Программа дополнительного образования по формированию изобразительной деятельности по средством нетрадиционных техник рисования «Волшебная кисточка»
рабочая программа (средняя группа)

Козлова Марина Васильевна

Содержание

 

1. Целевой раздел

             1.1. Пояснительная записка……………………………….……………3

             1.2. Актуальность ......................................................................................3           

             13  Цель программы……………………………………….……………4

             1.4. Задачи программы……………………………………….…………4

             1.5. Приемы и подходы в организации образовательного подхода….4

             1.6. Продолжительность реализации программы……………………...5

             1.7  Ожидаемый результат………………………………………………5

2. Учебно-тематический план занятий кружка…………………………….6

2.1.Учебно-тематический план………………………………………6

2.2.  Перспективное планирование первого года обучения  -………8

2 младшая группа

2.3.  Перспективное  планирование второго года обучения-……...15

средняя группа

2.4.  Перспективное планирование третьего года обучения –…....22

старшая группа

2.5.  Четвертый год обучения - подготовительная к школе группа…30

3. Материально-техническое обеспечение программы.

Литература……………………………………………………………….....38

Приложение

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ "СОШ"№3 г.Бийск

Программа дополнительного образования

 по формированию изобразительной деятельности по средством нетрадиционных техник рисования

«Волшебная кисточка»

Руководитель: Козлова  М.В,

Бийск, 2022

Содержание

1. Целевой раздел

             1.1. Пояснительная записка……………………………….……………3

             1.2. Актуальность ......................................................................................3            

             13  Цель программы……………………………………….……………4

             1.4. Задачи программы……………………………………….…………4

             1.5. Приемы и подходы в организации образовательного подхода….4

             1.6. Продолжительность реализации программы……………………...5

             1.7  Ожидаемый результат………………………………………………5

2. Учебно-тематический план занятий кружка…………………………….6

2.1.Учебно-тематический план………………………………………6

2.2.  Перспективное планирование первого года обучения  -………8

2 младшая группа

2.3.  Перспективное  планирование второго года обучения-……...15

средняя группа

2.4.  Перспективное планирование третьего года обучения –…....22

старшая группа

2.5.  Четвертый год обучения - подготовительная к школе группа…30

3. Материально-техническое обеспечение программы.

Литература……………………………………………………………….....38

Приложение

 

….Это правда! Ну чего же тут  скрывать?

Дети любят, очень любят рисовать!

На бумаге, на асфальте, на стене

И в трамвае на окне….

 Э. Успенский

1.1.Пояснительная записка. 

Программа дополнительного образования по формированию изобразительной деятельности по средством нетрадиционных техник рисования «Волшебная кисточка» для детей 3-7 лет имеет художественно-эстетическую направленность.

Маленькие дети иногда отказываются рисовать, объясняя свое настроение простой фразой: «Я не умею». Взрослым стоит задуматься, почему ребенок уже вынес самому себе такой приговор. Виной всему правила обучения, которые с раннего возраста сопровождают ребенка, и сравнения с другими, лучшими работами сверстников. «Держи карандаш правильно», «Не размазывай краски», «Почему ты вылез за черту», «Посмотри, как у Алеши хорошо, а у тебя плохо» – так формируется комплекс неполноценности и неуверенность в себе.

Но рисование – это не та область, где нужно следовать правилам. Именно в творчестве можно дать ребенку простор для самовыражения: выбирай, чем рисовать, на чем рисовать и как рисовать.

Веревочки, пуговички, листочки с дерева, ладошки и пальчики становятся прекрасными инструментами для создания творческих композиций. Потребность детей в передаче своих чувств удовлетворяется в рисовании не только красками. Любой красящий пигмент дает свои, особенные оттенки, которые дети тонко чувствуют. В ход идет и песок, и соль, и кофе. Удовольствию нет предела, когда нужно раскрасить пластик, гипс, стекло, ткань и другие, нетрадиционные материалы.

Альтернативное рисование – отличное средство от стресса и усталости. Оживите будни ребенка больше рисуйте!

Новизна программы заключается в использовании нетрадиционных техник рисования. Благодаря программе ребенок может побывать в сказочном мире творчества, а поможет ему в этом различные персонажи. Это может быть: капля, шарик, листок, облако, мыльный пузырь, снежинка, ниточка, абстрактное пятно и т.д.

1.2.Актуальность программы «Волшебная кисточка» заключается в том, что в процессе ее реализации раскрываются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям. Чем больше ребенок знает вариантов получения изображения посредством нетрадиционной техники рисования, тем больше у него возможностей передать свои идеи, а их может быть столько, насколько развиты у ребенка память, мышление, фантазия и воображение.

Нетрадиционная техника рисования помогает увлечь детей, поддерживать их интерес, именно в этом заключается педагогическая целесообразность программы «Волшебная кисточка».

1.3.Цель программы: формирование изобразительной деятельности по средством нетрадиционных техник рисования.

1.4.Задачи программы:

  1. Сформировать у детей технические навыки рисования.
  2. Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования.
  3. Научить создавать свой неповторимый образ, используя различные техники рисования.

 1.5. Приемы и подходы в организации образовательного подхода

 В ходе  реализации программы «Волшебная кисточка дети знакомятся со следующими техниками рисования:

  • «пальчиковая живопись» (краска наносится пальцем, ладошкой);
  • монотипия;
  • рисование свечой;
  • рисование по мокрой бумаге;
  • рисование путем разбрызгивание краски;
  • оттиски штампов различных видов;
  • «точечный рисунок»;
  • батик (узелковая техника);
  • граттаж;
  • кляксография (выдувание трубочкой, рисование от пятна);
  • рисование жесткой кистью (тычок);
  • рисование на полиэтиленовой пленке.

1.6.Продолжительность реализации программы.

Дети в возрасте 3-7 лет, посещающие детский сад. В состав группы входит не более четырнадцати человек. Набор детей носит свободный характер и обусловлен интересами воспитанников и их родителей. Программа составлена по возрастным группам и  рассчитана на четыре года. Она охватывает: вторую младшую группу – дети от 3 до 4 лет; среднюю группу – от 4 до 5 лет; старшую группу – от 5 до 6 лет; подготовительную к школе группу – от 6 до 7 лет. Периодичность занятий – один раз в неделю во вторую половину дня.

Длительность занятий:

  • вторая младшая группа - 15 минут;
  • средняя группа - 20 минут;
  •  старшая группа - 25 минут;
  • подготовительная группа – 30 минут.  
  •  Занятия кружка начинаются с октября и заканчиваются в мае.

Форма проведения занятия: совместная деятельность взрослого с детьми.

1.7.Ожидаемый  результат:

  1. Дети владеют техниками нетрадиционного рисования.
  2. Дети умеют использовать техники нетрадиционного рисования в самостоятельной деятельности.
  3. Дети создают неповторимые образы в рисунках.

2.  Содержание программы

2.1.Учебно-тематический план

Содержание системы работы и задачи художественно-творческого развития представлены по разделам:

  • «Овощи, фрукты»
  •  «Животные»
  •  «Деревья»
  •  «Цветы»
  •  «Птицы»
  •  «Сказки»
  •  «Игрушки»
  •  «Загадки»

Конкретизация задач по возрастным группам осуществляется в зависимости от возраста, показателей художественного развития детей и того содержания, которое представлено по данной возрастной группе.

           № п/п

                     Тема  занятий

Количество занятий

 1 год обучения

Октябрь

«Овощи, фрукты»

                 4

Ноябрь

«Деревья»

                 5

Декабрь

«Птицы»

                 4

Январь

«Животные»

                 4

Февраль

«Сказки»

                 4  

Март

«Цветы»

                 5

Апрель

«Игрушки»

                 4

Май

«Загадки»

                 4

                                                                       Всего за 1 год обучения: 34                     

 2 год обучения

Октябрь

«Овощи, фрукты»

                 4

Ноябрь

«Деревья»

                 5

Декабрь

«Птицы»

                 4

Январь

«Животные»

                 4

Февраль

«Сказки»

                 4

Март

«Цветы»

                 5

Апрель

«Игрушки»

                 4

Май

«Загадки»

                 4

                                                                     Всего за 2 год обучения: 34                       

 3 год обучения

Октябрь

«Овощи, фрукты»

                 4

Ноябрь

«Деревья»

                 5

Декабрь

«Птицы»

                 4

Январь

«Животные»

                 4

Февраль

«Сказки»

                 4

Март

«Цветы»

                 5

Апрель

«Игрушки»

                 4

Май

«Загадки»

                 4

                                                                     Всего за 3 год обучения: 34                      

4 год обучения

Октябрь

«Овощи, фрукты»

                 4

Ноябрь

«Деревья»

                 5

Декабрь

«Птицы»

                 4

Январь

«Животные»

                 4

Февраль

«Сказки»

                 4

Март

«Цветы»

                 5

Апрель

«Игрушки»

                 4

Май

«Загадки»

                 4

                                                   Всего за 4 год обучения: 34

                                   Общее количество занятий по Программе:  136                    

2.2.  Перспективное планирование первого года обучения  - 2 младшая группа

Месяц

      №

Тема занятия:

Программное содержание

Октябрь

1

2

3

4

«Овощи, фрукты»

«Веселый горох»

«Ягодки и яблоки на тарелке»

«Собираем урожай»

«Приглашаем снегирей»

Познакомить детей с техникой «пальчиковая живопись».

 Учить детей набирать краску на палец.  

Развивать мелкую моторику рук.

Продолжать учить детей набирать краску на палец.

 Учить ритмично наносить точки, не выходя за пределы контура.

Познакомить детей с техникой рисования «печать от руки».

 Учить ребят наносить краску на часть ладони и оставлять отпечаток на бумаге.

 Познакомить детей с техникой печатания карандашом-печаткой

 Учить изображать ягоды ритмично располагая точки на ветке рябины.

Ноябрь

5

6

7

8

9

«Деревья»

«Осенний пейзаж»

«Маленькой елочке холодно зимой»

«Деревья у озера»

«Рябинка»

«Сирень в корзине»

 Познакомить детей с новой техникой рисования на полиэтиленовой пленке.

 Учить детей наносить гуашь на пленку.

 Закрепить знание детей о цветах.

 Познакомить детей с новой техникой «монотипия».

 Учить детей наносить краску не выходя за контур.

 Закрепить умение держать правильно кисть.

 Продолжать знакомить детей с техникой «монотипия».

 Продолжать учить детей набирать гуашь на кисточку.

Учить детей рисовать на ветке ягодки (пальчиками) и листики (примакиванием).

Закрепить данные приемы рисования.

Развивать цветовосприятие, чувство композиции.

Продолжать учить детей рисовать пальчиками.

Побуждать детей к самостоятельности.

Вызвать интерес к рисованию и чувство удовлетворения от работы.

Декабрь

10

11

12

13

«Птицы»

«Веселые цыплята»

«Жили у бабуси два веселых гуся»

«Лебеди на озере»

«Люли, люли, люли,

прилетели гули».

 Продолжать знакомить детей с техникой «монотипия».

 Побуждать детей дополнять изображение деталями.

 Развивать  у детей чувства цвета и формы.

 Продолжать использовать ладонь как изобразительное средство.

 Стимулировать желание детей дополнять изображение деталями.

 Развивать воображение.

 Продолжать учить детей рисовать птиц при помощи ладони.

 Развивать тактильную чувствительность и зрительно-двигательную координацию.

 Формировать у детей осознанное отношение к порядку выполнения работы.

 Совершенствовать у детей умение делать отпечатки двумя пальчиками одновременно.

 Закрепить представление о цветах.

 Развивать ориентировку в пространстве, координацию.

Январь

14

15

16

17

«Животные»

«Котенок»

«Зайчонок»

«Ёжик»

«Киска, киска, киска брысь»

 Познакомить детей с новым способом раскрашивания «бумажная трубочка».

 Развивать творчество детей через выбор цвета.

 Учить детей рисовать трубочкой.

  Продолжать учить детей использовать трубочку как изобразительное средство.

 Развивать мелкую моторику рук.

 Продолжать формировать навыки рисования.

 Совершенствовать умение рисовать ладонью.

 Закрепить умение дорисовывать при помощи пальцев.

 Воспитывать воображение.

Продолжать учить детей рисовать при помощи пальцев.

Побуждать детей самостоятельно рисовать дорожку.

Воспитывать радостное настроение у ребят.

Февраль

18

19

20

21

«Сказки»

«Рыбки плавают, ныряют»

«Тили-бом, тили-бом, загорелся кошкин дом»

Рисование + аппликация.

 «Храбрый петушок»

«Тень, тень, потетень»

 Продолжать учить детей рисовать при помощи полиэтиленовой пленки море.

 Закрепить умение рисовать всей ладонью рыбок.

 Развитие творческого воображения.

 Закрепить навыки рисования полиэтиленовой пленкой.

 Совершенствовать технику владения кистью: свободно и уверенно вести кисть по ворсу.

 Развивать наблюдательность, чувство цвета и формы.

 Закрепить навыки рисования ладонью.

 Познакомить детей с новым приемом рисования « штампом».

 Развивать эстетическое восприятие.

Закрепить у детей  навыки использования нетрадиционной техники рисования пальцеграфия.

Развивать мелкую моторику.

Воспитывать радостное настроение от полученного результата.

Март

22

23

24

25

26

«Цветы»

«Мимоза для мамы»

«Цветок радуется солнышку»

«Цветик-семицветик»

«Цветочек»

«Цветы в вазе»

 Совершенствовать технику рисования пальцами.

 Развивать чувство ритма и цвета.

 Воспитывать интерес к отражению в рисунке своих впечатлений и представлений о природе.

  Упражнять детей в технике рисования с помощью печаток-штампов.

 Развивать чувство композиции.

 Воспитывать радостное настроение у детей.

 Совершенствование техники «монотипия».

 Закрепить умение владения кистью.

  Развивать мышление и творческое воображение.

 Закрепить умение рисовать пальчиками.

 Совершенствовать умение рисовать двумя пальчиками одновременно.

 Воспитывать у детей аккуратность при рисовании пальцами.

Совершенствовать умения и навыки рисования ладонью и пальчиками.

Закрепить у детей знание цветов.

Воспитывать радостное настроение.

Апрель

27

28

29

30

«Игрушки»

«Конь ретивый, с длинной гривой»

«Разноцветная юла»

«Самолет, самолет, ты вези меня в полет»

«Мячики»

 Учить детей наносить отпечатки пальчиками не выходя за контур.

 Продолжать совершенствовать навыки рисования двумя пальцами одновременно.

 Воспитывать аккуратность.

 Учить детей рисовать при помощи бумажных трубочек разных видов.

 Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося отпечатки трубочкой равномерно по всей поверхности рисунка.

 Воспитывать интерес к работе.

 Учить детей рисовать пятна, скатанными шариками из салфеток.

 Закрепить название цветовой гаммы.

 Развивать творческое воображение детей.

 Познакомить детей с техникой печатания пробкой, печаткой из картофеля.

 Показать прием получения отпечатка.

 Воспитывать радостное настроение от полученного результата.

   Май

31

32

33

34

«Загадки»

«Волшебные картинки»

«Солнышко проснулось, деткам улыбнулось»

«Вот и лето пришло»

«Выставка рисунков детей данной группы»

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

Развивать цветовосприятие у детей.

Совершенствовать у детей навыки использования нетрадиционной техники рисования.

Закрепить знания  и умения полученные за год.

Воспитывать у детей отзывчивость, доброту, доводить начатое до конца, следуя игровой мотивации занятия.

Закрепить умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа, используя материал: трубочки, печатки.

Закрепить умение создавать композицию, самостоятельно подбирать цветовую гамму.

Развивать воображение и творчество.

Учить детей рассматривать рисунки. Поощрять эмоциональные проявления и высказывания. Упражнять в выборе понравившихся рисунков.

2.3.  Перспективное  планирование второго года обучения - средняя группа

     Месяц

      №

Тема занятия

Программное содержание

  Октябрь

1

2

3

4

«Овощи, фрукты»

«Собираем ягоды»

«Огуречик, огуречик»

«Овощной салат»

«Апельсин и ананас»

 Продолжать учить детей технике пальчикового рисования.

 Закрепить у детей умение рисовать двумя пальчиками одновременно.

 Развивать мелкую моторику рук.

 Учить детей технике рисования боковой стороной ладони.

 Закрепить у детей представление о зеленом цвете.

 Воспитывать у ребят внимание.

 Учить ребят технике рисования боковой стороной пальца.

 Развивать чувство ритма и цвета.

 Продолжать развивать мелкую моторику рук.

 Продолжать знакомить детей с техникой рисования печать от руки.

 Продолжать учить детей наносить

на ладонь  гуашь двух цветов.

 Развивать у детей композиционные умения.

Ноябрь

5

6

7

8

9

«Деревья»

«Деревья с разноцветными листьями»

«Фруктовые деревья»

«Облетели с деревьев последние листочки»

«Осенний лес»

«Осень нашего края»

 Познакомить детей с новой техникой

«печать листьями».

 Учить ребят наносить гуашь на левую поверхность сухого листа.

 Развивать ориентировку в пространстве.

 Закрепить умение рисовать пальчиками ствол дерева.

 Совершенствовать умения у детей рисование ладошкой и штампом.

 Продолжать развивать ориентировку в пространстве.

 Продолжать учить детей технике рисования на полиэтиленовой пленке.

 Сформировать у детей представления об изменении внешнего вида деревьев.

 Воспитывать интерес к осенним явлениям природы.

Познакомить детей с новой техникой рисования – трафарет.

Показать прием печати по трафарету.

Закрепить умение рисовать пальчиками деревья. Развивать чувство композиции.

Учить детей рисовать по мокрому слою бумаги.

Продолжать учить рисовать деревья.

Подбирать колорит осени.

Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ пейзажа.

Декабрь

10

11

12

13

«Птицы»

«Два петушка ссорятся»

«Каких я видел попугаев»

«У солнышка в гостях»

«Грач»

 Совершенствовать умение делать отпечатки ладонью и дорисовывать их до определенного образа петушка.

 Учить наносить гуашь на ладонь несколько цветов одновременно.

 Развивать творческое воображение.

 Продолжать учить детей использовать технику монотипия.

 Развивать у детей чувство цвета и формы.

 Закрепить основные цвета.

  Продолжать знакомить детей с  новой техникой «рисование по сырой бумаге».

 Совершенствовать навыки рисования гуашью и кисточкой.

 Развивать мелкую моторику рук.

 Продолжать учить детей новой технике «рисование по сырой бумаге».

 Развивать у детей навык в дополнении рисунка деталями.

 Поощрять детское творчество.

Январь

14

15

16

17

«Животные»

«Ежик»

«Кто-кто в рукавичке живет»

«Звери под елочкой»

«Лев – царь зверей»

 Познакомить детей с новой техникой- кляксография.

 Учить детей дорисовывать детали, полученные в ходе изображения.

 Развивать у детей фантазию, интерес к творческой деятельности.

Продолжать  знакомить детей с  техникой - трафарет.

 Развивать у детей цветовосприятие и чувство композиции.

 Развивать фантазию.

 Продолжать знакомить детей с техникой кляксография.

 Развивать творчество у ребят через выбор цвета.

 Развивать усидчивость.

Закрепить у детей умения использовать в работе технику пальцеграфия, набрызг.

Развивать воображение.

Развивать мелкую моторику рук.

Воспитывать аккуратность в работе с гуашью.

Февраль

18

19

20

21

«Сказки»

«Жители страны Фантазии»

«Мышь и воробей»

«Ожившая сказка»

«Рисуем сказку «Колобок»

 Продолжать учить детей рисовать кляксы.

 Учить детей фантазировать.

 Закрепить название теплых оттенков.

 Упражнять детей в технике рисования с помощью трафарета.

  Развивать у детей навыки легкого прикосновения к бумаге тампоном с краской.

 Воспитывать аккуратность.

  Развивать у детей образную память, воображение, умение видеть необычное в обычном.

 Формировать умение работать над замыслом, мысленно представлять содержание своего рисунка.

 Развивать творческую фантазию, умение передавать характер рисуемого объекта, добиваясь выразительности с помощью цвета, движения, мимики, дополнительных деталей.

Продолжать учить детей рисовать при помощи трафарета.

Закрепить умение пользоваться трафаретами.

Развивать воображение, наблюдательность, внимание.

Март

22

23

24

25

26

«Цветы»

«Открытка для мамы»

«Одуванчики»

«Астры»

«Цветы на клумбе»

«Весенние цветы»

 Совершенствовать навыки детей при использовании техники рисования «печатка».

 Развивать цветовосприятие, чувство композиции.

 Развивать глазомер.

 Совершенствовать навыки рисования кляксами.

 Закрепить представление у детей о цвете и геометрической форме (круг).

 Воспитывать эстетический вкус.

 Продолжать совершенствовать навыки рисования кляксами.

 Развивать у детей координацию и силу движений.

 Воспитывать радостное настроение от полученного результата.

Закрепить навыки детей при использовании техник рисования: монотипия, штампы, кляксы.

 Продолжать учить детей подбирать яркие, контрастные цвета.

 Развивать творчество, воображение.

Совершенствовать навыки нетрадиционного рисования, используя знакомые техники.

Продолжать учить детей подбирать цветовую гамму.

Развивать творческое мышление и воображение.

Апрель

27

28

29

30

«Игрушки»

«Лошадка»

«Веселые зайчики»

«Плыви, плыви, кораблик»

«Петушок да курочка»

 Учить детей способу раскрашивания, используя яркие краски и технику рисования тычком и пальцами.

 Развивать эстетическое восприятие.

 Воспитывать интерес к народной игрушке.

 Продолжать учить детей рисовать поролоновой губкой.

 Совершенствовать умения детей подбирать цвета.

 Развивать творческое воображение детей, создавать условия для развития творческих способностей.

 Продолжать учить детей технике рисования по сырой бумаге.

 Совершенствовать навыки рисования при помощи трафарета.

Продолжать развивать мелкую моторику рук.

 Учить детей изображать игрушки, передавая сходство с реальным предметом.

 Упражнять в проведении толстых и тонких линий при помощи пальцев.

 Развивать творчество у ребят.

    Май

31

32

33

34

«Загадки»

«В гостях у красок»

«Сегодня мы волшебники»

«Подарки для кошки Мурки»

«В гостях у Королевы-кисточки»

Закрепить знания и умения детей применять в рисунке нетрадиционные техники рисования.

Поддерживать интерес к изодеятельности.

Доставить детям радость и удовольствие.

Совершенствовать навыки нетрадиционного рисования кляксография.

Развивать умение узнавать того, кто прячется в цветном пятне.

Развивать у детей фантазию, воображение.

Закрепить навыки и умения использования различных материалов для создания выразительного образа.

Воспитывать аккуратность в работе с гуашью.

Воспитывать желание помочь друг другу.

Выявить знания детей полученные за год.

Активизировать процесс выбора сюжета, цветовой гаммы.

Вызвать эмоциональный отклик, побуждать активно участвовать в развлечении.

2.4.Перспективное планирование третьего года обучения - старшая группа

Месяц

     №

       Тема занятия

Программное содержание

Октябрь

1

2

3

4

«Овощи, фрукты»

«Яблоки»

«Во саду ли, в огороде»

«Мы делили апельсин»

«Страна Лимония»

 Продолжать учить детей наносить один слой краски на другой «способом тычка».

Развивать эстетическое восприятие, способность передавать характерные особенности художественного образа.

 Воспитывать художественный вкус.

 Познакомить детей с техникой рисования свечой.

 Закрепить характерные особенности овощей: капуста, морковь.

 Развивать творческое мышление и воображение.

 Продолжать знакомить детей с техникой рисования свечой.

 Закрепить умение использовать в работе дополнительные предметы для передачи характерных признаков объектов.

 Воспитывать чувство любви к красоте родной природы.

 Продолжать вызывать у детей интерес к смешиванию красок.

 Побуждать изображать по представлению доступными им средствами выразительности.

 Развивать фантазию, воображение  детей.

Ноябрь

5

6

7

8

9

«Деревья»

«Осенние букеты»

«Осенние мотивы»

«Золотая осень»  

«Деревья смотрят в лужи»

«Сказочный лес»

 Совершенствовать навыки детей в использовании техники печатания листьями.

 Развивать у детей видение художественного образа и замысла через природные формы.

 Воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту осени.

 Совершенствовать навыки рисования кляксами.

 Продолжать помогать детям в освоении способа спонтанного рисования, когда изображаемый объект получается путем свободного нанесения пятен краски.

 Развивать интерес к нетрадиционным способам рисования.

 Продолжать обучать детей приемам работы в технике рисования свечой.

 Учить использовать в работе разнофактурный материал.

 Вызывать у детей эмоциональное, радостное отношение к яркой осенней природе средствами художественного слова, музыки, произведений живописи.

Познакомить детей с новой техникой монотия по- сырому.

Продолжать учить детей отражать особенности изображаемого предмета, используя различные нетрадиционные изобразительные техники.

Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в разных техниках.

Продолжать учить детей технике кляксография.

Закрепить навыки рисования по сырому.

Закрепить знание детей о пейзаже.

Развивать фантазию, воображение.

Декабрь

10

11

12

13

«Птицы»

«Лебедушка и петушок»

«Сова и синица»

«Воробушки зимой»

«Птицы на ветках»

 Продолжать совершенствовать умение рисовать птиц при помощи руки.

 Формировать у детей желание украшать иллюстрацию декоративными элементами.

 Развивать творческое воображение детей.

 Учить детей создавать целостность объекта из отдельных деталей, используя имеющиеся навыки: вырезывания и наклеивания.

 Закрепить технику создания изображения на плоскости и в полу объеме при помощи ватных шариков. Развивать мелкую моторику рук.

  Продолжать учить детей технике рисования по сырой бумаге.

 Закрепить умения красиво размещать изображения на листе.

 Развивать композиционные умения.

  Продолжать совершенствовать умение рисовать снегирей и синиц при помощи штампов.

 Совершенствовать технику рисования гуашевыми красками.

 Развивать эстетическое восприятие.

Январь

 

 

14

15

16

17

«Животные»

«Кони на лугу»

«Динозавры»

«Животные из «Простоквашино»

«Животные пустыни»

 Учить детей составлять композицию с фигурами лошадей.

  Продолжать учить детей рисовать способом тычка.

 Формировать умение создавать выразительный образ.

Совершенствовать навыки  рисования при помощи ладошки.

 Закрепить технику рисования пальцами.

 Развивать фантазию, творческую активность в выборе формы, цвета, дополнительных элементов.

 Продолжать осваивать способ создания знакомого образа посредством ватных шариков на горизонтальной плоскости.

 Закрепить навыки рисования гуашью, умение смешивать на палитре краску.

 Испытывать чувство удовлетворения от хорошо и красиво сделанной поделки.

Продолжать учить детей технике набрызг.

Закрепить навыки рисования при помощи трафарета.

Расширить представление детей о пустыне.

Воспитывать у ребят  интерес к природе разных климатических зон.

Февраль

18

19

20

21

«Сказки»

«Сказочная птица»

«Кто, кто в теремочке живет?»

«Дома в городе снеговиков»

«Кот, петух и лиса»

 

 

Совершенствовать навыки рисования ладошкой.

 Закрепить у детей умение смешивать краску на палитре.

 Развивать воображение, фантазию.

 Продолжать учить детей работать в технике - трафарет.

 Побуждать ребят вносить объекты для изображения в соответствии с темой и замыслом.

 Развивать умение создавать сказочные здания, передавая  особенности их строения.

 Учить детей новой технике рисования восковыми мелками и акварелью.

 Учить ребят передавать образ сказочного домика.

 Развивать чувство композиции.

Закрепить у детей умение передавать сюжет сказки, используя знакомые нетрадиционные техники рисования.

Развивать творчество, фантазию.

Развивать стремление выполнять работу красиво.

Март

22

23

24

25

26

«Цветы»

«Черемуха»

«Мимоза»

«Цветик-разноцветик»

«Цветущая клумба»

«Георгины»

 Закрепить умение рисовать ветку черемухи способом тычка.

 Формировать чувство композиции и ритма.

 Воспитывать эстетически-нравственное отношение к природе через изображение ее образа в собственном творчестве.

 Совершенствовать умение детей рисовать цветы техникой тычка.

 Развивать эстетическое восприятие окружающего мира.

 Поощрять детское творчество, инициативу.

 Расширять знания цветовой гаммы путем введения новых оттенков, освоения способов их получения.

 Закрепить навык закрашивания внутри контура.

 Развивать чувственно-эмоциональное восприятие окружающего мира.

 Совершенствовать навыки работы в технике кляксография.

 Побуждать детей вносить объекты для изображения в соответствии с темой и замыслом.

 Развивать у детей творческое воображение.

Продолжать совершенствовать умения и  навыки используя техники кляксография, набрызг.

Развивать наблюдательность.

Развивать умение предвидеть результат, достигать его.

  Апрель

27

28

29

30

«Игрушки»

«Барабан висит на ленте»

«Веселые матрешки»

«Кукла с мячиком»

«Машинки на стоянке»

 Познакомить детей с новой техникой рисования «граттаж».

 Формировать умение получать  четкий контур рисуемого объекта.

 Развивать эстетические чувства.

 Продолжать знакомить детей с техникой «граттаж».

 Учить детей выделять яркий, нарядный колорит, композицию узора.

 Воспитывать детей на народных традициях, показывая народное изобразительное искусство нераздельно от устного народного творчества.

 Совершенствовать навыки рисования используя нетрадиционную технику граттаж.

 Продолжать учить детей сильнее нажимать на изобразительный инструмент, как того требует предлагаемая техника.

 Развивать мелкую моторику рук.

  Закрепить умение передавать в рисунке характерные особенности предмета в  технике «граттаж».

 Продолжать учить создавать композицию рисунка.

 Развивать чувство ритма.

   Май

31

32

33

34

«Загадки»

«Необычные рисунки для Матроскина»

«Космический коллаж»

«Мои маленькие друзья из Простоквашино»

«Вот и лето пришло»

Закрепить у детей знание и умения в использовании нетрадиционных техник рисования.

Продолжать развивать у ребят творческое воображение, фантазию, мышление.

Воспитывать умение выслушивать ответы товарищей, не перебивать друг друга; самостоятельно выбирать способ изображения, нужный материал. Доводить начатое до конца.

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках.

Развивать воображение и творчество.

Развивать умение самостоятельно располагать изображение на листе бумаги.

Вызывать эмоциональное отношение к образу.

Закрепить умения использовать в работе нетрадиционные техники рисования тычком, по-сырому, граттаж.

Развивать чувство композиции и ритма.

Развивать у детей воображение, интерес к результатам рисования.

Понимать рисунок, как средство передачи впечатлений.

Совершенствовать умение делать отпечатки ладонями и дорисовывать их до определенного образа.

Закрепить умение продумывать расположение рисунка на листе.

Развивать воображение и творчество.

2.5.Четвертый год обучения - подготовительная группа

   Месяц

      Тема занятия

Программное содержание

Октябрь

1

2

3

4

«Овощи, фрукты»

«Овощи и фрукты-герои сказки»

«Дары природы»

«Натюрморт с арбузом»

«Фрукты»

 Продолжать учить детей смешивать цвета на палитре.

 Познакомить детей с новой техникой рисование по мятой бумаге.

 Развивать образное восприятие, чувство цвета.

 Совершенствовать технику рисования «монотипия».

 Продолжать учить детей выбирать цветовую гамму для передачи натюрморта.

 Продолжать развивать мелкую моторику рук.

 Продолжать знакомить детей с жанром натюрморта.

 Предложить детям на основе впечатлений, знаний, умений, изобразить натюрморт с арбузом используя технику трафарет и тычок.

 Развивать творческую активность.

  Продолжать совершенствовать технику по сырому с отражением.

 Учить определять место предметов в натюрморте, передавать характерные особенности предметов.

 Развивать чувство композиции.

Ноябрь

5

6

7

8

9

«Деревья»

«Ветка рябины в вазе»

«Осенняя береза»

«Дерево под ветром и дождем»

«Новогодняя елка»

«Унылая пора»

 Развивать умение планировать расположение отдельных предметов на плоскости, при использовании   нетрадиционных техник.

 Совершенствовать умение передавать в рисунке характерные особенности рябины.

 Развивать творчество, фантазию при выборе изобразительного материала.

 Познакомить детей с новой техникой «рисование свечей».

 Учить детей передавать в рисунке характерные особенности березы.

 Воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту осени.

 Продолжать знакомить детей с техникой «рисование свечей».

 Учить детей изображать различные образы деревьев.

 Развивать у ребят фантазию при выборе изобразительного материала и составление композиции.

Учить изображать деревья с помощью рисования смятой бумагой, жесткой кистью, мелками.

Продолжать обучать детей способам действий жесткой кистью.

Развивать стремление дополнять свой рисунок, вносить изображения каких-либо небольших предметов.

Продолжать учить рисовать пейзажи согласно законам композиции, используя нетрадиционные техники рисования.

Совершенствовать навыки смешивания красок.

Формировать умение получать четкий контур рисуемых объектов.

Декабрь

10

11

12

13

«Птицы»

«Снегири на ветках»

«Дятел и кукушка»

«Цапля с птенчиком»

«Голуби на черепичной крыше»

 Совершенствовать навыки рисования способом «тычка».

 Развивать умение самостоятельно создавать композицию.

 Закрепить навыки рисования при помощи трафарета.

 Продолжать учить детей рисованию свечей.

 Развивать мелкую моторику рук.

 Продолжать совершенствовать технику граттаж.

 Формировать умение получать четкий контур рисуемых объектов, сильнее нажимая на изобразительный инструмент.

 Развивать композиционное и пространственное восприятие.

Совершенствовать навыки нетрадиционной техники – трафарет.

Развивать у детей чувство цвета и композиции.

Воспитывать интерес к природе, желание отражать впечатления в изобразительной деятельности.

Январь

14

15

16

17

«Животные»

«Пушистые детеныши животных»

«Домашние животные»

«Звери в зоопарке»

«Кто живет в зимнем лесу»

 Учить детей изображать пушистого животного в какой-либо позе или движении.

 Продолжать учить детей использовать при изображении шерсти материал разного вида: поролон, трубочка.

 Развивать творческое воображение.

 Продолжать учить детей рисовать домашних животных разными материалами по фону.

 Совершенствовать умение составлять композицию, включая знакомые изображения, варьируя их размер.

 Развивать творческую активность.

 Учить детей задумывать содержание рисунка, рисовать по всему листу.

  Совершенствовать технику рисования пальцами, «кляксографией», тычком.

 Развивать любознательность.

Совершенствовать навыки изображения животных, используя нетрадиционные техники рисования.

Продолжать учить, самостоятельно выбирать технику рисования.

Развивать чувство цвета и композиции.

Февраль

18

19

20

21

«Сказки»

«Лиса и журавль»

«Фонари в городе Снеговиков»

«Сказочный подсолнух»

«Сказочный дом – гриб»

 Закрепить навыки рисования  «по сырому».

 Закрепить умение смешивать на палитре краску.

 Развивать у детей усидчивость.

 Познакомить детей с новой техникой «батик».

 Учить детей рисовать по ткани.

 Формировать эстетический вкус.

 Продолжать знакомить детей с техникой «батика».

 Развивать у детей чувство цветовосприятия.

 Воспитывать интерес к осенним явлениям природы.

Учить детей самостоятельно придумывать и изображать дом-гриб, при помощи нетрадиционных техник рисования.

Развивать воображение, фантазию.

Развивать мелкую моторику.

Март

22

23

24

      25

26

«Цветы»

«Цветы в вазе»

«Цветочек в горшочке»

«Маки»

«Цветок, который смотрит в воду»

«Нарцисс»

«Волшебный цветок»

 Совершенствовать технику рисования «граттаж».

 Продолжать формировать чувство композиции и ритма.

 Развивать чувственно – эмоциональное восприятие окружающего мира.

 Закрепить приемы работы в  технике кляксография.

 Продолжать учить детей передавать в работе характерные особенности внешнего вида разных цветов.

 Способствовать расширению знаний о многообразии растительного мира.

Продолжать совершенствовать технику изображения - граттаж.

Совершенствовать приемы работы с острым краем палочки.

Воспитывать уверенность, инициативность в опытном освоении новых художественных материалов и способов работы с ними.

Продолжать учить детей навыкам рисования техникой «батик».

Продолжать учить детей рисовать по ткани, используя гуашь.

Закрепить представление о внешнем виде цветка.

Совершенствовать навыки рисования в технике батик.

Формировать умения и навыки рисования по ткани.

Воспитывать воображение, фантазию.

Апрель

      27

28

29

30

       «Игрушки»

«Веселые человечки»

«Золотой петушок»

«Баба Яга и леший»

«Игрушки для детского сада»

 Продолжать знакомить детей с техникой граттаж.

 Закрепить и усложнить способ изображения  фигурки человека.

 Воспитывать у детей аккуратность в работе.

 

 Совершенствовать навыки изображения сказочного персонажа, выполняя работу в технике тампонирование.

 Закрепить знание детей о цветовой гамме.

 Развивать глазомер, мелкую моторику рук.

 Учить детей изображать при помощи деревянной и ватной палочек, способов действий и взаимоотношений героев.

 Развивать чувство композиции.

 Развивать интерес к народному творчеству.

 Учить детей видеть и передавать в рисунке характерные особенности форм предметов.

 Продолжать учить детей использовать техники рисования: пальцеграфия, штампы, печатки, набрызг.

 Развивать самостоятельность, творческую активность.

  Май

31

32

33

34

«Загадки»

«Загадочный мир космоса»

«С днем рождения, поселок»

«Мир, в котором мы живем»

«КВН по изобразительной деятельности»

Совершенствовать умения и навыки подбирать материал, соответствующий технике нетрадиционного рисования.  

Продолжать учить детей создавать многоплановую сюжетную композицию.

Закрепить знания детей о различных техниках рисования: батик, граттаж, кляксография.

Развивать фантазию, воображение детей.

Развивать мелкую моторику.

Учить детей рисовать праздничный поселок, передавая архитектурные особенности зданий.

Продолжать совершенствовать навыки детей выбирать необходимые для рисунка материалы: акварель, восковые мелки, гуашь, трубочки, палочки и т.д.

Воспитывать любовь к родному поселку.

Показать целостность окружающего мира, раскрыть образ природы.

Обратить внимание на разнообразие цвета и цветовых оттенков.

Совершенствовать технические навыки в рисовании граттажем.

Развивать наблюдательность.

Развивать, совершенствовать, закреплять полученные навыки и умения нетрадиционной техники рисования.

Расширять знания детей о видах и жанрах изобразительного искусства, их особенностях.

Воспитывать художественное восприятие детьми произведений искусства.

Доставить детям радость, уверенность в своих силах через развлекательный досуг, посвященный изобразительно-художественному искусству.

Литература

1.        Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Москва-Синтез; М.: ТЦ Сфера, 2003. – 96с.; илл.

2.        Воспитатель Дошкольного Образовательного Учреждения №3/2008; №5,7/2009

3.        Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 и 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.

4.        Комарова Т.С.  Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.- 192с.: цв.вкл.

5.        Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2008. -144с., 16 л. вкл.

6.        Пастухова Г.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. (1 и 2 части). Издательство «Центр Проблем Детства», 1996.

7.        Шкидская И.О. Аппликации из пластилина. – Ростов н/Д : Феникс, 2008. – 87.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы кружка по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования во второй младшей группе «Радуга красок»

Цель программы: развитие художественно – творческих способностей детей 3 – 4 лет.Задачи: Развивать творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознате...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дополнительному образованию дошкольников: с использованием нетрадиционных техник рисования «ВОЛШЕБНАЯ КИСТОЧКА»

Дошкольный возраст - наиболее целесообразный период для эстетического и художественного развития, т. к. именно в этом возрасте дети обладают большим потенциалом фантазии, творчества, основанного на с...

Образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования «Волшебная кисточка»

Образовательная программа дополнительного образованияпо художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования«Волшебная кисточка»...

Программа кружковой работы по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования «Волшебная кисточка»

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Каждому ребёнку интересно рисовать пальчиками, делать рису...

Программа дополнительного образования по нетрадиционной технике рисования «Волшебная кисточка» для детей 3-7 лет

Общеобразовательная программа Художественно-эстетической направленности...

Программа дополнительного образования по нетрадиционной технике рисования «Волшебная кисточка»

Общеобразовательная программаХудожественно-эстетической направленности Программадополнительного образованияпо нетрадиционной технике рисования«Волшебная кисточка»для детей 3-7 летСрок...