" России стихотворная душа"
план-конспект занятия (старшая группа)

Арсеньева Ольга Сергеевна

Сценарий литературного вечера,посвященный С.Есенину.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eseninskiy_urok.docx395.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 3» г. Рязань

 

Сценарий  музыкально-литературного вечера, посвященный Сергею Есенину

(для детей старшего дошкольного возраста)

                                               Подготовил воспитатель:

                                                Арсеньева Ольга Сергеевна

г.Рязань,2022г

Цель: Организовать  деятельность детей, направленную на ознакомление с жизнью и творчеством С.А Есенина ;воспитывать любовь к родной культуре и природе на основе поэзии Сергея Есенина.

Задачи:

  • Познакомить детей с фактами из биографии С.А Есенина
  • Развивать у детей интерес к русской литературе
  • Учить чувствовать и понимать образный язык поэтических произведений
  • Воспитывать эмоциональную отзывчивость ,патриотические, нравственные чувства, любовь  к родному краю, природе через поэзию Сергея Есенина.

Предварительная работа: знакомство детей с произведениями С.Есенина, разучивание стихов и танцевальных движений, рассматривание открыток « Константиново», знакомство с музыкальными произведениями на слова С.Есенина.

Оборудование: портрет С.Есенина, костюм бабушки, аудиозапись песни «Отговорила роща золотая…»на стихи С.Есенина ( исполняет ансамбль «Золотое кольцо»), музыка к танцу «Ночь», минусовка песни «Во поле береза стояла», макет березы.

Ход вечера:

(Звучит музыка, на экране портрет Сергея Есенина)

Вед.: Душа поэта тонкая струна,

           Дотронешься, и зазвенит она.

           И мир Есенина нам предстоит постигнуть,

           В секреты слова красоты проникнуть.

Сергей Есенин! Такой родной и близкий. Озорной мальчишка родился в крестьянской семье, в рязанском селе Константиново, что на берегу реки Оки. Он наш с вами земляк! Его воспитывали бабушка и дедушка, когда Сергей был маленьким. Свое родное село очень любил и считал его самым красивым и прекрасным местом на земле. И не только село, но и свой рязанский край, свою Россию.

Далеким днем осенним,

Родился наш Есенин.

Губернии рязанской,

А жизнь ждала крестьянская.

Среди степей, полей, берез,

Есенин в доме деда рос.

Вед.: Каким же рос мальчик Сережа?

Ребенок: Худощавый и низкорослый,-

Среди мальчишек всегда герой,

Часто, часто с разбитым носом

Приходил я к себе домой.

И навстречу испуганной маме

Я цедил сквозь кровавый рот:

« Ничего, я споткнулся о камень,

Это к завтрому все пройдет.»

Вед.: Бабушка очень любила своего внука, но за озорство его все равно ругала. Она была человеком тихим, добрым и ласковым. Своим любимым внукам часто пела песни, рассказывала сказки.

 

И садимся в два рядка

Слушать бабушкины сказки

(Входит воспитатель в народном костюме, на плечах платок и садится на лавочку, дети вокруг нее)

Бабушка: Ну, какую сегодня сказку рассказать?

Дети: Про Иванушку-дурочка.

Бабушка: Что же, слушайте!

  За горами, за лесами,

  За широкими морями,

Не на небе-на земле

Жил старик в одном селе.

У старинушки три сына:

Старший умный был детина,

Средний сын и так и сяк,

Младший вовсе был дурак…(Из сказки П.Ершова «Конек-горбунок»)

Ребенок: И сидим мы, еле дышим,

                  Время к полночи идет.

                  Притворимся, что не слышим,

                  Если мама спать зовет.( С.Есенин «Бабушкины сказки»)

Бабушка: Ну, вот и сказки конец, а кто слушал-молодец!

                   Спать пора. Ночь  пришла, сон принесла.

Вед.: Послушайте, как поэт описывает ночь в своем стихотворении.

Дети читают стихотворение С.Есенина « Ночь».

Тихо дремлет река.

Темный бор не шумит.

Соловей не поет,

И дергач не кричит.

Ночь. Вокруг тишина.

Ручеек лишь журчит.

Своим блеском луна

Все вокруг серебрит.

Серебрится река.

Серебрится ручей.

Серебрится трава

Орошенных степей.

Ночь. Вокруг тишина.

В природе все спит.

Своим блеском луна

Все вокруг серебрит.

Звучит музыка, группа детей исполняют танец « Ночь» (музыка выбирается по усмотрению педагога)

Вед.: Рязанская земля одарила Сергея Есенина красотой, силой, талантом. Он умел видеть красоту во всем, что его окружает. Стихи сами лились из его души. Они наполнены удивительными красками и звуками. Даже холодная, морозная зима в стихах Сергея Есенина таинственная и сказочная.

Дети читают стихотворение С.Есенина

                            Пороша

Еду. Тихо. Слышны звоны

Под копытом на снегу,

Только серые вороны

Расшумелись на лугу.

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна,

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна.

Понагнулась, как старушка,

Оперлася на клюку,

А над самою макушкой

Долбит дятел на суку.

Скачет конь, простору много,

Валит снег и стелет шаль.

Бесконечная дорога

Убегает лентой вдаль.

Родители читают стихотворение С.Есенина.

Поет зима-аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

Седые облака.

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

Воробышки игривые,

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.

Озябли пташки малые,

Голодные, усталые,

И жмутся поплотней.

А вьюга с ревом бешеным

Стучит по ставням свешенным

И злится все сильней.

И дремлют пташки нежные

Под эти вихри снежные

У мерзлого окна.

И снится им прекрасная,

В улыбках солнца ясная

Красавица весна.

Вед.: Ребята, вы сегодня слушали стихотворения С.Есенина. Заметили, как они мелодичны, певучи, легко заучиваются? Многие стихи легли на музыку. Так появились замечательные песни и романсы. Предлагаю вам послушать одну из песен.

Звучит аудиозапись песни на стихи С.Есенина « Отговорила роща золотая…» в исполнении ансамбля « Золотое кольцо»

Вед.: Очень красиво! На Руси музыка сопровождала людей с рождения. Песни исполнялись под аккомпанемент русских народных инструментов. Перед вами музыкальные инструменты. Отгадайте, о каком инструменте в своих стихах говорит Есенин:

Заиграй, сыграй тальяночка, малиновы меха,

Выходи встречать к околице, красотка жениха.

Васильками сердце светится, горит в нем бирюза.

Я играю на тальяночке про синие глаза.

Тальянка-это гармонь. И сегодня у нас в гостях человек, который мастерски владеет этим инструментом. Давайте с ним познакомимся. ( Гармонист играет русские народные мелодии)

Вед.: Вслушайтесь внимательно в стихи Есенина и вы услышите, как оживает природа. Деревья, трава, цветы- все открывает поэту свои тайны. Сергей Александрович умел видеть красоту во всем, что его окружает. Особое место в его стихах занимает символ нашей Родины-береза. Много слов о ней сказано. Стройный белый ствол, гибкие, склоняющиеся ветви, изящные листочки всегда были символом всего прекрасного, возвышенного и немного грустного. А в поэзии береза сравнивается с образом русской девушки.

-Ребята, на что похожи ветви дерева, ствол? Березка какая?

( дети передают друг другу веточку березы и говорят какая она)

-А теперь послушайте, как видит березку Есенин. Слушайте сердцем, и вам откроется красота!

Зеленая прическа,

Девическая грудь,

О тонкая березка,

Что загляделась в пруд?

Что шепчет тебе ветер?

О чем звенит песок?

Иль хочешь в косы-ветви

Ты лунный гребешок?

-Ребята, полюбуйтесь на наших девочек! Какие они стройные, красивые, ладные! Каждая из них похожа на есенинскую березку с волнистыми мягкими косами.

Девочки исполняют танец-хоровод под минусовку песни «Во поле березка стояла..»

Вед.: И конечно же мы не можем не вспомнить самое красивое стихотворение Сергея Есенина « Береза».

Дети читают стихотворение.

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

Вед.: Мы надеемся, что вы прочувствовали произведение поэта, пронизанное любовью к Родине, к родной природе, к тому, что окружало Сергея Есенина.

 Предлагаем взрослым и детям передать эти чувства в рисунках.

(Звучит музыка. Дети и родители рисуют. По окончании оформляется выставка работ.)

Вед.: Сергей Есенин ушел из жизни совсем молодым. Но память о нем живет и по сей день. В нашем городе Рязани есть памятник поэту, улица имени Сергея Есенина. Его имя носит концертный зал и Рязанский Государственный университет. В Константиново, в доме, где родился поэт, сейчас открыт музей.

Давайте же и мы с вами будем учиться видеть красоту, окружающую нас!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник в детском саду "Россия - щедрая душа" для детей 5-7 лет

Праздник в ДОУ по патриотическому и нравственному воспитанию....

«Россия – щедрая душа» (знакомство с блюдами русской кухни) (Непосредственно-образовательная деятельность в старшей группе)

«Россия – щедрая душа» (знакомство с блюдами русской кухни)Содержание:Дидактические задачи:« Познание»1.     Познакомить с блюдами русской национальной кухни.2....

Музыкально-спортивное развлечение "Россия - моя душа"

Мероприятие приурочено к празднованию Дня России - 12 июня...

Развлечение на тему "Россия - щедрая душа!"

Воспитание у детей патриотизма, любви к родине. Знакомство с особенностями блюд русской национальной кухни....

Русские матрешки - символ России, русской души и материнства

Данный материал преставляет собой сценарий праздника, посвященного замечательному празднику - Дню матери. Здесь можно найти интересные стихи, песни и танцы, которые не оставят равнодушным ни одн...

"Россия - щедрая душа"

Знакомство с традиционными блюдами русской кухни, особенностями их приготовления, приобщение к традициям русского гостеприимства....