

Говорить всем «Чик-Чирик».

(воробей)

- Чем птицы собирают зерна? (Клювом, он у них острый; птицы клюют и перелетают на новое место.)

- Как птицы кричат? Как прыгают? Чик-чирик к зернышкам – прыг.  

Наблюдение за небом

Цель: продолжить знакомство с различными природными явлениями;
научить отличать состояния неба (ясно, облачно, пасмурно, облака, тучи).
Ход наблюдения

Предложить детям посмотреть на небо. Отметить, какое оно (чистое, голубое), значит, погода ясная, солнечная. А если небо закрыто тучами, какое оно? (Хмурое, серое, не радостное.) Какая погода? (Пасмурная.) А если подует ветер, что случится с тучами? (Ветер их разгонит, погода изменится, и мы увидим солнце.)

Конспект занятия « Наблюдение за птицами на прогулке».

Цель: формировать желание детей заботиться о зимующих птицах.

Задачи: узнавать птицу, называть части тела.

Ход занятия.

Дети выходят на прогулку вместе с воспитателем. Воспитатель обращает внимание на погоду, что зимой холодно и голодно маленьким птичкам.

Обращает внимание на поведение птиц (птицы не поют, не чирикают, редко летают), только люди могут помочь – покормить их.

Затем воспитатель предлагает отгадать загадку:

На суку сижу,

«Кар! Кар!»- кричу.

(Ворона)

Чик-чирик!

С ветки прыг.

Клюй не робей!

Кто это…

Дети хором отвечают воробей. Правильно!

Дети вместе с воспитателем повторяют «Здравствуй, птичка невеличка мы пришли тебя угостить».

Воспитатель объясняет, что люди зимой развешивают кормушки для птиц, чтобы птицы не голодали, подкармливают их крошками хлеба, семечками, салом.

На участке у нас тоже есть кормушка. Воспитатель предлагает детям покормить птиц. Воспитатель задает вопросы, кто прилетел, что птицы делают.

Рассказывает детям, что птицы очень пугливые, и наблюдать можно только издалека.

На ветку села птица, воспитатель обращает внимание детей, что у птицы есть; клюв, оперение, хвост, лапки. Птица летает, чирикает, поет, прыгает. Воспитатель предлагает детям называть части тела птички.

Конспект ОД (аппликация) «Птицы на кормушке»

Задачи:

  1. Закреплять умение работать с кистью и клеем. Продолжать учить работать коллективно.
  2. Формировать у детей представление о зимующих птицах: синицы, снегири, воробьи, вороны, их внешнем виде, питании, поведении. Пополнить и активизировать словарь. Воспитывать заботливое отношение к птицам.
  3. Учить описывать внешний вид птиц по картине.
  4. Активизировать словарный запас: кормушка, семечки, корм, зернышки.

Материал: картинки с изображением птиц, трафареты птиц, кисточки, розетки с клеем, салфетки, клеёнки, ватман с изображением кормушки, пшено для птиц, деревянная кормушка.

Ход занятия

В. Посмотрите на картинку птички у меня в руках. Как она называется?

Д.Синичка!

В.Какая она красивая! А что есть у синички?

Д. Голова. На голове глазки, клюв. У синички есть крылья, хвост, лапы и грудка желтого цвета.

В. Какая красивая птичка-синичка.

А какие ещё птички живут с нами круглый год?

Ответы детей (воробей, голубь, ворона, сорока).

В.А какие птицы прилетают к нам только зимой?

Д. Снегирь.

Воспитатель обращает внимание детей на развешанные иллюстрации:

- Это – снегирь, какой он?

- Это - маленькая птица, у нее красная грудка, есть голова, на ней – клюв, глазки, еще есть крылья, хвост, лапки.

- Это – ворона, она большая птица черного цвета, с серой грудкой, у нее на голове большой клюв, есть крылья, хвост, большие лапы.

- Все птицы чем-то похожи. Что есть у всех птичек?

- Сколько у птиц лапок? (две)

- Чем покрыто тело птицы? (перьями)

- Как питаются птицы? (Клюют, у птиц есть клюв).

- Что ещё есть у птиц? (крылья)

- Покажите, как птицы летают?

- Давайте представим, что мы снегири.

Физминутка:

Вот на ветках, посмотри, (повороты вправо, влево)

В красных майках снегири! (хлопки руками по бокам)

Распушили пёрышки, (потрясти кистями рук)

Греются на солнышке, (руки вверх)

Головою вертят, (головой вправо, влево)

Улететь хотят! (бегать, изображать полёт птиц)

Кыш! Кыш! Улетели! За метелью, за метелью!

В.Ребята, а вы знаете, что зимой птицам холодно и голодно. А как мы можем им помочь?

Д. Птиц надо кормить, строить кормушки.

В. А чем мы кормим птичек?

Д. Крошками хлеба, зернышками.

В. Правильно. Смотрите, я принесла зернышки, которыми мы покормим птиц. Подходите сюда. (Подходят к столу, на котором стоит тарелка с пшеном). Вот и нашли зернышки. Как их много. А куда же мы насыплем зёрнышки?

Д. В кормушку.

В. Правильно, молодцы! Ребята, я приготовила кормушку.(достаёт лист с изображением кормушки) Давайте рассмотрим ее.

-Ребята, наша кормушка пустая! В ней нет птичек. Давайте мы с вами насыпим зернышек в нашу кормушку, и птички прилетят.

Дети садятся вокруг стола, воспитатель намазывает клеем «дно» кормушки, а дети сыплют пшено.

Мы накормим наших птичек,

Воробьишек и синичек.

Чтоб к нам в садик прилетали

И с детишками играли.

В. Ребята, слышите, вот и птички прилетели (подходит к столу и берёт заготовки птиц). А теперь, давайте, посадим птичек в кормушку – пусть клюют зёрнышки.

Воспитатель раздаёт птичек (снегиря или синицу).

(Дети делали птиц на предыдущем занятии)

Дети наклеивают их на кормушку.

В.Теперь нашим птичкам не страшны никакие холода! Молодцы, ребята!

Конспект ОД (рисование) «Прилетай к нам, воробей съесть рябинку поскорей»

Цель: Развивать умение создавать простые изображения, принимать замысел предложенный взрослым.

Задачи:

Развивающая:

- Развивать эстетическое восприятие, обращать внимание детей на красоту окружающей природы, вызывать эмоциональный отклик.

- Развивать умение с помощью воспитателя отгадывать загадки.

Речевая:

- Совершенствовать диалогическую речь.

Воспитательная:

- Формировать навыки аккуратной работы.

Творческая:

- Вызвать радость от полученного изображения детей; совершенствовать навыки и умения изобразительного искусства.

Материал и оборудование:

- дидактические игры «Подскажи словечко»;

- иллюстрации - птица на ветке (воробей), бумажные заготовки для рисования.

Ход занятия:

Скажите, какое время года? (Зима)

Воспитатель: Почему вы считаете что зима? (Снег выпал, деревья стали голые, на улице стало холодно, солнце светит, но не греет и т. д.)

Воспитатель: Давайте мы с вами поиграем в игру:

«Подскажи словечко»!

Я прочту вам загадки, а вы все вместе добавите нужное слово-отгадку, хорошо?

Ну и платье:

Сплошь иголки,

Его носят вечно (Ёлки)

Двор в снегу. Белы дома.

Ночью к нам пришла… (зима)

В тёплый край не улетают,

На морозе распевают

Эти птички – невелички

Называются (синички)

Воспитатель: Молодцы! Загадки о зиме вы отгадали, а скажите, чем же вам нравится зима? (На улице много снега, можно кататься на санках, играть со снегом).

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, а что происходит с птицами зимой? (Им холодно зимой.)

Конечно же, птички, наши пернатые друзья, зимой у них начинается тяжёлое время. И прилетают птички поближе к человеку. Люди – добрые. Они пожалеют бедных пташек и покормят их. Вот и к нам прилетели воробьи, любят они ягодки. Но их на ветках почти не осталось. Воробьи просят вас помочь им – заполнить эти веточки ягодками.

Физминутка:

Руки подняли и помахали-

Это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули-

Ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем-

это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем-

Крылья сложили назад.

Воспитатель: Ребята, сейчас мы раскрасим воробья и нарисуем ему ягодки рябины.

Воспитатель: Мы сегодня с вами будем волшебниками! Я предлагаю рисовать рябину ватными палочками. Я вам сейчас покажу, как надо это делать! Смотрите внимательно!

Какого цвета вы должны взять краску? (красного)

Какой формы ягодки? (круглой).

Красивые ягоды на веточках, сколько их много. Ягодок много, они сочные, яркие, одна ягодка к другой! Молодцы, ребята, постарались для воробьишек.

Итог:

Вам понравилось быть волшебниками?

- … а тебе? Что ты рисовал?

- для кого мы рисовали ягодки? Вы все молодцы!

Всем воробьям хватит ягод, и они будут радовать вас на следующий год своими веселыми песенками.

А я очень рада за вас – вы все старались, были активные, внимательные и дружные. Молодцы! 

Конспект ОД (лепка) «Воробушки и кот»

Воспитательные задачи: Формировать интерес к лепке, любознательность, воспитывать бережное отношение к птицам.

Образовательные задачи:  Сформировать представления детей о жизни воробьев, их внешнем виде, месте обитания, особенностях поведения, питания.

Технические задачи: Учить передавать форму предмета (воробья), делить пластилин на две неравные части, учить скреплять две части, чтобы получился один предмет (воробей), оттягивать пальцами детали: клюв и хвост, закрепить прием раскатывания пластилина между ладонями круговыми движениями.

Развивающие задачи: Развивать мелкую моторику кистей рук, развивать наблюдательность, внимание, мышление, память, связную речь детей, учить передавать форму.

Материалы и оборудование: Пластилин по одному куску на каждого ребенка, доски для пластилина, стека, игрушечный воробей на столе у воспитателя.

Предварительная работа: Подвижная игра «Воробушки и кот»

Ход занятия:

1. Вводная часть

Загадка:

Эту птицу каждый знает,

В теплый край не улетает.

Эта птица - круглый год -

Во дворе у нас живет.

И чирикает она

Громко с самого утра:

- Просыпайтесь поскорей. -

Всех торопит …(Воробей)

Воспитатель показывает детям воробья – игрушку.

Воспитатель: Посмотрите, какой красивый воробушек. Давайте, слепим для него друзей - много маленьких воробьев. Посмотрите, дети, все внимательно на этого воробья. Что это такое у него?

Дети: Туловище

Воспитатель: На что похоже?

Дети: На яйцо.

Воспитатель вызывает ребенка и предлагает ему показать, тельце воробья.

Воспитатель: А что это такое у него?

Дети: Голова

Воспитатель: Правильно. Какая она по форме?

Дети: Круглая.

Воспитатель: На что похожа?

Дети: На шарик.

Воспитатель вызывает ребенка и предлагает ему показать голову воробья.

Воспитатель: Посмотрите, дети, и скажите, что больше: туловище или голова?

Дети: Туловище больше.

Воспитатель: Правильно. А что это такое?

Дети: Хвостик.

Воспитатель: Правильно. А что это такое?

Дети: Клюв.

Воспитатель: Что сначала мы будем лепить?

Дети: Тельце

Воспитатель: Хорошо. А теперь посмотрите, как я буду лепить воробья. Беру кусок пластилина и делю пластилин на два куска: большой для тельца и маленький для головы. Потом беру большой кусочек пластилина, кладу его на ладошку и круговыми движениями раскатываю между ладонями. Получился шарик. Теперь немного раскатаю наш шарик прямыми движениями между ладошек, что бы немного его вытянуть - это будет туловище нашего воробушка.

Дальше беру маленький кусочек пластилина, тоже кладу его на ладонь и круговыми движениями раскатываю между ладонями, что бы получился шарик - это будет голова нашего воробушка. Затем прижимаю головку к туловищу.

Потом вытягиваю хвост и прищипываю клюв. Вот какой у меня получился воробей.

А теперь и вы приступайте к работе.

2. Самостоятельное выполнение задания.

Индивидуальная работа воспитателя с детьми.

3. Анализ и оценка.

Воспитатель: Дети, закончившие работу, приносят своих воробьев ко мне на стол (на столе "кормушка с зернышками"). Как много дети слепили воробьев! Теперь у нашего воробушка стало много друзей!

Похвалить всех детей.

Конспект ОД (аппликация) «Синичка - птичка невеличка»

Воспитательные задачи: формировать интерес к аппликации, любознательность, аккуратность; бережное отношение к природе и птицам.

Образовательные задачи: сформировать представление детей о внешнем виде, повадках синицы, месте обитания и особенностях поведения.

Развивающие задачи: развивать у детей творческие способности, умение ценить красоту и богатство окружающего мира, развивать мелкую моторику, учить передавать образ синички с помощью геометрических фигур, формировать связную речь, развивать наблюдательность, внимание, мышление и память.

Материалы: шаблон синицы из цветной бумаги: туловище, голова, хвост, крылья, ноги и клюв, глаза. Клей, кисточка, салфетка, клеёнка.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята у нас сегодня гости, посмотрите, кто к нам прилетел. На берёзовой веточке сидят птички.

- Здравствуйте птички, здравствуйте невелички, здравствуйте гости дорогие.

Дети здороваются.

Воспитатель: Ребятки посмотрите, какие красивые птички к нам прилетели, а вы знаете, как они называются?

Дети: Синички, снегири и воробьи.

Воспитатель: Молодцы, ребята, а мы можем встретить этих птиц на улице зимой?

Дети: Да.

Воспитатель: Молодцы, а теперь попробуйте угадать загадку. Разгадав её, вы узнаете, кого мы с вами будем делать.

Хоть поменьше воробья,

Не боюсь зимы и я,

Всем известная вам птичка.

А зовут меня         (синичка). 

Воспитатель: Молодцы, знакомьтесь - это синичка. Показать игрушку птицы.

Ребята синичка зовёт вас поиграть.

Физминутка:

Скачет шустрая синица (прыжки на двух ногах на месте)

Ей на месте не сидится

Прыг-скок, (прыжки на левой ноге)

Прыг-скок (прыжки на правой ноге).

Завертелись, как волчок (кружатся на месте).

Вот присела на минутку (приседания),

Почесала клювом грудку (делают наклоны в лево и в право)

И с дорожки на плетень (прыжки на левой ноге)

Тири - тири (прыжки на правой ноге)

Тень-тень-тень (прыжки на двух ногах).

Воспитатель: Хорошо играли ребята, молодцы. Синичка расстроилась, её скучно одной, вы поможете сделать ей друзей?

Ребята, перед тем как вы приступите к работе, давайте внимательно рассмотрим синичку. На что похожа голова, туловище, хвостик, клюв, лапки и глазки.

Теперь пройдите к своим столам и попробуйте выложить синичку. Получилось?

Из каких деталей мы сделаем птичку? (большой чёрный круг, маленький жёлтый круг, треугольники).

Что мы сначала положим на листок?

Дети: Чёрный круг.

Воспитатель: Что потом?

Дети: Жёлтый круг.

Воспитатель: Ребята, а треугольники у нас – это хвост, лапки и крылья.

Давайте аккуратно на клеёнке намажем детали клеем и соберем птичку. (Последовательно мажем треугольники, делаем крылья и хвост. Затем мажем клеем жёлтую грудку, приклеиваем к чёрному кругу. Излишки клея аккуратно убираем салфеточкой. Приклеиваем готовые глазки и клюв).

Воспитатель помогает детям, у которых возникают трудности с выполнением задания.

Молодцы, посмотрите, как много получилось красивых синичек, подружек для моей птички.

Для закрепления пройденного спросить детей как называется птица? (синица). Назвать, какие части туловища есть у птицы? (туловище, голова, хвост, лапки и клюв). Какого цвета у неё пёрышки? (чёрные). А грудка? (жёлтая). Молодцы! Давайте мы с вами немного полетаем, отдохнём.

Произвести выставку работ, похвалить детей за старание и аккуратность выполнения работы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект в младшей группе "Птицы - наши друзья"

Проект на тему "Птицы наши друзья" проведённый в младшей группе. Тип проекта:по продолжительности: краткосрочныйпо составу участников: групповойпо направлению деятельности участников проекта: поз...

Конспект образовательной деятельности, осуществляемый в совместной деятельности педагога с детьми в процессе организации различных видов детской деятельности в подготовительной группе «Птицы - наши друзья»

образовательная деятельность проводится в форме викторины "Что,где, когда?", выбирают две команды (игроков по пять человек, идёт представление участников игры, выбираются капитаны, названия команд). В...

Конспекты занятий по познавательному развитию Совместная деятельность в младшей группе «Врачи, наши друзья»

Цель: Вызывать интерес у детей к окружающему миру, формировать реалистические представления о труде людей.развитие способностей преодолевать страх по отношению к врачу, не бояться белого халата, медиц...

Итоговое мероприятие по проектной деятельности во 2 младшей группе "Птицы-наши друзья"

Цель: Закрепить знания детей о птицах, об их жизни в зимний период.Расширять представление об особенностях внешнего вида, повадках птиц.Воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям. Разви...

Проект в первой младшей группе "Птицы наши друзья"

Проект в первой младшей группе "Птицы наши друзья"...

Конспект совместной деятельности по познавательному развитию "Птицы - наши друзья" в подготовительной группе

Конспект совместной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы "Птицы - наши друзья"...

Педагогический проект совместной деятельности в младшей группе «Птицы – наши друзья»

Экологическое образование в системе дошкольного воспитания имеет большое значение, как начальная ступень системы непрерывного и всеобщего экологического образования. Результативность деятельности в си...