Мастер-класс: "Мир вокруг нас - удивительный мир"
план-конспект занятия

Ворникова (Кривощекова) Арина Семеновна

Цель: развитие пространственных отношений

Задачи:

  • Упражнять в определении пространственных направлений от себя и называть их словами: впереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу.
  • Формировать умения различать левую и правую руку, определять пространственные направления и обозначать их словами: налево, направо.
  • Формировать умения ориентироваться на плоскости (на листе бумаги)
  • Развивать связную речь и умения отвечать полным ответом
  • Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и  выполнить ее самостоятельно
  •  Воспитывать доброжелательные отношения между детьми и педагогом, родителями и детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_vneklassnogo_meropriyatiya_po_orientirovke.docx29.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад «Алёнка» г. Советский»

Конспект внеклассного мероприятия совместно с родителями и детьми

по развитию пространственных отношений

Мастер-класс:

«Мир вокруг нас – удивительный мир!»

средняя группа компенсирующей направленности

для детей с ТНР № 9 «АБВГДешка»

Воспитатель: Ворникова Арина Семеновна

Октябрь 2021 г

Пояснительная записка

Всю работу по развитию у дошкольников пространственных представлений следует организовывать в игровой форме по следующим разделам:

1. Ориентировка «на себе»; освоение «схемы собственного тела»;

2. Освоение и применение словесной системы отсчета по основным пространственным направлениям: вперед – назад, вверх – вниз, направо – налево;

3. Определение расположения предметов в пространстве «от себя», когда исходная точка отсчета фиксируется на самом субъекте;

4. Определение собственного положения в пространстве («точки стояния»относительно различных объектов, точка отсчета при этом локализуется на другом человеке или на каком-либо предмете;

5. Определение пространственной размещенности предметов относительно друг друга;

6. Определение пространственного расположения объектов при ориентировке на плоскости, т. е. в двухмерном пространстве; определение их размещенности относительно друг друга и по отношению к плоскости, на которой они размещаются;

7. Ориентировка на листе бумаги

В средней группе ребенок должен научиться определять, где расположен тот или иной предмет по отношению к нему вверху, внизу, впереди сзади, слева, справа. Основой различения пространственных направлений служит различение частей тела, определение сторон на самом себе. В начале учебного года выясняют в какой мере дети умеют ориентироваться на себе, и закрепляют данное умение.

 Большое внимание уделяют упражнениям в различении левой и правой руки, так как ориентировка в левом и правом дается детям данного возраста с известным трудом; закрепляют умение показывать рукой (флажком, палочкой) вперед, назад, вверх, вниз, налево, направо.

Определение пространственного расположения предметов относительно себя.

Научив детей ориентироваться на себе, указывать направления вперед, назад и т д., можно перейти к упражнениям в определении расположения предметов от себя (впереди, перед за, сзади, слева, справа, вверху, внизу). Вначале детям предлагают определить расположение только 2 игрушек или вещей, находящихся от них в противоположных направлениях: впереди сзади, справа слева. Позднее количество предметов увеличивают до 4. Предметы сначала располагают на небольшом расстоянии от ребенка.  Постепенно расстояние увеличивают.

После того как ребенок определит расположение предметов, полезно предложить ему повернуться налево или направо (на 90°), а позднее кругом (на 180°). В дальнейшем это позволит детям понять относительность в определении местоположения предметов от самого себя. Повернулся ребенок налево, и Чебурашка теперь сидит перед ним (впереди), а не слева от него. Наиболее эффективными являются упражнения, связанные с движениями, перемещением детей.

Упражнения в определении пространственного расположения предметов проводят как на занятиях, так и в повседневной жизни. Большое значение придают использованию дидактических игр: "Угадай, что где находится", "Кто ушел и где он стоял?" и др.

Обучение умению передвигаться в указанном направлении.

После того как дети приобретут умение различать и называть основные пространственные направления, их учат передвигаться в указанном направлении.

Для этого целесообразно вначале использовать игру "Куда пойдешь, что найдешь?".

Цель ее - упражнять ребят в действенном различении и обозначении основных пространственных направлений.

Организация обстановки. Воспитатель в отсутствие детей прячет игрушки в разных местах комнаты с учетом предполагаемого местоположения ребенка (впереди, сзади, слева, справа). Например, впереди за ширмочкой прячет мишку, а сзади на полочке помещает матрешку и т. п. Объясняет задание: "Сегодня вы поучитесь отыскивать спрятанные игрушки". Вызвав ребенка, он говорит: "Вперед пойдешь - мишку найдешь, назад пойдешь - матрешку найдешь. Куда же ты хочешь пойти и что там найдешь?" Ребенок должен выбрать направление, назвать его и идти в этом направлении. Найдя игрушку, он говорит, какую игрушку и где нашел. ("Я пошел назад и на полочке нашел матрешку".)

 Примечание. Вначале ребенку предлагают выбирать направление только из 2 парных предложенных ему направлений (вперед - назад, налево - направо), а позднее - из 4. Постепенно увеличивают количество игрушек, расположенных с каждой стороны. Задание можно предлагать одновременно 2 детям.

 Формирование представлений "ближе", "дальше", "близко", "далеко".

Представления "ближе", "дальше", "близко", "далеко" дети получают, производя те или иные действия с игрушками и предметами. "Чей мяч покатился дальше? Кто дальше бросил снежок?" - подобные вопросы привлекают внимание детей к расстоянию. Они постепенно усваивают значение слов ближе, дальше, близко, далеко.  На занятиях проводят несколько специальных упражнений, позволяющих уточнить данные представления.

Развитие ориентировки на листе бумаги, на поверхности стола.

В средней группе большое внимание на занятиях по математике уделяют развитию у детей ориентировки на листе бумаги, на плоскости стола. С первых занятий им предлагают найти верхнюю и нижнюю полоски счетной карточки, разложить определенное количество предметов вверху и внизу или слева и справа.

Проводятся специальные упражнения с целью научить детей определять и обозначать пространственное расположение геометрических фигур на таблице, воссоздавать расположение. Рассматривают образец в определенном порядке. Сначала дети называют фигуру, расположенную в центре (посередине), а затем вверху и внизу или слева и справа от нее; в соответствующем порядке они воспроизводят узор. Используются таблицы, на которых изображено от 3 до 5 геометрических фигур. Упражнения проводятся как фронтально, так и с подгруппами детей.

 Для закрепления умения ориентироваться на плоскости, определять взаимное расположение картинок слева, справа или посередине, вверху и внизу используют игры типа "Парные картинки". Ребенок должен сначала описать, как расположены 3 игрушки на карточке, а после найти парную.

 Использование жизненных ситуаций для развития ориентировки в пространстве.

Для развития ориентировки в пространстве наряду со специальными упражнениями широко используются разнообразные жизненные ситуации. Ориентировка в пространственных направлениях - непременный компонент любого практического действия.

Большие возможности для соответствующих упражнений предоставляют физкультурные и музыкальные занятия, утренняя гимнастика и подвижные игры. Четкая ориентировка в пространстве обусловливает правильное выполнение двигательных упражнений. Педагог постоянно указывает направление движения (действия): "Повернитесь налево (направо), поднимите руки вверх!" И т. п.

Не следует подменять слова, обозначающие пространственные направления, называнием предметных ориентиров ("Повернитесь к окну" и т. п.).

Цель: развитие пространственных отношений

Задачи:

  • Упражнять в определении пространственных направлений от себя и называть их словами: впереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу.
  • Формировать умения различать левую и правую руку, определять пространственные направления и обозначать их словами: налево, направо.
  • Формировать умения ориентироваться на плоскости (на листе бумаги)
  • Развивать связную речь и умения отвечать полным ответом
  • Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и  выполнить ее самостоятельно
  •  Воспитывать доброжелательные отношения между детьми и педагогом, родителями и детьми.

Виды детской деятельности и приемы работы:

Виды детской деятельности

Методы и приемы

познавательно-

исследовательская

Игровые упражнения

игровая

создание проблемной ситуации, сюрпризный момент

коммуникативная

беседа, диалоги

двигательная

Физминутка «Подружки», гимнастика для глаз «По городу едут машины»

Интеграция образовательных областей:развитие  математических представлений,ознакомление с природой, приобщение к социокультурным ценностям.

Участники: дети средней группы компенсирующей направленности, возраст 4-5 лет, родители.

Место проведения: групповая комната

Форма проведения: занятие мастер -класс

Количество детей: 10

Предварительная работа:

Рассматривание альбомов:«Игрушки»

Разучивание: физминутка «Подружки левая и правая»»

Занятия по развитию математических представлений, дидактические игры на формирование пространственных отношений

Материалы и оборудование:

Оборудование: столы, стулья, мольберт, мультимедийное оборудование

Раздаточный материал: листочки белые, звезды, геометрические фигуры двух цветов, колокольчик.

Оформление групповой комнаты:

Ход занятия

Сегодня у нас необычное занятие. Мы будем изучать нас с вами и все , что нас окружает. Давайте посмотрим друг на друга! Мы с вами похожи! У нас у всех есть голова, ручки, ножки. Скажите, где находится у нас с вами голова? А где находятся ноги. Правильно! голова - вверху, а ноги – внизу.

Наше тело делится на две части: левую и правую. Покажите мне, где находиться правая рука? Что любит наша правая рука делать? А какая рука левая?

А что находится слева от нас? Что находится справа от нас? С правой стороны сидят наши гости! Ваши родители.

Ребята! Сегодня пока вы спали, я зашла в нашу группу и удивилась!  Как вы думаете чему? Вы заметили что-то необычное и новое? К нам в гости пришел Буратино! А где же он сидит? ( Он сидит на верхней  полке, перед нами)

Буратино мне рассказал, что приготовил для нас сюрприз, но вот беда волшебный сундучок и ключик от него пропали! Для того чтобы найти ключик от сундучка нужно выполнить все задания. Поможем Буратино?

Игра «Право-лево»

Буратино  предлагает вам дотронуться руками до колен и догадаться, какая нога  у нас правая? А какая – левая? (малыши узнают, что левая нога с той стороны, где левая рука, а правая там, где правая рука. Аналогичным образом дети угадывают, какая щека правая, какая – левая)

Что-то вы запутались! Пусть нам помогут наши родители.

Игра «Подай»

Предлагаю ребятам сесть на ручки к своим родителям. Мама или папа выставляют вперед ладоши. По команде нужно подать нужную руку или ногу. Например: подай правую руку, подай левую руку, подай левую ногу, подай правую ногу, подай правую руку и левую ногу.

Какие все молодцы! За это выполненное задание вы получаете звездочки. Они нам пригодятся для следующего задания. Возьмите звездочку синего цвета в правую руку, а желтого цвета в левую. Сделаем круг и поиграем в игру.

Игра «Вверху - внизу»

Я буду называть слова,а вы если это находиться вверху, то мы встаем на носочки и поднимаем руки вверх, а если этот предмет находиться внизу опускаем руки вниз. Приготовились и выполняем: самолет, песок, птица, облака, трава, солнце, река, бабочка, пчела, муравей , лужа и т.д (слова можно дать родителям)

Игра «Где звенит колокольчик»

Встанем в круг, закроем глаза. Ведущий (воспитатель, потом родитель) подходит к ребенку и звенит в колокольчик. Ребенок должен угадать где он звенит. (вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа)

Игра «Геометрический диктант

Зовет колокольчик на урок!!! Кукла, Маша, просит нам помочь выполнить домашнее задание. Разложить геометрические фигуры на листочках. Поможем!

Перед детьми лежит лист бумаги и набор геометрических фигур. Ведущий даёт инструкции, а дети должны выполнять.

В правый верхний угол положить нужно треугольник, в правый нижний угол положите круг. В левый верхний угол положите квадрат, в левый нижний прямоугольник. (Один из родителей зачитывает задание, другие родители помогают детям)

Звенит колокольчик! Все справились с заданием! Молодцы. Колокольчик зовет нас поиграть вместе с родителями.

Обратите внимание на экран! На экране ключик. Чтобы получить ключик нужно выполнить все задания на экране. Готовы!

Презентация

1 слайд «Кто, где расположен?»

2 слайд «Кто куда едет?»

3 слайд «Какая игрушка, где расположена?»

4 слайд для родителей «Найди картинку и назови ее»

«Гимнастика для глаз»

Машины

По городу мчатся с утра и до ночи

Машины всех марок, красивые очень.

(Дети выполняют круговые движения глазами.)

Поедут направо, налево, кругом

(Выполняют движения глазами влево, вправо.)

Свободны машины и ночью и днем.

(Хлопают глазами)

Игра «Собери игрушки»

 Чтобы карту найти нужно, убрать игрушки на пути! Убирают в правую и левую корзины, комментируют.

Игра «Правильно пойдешь — клад найдешь»

Теперь попросим одного из родителей расшифровать карту и найти тропинку к волшебному сундучку. По карте выполняются шаги .

(3 шага прямо, 3 шага налево, 2 шага направо)

Итог:

Вот мы получили заветный сундучок. А какие сегодня задания мы выполняли? Что нового узнали? А вот сундучок просит нас спеть песенку про право и лево и тогда откроет крышку.

Музыкальнаяфизминутка «Подружки»

Вот левая, вот правая, их только так зовут!

Подружки неразлучные - всегда вдвоём идут.

И левая и правая пошли одни гулять,

Нашли большую лужу и стали в ней скакать.

Вот мокрые, холодные идут одни едва,

Вдруг левая и правая повстречали льва.

А он открыл большую пасть и страшно так рычит,

Что левая бежит домой и правая бежит.

До дома добежали, смотрите - обе тут!

Но только позабыли, как их теперь зовут.

Где левая, где правая не разобрать самим,

Скорее посмотрите и подскажите им.

Открывается сундучок. В нем подарки для детей. Браслетики на правую руку для лучшего запоминания правой и левой рук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по нетрадиционным техникам рисования "Удивительное рядом" для педагогов дошкольного образования

Мастер-класс по нетрадиционным техникам рисования, подготовка руки к письму через нетрадиционные способы рисования. Предсавлены разные техники: монотипия, кляксография, набрызг, пластилинография, рисо...

Мастер -класс "Я хочу услышать звуки, звуки жизни вокруг нас"

Ознакомление с принципами образования звуков.1.Воспитание интереса к звучащему миру.2.Развитие внимания, а также эмоциональной отзывчивости на музыку....

Мастер - класс для детей и родителей "Удивительный мир"

содействие становлению духовно-нравственной личности с направленностью на познание представления о Боге как Творце всего существующего, убеждении в Его реальности через приобщение к красоте созданного...

Клуб выходного дня Мастер класс «Коми язык вокруг нас»

Цель: создание условий для укрепления сотрудничества между детским садом и семьей и развития творческих способностей детей....

Мастер-класс «Эти удивительные кошки» (мастерим из одноразовых тарелок)

Дети очень любят мастерить поделки из необычных матириалов! Поэтому, если надоела обычная бумага, в творческий ход пойдут одноразовые картонные тарелки!!! Их мы будем превращать в замечательных кошече...

Мастер класс для педагогов "Ах, эта удивительная соль"

Знакомство педагогов с одним из видов нетрадиционной техники - рисование солью....

Родительское собрание «Мастер-класс для родителей на тему: «Удивительное рисование. Нетрадиционные техники рисования с детьми младшего возраста»

Цель мастер-класса: повысить мотивацию родителей дошкольников к использованию нетрадиционных техник рисования в развитии творческих способностей детей, познакомить родите...